Стационарная экспертиза
проводится комиссией в составе обычно трех врачей-психиатров (председателя,
докладчика и еще одного члена комиссии), а в особо сложных случаях — комиссией
расширенного состава.
Срок стационарного исследования
не должен превышать 30 дней, однако по мотивированному заключению комиссии
экспертов этот срок может быть продлен лицом (органом), назначившим
экспертизу.
2. Амбулаторная. В рамках
экспертизы данного вида соответствующие вопросы разрешаются в амбулаторных
условиях. Такие экспертизы проводятся комиссиями в составе не менее трех врачей-психиатров
— председателя и двух членов комиссии, один из которых выполняет функции
докладчика. Максимальный срок производства амбулаторной экспертизы составляет
20 дней.
Недостающие для исследования
материалы должны быть своевременно запрошены у лица (органа), назначившего
экспертизу. Их непоступление в течение 30 дней является основанием для вывода о
невозможности дать заключение.
Убедившись в невозможности
решить поставленные вопросы в амбулаторных условиях, экспертная комиссия может
дать заключение о необходимости производства стационарной экспертизы.
3. Экспертиза по месту
расследования или рассмотрения уголовного дела. Такая экспертиза возможна в
кабинете следователя, подходящем помещении изолятора временного содержания, в
судебном заседании. Она производится в сравнительно простых случаях, одним
врачом-психиатром или комиссией в количестве не менее трех врачей.
Необходимость проведения
психиатрической экспертизы в судебном заседании обычно бывает обусловлена
следующими факторами: а) сомнением в правильности ранее данного заключения; б)
наличием признаков изменения психического состояния подэкспертного; в) появлением
новых данных, могущих иметь значение для правильного разрешения дела. По
результатам экспертизы рассматриваемого вида дается письменное заключение.
Будучи составлено в судебном заседании, оно по мере необходимости разъясняется
экспертом (экспертами).
При невозможности решения
поставленных вопросов в рамках такой экспертизы дается заключение о необходимости
производства амбулаторной или стационарной экспертизы.
4. Заочная. Проводится в
несложных случаях, когда: а) непосредственное исследование субъекта невозможно,
например, из-за смерти потерпевшего; б) можно обойтись без непосредственного
исследования обвиняемого, подозреваемого, свидетеля или
потерпевшего.
Производится одним экспертом или
комиссией из нескольких врачей-психиатров в количестве не менее трех человек,
путем изучения материалов дела.
Судебно-психологическая
экспертиза
Данная экспертиза назначается в
случаях, когда для выяснения важных для дела обстоятельств требуются
специальные психологические знания. Судебно-психологическая экспертиза направлена
на исследование явлений психики и потому проводится преимущественно в отношении
психически здоровых людей.
1 Временное расстройство
душевного здоровья необходимо отличать от состояния сильного душевного
волнения, установление которого осуществляется следователем или судьей и не
входит в компетенцию эксперта.
Назначение судебно-психологической
экспертизы целесообразно, если психическое здоровье направляемых на экспертизу
лиц не вызывает сомнения у представителей следственных органов или подтверждено
заключением судебно-психиатрической экспертизы. Поэтому судебно-психологическая
экспертиза не должна предшествовать судебно-психиатрической или проводиться параллельно
с ней.
Основными задачами данной
экспертизы являются:
1. Установление способности
психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие
значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.
Поводами для назначения
судебно-психологической экспертизы в целях решения такой задачи могут служить:
данные о малолетнем возрасте, низком уровне интеллектуального развития,
недостаточном овладении активной речью, характерологических особенностях
соответствующего лица; сомнения в способности правильно воспринимать важные
для дела обстоятельства и давать о них показания, основанные на оценке условий
восприятия (быстротечность событий, множественность раздражителей, одновременно
воздействующих на субъекта, состояние повышенной психической напряженности в
момент восприятия и др.); данные о характере воспринимавшегося раздражителя
(сила — слабость); несоответствие показаний определенного лица другим
материалам дела.
