на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Транспортные обязательства

Перевозки автомобильным транспортом принято также разделять на централизованные и децентрализованные. При централизованных перевоз­ках автотранспортная организация заключает договор с отправителем (по­ставщиком либо грузообразующим пунктом — станцией, портом и пр.), по указанию которого грузы доставляются к получателям. При децентрализо­ванных перевозках автотранспортная организация заключает договор с каж­дым из получателей, по заданию которых и доставляет им грузы. Для авто­мобильной перевозки характерно условие договора о том, кем будут экспе­дироваться грузы — отправителем или получателем.

Сдача груза к перевозке оформляется товарно-транспортной наклад­ной, которая является формой договора и выполняет те же функции, что и железнодорожная накладная. Перевозка однородных грузов от одного от­правителя в адрес одного получателя на одно и то же расстояние может оформляться актом замера или актом взвешивания суммарно на весь объем перевозок, выполненных автомобилем в течение смены. Пользование авто­мобилем с оплатой его работы по повременному тарифу оформляется обыч­но записями отправителя (получателя) в путевом листе.

Плата за перевозку определяется соглашением сторон договора (в том числе годовым договором) по тарифам или иным установленным способом. Все расчеты за перевозку производятся заказчиками автотранспорта, в каче­стве которых могут выступать как отправители, так и получатели. За указан­ными в законе изъятиями провозная плата должна быть внесена до сдачи груза к перевозке. В противном случае автотранспортные предприятия не принимают груз к перевозке (ст. 103 УАТ).

Сроки доставки грузов установлены только для перевозок в междуна­родном сообщении и исчисляются с 24 ч дня приема грузов и оплаты по срочным заказам — с момента приема груза и оплаты стоимости перевозки.

Перевозка грузов должна осуществляться по кратчайшему расстоянию, открытому для движения автомобильным транспортом, за исключением случаев, когда по дорожным условиям более рациональна перевозка с увели­чением пробега. В этих случаях автотранспортное предприятие должно по­ставить в известность заказчика об увеличении расстояния перевозки.

Выдача груза производится на складе получателя или в ином указанном в заказе на перевозку месте. Обязанность получателя востребовать достав­ленный в его адрес груз основана на законе. Он может отказаться от приня­тия груза лишь в том случае, если качество груза вследствие порчи или по­вреждения, за которые отвечает автотранспортное предприятие, изменилось настолько, что исключена возможность полного или частичного использова­ния груза по прямому назначению. О причине отказа получатель должен указать в накладной (ст. 72 УАТ).

4.         Имущественная ответственность в обязательствах по перевозке

Условия ответственности. Имущественная ответственность участни­ков обязательства по перевозке грузов строится на общих принципах ответ­ственности в гражданском праве (гл. 25 ГК). В ст. 793 ГК предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по пе­ревозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодек­сом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Вместе с тем ответственность в обязательствах по перевозке имеет и значи­тельную специфику, отличающую ее от обычной ответственности за нару­шение обязательств. Прежде всего она относится к случаям ограниченной ответственности, сужающей право на полное возмещение убытков по сравнению с общим порядком. Ограничения могут распространяться на упу­щенную выгоду и даже на часть реального ущерба. Кроме того, такая ответ­ственность в значительной мере является односторонне-нормативной: со­глашения перевозчиков с грузовладельцами (отправителями и получателя­ми) об ограничении или устранении установленной законом ответственно­сти перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда такие со­глашения допускаются транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 793 ГК). Следовательно, по соглашению сторон уровень ответственности пере­возчика, а также иных субъектов грузоперевозочного обязательства может быть повышен. В транспортных уставах и кодексах принципы ответственно­сти были сформулированы более жестко: недействительными признавались всякие соглашения перевозчиков с клиентурой, которые изменяли (понижа­ли или повышали) или вообще устраняли ответственность какой-либо сто­роны обязательства (ст. 179 УВВТ, ст. 126 УАТ). Таким образом, ответст­венности за нарушение обязательств по перевозке ныне свойственны: а) ог­раничение права на взыскание части убытков; б) запрет на уменьшение или Устранение нормативной ответственности перевозчика; в) возможность оп­ределения ее размера и пределов по соглашению сторон в установленных случаях.

