на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Судебно-медицинская экспертиза

Стационарная экспертиза проводится комиссией в составе обычно трех врачей-психиатров (председателя, докладчика и еще одного члена комиссии), а в особо сложных случаях — комиссией расширенного состава.

Срок стационарного исследования не должен превышать 30 дней, однако по мотивированному заключению комиссии экспер­тов этот срок может быть продлен лицом (органом), назначившим экспертизу.

2. Амбулаторная. В рамках экспертизы данного вида соответ­ствующие вопросы разрешаются в амбулаторных условиях. Такие экспертизы проводятся комиссиями в составе не менее трех вра­чей-психиатров — председателя и двух членов комиссии, один из которых выполняет функции докладчика. Максимальный срок про­изводства амбулаторной экспертизы составляет 20 дней.

Недостающие для исследования материалы должны быть свое­временно запрошены у лица (органа), назначившего экспертизу. Их непоступление в течение 30 дней является основанием для вывода о невозможности дать заключение.

Убедившись в невозможности решить поставленные вопросы в амбулаторных условиях, экспертная комиссия может дать заключе­ние о необходимости производства стационарной экспертизы.

3. Экспертиза по месту расследования или рассмотрения уголовного дела. Такая экспертиза возможна в кабинете следова­теля, подходящем помещении изолятора временного содержания, в судебном заседании. Она производится в сравнительно простых случаях, одним врачом-психиатром или комиссией в количестве не менее трех врачей.

Необходимость проведения психиатрической экспертизы в судебном заседании обычно бывает обусловлена следующими фак­торами: а) сомнением в правильности ранее данного заключения; б) наличием признаков изменения психического состояния подэкс­пертного; в) появлением новых данных, могущих иметь значение для правильного разрешения дела. По результатам экспертизы рассматриваемого вида дается письменное заключение. Будучи составлено в судебном заседании, оно по мере необходимости разъ­ясняется экспертом (экспертами).

При невозможности решения поставленных вопросов в рам­ках такой экспертизы дается заключение о необходимости произ­водства амбулаторной или стационарной экспертизы.

4. Заочная. Проводится в несложных случаях, когда: а) непо­средственное исследование субъекта невозможно, например, из-за смерти потерпевшего; б) можно обойтись без непосредственного

619


исследования обвиняемого, подозреваемого, свидетеля или потер­певшего.

Производится одним экспертом или комиссией из нескольких врачей-психиатров в количестве не менее трех человек, путем изу­чения материалов дела.

Судебно-психологическая экспертиза

Данная экспертиза назначается в случаях, когда для выяснения важных для дела обстоятельств требуются специальные психологические знания. Судебно-психологическая экспертиза на­правлена на исследование явлений психики и потому проводится преимущественно в отношении психически здоровых людей.

1 Временное расстройство душевного здоровья необходимо отличать от состояния сильного душевного волнения, установление которого осуществ­ляется следователем или судьей и не входит в компетенцию эксперта.

Назначение судебно-психологической экспертизы целесообраз­но, если психическое здоровье направляемых на экспертизу лиц не вызывает сомнения у представителей следственных органов или подтверждено заключением судебно-психиатрической экспертизы. Поэтому судебно-психологическая экспертиза не должна предше­ствовать судебно-психиатрической или проводиться параллельно с ней.

Основными задачами данной экспертизы являются:

1. Установление способности психически здоровых обвиняе­мых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

Поводами для назначения судебно-психологической экспер­тизы в целях решения такой задачи могут служить: данные о ма­лолетнем возрасте, низком уровне интеллектуального развития, недостаточном овладении активной речью, характерологических особенностях соответствующего лица; сомнения в способности пра­вильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них показания, основанные на оценке условий восприятия (быст­ротечность событий, множественность раздражителей, одновремен­но воздействующих на субъекта, состояние повышенной психиче­ской напряженности в момент восприятия и др.); данные о харак­тере воспринимавшегося раздражителя (сила — слабость); несоот­ветствие показаний определенного лица другим материалам дела.