2. Установление способности
психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать
характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление
виновному.
Наиболее распространенными
поводами для решения этой задачи являются: данные о пассивном поведении
субъекта в определенной ситуации, отсутствие глубоких эмоциональных реакций на
случившееся; предположение относительно не связанного с психическими заболеваниями
отставания потерпевшего в психическом развитии; сведения о некоторых
характерологических особенностях (вялость, пониженная активность,
неуверенность в себе, застенчивость, замкнутость и пр.) или о неблагоприятных
условиях воспитания (систематическое подавление родителями самостоятельности
ребенка, излишнее ограждение от трудностей) и недостатках полового воспитания
в семье и школе.
3. Установление способности
отстающих в психическом развитии несовершеннолетних обвиняемых полностью
сознавать значение своих действий и определение степени способности руководить
своими действиями.
На возможность отставания в
развитии психически здорового подростка могут указывать: данные о его
педагогической запущенности, "детскости" поведения, легкомысленном отношении
к своим противоправным действиям, несоразмерность объективного содержания поведения
с субъективно преследуемыми подростком целями; свидетельские показания,
говорящие о заметном отличии подростка от основной массы его сверстников.
4. Установление наличия или
отсутствия у обвиняемого в момент совершения противоправных действий состояния
физиологического аффекта или иных эмоциональных состояний, способных
существенно повлиять на его сознание и деятельность.
Поводами для назначения в таких
случаях судебно-психоло-гической экспертизы могут служить: сведения о реально
существовавших условиях, способствовавших накоплению отрицательных эмоциональных
переживаний, возникновению стойких состояний нервно-психической напряженности
(стресса), хронической неудовлетворенности потребностей (фрустрация) и т.п.;
данные о конфликтном характере ситуации, в которой было совершено
преступление, в частности о том, что действия потерпевшего или иных лиц препятствовали
реализации ведущих мотивов поведения обвиняемого, затрагивали его наиболее значимые
интересы; показания свидетелей об изменениях внешнего вида, голоса, моторики у
обвиняемого; факты частичного забывания обвиняемым отдельных элементов
ситуации преступления.
5. Установление, находился ли
обвиняемый в период, предшествовавший совершению преступления, и (или) в
момент совершения преступления в эмоциональном состоянии, существенно влияющем
на способность правильно осознавать явления действительности, содержание
конкретной ситуации и на способность произвольно регулировать свое поведение. К
данной категории могут быть отнесены эмоциональные состояния типа сильного
нервно-психического напряжения.
6. Установление возможности
возникновения у субъекта различных психических состояний или выявление
индивидуально-психологических особенностей, делающих невозможным или затрудняющих
выполнение профессиональных функций (в авиации, автомобильном и железнодорожном
транспорте, в работе оператора автоматизированных систем на производстве и
т.п.).
К числу поводов для назначения
судебно-психологической экспертизы в связи с расследованием причин происшествий
на транспорте и производстве в первую очередь относятся предположения о том,
что требования ситуации превышали индивидуально-психологические и профессиональные
возможности людей, управляющих техникой. Этому могут способствовать утомление,
вызванное действием посторонних раздражителей, сильное эмоциональное напряжение,
состояние растерянности и другие психологические факторы.
7. Установление наличия или
отсутствия у лица в период, предшествовавший смерти, психического состояния,
предрасполагающего к самоубийству. Это требует проведения посмертной судебно-психологической
экспертизы, которая может оказаться полезной, если следственные органы располагают
сведениями о совершении определенными людьми действии, провоцирующих самоубийство
(доведение до самоубийства), а также при возникновении предположения
относительно инсценирования самоубийства.
8. Установление у субъекта
конкретных индивидуально-психологических свойств, эмоционально-волевых
особенностей, черт характера (например, повышенной внушаемости, импульсивности,
подражательности, повышенной возбудимости и др.), способных существенно влиять
на содержание и направление действий в определенной ситуации, в частности,
способствовать совершению противоправных действий.