Особенностью ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов является также то, что она может наступать не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за несовершение действий, связанных с организацией перевозок. Такова ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за их неиспользование (ст. 794 ГК). Она может вытекать как из договорного основания (принятой заявки, договора об организации перевозок, чартера), так и из иных основа­ний, предшествующих договору перевозки (административный акт при по­ставках по государственному контракту). По своей природе такая ответст­венность является гражданско-правовой. Ее отличает формальный характер: п. 2 ст. 794 устанавливает примерный перечень обстоятельств, при наступле­нии которых перевозчик или отправитель освобождаются от ответственно­сти за неподачу транспортных средств и их неиспользование (непредъявле­ние груза к перевозке). К их числу относятся: а) непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (заносы, наводнения, пожары) и воен­ные действия; б) прекращение или ограничение перевозки грузов в опреде­ленных направлениях, которые установлены в порядке, предусмотренном транспортным уставом и кодексом; в) иные случаи, предусмотренные транс­портными уставами и кодексами (прекращение производства на срок не ме­нее трех суток, задержка отправителем судов под разгрузкой и другие специ­фические для отдельных видов транспорта случаи).

Перечень этих обстоятельств в ГК, уставах и кодексах рассматривается как исчерпывающий. Все иные, не попавшие в него обстоятельства, хотя бы их наступление и не зависело от сторон, не освобождают отправителя и пе­ревозчика от ответственности за несовершение действий по организации пе­ревозок. Это означает, что перевозчики и отправители несут ответствен­ность за неподачу транспортных средств и за их неиспользование независи­мо от вины, на началах предпринимательского риска.

Ответственность по договору перевозки основана на несколько иных ус­ловиях. Прежде всего это касается ответственности перевозчика за несох­ранность груза. Несохранность груза может проявляться в его утрате, недо­стаче и повреждении (порче). Под утратой понимается невозможность вы­дать груз получателю в течение установленных сроков (30 дней по истече­нии срока доставки или в иной срок). Недостача (частичная утрата) означа­ет наличие разницы в весе или количестве груза, принятого к перевозке и сданного получателю по одной накладной (коносаменту). Порча гру­за—несоответствие качества прибывшего в пункт назначения груза его первоначальному качеству, указанному в транспортных документах. При утрате, недостаче или порче обычно составляется документ о несохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и др.). Если такой документ со­ставлен перевозчиком единолично без участия представителей грузовла­дельца, он не имеет заранее установленной силы и оценивается судом наря­ду с другими документами и доказательствами по делу (п. 4 ст. 796 ГК).

Общим условием ответственности перевозчика за утрату, недостачу или порчу груза является вина, которая презюмируется. В этом проявляется от­клонение от общих правил ответственности коммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность (ст. 401 ГК) и отвеча­ющих на началах риска. Перевозчик же несет ответственность за несохран­ность груза после принятия его к перевозке и до выдачи получателю (иному управомоченному лицу), если не докажет, что утрата, недостача или повреж­дение груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (ст. 796 ГК). Таким образом, именно перевозчик должен доказать свою невиновность путем ссылки на од­но из названных обстоятельств, чтобы освободиться от ответственности.

Исключение составляет правило ст. 167 КТМ, в силу которого при мор­ских перевозках (кроме каботажных) перевозчик вообще не отвечает за не­сохранность груза или просрочку в его доставке, если докажет, что утрата (повреждение) груза или просрочка в доставке произошли вследствие дейст­вий и упущений капитана, других лиц судового экипажа или лоцмана в судо­вождении или управлении судном (за так называемую навигационную ошибку), даже когда они обусловлены виновным поведением указанных лиц. Он несет ответственность только за упущения указанных лиц, которые имели место при приеме груза к перевозке, его погрузке, размещении на суд­не, хранении, выгрузке и выдаче (за так называемую коммерческую ошиб­ку). При каботажных перевозках перевозчик на общих основаниях отвечает не только за коммерческие ошибки, но и за ошибки навигационные (ошибки в мореплавании).