2. Установление способности психически здоровых потерпев­ших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивле­ние виновному.

Наиболее распространенными поводами для решения этой задачи являются: данные о пассивном поведении субъекта в опре­деленной ситуации, отсутствие глубоких эмоциональных реакций на случившееся; предположение относительно не связанного с пси­хическими заболеваниями отставания потерпевшего в психическом развитии; сведения о некоторых характерологических особенно­стях (вялость, пониженная активность, неуверенность в себе, за­стенчивость, замкнутость и пр.) или о неблагоприятных условиях воспитания (систематическое подавление родителями самостоятель­ности ребенка, излишнее ограждение от трудностей) и недостат­ках полового воспитания в семье и школе.

3. Установление способности отстающих в психическом раз­витии несовершеннолетних обвиняемых полностью сознавать зна­чение своих действий и определение степени способности руково­дить своими действиями.

На возможность отставания в развитии психически здорового подростка могут указывать: данные о его педагогической запущен­ности, "детскости" поведения, легкомысленном отношении к своим противоправным действиям, несоразмерность объективного содер­жания поведения с субъективно преследуемыми подростком целями; свидетельские показания, говорящие о заметном отличии под­ростка от основной массы его сверстников.

4. Установление наличия или отсутствия у обвиняемого в мо­мент совершения противоправных действий состояния физиологи­ческого аффекта или иных эмоциональных состояний, способных существенно повлиять на его сознание и деятельность.

Поводами для назначения в таких случаях судебно-психоло-гической экспертизы могут служить: сведения о реально сущест­вовавших условиях, способствовавших накоплению отрицательных эмоциональных переживаний, возникновению стойких состояний нервно-психической напряженности (стресса), хронической неудов­летворенности потребностей (фрустрация) и т.п.; данные о конфликт­ном характере ситуации, в которой было совершено преступление, в частности о том, что действия потерпевшего или иных лиц пре­пятствовали реализации ведущих мотивов поведения обвиняемо­го, затрагивали его наиболее значимые интересы; показания сви­детелей об изменениях внешнего вида, голоса, моторики у обви­няемого; факты частичного забывания обвиняемым отдельных эле­ментов ситуации преступления.

5. Установление, находился ли обвиняемый в период, предше­ствовавший совершению преступления, и (или) в момент соверше­ния преступления в эмоциональном состоянии, существенно влияю­щем на способность правильно осознавать явления действительно­сти, содержание конкретной ситуации и на способность произвольно регулировать свое поведение. К данной категории могут быть от­несены эмоциональные состояния типа сильного нервно-психиче­ского напряжения.

6. Установление возможности возникновения у субъекта раз­личных психических состояний или выявление индивидуально-пси­хологических особенностей, делающих невозможным или затруд­няющих выполнение профессиональных функций (в авиации, ав­томобильном и железнодорожном транспорте, в работе оператора автоматизированных систем на производстве и т.п.).

К числу поводов для назначения судебно-психологической экспертизы в связи с расследованием причин происшествий на транспорте и производстве в первую очередь относятся предполо­жения о том, что требования ситуации превышали индивидуаль­но-психологические и профессиональные возможности людей, управляющих техникой. Этому могут способствовать утомление, вызванное действием посторонних раздражителей, сильное эмо­циональное напряжение, состояние растерянности и другие психо­логические факторы.

7. Установление наличия или отсутствия у лица в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предраспола­гающего к самоубийству. Это требует проведения посмертной су­дебно-психологической экспертизы, которая может оказаться по­лезной, если следственные органы располагают сведениями о совершении определенными людьми действии, провоцирующих са­моубийство (доведение до самоубийства), а также при возникнове­нии предположения относительно инсценирования самоубийства.

8. Установление у субъекта конкретных индивидуально-пси­хологических свойств, эмоционально-волевых особенностей, черт характера (например, повышенной внушаемости, импульсивности, подражательности, повышенной возбудимости и др.), способных существенно влиять на содержание и направление действий в оп­ределенной ситуации, в частности, способствовать совершению противоправных действий.

