Реферат: Виды монархий в современном мире
Содержание
Введение
1. Формы правления в современном мире
1.1
Понятие формы
правления
1.2 Основные разновидности формы правления
2. Монархическая форма правления
2.1 Признаки монархии и особенности современной монархии
2.2
Разновидности
монархических форм правления
3. Республиканские формы правления
3.1
Основные признаки
республиканских форм правления
3.2
Разновидности
республиканских форм правления
3.3
Формы правления и
стабильность в государстве
3.4 Формы правления в Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Введение
В теоретическом
осмыслении государства особое место занимает форма правления, поскольку именно
она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно
организованном обществе. В современном мире актуальность темы обусловлена
постоянным развитием общества, переходом его от одной ступени развития к
другой. Все больше стран стремятся к демократическому правовому государству, а
его функционирование невозможно без четко отлаженной структуры формирования и
осуществления государственной власти.
Объектом исследования в
данном случае выступает государство как особая политическая, структурная и
территориальная организация общества. Предметом исследования являются различные
формы правления в зависимости от исторических, правовых и национальных
предпосылок в современном обществе.
Целью является выявление
наиболее актуальной на сегодняшний день формы правления для большинства
государств.
В связи с этим можно
выделить несколько основных задач: формы правления, существующие на сегодняшнем
этапе развития общества, история и причина их возникновения и развития,
Уже Аристотель, вслед за
Платоном, столкнувшись с самыми разными формами организации и осуществления
государственной власти в древнем мире, попытался разработать классификацию
государств по критерию, кто и как правит в этих государствах, т.е. по форме
правления.
Со времен Платона и
Аристотеля теоретическая политико-правовая мысль пыталась выявить причины,
определяли те или иные формы правления. На протяжении многих столетий
выдающиеся люди стремились выделить самое основное в формах государства и по
возможности спрогнозировать их развитие. В трудах Августина, Гоббса, Монтескье,
Руссо, Радищева и многих других были сделаны попытки обобщить и
систематизировать знание о формах правления, нащупать самые глубинные начала их
возникновения и развития. Чаще всего форму правления пытались определить в ее
связи с типом государства, классовой структурой, экономическим направлением
развития общества и т.д. И забывали о таких факторах, влияющих на форму
правления, как исторические традиции, национальная психология, религиозность,
культурная среда, географическое положение и многое другое.
Современная теория
государства удерживает все то позитивное, что было накоплено на предыдущих
этапах и вместе с тем учитывает то, чему раньше не придавалось существенного значения.
Попробуем рассмотреть формы правления и ее разновидности с современной точки
зрения.
1 Формы правления в
современном мире
1.1 Понятие формы
правления
Термин «форма правления»
(реже – «форма государственного правления») содержится во многих конституциях
стран мира (Бразилии 1988 г., Иордании 1952 г., Казахстана 1995 г., Мексики 1917 г., Эфиопии 1994 г. и др.). Почти всегда говорится о том, является государство
монархией или республикой (исключениями являются Израиль и Камбоджа до 1993 г., где использовались просто название «государство», например «Государство Израиль»).
В научной литературе
существуют различные подходы к понятию формы правления. Сторонники узкой
трактовки этого понятия связывают форму правления только или, прежде всего, с
правовым положением главы государства. Приверженцы широкой трактовки включают в
это понятие отношения высших органов государственной власти с центрами
экономической и политической власти и даже политическую среду. Узкая трактовка
недостаточно учитывает роль других государственных органов, в том числе
парламента, правительства, широкая придает понятию формы несвойственный ей
характер.
Форма правления
традиционно определяется как характеристика структуры и взаимоотношений высших
органов государства. Нередко перечень этих органов ограничивают главой
государства, парламентом и правительством. Такой подход делает акцент на
органах, играющих решающую роль в управлении государством. Однако если понимать
государственное управление в более широком смысле, то стоит учитывать и роль
судебной власти, особое значение органов конституционного контроля.
В управлении государством
участие принимают также местные органы государства (советы в социалистическом
государстве, назначенные представители государственной власти в других
странах). Наконец, само управление предполагает не только прямые, но и обратные
связи органов государственной власти с населением.
