Реферат: Взгляды Рыкова
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………
|
3
|
1.ВЗГЛЯДЫ А. И. РЫКОВА……………………………………
|
6
|
2.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А.И. РЫКОВА НА ПОСТУ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СНК СССР…………………………………
|
14
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..
|
23
|
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………….
|
25
|
ВВЕДЕНИЕ
В курсовой работе будет рассмотрена
государственно-управленческая Деятельность А.И. Рыкова на посту председателя
СНК СССР и его основополагающие взгляды на экономические и управленческие
процессы.
Алексей Иванович Рыков
(13 февраля 1881, г. Саратов
- 15 марта 1938, г. Москва)
Должность:
Срок: Хронология:
|
Председатель Совета Народных Комиссаров
СССР
2 февраля 1924 -19 декабря 1930
2 февраля 1924, назначен постановлением,
принятым 1 сессией ЦИК СССР II созыва (1
сессия ЦИК СССР II созыва. Стенографический отчет. М., 1924,
с. 5)
19 декабря 1930, освобожден от занимаемой
должности
указом Президиума ЦИК СССР V созыва (Собрание законов и распоряжений Рабочего и
Крестьянского правительства СССР, 1930, отд. 2, № 62, Ст. 428)
Алексей Рыков вступил в РСДРП во время
учебы в саратовской гимназии в 1898 г. и вскоре оказался одним из сторонников
фракции большевиков. В связи с арестом был исключен из Казанского университета,
вел революционную работу. Участник революции 1905-1907 гг. На III и IV съездах партии избирался членом ЦК РСДРП (1905-1907), на V съезде -кандидатом в члены ЦК (1907-1912). После разрыва с
большевиками по вопросу партийного единства, Рыков не был переизбран в
большевистский ЦК, состав которого был утвержден на Пражской конференции,
проходившей под руководством В.И.Ленина (1912)[1].
Сосланный в Сибирь, Рыков вернулся в Москву, где с мая 1917 г. стал членом
Президиума Моссовета. С октября 1917 г. также являлся членом Президиума Петросовета.
VI съезд партии восстановил Рыкова в
должности члена ЦК РСДРП(б) (август - ноябрь 1917). Рыков принимал участие в
подготовке октябрьского восстания в Петрограде и занял пост народного комиссара
по внутренним делам (27 октября [9 ноября] - 4 [17] ноября 1917)[2] в первом советском правительстве, но
подал в отставку вместе с Л.Б.Каменевым в знак протеста против отказа
большевиков сформировать коалиционное правительство. Каменев, Рыков, Милютин,
Зиновьев и Ногин также заявили о своем выходе из ЦК партии (4 [17] ноября
1917).
Несмотря на разногласия с партийным
руководством, