Президиуме Верховного
Суда Российской Федерации не более чем четыре месяца.
Составы судебных органов,
рассматривающих в порядке надзора, значительно отличаются от обычных составов
судов. Исключение составляют лишь Судебная коллегия по гражданским делам и
Военная коллегия Верховного Суда РФ, действующие в составе трех членов суда и
при рассмотрении дел в надзорном порядке. Президиумы всех судов действуют в
составе председателя суда в количестве, определяемом в установленном порядке.
Заседание президиума суда
правомочно для рассмотрения дела при наличии большинства членов президиума.
Член президиума суда, участвовавший в рассмотрении дела судом первой или второй
инстанции или в порядке надзора, не может участвовать в рассмотрении того же
дела в составе президиума суда. В тех случаях, когда по этим основаниям в
рассмотрении дела не может участвовать большинство членов президиума областного
суда или приравненного к нему суда, дело передается на рассмотрение в порядке
надзора в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ.
Ст.386 ГПК РФ устанавливает
порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции. Согласно ч.1 ст.386 ГПК
РФ дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более
чем месяц, а в Верховном Суде Российской Федерации не более чем два
месяца со дня вынесения судьей определения.
Дело, рассматриваемое в
порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем
суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не
участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда. В Судебной коллегии
по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Военной коллегии
Верховного Суда Российской Федерации дело докладывается одним из судей коллегии
(ч.2 ст.386 ГПК РФ).
В отличие от ГПК РСФСР ч.3
ст.386 ГПК РФ предусматривает участие в судебном заседании лиц, участвующие в
деле, их представители, а также иных лиц, подавших надзорную жалобу или
представление прокурора, если их права и законные интересы непосредственно
затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.
В случае, если прокурор
является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает
участие:
прокурор республики, края,
области, города федерального значения, автономной области, автономного округа,
военного округа (флота) или его заместитель в президиуме верховного суда
республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда
автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного
суда;
Генеральный прокурор
Российской Федерации или его заместитель в Президиуме Верховного Суда
Российской Федерации;
должностное лицо органов
прокуратуры по поручению Генерального прокурора Российской Федерации в Судебной
коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной
коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Порядок рассмотрения дела в
порядке надзора не претерпел серьезных изменений. Докладчик излагает
обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу,
мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения суда о
возбуждении надзорного производства. Судьи могут задать вопросы докладчику[10].
Лица, участвующие в деле, их
представители, а также иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление
прокурора, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются
обжалуемым судебным постановлением, если они явились в судебное заседание,
вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную
жалобу или представление прокурора. По результатам рассмотрения дела суд надзорной
инстанции выносит определение. При рассмотрении дела в порядке надзора все
вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных
за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, надзорная жалоба
или представление прокурора считаются отклоненными (ч.ч.5-7 ст.386 ГПК РФ).
О вынесенном судом
надзорной инстанции определении сообщается лицам, участвующим в деле (ч.8
ст.386 ГПК РФ). Данное положение является нововведением.
Согласно ст.388 ГПК РФ по
результатам рассмотрения дела в порядке надзора суд надзорной инстанции выносит
мотивированное определение, в котором должны быть указаны:
1) наименование и состав
суда, вынесшего определение;
2) дата и место вынесения
определения;
3) дело, по которому
вынесено определение;
4) наименование лица,
подавшего надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в
порядке надзора;
5) фамилия и инициалы судьи,
вынесшего определение о передаче дела в суд надзорной инстанции для
рассмотрения по существу;
6) содержание обжалуемых
судебных постановлений нижестоящих судов;
7) закон, на основании
которого вынесено определение по результатам рассмотрения дела по существу.
Определение президиума
соответствующего суда подписывается его председателем, определение судебной
коллегии - судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора.
Резолютивная часть
определения суда надзорной инстанции содержит вывод суда, который должен
соответствовать полномочиям суда надзорной инстанции, перечисленным в
ст.390 ГПК РФ. В соответствии с ч.1 ст.390 ГПК РФ суд, рассмотрев дело в
порядке надзора, вправе:
1) оставить судебное
постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения,
надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке
надзора без удовлетворения;
2) отменить судебное
постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в
части и направить дело на новое рассмотрение;
3) отменить судебное
постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в
части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по
делу;
4) оставить в силе одно из
принятых по делу судебных постановлений;
5) отменить либо изменить
судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять
новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если
допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.
Указания вышестоящего суда о
толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Определение суда надзорной
инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения (ст.391 ГПК РФ).
