Являясь высшим органом внутриведомственного контроля,
министерство разрабатывает систему контроля, готовит нормативно-правовые акты
по этому вопросу. Главные управления и управления МВД в установленном порядке проверяют
исполнение органами внутренних дел действующего законодательства и
ведомственных нормативных актов.
К важнейшему участку управленческой деятельности МВД
относится нормотворческая деятельность, призванная обеспечить развернутую
нормативно-правовую базу для уверенной и эффективной оперативно-служебной
деятельности ОВД на всех уровнях системы.
Одним из основных приоритетов управленческой деятельности
МВД является сбор и обработка информации о текущей оперативной обстановке и
выработка мер оперативного реагирования на ее изменения. Как известно, в
практику введен перечень оперативной информации, подлежащей передаче в МВД
России. Сложились определенные формы и методы обобщения и автоматизированной
обработки такой информации. Обеспечивается специализация персонала на
информационном обслуживании решений руководства МВД в рамках оперативного
управления системой.
Особое внимание уделяется подготовке сил и средств к
действиям при чрезвычайных ситуациях. Накоплен значительный опыт так
называемого кризисного управления, причем опыт как положительный, так и
отрицательный, прежде всего по руководству силами и средствами, которые были
привлечены к антитеррористической операции в Чечне.
Одним из шагов в этом направлении стало создание Управления
по Северному Кавказу с возложением руководства данным Управлением на
заместителя Министра. В структуре управления предусмотрены такие
подразделение, как дежурная часть, информационно-аналитический отдел, отдел
оперативного планирования, отдел управления силами и средствами, отдел связи и
автоматизации. Кроме того, МВД России отрабатывает типовые планы действий в
чрезвычайных ситуациях, схемы расстановки и обеспечения сил и средств,
вырабатывает и доводит до сведения органов внутренних дел конкретные
рекомендации о порядке проведения специальных операций.
За МВД России остается централизованное руководство
учебными заведениями системы, а следовательно, разработка и проведение единой
политики в части подготовки кадров для всех звеньев системы МВД.
Министерство внутренних дел как головной федеральный
орган управления выполняет значительный ио объему и содержанию набор функций в
сфере кадрового обеспечения оперативно-служебной деятельности. Совместно с
органами государственной власти оно решает вопросы работы с кадрами, разрабатывает
и реализует федеральные программы кадрового обеспечения ОВД и ВВ, организует
подготовку и переподготовку и повышение квалификации кадров, работу по
воспитанию и морально-психологической подготовке личного состава, осуществлению
защиты прав и законных интересов сотрудников, военнослужащих и сотрудников
системы Министерства.
Полномочия Министра внутренних дел определены
правовыми актами и сводятся в общем плане к следующему. Министр организует
работу МВД, утверждает его структуру, определяет полномочия своих заместителей,
утверждает положения о главных управлениях и управлениях аппарата МВД и их
штатное расписание.
Министр осуществляет нормативно-правовое регулирование
деятельности органов внутренних дел. Только ему принадлежат полномочия по
изданию ведомственных нормативных актов.
Министр присваивает первые специальные и воинские звания,
а также звания полковников и вносит представления о присвоении званий
генералов.
Существенной частью управленческих полномочий Министра
является контроль правомерности решений руководителей МВД, УВД. Министру
предоставлено право отмены противоречащих федеральному законодательству
приказов и распоряжений министров внутренних дел и начальников ГУВД, УВД
субъектов Российской Федерации.
Коллегиальным органом управления является коллегия
МВД, которая работает в рамках установленного регламента и призвана
рассматривать наиболее важные вопросы деятельности органов внутренних дел и
внутренних войск.
Ограниченный объём данной работы не позволяет более
подробно осветить деятельность всех структурных подразделений МВД России.
Перечисление задач и функций одних Главных управлений МВД России заняло бы
несколько десятков страниц. В заключении хотелось бы особо отметить, что
современная структура МВД России построена с учётом стратегических и текущих
задач, которые относятся как к внешней, так и к внутриорганизационной
деятельности органов внутренних дел, их руководителей и сотрудников, а, кроме
того, базируется на двухвековом опыте деятельности Министерства Внутренних Дел
и достижениях отечественной и зарубежной науки управления.
