на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Виды монархий в современном мире

На практике Президент стремится усилить свои полномочия и за счет парламента (регулирование указами таких сфер деятельности, для осуществления которых требуется принятие закона), и за счет Правительства (регулярные вызовы раз в неделю премьер-министра для отчета, прямые указания ему и министрам, непосредственное руководство президента так называемые силовыми ведомствами). В этих целях президент имеет и укрепляет собственный аппарат – Администрацию Президента, которая по существу поставлена над Правительством[18]. Огромная роль этого органа в России гораздо существенней роли подобных органов в других странах – «дома президента» во Франции, администрации Белого дома в США и т.д. Положение парламента принижено (в том числе путем использования финансовых и других материальных рычагов, посулов благ и прекращения материального обеспечения парламента и парламентариев). Наглядным примером здесь может служить постоянная смена правительства в 1998 г., когда президент Б.Н.Ельцин сместил премьер-министра В.С.Черномырдина, который был назначен на данную должность в соответствии с Конституцией, реформировал структуру Правительства и изменил его состав. Спустя несколько месяцев уволил новое правительство во главе с премьер-министром С.В.Кириенко, которого ему стоило таких усилий утвердить в парламенте. Тогда Б.Ельциным был использован нажим на государственную Думу, были и угрозы роспуска, и обещания всяческих благ материального характера. После отклонения данной кандидатуры дважды, на третий раз премьер-министр был утвержден. В данном случае мы видим, как президент манипулирует парламентом: наглядно видно противопоставление президента парламенту. Роль Правительства в основном ограничена хозяйственными вопросами, оно не является центром политического руководства страной и средоточением исполнительной власти: ее главой на деле является Президент, хотя это и не предусмотрено конституцией. Радикальные изменения формы правления (например, замена республики монархией) всегда сопровождаются принятием новой конституции. Менее значительные перемены, т.е. изменения в рамках одной и той же формы правления (например, замена президентской республики парламентской), обычно закрепляется посредством внесения поправок в текст действующей конституции. Формы правления могут также измениться без изменения конституционных норм, как мы наблюдали в конце 1998 г., когда было сформировано новое Правительство, которое поддерживал парламент, а, следовательно, укрепление позиций последнего.

В России власть президента как бы ставится над ветвями власти. Президент начинает играть арбитражную роль по отношению к институтам государственной власти, ее ветвям, а иногда и к обществу в целом.[19] Он не просто исполняет законы, а ведет огромную административную работу, руководит различными сторонами общественной жизни, а также активно участвует в нормотворчестве, обладая правом издавать акты с силой закона.

Есть мнение, что для такой многонациональной страны как Россия полупрезидентская форма правления мало подходит, так как у представителей малых народов нет равных возможностей стать президентом.[20] Но это уже частное мнение, с которым я не совсем согласна.

Особенности свойственны практически каждой стране, поскольку никто не хочет, да и не может слепо копировать модель других стран. Но российская форма правления наиболее точно подходит под полупрезидентскую республику французского типа, естественно со своими особенностями.


Заключение

форма правление республиканский монархия

Центральным институтом политической системы является государство. Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяется вместе с развитием всего общества, частью которого оно является. Строение государство традиционно характеризуется через формы правления и формы территориального (государственного) устройства. В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан.

Формы правления делятся по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики. В монархии формальным источником власти является одно лицо (монарх). Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей и представительных органов власти.

Существует несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия – всевластие главы государства; конституционная монархия – государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией. Конституционная монархия делится на дуалистическую, в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично – законодательной, и парламентскую, здесь монарх, хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет также право вето на решения парламента, которым практически не пользуется. Подавляющее большинство современных демократических монархий – парламентские монархии. Правительство формируется в них парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту. На сегодняшний день абсолютной монархии в ее «чистом» виде практически не сохранилось. На протяжении веков монархия была господствующей формой правления и в специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.

Современные парламентские монархии, отдавая дань политической традиции и поддерживая тем самым уважение граждан к государству, фактически мало, чем отличаются от республик – второй основной формы правления. В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существуют три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная, или полупрезидентская, хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и др.

Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента. В большинстве стран членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально не является главой государства, реально он – первое лицо в политической иерархии. Президент же фактически занимает в ней более скромное место. Он может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом. Его политический вес почти не зависит от характера выборов и обычно ограничивается представительскими функциями, мало чем отличаясь от функций главы государства в парламентских монархиях.

Второй достаточно распространенной формой республиканского правления является президентская республика. Ее отличительный признак состоит в том, что в ней президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент чаще всего избирается прямо народом. Он сам (В США с одобрения Сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.

В президентской республике правительство отличается стабильностью. В ней существует жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти, их значительная самостоятельность. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент. Лишь в случае серьезных антиконституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть вынесен импичмент – он досрочно отстраняется от власти. Однако процедура импичмента очень затруднена.