Судебный надзор – это обусловленная общественными
отношениями функция суда, направленная на проверку законности и обоснованности
вступивших в законную силу судебных постановлений нижестоящих судов, исправление
их ошибок и осуществление на этой основе руководства судебной практикой с целью
обеспечения строгой законности правосудия[11].
ГПК РФ внес множество изменений в порядок пересмотра
судебных постановлений в порядке надзора, которые были вызваны современным состоянием
экономики и права.
Судебные решения пересматриваются в порядке надзора с
соблюдением основных принципов гражданского процессуального права: осуществление
правосудия только судом, равенство граждан перед законом и судом, выборность
судей, коллегиальность рассмотрения дел, законности, диспозитивности,
состязательности, непосредственности, устности и др.
Данная стадия судопроизводства стала более динамичной,
законной, демократичной, направленной на защиту прав и законных интересов заинтересованных
лиц.
Право на обращение в суд надзорной
инстанции получили сами лица, участвующие в деле, а также лица, чьи права и
охраняемые законом интересы нарушены постановлением суда.
Прокурор как участвующее в деле лицо
обладает правом внесения надзорного представления. Существенным изменением
следует признать ограничение срока на обжалование в порядке надзора. Этот срок
составляет один год со дня вступления судебного постановления в законную силу.
Надзорное производство будет состоять из трех составных частей: рассмотрение надзорной
жалобы, рассмотрение дел, истребованных в суд надзорной инстанции, и,
соответственно, рассмотрение дела в суде надзорной инстанции.
Необходимо отметить, что ГПК РФ пересмотрел место
прокуратуры в гражданском судопроизводстве. В соответствии со ст. 45 ГПК
РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть
подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья,
возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам
обратиться в суд. Прокурор вступает в процесс и дает заключение по
делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда,
причиненного жизни или здоровью, а также в иных предусмотренных
законодательством случаях в целях осуществления возложенных на него
полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения
дела, не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с ГПК РСФСР пересмотр в порядке надзора
рассматривался как исключительная стадия гражданского процесса. Подобной стадии
нет ни в одной стране, когда дело в порядке надзора возбуждается лишь по
инициативе должностных лиц – представителей судебной или прокурорской власти, а
не самих лиц, не согласных с принятым судебным решением. Такой институт надзора
серьезно не воспринимался мировым сообществом.
Надзорное производство в новом ГПК
позволяет надеяться, что эта стадия гражданского судопроизводства будет
признана Европейским Судом при решении вопроса о том, были ли исчерпаны все
возможные средства защиты.
1.
«Гражданский
процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ
2.
Федеральный закон "О введении в действие
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" от 24 июля 2002
г.
3. Постановление Пленума Верховного суда
Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и
введением в действие Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации» от 10.01.2003 г. № 2
4.
Информационное письмо Генпрокуратуры РФ «О
некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием
и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации» от 27.01.2003 № 8-15-2003
5.
Гражданский процесс./ Под ред. Мусина В.А.,
Чесиной Н.А., Чечота Д.М. – М., 1998. – 472 с.
6.
Гражданский процесс./ Под ред. Треушникова М.К.
– М., 2000. – 384 с.
7.
Гражданский процессуальное право./ Под ред.
Шакарян М.С. – М., 2002. – 634 с.
8.
Гражданский процесс./ Под ред. Яркова В.В. – М.,
2000. – 624 с.
9. Рузакова О.А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу
Российской Федерации. – М., 2003. – 416 с.
[1]
Ст.376 Гражданского процессуального кодекса РФ
[2]
п.23, 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах,
возникших в связи с принятием и введением в действие гражданского
процессуального кодекса РФ» от 20.01.2003г. № 2
[3]
п.21, 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах,
возникших в связи с принятием и введением в действие гражданского
процессуального кодекса РФ» от 20.01.2003г. № 2
[4]
пп.3 п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах,
возникших в связи с принятием и введением в действие гражданского
процессуального кодекса РФ» от 20.01.2003г. № 2
[5]
п.1 Информационного письма Генпрокуратуры РФ «О некоторых
вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и
введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации» от 27.01.2003 № 8-15-2003
[6]
Ч.2 ст.377 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14.11.2002г.
[7]
ч.2 ст.381 Гражданского процессуального кодекса от 14.11.2003г.
[8]
п.1 Информационного письма Генпрокуратуры РФ «О некоторых
вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и
введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации» от 27.01.2003 № 8-15-2003
[9]
ч.3 ст.382 ГПК РФ
[10]
ч.4 ст.386 ГПК РФ
[11]
Гражданский процесс./ Под ред. Яркова В.В. – М., 2000. - С.430
|