Установление презумпции вины перевозчика не означает ее неопровер­жимости. Напротив, в транспортном законодательстве содержится пример­ный перечень наиболее типичных случаев, когда перевозчик может освобо­дить себя от ответственности, доказав свою невиновность. Помимо вины от­правителя или получателя, к числу таких обстоятельств относятся: а) особые естественные свойства груза, вызвавшие утрату им своих потребительских свойств; б) недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке; в) сдача груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хране­нии; г) сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установлен­ную норму, и пр. (ст. 108 ТУЖД, ст. 191 УВВТ и др.); д) в других случаях (ст. 166 КТМ). При этом вина отправителя или получателя (клиентуры) мо­жет служить основанием как для полного освобождения перевозчика от от­ветственности, так и для применения смешанной ответственности.

Действующим законодательством предусмотрены также случаи, когда перевозчик может освободиться от ответственности за утрату, недостачу или порчу груза путем простой ссылки на одно из установленных законом обстоятельств (ст. 109 ТУЖД, ст. 192, 193 УВВТ, ст. 168 КТМ), а бремя доказывания вины перевозчика прямо возложено на грузовладельца[25]. К ним, в частности, относятся: а) прибытие груза в исправном транспортном средстве с исправными запорно-пломбировочными устройствами отправителя или иными средствами фиксации сохранности груза, установленными им; б) прибытие груза в сопровождении представителя (охранника, экспедитора) отправителя или получателя; в) недостоверность, неточность или неполнота сведений, указанных в перевозочном документе; г) естественные причины связанные с перевозкой груза в открытом месте (например, в открытом составе); д) естественная убыль груза в пределах нормы.

Виды имущественной ответственности. Одним из признаков ответст­венности в обязательствах по перевозке грузов является ее ограниченный характер. Во многих случаях ответственность исчерпывается уплатой не­устойки (штрафа). Убытки же подлежат взысканию в случаях и пределах, ус­тановленных ГК, транспортными уставами и кодексами, а иногда — согла­шением сторон (например, в силу п. 1 ст. 794 ГК).

Объем и характер ответственности зависят от содержания нарушенной обязанности. Ответственность за неподачу транспортных средств или за их неиспользование как в новых уставах и кодексах, так и в актах Союза ССР исторически рассматривается как ответственность за невыполнение заявки (плана перевозок) и имеет характер исключительной неустойки (ст. 105 ТУЖД, ст. 180 УВВТ, ст. 127 УАТ и др.). Санкции, предусмотренные в них, взыскиваются либо в твердо установленном размере за учетную единицу, либо в процентном отношении к провозной плате[26]. В настоящее время в со­ответствии со ст. 794 ГК размер этой неустойки может быть определен по со­глашению сторон при условии соблюдения запрета на снижение или устра­нение ответственности перевозчика. Кроме того, в транспортных законах, кодексах и уставах могут быть установлены дополнительные виды штрафов, связанных с организацией перевозочного процесса, применяемых к отпра­вителям и получателям. Так, на железнодорожном транспорте ст. 113—117, ст. 120—123 ТУЖД, ст. 21 Закона РФ «О федеральном железнодорожном транспорте», помимо штрафов за невыполнение плана перевозок, упоми­нают штрафы за: а) использование без разрешения вагонов и контейнеров; б) задержку (простой) вагонов и контейнеров под погрузкой, выгрузкой или перегрузкой; в) нарушение нормативных требований по поставке продукции на экспорт, повлекшее задержку вагонов и контейнеров; г) перегруз вагонов, контейнеров сверх грузоподъемности; д) неочистку подвижного состава по­сле выгрузки; е) повреждение или утрату подвижного состава; ж) непра­вильное указание в накладной наименования и свойств груза, а также за предъявление груза, запрещенного к перевозке. Причем в ряде случаев не­устойка носит кумулятивный по отношению к убыткам характер (например, ст 113 ТУЖД), а сами штрафы на железнодорожном транспорте, в отличие от других видов транспорта, взыскиваются сторонами в безакцептном по­рядке (ст. 124 ТУЖД).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.