Роль и место МВД, УВД в системе управления ОВД, задачи
и приоритетные направления их деятельности. МВД республики является органом исполнительной власти, входит в систему
органов внутренних дел РФ и образуется в установленном законом порядке на
основании решения законодательного органа государственной власти республики.
Управление (главное управление) внутренних дел края,
области, городов федерального значения автономной области, автономного круга
является органом исполнительной власти субъектов РФ, входит в систему органов
внутренних дел Российской Федерации и образуется на основании решения органа
законодательной или исполнительной власти данного субъекта по согласованию с МВД
России. В субъектах РФ с населением 4,5 миллиона человек и более создается
Главное управление внутренних дел.
МВД, УВД возглавляют системы органов внутренних дел
республики, края, области, города федерального значения, автономной области,
автономного круга, в которые входят: управления (отделы) внутренних дел
районов или иных административно-территориальных единиц в городах; органы
управления и подразделения Государственной противопожарной службы, иные
подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные в
установленном порядке для осуществления задач, стоящих перед ОВД.
МВД, УВД субъекта Федерации являются основным органом
управления, призванным обеспечить решение задач, возложенных на систему
региональных органов внутренних дел. Свою управленческую деятельность они
осуществляют, исходя из стратегических установок и с учетом конкретной оперативной
обстановки.
Согласно иерархическому построению и территориальному
принципу формирования МВД, УВД подчиняются МВД России, а также соответственно
Президенту РФ, Правительству РФ, главе администрации субъекта Федерации.
Под их непосредственным руководством находятся
горрайлинорганы, подведомственные предприятия, учреждения и организации
внутренних дел.
Главной задачей МВД, УВД является организация деятельности
всех звеньев региональной системы на уровне оперативного управления. Организуя
и осуществляя руководство ими, они непосредственно реализуют функции по защите
конституционных прав, свобод и интересов граждан, охране общественного
порядка, обеспечению общественной безопасности и борьбе с преступностью. К
основным задачам МВД, УВД относятся:
— обеспечение личной безопасности, прав, свобод и иных
интересов граждан;
— выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений
и административных правонарушений, расследование уголовных дел, отнесенных к
компетенции ОВД;
— организация охраны государственной, муниципальной,
частной и иных форм собственности;
— обеспечение охраны общественного порядка, общественной,
дорожной и пожарной безопасности;
— оказание помощи в пределах, установленных действующим
законодательством Российской Федерации, гражданам, должностным лицам,
предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в
обеспечении их законных прав и интересов;
— обеспечение исполнения административных взысканий,
отнесенных к компетенции ОВД;
— руководство подведомственными ОВД по выполнению
возложенных на них задач, организация и совершенствование их деятельности;
— принятие мер к обеспечению законности в деятельности
подведомственных ОВД;
— организация работы по отбору, обучению, расстановке
и воспитанию кадров органов, подразделений и учреждений внутренних дел,
укрепление их материально-технической базы.
Основными направлениями деятельности МВД, УВД являются:
— организация комплексного управления силами и средствами
подчиненных органов и организаций по выполнению требований законодательных и
иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти,
органов государственной власти субъектов РФ, нормативных актов МВД России по
обеспечению законности и общественной безопасности;
— обеспечение высокой оперативно-служебной и боевой готовности
сил и средств ОВД;
— разработка на основе комплексного анализа оперативной
обстановки перспективных и текущих планов и программ, их реализация;
— всемерное содействие подчиненным органам и организациям
в выполнении возложенных на них задач, оказание практической помощи в
раскрытии особо опасных и получивших широкий общественный резонанс
преступлений, распространение положительного опыта работы;
— непосредственное решение задач по предупреждению,
раскрытию и расследованию тяжких преступлений, прежде всего носящих
организованный межрегиональный характер;
— выполнение оперативно-служебных, следственных, хозяйственно-распорядительных
и иных функций, которые не могут быть обеспечены силами органов и организаций;
— проведение единой кадровой политики, подбор, расстановка,
обучение, воспитание и обеспечение социальной защиты личного состава органов
внутренних дел, укрепление дисциплины и законности в их деятельности;
— разработка и сопровождение в органах государственной
власти субъектов Российской Федерации нормативных актов, направленных на
совершенствование деятельности ОВД.
