на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Теория Государства и права

3.   Формы права: понятия и виды. Источники права.

В юридической науке различают внутренюю и внешнюю формы права. Стурктура права, его содержание составляют его внутреннюю форму. Внешняя форма права составляет комплекс юридических источников. Термины "форма права" и "источник права" тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Форма права показывает организацию его содержания и внешнее выражение, а источник права - истоки формирования права, факторы, определяющие его содержание и формы выражения.

Правоведение различает материальные, идеальные и юридические источники права.

Материальные источники лежат в основе потребности развития общества, в базисных его отношениях.

Внешние факторы воздействия - правосознание, политическая ориентация, международные и внутриполитические влияния составляют источник права в идеальном смысле.

Юридическим источником является сам юридический акт, который получает реальное выражение объективных потребностей общественного развития.

Помимо этого на формирование права действуют и другие обстоятельства: политические, экономические, социальные, национальные, религиозные и т.п. Они могут быть объективными (не зависящами от воли и желания людей) и субъективными - результатом партийной борьбы, законодательной инициативой и т.п.

Взаимосвязь системы источников права и его внешнего выражения определяет специфику правовых систем. В одних системах преимущество получили преценденты и судебные решения, в других делегированное законодательство, в третьих - правовые акты парламентов, в четвертых - религиозные нормы.   

В российской правовой системе утверждались такие формы права, как правовой обычай, правовой прецедент, договор с нормативным содержанием и нормативно- правовой акт.

Правовой обычай - одна из древнейших разновидностей социальных норм. Они возникали как устойчивая форма обобщения наиболее рациональных вариантов общественно значимого поведения людей, общение их между собой. Их социальная значимость вызвала к жизни необходимость обеспечения реализации этих норм со стороны общества, государства.

Обычай исторически и фактически предшествовал закону. Он и сейчас играет регулирующую функцию в отношениях, когда вмешательство законодателя преждевременно или нежелательно. Нередко обычаи возводятся в ранг права.

Правовой прецедент представляет собой решение государственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем расследовании аналогичных дел.

Как источник права юридический прецедент получил наиболее широкое распространение в системе общего права (Англия, США, Канада, Австралия), где он имеет силу законодательного акта. В росссийской правовой системе его элементы играют роль в деятельности Конституционного, Верховного и Арбитражного судов, разъяснения которых являются руководящими в принятии решений в судебных разбирательствах нижестоящих судебных органов. 

Прецедент может быть как судебным, так и административным. Однако, чем выше положение суда, тем меньше он связан прецедентами.

Договор с нормативным содержанием.

Он имеет следующие свойства:

1.   Содержит норму общего содержания,

2.   Добровольность заключения,

3.   Общность интереса,

4.   Равенство сторон,

5.   Согласие участников по всем существенным аспектам договора,

6.   Эквивалентность и возмездность,

7.   Взаимную ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение принятых обязательств,

8.   Правовое обеспечение.

Нормативные договоры получили широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, международном и других отраслях права. Они бывают внутригосударственными и международными, учредительными и обычными, типовыми и текущими. К их числу отсятся договоры между администрацией предприятия и его профсоюзной организацией. Эти договоры регулируют трудовые отношения.

Нормативно- правовые акты - основные и наиболее совершенные формы современного права. Документальная форма их исполнения позволяет оперативно знакомить с их содержанием население. Их характеризуют присущие только им признаки:

1.     Нормативные акты есть результат правотворческой деятельности компетентных органов и должностных лиц государства, а также уполномоченных на то общественных объединений и организаций;

2.     Они содержат в себе общеобязательные нормы поведения;

3.     Содержащиеся в них предписания являются выражением государственной воли;

4.     Принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке;

5.     Имеют строго определенную документальную форму (закон, указ, постановление и т.д.);

6.     Направление на регулирование наиболее типичных, массовых отношений, в то время как акты применения норм права касаются лишь конкретных жизненных случаев, ситуаций, обстоятельств;

7.     Рассчитана на постоянное либо длительное действие, тогда как правоприменительные акты - на однократную реализацию;

8.     Нормативные акты неперсонифицированы, адресуются либо ко всем, либо к неопределено большому числу субъектов, а акт применения     правовой нормы имеет конкретного адресата.

Нормативно-правовой акт - это официально изданный в особом порядке документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.

Все нормативно-правовые акты функционируют как единая правовая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.

Система нормативных актов в Российской Федерации включает в себя правовые акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, местного самоуправления, акты прямого народного волеизъявления.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:

-нормативные акты государственных органов;

- нормативные акты общественных объединений ( кооперативных, акционерных, профессиональных и т.п. );  

-совместные акты  ( государственных и негосударственных организаций );

-нормативные акты, принятые в порядке референдума.

В зависимости от сферы действия  нормативные акты делятся на :

-     общефедеральные;

-     акты субъектов федерации;

-     акты органов местного самоуправления;

-     локальные акты ( регулирующие отношения внутри организации, предприятия, учреждения).

Срок действия различает:

-     акты неопределенно длительного действия;

-     временные акты.