Форму правления нельзя
отождествлять с управление государством. Последнее - гораздо более широкое
понятие. Кроме того, название существующей формы правления не всегда дает
правильное представление о способе управления. Великобритания или Япония –
монархии, но монарх фактически не обладает властными полномочиями и отнюдь не
управляет государством. Под формой правления понимается способ организации
верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень
участия населения в их формировании[1].
1.2 Основные
разновидности формы правления
С давних времен
различаются две основные формы правления: монархия и республика. Монархия
преобладала в государствах древнего мира и в средние века. Республика стала
господствующей формой правления в Новое время. Ныне подавляющее количество
государств мира являются республиками, хотя и монархическая форма правления
вовсе не исчезла. Главное различие между ними состоит в условиях замещения
поста главы государства и его ответственности. Монарх (царь, император, король,
султан и т.д.) занимает свой пост по наследству и пожизненно, он является
неприкосновенной особой, никакой ответственности не подлежит и, как правило, не
может быть смещен со своего поста. В республике глава государства избирается из
среды граждан на определенный срок, он может быть досрочно смещен (например, в
порядке импичмента).
В развитых странах
(Европа, Япония, а также Канада, Австралия и др., где монарх представлен
генерал-губернатором) различия между монархией и республикой практически не
имеют значения: по степени демократичности порядка управления монархия Испания
мало чем отличается от соседней республики Португалии. В развивающихся странах
различия между монархией и республикой могут иметь весьма существенное значение
для демократизации политического строя. Монарх в этой группе стран обладает
весьма реальными властными полномочиями, подданство (гражданство) рассматривается
как личная верность монарху, он направляет работу парламента и даже распускает
его на многие годы и правит без него. Поэтому, например, в тех арабских
странах, где существует монархия, их политический строй существенно отличается
от республик, хотя во всех этих странах применяются, правда в разной степени,
принципы шариата (для сравнения: абсолютная монархия в Саудовской Аравии, где
запрещены все партии, а парламента нет, и президентская республика в Египте,
где существует многопартийность, довольно активно действует парламент, но в
рамках «ценностей египетского общества»).[2]
Хотя разделение
государств на монархии и республики продолжает оставаться основным при
классификациях форм правления, иногда возникают смешанные, гибридные формы. В
монархиях появляются отдельные республиканские черты (например, периодические
выборы монарха раз в 5 лет в Малайзии или «коллегиальная монархия» в ОАЭ), в
республиках к власти приходят, по существу, монархические (пожизненные)
президенты. В некоторых случаях появляется и наследственность: сын пожизненного
президента Ким Ир Сена в КНДР еще до смерти последнего (1984 г.) был объявлен будущим руководителем правящей партии и государства.
Отсутствие достаточных
различий в политическом строе европейских монархий и республик, черты
гибридности и некоторые другие факторы иногда ведут к попыткам замены понятий
монархии и республики иными категориями (парламентская или иная форма правления).
Однако для анализа именно формы правления утвердившееся на протяжении веков
различие существенно.
2. Монархическая форма
правления
2.1 Признаки монархии и
особенности современной монархии
Ранее мною уже
упоминалось, что основными признаками монархии являются наследственный порядок
замещения посты государства и его неответственность. Лишь в Малайзии монарх
переизбирается раз в 5 лет султанами субъектов федерации и только из их числа.
Монарх занимает свой пост в персональном качестве, не бывает вице-монарха в
отличие от вице-президента (правда, иногда в колониях Великобритании губернатор
именовался вице-королем). Лишь в ОАЭ существует «коллегиальная монархия»:
полномочия главы государства принадлежат Совету эмиров семи эмиратов федерации.[3]
Монарх не несет
политической, уголовной, административной или иной юридической ответственности.
Он может оставить престол лишь в порядке отречения от него, хотя в некоторых
странах в революционные эпохи применялась и уголовная ответственность, и казнь
королей (Великобритания, Франция).
Современные монархии
претерпели существенные модификации, которые отличают их от монархий прошлого.
Общая тенденция связана с ограничением власти монарха. В развитых странах
монарх везде стал безвластным институтом. В развивающихся странах монархию
стремятся украсить некоторыми современными терминами. В конституциях говорится
о «демократической и социальной» монархии (Конституция Марокко 1972 г.), о «конституционно-монархическом» королевстве (Конституция Непала 1980 г.), монархии даруют конституции там, где их раньше не было (Саудовская Аравия 1992 г., Оман 1996 г.), создают подобие парламентских институтов (Национальное собрание в ОАЭ).