Выяснение субъективной стороны
преступления иногда осложняется трудностями в раскрытии психологических
мотивов поведения (не только преступного) обвиняемого, специфики его характера,
направленности интересов и т.п., связи этих особенностей с противоправными
поступками. В подобных случаях большое значение имеет создание с
использованием специальных психологических знаний и методов "психологического
портрета" испытуемого. Одним из средств преодоления указанных трудностей
является экспертное психологическое исследование личности обвиняемого.
Необходимо отметить, что "психологический портрет" испытуемого не
может быть исчерпывающе полным, в нем бывают представлены некоторые стороны
психического облика испытуемого.
Данные о психологических
особенностях участников уголовного процесса могут быть необходимы для
выявления причин и поводов противоправных действий, использованы для характеристики
личности, оценки достоверности показаний и в иных целях.
Специальных учреждений
судебно-психологической экспертизы в России пока нет. Проведение данной
экспертизы может быть поручено специалистам в области психологии, работающим в
соответствующих научных учреждениях и учебных заведениях. Широко практикуется
привлечение в качестве экспертов-психологов сотрудников факультетов психологии
университетов и преподавателей кафедр психологии педагогических институтов.
Судебно-психологическая
экспертиза проводится амбулаторно комиссией экспертов или одним экспертом (если
создание экспертной комиссии невозможно) В следственной практике иногда
возникает необходимость в проведении комплексной психолого-психиатрической экспертизы.
Этот вид экспертизы применим в первую очередь в отношении признанных вменяемыми
несовершеннолетних обвиняемых, страдающих олигофренией, неврозами,
психопатиями, имеющих признаки психофизического инфантилизма, дебильности,
остаточных явлений органического поражения центральной нервной системы.
Цель комплексной
психолого-психиатрической экспертизы состоит в более дифференцированной, чем
при проведении судебно-психиатрической экспертизы, оценке индивидуальных возможностей
несовершеннолетнего полностью сознавать значение своих действий и определении,
в какой мере он мог руководить своими действиями.
Комплексная
психолого-психиатрическая экспертиза может проводиться также в отношении свидетелей
и потерпевших
II. Основные понятия судебной экспертизы. Общие правила ее назначения
и оценки
Экспертиза — одна из форм
применения научно-технических достижений в деятельности правоохранительных
органов, преимущественно уголовно-процессуальной. Она представляет собой
назначаемое и осуществляемое с соблюдением определенных правовых норм исследование
на основе применения специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле
и даче заключения, которому закон придает значение источника доказательств
(средства доказывания).
Основное содержание экспертизы в
уголовном судопроизводстве составляет анализ определенных данных с целью
установления новых фактов, имеющих значение для предварительного расследования
преступлений или рассмотрения уголовных дел в суде. Не являются экспертизой
действия специалиста, которые сводятся к обнаружению, фиксации, изъятию,
осмотру вещественных доказательств, оказанию помощи следователю или суду в
подготовке и назначении экспертизы. Вывод специалиста, сделанный при оказании
помощи следователю или суду, имеет не доказательственное, а лишь оперативное
(ориентирующее) значение.
Не обладают статусом экспертного
заключения различного рода справки по результатам исследований, проведенных без
соблюдения правовых норм, регламентирующих экспертизу, например, справка органа
внутренних дел о тождестве лица, след пальца которого обнаружен на месте
происшествия, с лицом, состоящим на Дактилоскопическом учете. Эта и подобная ей
справка, выданная вне рамок судебной экспертизы, подпадает под признаки такого
источника доказательств, как документ, предусмотренный ст. 88 УПК, и не может
рассматриваться как экспертное заключение.
Правовой регламент, определяющий
назначение и проведение экспертизы, не распространяется также на деятельность
сведущих лиц, выполняющих функции ревизоров и технических ин
спекторов, акты которых по результатам соответственно
ревизии и специального (служебного, ведомственного) расследования нередко используются
в уголовном судопроизводстве.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|