Президентская республика не получила распространения в Западной Европе. В странах же с длительными авторитарными традициями, прежде всего в Латинской Америке, Азии и Африке, а также на территории бывшего СССР, эта форма правления нередко вырождается в суперпрезидентскую республику. В ней почти вся реальная власть сосредотачивается у президента, который выходит из-под контроля парламента и судебных органов и фактически обладает полудиктаторскими полномочиями, а кое-где даже объявляется пожизненным главой государства.

Третьей основной разновидностью республики является смешанная или полупрезидентская (полупрезидентская, полупарламентская) республика. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции и др. При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта – двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом.

Президент, без согласования с парламентом, но, учитывая расклад в нем политических сил, назначает главу правительства, утверждает его решения и тем самым контролирует его деятельность. Сам президент не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом пользуется премьер-министр, несущий всю ответственность за деятельность правительства. Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия.

Приведенные выше многообразные формы правления, их зависимость от многих факторов не позволяют однозначно оценивать ту или иную из них. Конечно, как правило, кажется, что республики представляют собой более прогрессивную форму правления, чем монархии. Но в тоже время и монархия может стабилизировать то или иное общество, выступать гарантом демократических преобразований и служить экономическому благосостоянию страны. В свою очередь республиканская форма правления может послужить толчком к образованию фактически монархических династий (когда власть принадлежит одному человеку пожизненно и даже может передаваться по наследству).

Не может быть одной модели формы правления для всех государств. Форма правления зависит от многих факторов и на территории каждого конкретного государства с учетом определенных предпосылок (национальный состав, религия, менталитет, исторические традиции) следует применять оптимально соответствующую форму правления именно для данного государства, с учетом мнений и требований народа, проживающего на территории данного государства.


Список используемой литературы

1.  Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

2.  О правительстве Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон от 17.12.1997 г., № 2-ФКЗ//Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - № 51. – Ст. 5712.

3.  О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Порядок во власти – порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики РФ)»:Указ Президента РФ//Российская газета. – 1997. – 10 апреля.

4.  О формировании Администрации Президента РФ: Указ Президента РФ от 3.06.2000 г. № 1013//Российская газета. – 2000. – 6 июня.

5.  Кулябин А.И. Президентство – лучшая ли это форма исполнительной власти?//Государство и право. – 1992. - № 8.

6.  Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М, 1998.

7.  Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юрид.вузов. – М.: Новый Юрист, 1998.

8.  Мальцев В.А. Основы политологии: Учебник для вузов. – М.: Дело

9.  Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М. 1998.

10.  Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. – М.: Юридическая литература, 1993.

11.  Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. – М.: Юр.лит.,1994.

12.  Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. – М.: Юристъ, 1999.

13.  Парламенсткое право России: Учебное пособие/Под ред. И.М.Степанова, Т.Я.Хабриевой. – М.:Юристъ, 1999.

14.  Политология: Учебник для вузов/Под ред.М.А.Василика. – М.:Юристъ, 1999.


Основные данные о работе

Версия шаблона 1.1
Филиал СГА
Вид работы Курсовая работа
Название дисциплины Теория государства и права
Тема Виды монархий в современном мире
Фамилия студента Навлютова
Имя студента Анастасия
Отчество студента Исмаиловна
№ контракта 14700100101158

[1] Политология: Учебник для вузов/Под ред.М.А.Василика. – М.:Юристъ, 1999.

[2] Чиркин В.Е. Государствоведение:Учебник. – М.:Юристъ, 1999.

[3] Политология:Учебник для вузов/Под ред.М.А.Василика – М.:Юристъ, 1999.

[4] Решетников Ф.М.Правовые системы стран мира.Справочник. – М.:Юридическая литература, 1993.

[5] Парламентское право России: Учебное пособие/Под ред.И.М.Степанова, Т.Я.Хабриевой. – М.: Юристъ, 1999.

[6] Решетников Ф.М.Правовые системы стран мира.Справочник. –М.:Юридическая литература, 1993.

[7] Чиркин В.Е.Государствоведение:Учебник. – М.:Юристъ, 1999.

[8] Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. – М.: Юр.лит., 1994.

[9] Мальцев В.А. Основы политологии:Учебник для вузов. – М, Дело, 1998.

[10] Сахаров Н.А.Институт президентства в современном мире. – М.:Юридическая литература, 1994.

[11] Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А.Василика. – М.:Юристъ, 1999.

[12] Пугачев В.П., Соловьев А.И.Введение в политологию – М., 1998.

[13] Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. – М.:Юр.лит., 1994.

[14] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.

[15] О первоочередных мерах реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Порядок во власти – порядок в стране (о положении в стране и основных направлениях политики РВ)»:Указ Президента РФ//Российская газета. – 1997. – 10 апреля.

[16] Парламентское право России: Учебное пособие/Под ред. И.М.Степанова, Т.Я.Хабриевой. – М.:Юристъ, 1999.

[17] О правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г., № 2-ФКЗ//Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - № 1. – Ст. 5712.

[18] О формировании Администрации Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 3.06.2000 г. № 1013 //Российская газета. – 2000. – 6 июня.

[19] Чиркин В.Е.Президентская власть//государство и право. – 1997. - № 5

[20] Кулябин А.И. Президентство – лучшая ли это форма исполнительной власти?//Государство и право. – 1992. - № 8.


Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.