В целом институт монархии
– это феодальный пережиток, а для некоторых стран – пережиток еще более давних
времен, но использование данной формы правления в той или иной стране имеет
конкретный характер. Как отмечалось, в ряде стран эта форма не сказывается
практически на характере политического строя, в других часто имеет определяющее
значение для него. Сам монарх может выступать и с реакционных позиций, и с
позиций защиты демократического строя, как это сделал король Испании в 1981 г., когда он, будучи по конституции главнокомандующим, использовал эту "спящую"
конституционную норму для ликвидации путча правых офицеров, стремившихся
восстановить фашистские порядки.
Процесс развития
современного мира свидетельствует о сокращении числа монархических государств.
После Второй мировой войны в ранее монархических Албании, Болгарии, Румынии,
Венгрии, Греции провозглашены республики. Однако этот процесс развивается с
зигзагами. Восстановлена монархия в Испании, Камбодже, в 90-х годах исламским
эмиратом объявлен Афганистан. В Албании и Бразилии в 90-х годах проводились
референдумы о возможности восстановления монархии (результат был
отрицательным), такой референдум был назначен и в Болгарии (отменен
парламентом). Небольшие группы населения выступают за восстановления монархии в
России и Румынии.
Сторонники монархии
достоинством данной формы правления считают прочность поста главы государства,
который не зависит от политических перемен и, следовательно, стабильности
государственной власти. К числу достоинств также относят беспартийность
монарха, а значит теоретически его беспристрастность, который вследствие этого
может быть подлинным арбитром в обществе. Эти доводы несостоятельны для
развитых государств, где монарх безвластен (хотя и может в определенных
ситуациях использовать свои «спящие» прерогативы), и не отвечают условиям
развивающихся стран, где монарх властвует, а если он и арбитр, то отнюдь не безвластный.
В развитых странах
(Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Японии) сколько-нибудь заметного
движения за ликвидацию монархии и замену ее республикой не существует: монарх
скорее лишь почетная должность, он не влияет существенно на управление страной.
В развивающихся странах есть силы, стремящиеся к ликвидации монархии, их
организации являются чаще всего тайными, подпольными. Во многих из этих стран
такие организации создавались военными и привели к установлению республики
(Египет, Ливия, Эфиопия).[4]
2.2 Разновидности
монархической формы правления
В современном мире
существует три вида монархии: абсолютная (по внешним признакам в связи с
принятием конституции она становится полуабсолютной), дуалистическая и
парламентарная.
Абсолютная монархия в ее
чистом «виде» характеризуется полновластием монарха, конституция и парламент
отсутствуют. В настоящее время таких монархий уже нет: в последней из них
султанате Омане в 1996 г. монарх даровал конституцию. Правда, нет конституции в
королевстве Бутан, но там есть закон о национальном собрании, и этот
своеобразно формируемый парламент собирается на сессии, хотя выполняет на деле
лишь совещательные функции. Абсолютные монархии теперь «обшиты» конституционной
или парламентской оболочкой. По существу, монарх властвует безраздельно, даже в
некоторых конституциях говорится, что вся власть исходит от монарха (а не
народа), он имеет право абсолютного вето по отношению к законодательным актам
своеобразного парламента: их решения не вступают в силу без согласия монарха,
но по форме в такой монархии есть признаки ограниченной монархии. В некоторых
конституциях (Бахрейн, Кувейт) даже говорится об ответственности правительства
перед парламентом (по традиции правительство возглавляет сын, брат или другой
близкий родственник правящего монарха). К тому же, например в Брунее, в
парламенте численно преобладают лица, являющиеся его членами по должности, то есть
назначенные монархом. Парламент по существу рассматривается как особая форма
мусульманского института аш-шура – совещания правителя с авторитетными людьми.
Да и конституция, хотя документ называется таким образом, не является основным
законом. Подлинной же конституцией считаются две священные мусульманские книги
– Коран и сунна (особенно первый). Учитывая указанные обстоятельства, все же
правильнее называть сохранившиеся монархии полуабсолютными.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|