Для выполнения этих задач МВД, УВД имеют необходимые
силы и средства (ресурсы), облеченные в соответствующие организационные
структуры.
Организационное построение аппаратов МВД, УВД и их
управленческая компетенция. Штаты
аппаратов МВД, УВД, подведомственных им подразделений, предприятий, учреждений,
организаций и горрайорганов разрабатываются на основе нормативов и лимитов
штатной численности, примерных (типовых) моделей, установленных МВД России, и
утверждаются (кроме управлений, отделов по организованной преступности,
оперативно-поисковым, оперативно-техническим мероприятиям, режимным объектам,
отрядов милиции особого назначения) министром внутренних дел, начальником УВД
субъекта Федерации.
Исходя из общей штатной численности личного состава
подчиненных органов и подразделений внутренних дел МВД, УВД субъектов
Федерации, УВД городов с районным или иным административным делением.
Организационное построение МВД, УВД субъектов Федерации можно рассмотреть на
примерной модели их структуры. При этом следует иметь в виду, что их
организационно-штатная структура формируется на основе потребностей практики.
Поэтому аппараты МВД, УВД различных субъектов Федерации, разных регионов
страны, вследствие их особенностей, не могут быть одинаковыми и отличаются друг
от друга не только по численности, но и по структуре. Однако все они согласно
общему принципу формирования имеют характерные структурные звенья.
Возглавляют министерство, управление внутренних дел
соответственно министр или начальник УВД, который вместе со своими
заместителями образуют руководство аппарата (1-й заместитель — начальник
криминальной милиции; заместитель—начальник штаба; заместитель—начальник
милиции общественной безопасности; заместитель — начальник следственного
управления (отдела); заместитель—начальник управления (отдела) кадров,
заместитель—начальник тыла).
В непосредственном подчинении министру, начальнику УВД
находятся: контрольно-ревизионный отдел (отделение, группа);
управление (отдел, отделение) собственной
безопасности; секретариат; управление (отдел) по организованной преступности:
отдел информации и общественных связей (отделение, группа).
Службы (подразделения), выполняющие отдельные функции
и задачи, управляются через заместителей министра, начальника УВД.
Первому заместителю министра, начальнику УВД — начальнику
криминальной милиции подчиняются: управление (отдел) уголовного розыска:
управление (отдел) по борьбе с экономическими преступлениями; управление
(отдел, отделение) по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Указанные три службы (подразделения) в совокупности
представляют собой блок криминальной милиции. Кроме того, в подчинении
данного блока находятся: управление (отдел) оперативно-поисковых мероприятий;
управление (отдел) оперативно-технических мероприятий.
Заместитель министра, начальника УВД — начальник штаба
осуществляет руководство деятельностью штаба, имеющего в своем составе:
информационный центр (ИЦ); межрегиональный (территориальный) центр спецсвязи
(ЦСС, ПСС); эксплуатационно-технический центр.
Милицию общественной безопасности составляют: управление
(отдел, отделение) обеспечения общественного порядка;
управление (отдел, отделение) по организации работы
участковых инспекторов милиции и предупреждению правонарушений
несовершеннолетних; управление (отдел, отделение) по лицензионно-разрешительной
работе и контролю за частной детективной и охранной деятельностью; управление
(отдел, отделение) организации раскрытия и расследования преступлений;
управление (отдел, отделение) ГИБДД; управление (отдел, отделение) по
организации работы спецучреждений милиции и конвоирования.
Вышеуказанные службы (подразделения) находятся в ведении
заместителя министра, начальника УВД — начальника милиции общественной
безопасности. Ему также подчиняются:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|