В зависимости от юридической силы  нормативно - правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Законы занимают главное место в системе правовых актов. Их ведущее положение определяется следующим:

Во-первых, они принимаются только представительными органами государственной власти или народом в порядке референдума.

Во-вторых, обладают высшей юридической силой; никто не вправе отменить закон, кроме органа, который его издал.

В-третьих, регулируют наиболее важные основополагающие отношения: государственный строй, компетенция звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан.

В-четвертых, содержат нормы первичного, исходного характера.

В-пятых, принимаются в особом процессуальном порядке.

Таким образом,  закон - это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Законы подразделяются на конституционные и текущие.

Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства.  К ним относятся Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретезирующие ее содержание.

Конституция  является основным законом государства. Ее сущность состоит в том, что она отражает расстановку политических сил в обществе, юридически закрепляет баланс их интересов. Различают фактическую и юридическую конституции. Фактическая конституция - это реальные отношения в обещстве. Юридическая конституция преставляет собой правовове оформление этих отношений.

Конституция занимает главное место в системе норматичвно- правовых актов, которое определяется ее особыми свойствами и особой ролью.

Приоритетное значение Конституции состоит в том, что она, как акт высшей юридической силы, составляет нормативную базу всего текущего законодательства. Значимость ее еще больше возрастает в федеративном государстве, где она является основой для развития не только текущих законов, но и конституции субъектов Федерации.

Выполняя непосредственно регулятивную функцию, Конституция призвана обеспечить внутреннее единство норм национальной правовой системы и эффективные правовые связи с зарубежными правовыми системами.

Перечень конституционных законов исчерпывающе определен Конституцией Российской Федерации. Это законы о порядке деятельности Правительства РФ, судебной системе, Конституционном Суде, чрезвычайном положении, режиме военного положения и т.д. (всего их 14).

Прямое закрепление в Конституции данных актов, круга регулируемых ими отношений, усложненная процедура принятия (обязательное одобрение не менее   трех четвертей голосов членов Совета Федерации, не возможность наложения на них вето Президента) определяют их особое место в системе дейтсвующего законодательства и повышенную юридическую силу.

Текущие (обыкновенные) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.

Текущие законы подразделяются на органические (кодифицированные) и чрезвычайные. К  кодифицированным законам можно отнести законодательства и кодексы по различным отраслям права (гражданский, уголовный, административный, земельный, трудовой и т.п.).

Чрезвычайные законы принимаются при чрезвычайных  обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами и носят временной характер.

Законодательная деятельность - сложный и многогранный процесс, требующий объективного, подлинно научного подхода, определения перспектив развития конкретных сфер общественной жизни и предвидения последствий реализации тех или иных законодательных решений.

Порядок подготовки, рассмотирения и принятия законов определяется Конституцией и регламентами деятельности соответствующих представительных органов государственной власти. Эти акты предусматривают следующие основные стадии издания законов:

-     законодательная инициатива;

-     обсуждение законопроекта;

-     принятие закона;

-     опубликование (обнародование).

Под законодательной инициативой принято понимать предоставленное строго опредленному кругу лиц или учреждений право на внесение в органы представительной власти предложений по совершенствоанию законодательства и конкретных законопроектов, которому корреспондирует обязанность законодательных органов рассмотреть эти инициативы.

К числу субъектов, наделяемых правом законодательной инициативы, Конституция РФ относит Президента РФ, Совет Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Правительства, законодательные органы субъектов РФ, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды РФ (статья 104 Конституции РФ).

Обсуждение законопроекта осуществляется, как правило, в нескольких чтениях. Оно проводится на открытом заседании палаты представительного органа. При необходимости по особо важным, касающимся всего населения законопроектом может быть и всенародное обсуждение. Непосредственное рассмотрение текста проводится постатейно, по разделам или в целом. При этом каждая предложенная поправка голосуется отдельно.

В зависимости от степени готовности законопроекта он может быть либо принят, либо отклонен, либо отправлен на доработку и повторное рассмотрение.

Принятие федерального закона осуществляется на заседании Государственной Думы. Закон считается принятым, если за его принятие проголосовало более половины от общего числа этой палаты. Для принятия конституционного закона и для преодоления отлагательного вето Президента или Совета Федерации необходимо не менее двух третей голосов депутатов.

Некоторые законы могут иметь весьма существенное значение для всех субъектов Федерации (согласно ст. 106 Конституции РФ). В этой связи они принимаются к рассмотрению Совета Федерации. Закон считается одобренным, если з анего проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или если он в течение 14 дней не был рассмотрен Советом Федерации вообще. При одобрении конституционного закона необходимо не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Для преодоления разногласий между двумя палатами Федерального Собрания могут создаваться согласительные комиссии.

Текст принятого закона в течение 14 дней подписывается и обнародуется Президентом. В случае несогласия с некоторыми положениями закона Президент может наложить на него отлагательное вето и направить на повторное рассмотрение в Госдуму.

Законы подлежат обязательному официальному опубликованию. Опубликование - основной вид оглашения закона. Оно имеет важное юридическое и социальное значение. Согласно Конституции РФ неопубликованные законы не применяются.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.