Выяснение субъективной стороны преступления иногда ослож­няется трудностями в раскрытии психологических мотивов пове­дения (не только преступного) обвиняемого, специфики его харак­тера, направленности интересов и т.п., связи этих особенностей с противоправными поступками. В подобных случаях большое зна­чение имеет создание с использованием специальных психологи­ческих знаний и методов "психологического портрета" испытуемо­го. Одним из средств преодоления указанных трудностей является экспертное психологическое исследование личности обвиняемого. Необходимо отметить, что "психологический портрет" испытуемо­го не может быть исчерпывающе полным, в нем бывают представ­лены некоторые стороны психического облика испытуемого.

Данные о психологических особенностях участников уголов­ного процесса могут быть необходимы для выявления причин и поводов противоправных действий, использованы для характери­стики личности, оценки достоверности показаний и в иных целях.

Специальных учреждений судебно-психологической экспер­тизы в России пока нет. Проведение данной экспертизы может быть поручено специалистам в области психологии, работающим в соответствующих научных учреждениях и учебных заведениях. Широко практикуется привлечение в качестве экспертов-психо­логов сотрудников факультетов психологии университетов и пре­подавателей кафедр психологии педагогических институтов.

Судебно-психологическая экспертиза проводится амбулаторно комиссией экспертов или одним экспертом (если создание экс­пертной комиссии невозможно) В следственной практике иногда возникает необходимость в проведении комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Этот вид экспертизы применим в первую очередь в отношении признанных вменяемыми несовер­шеннолетних обвиняемых, страдающих олигофренией, неврозами, психопатиями, имеющих признаки психофизического инфантилиз­ма, дебильности, остаточных явлений органического поражения центральной нервной системы.

Цель комплексной психолого-психиатрической экспертизы состоит в более дифференцированной, чем при проведении судебно-психиатрической экспертизы, оценке индивидуальных возмож­ностей несовершеннолетнего полностью сознавать значение своих действий и определении, в какой мере он мог руководить своими действиями.

Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза может проводиться также в отношении свидетелей и потерпевших

II.  Основные понятия судебной экспертизы. Общие правила ее назначения и оценки

Экспертиза — одна из форм применения науч­но-технических достижений в деятельности пра­воохранительных органов, преимущественно уголовно-процессуальной. Она представляет со­бой назначаемое и осуществляемое с соблюде­нием определенных правовых норм исследование на основе при­менения специальных знаний в науке, технике, искусстве или ре­месле и даче заключения, которому закон придает значение ис­точника доказательств (средства доказывания).

Основное содержание экспертизы в уголовном судопроизвод­стве составляет анализ определенных данных с целью установле­ния новых фактов, имеющих значение для предварительного рас­следования преступлений или рассмотрения уголовных дел в суде. Не являются экспертизой действия специалиста, которые сво­дятся к обнаружению, фиксации, изъятию, осмотру вещественных доказательств, оказанию помощи следователю или суду в подго­товке и назначении экспертизы. Вывод специалиста, сделанный при оказании помощи следователю или суду, имеет не доказатель­ственное, а лишь оперативное (ориентирующее) значение.

Не обладают статусом экспертного заключения различного рода справки по результатам исследований, проведенных без соблюде­ния правовых норм, регламентирующих экспертизу, например, справка органа внутренних дел о тождестве лица, след пальца ко­торого обнаружен на месте происшествия, с лицом, состоящим на Дактилоскопическом учете. Эта и подобная ей справка, выданная вне рамок судебной экспертизы, подпадает под признаки такого источника доказательств, как документ, предусмотренный ст. 88 УПК, и не может рассматриваться как экспертное заключение.

Правовой регламент, определяющий назначение и проведе­ние экспертизы, не распространяется также на деятельность сведущих лиц, выполняющих функции ревизоров и технических ин

спекторов, акты которых по результатам соответственно ревизии и специального (служебного, ведомственного) расследования нередко используются в уголовном судопроизводстве.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.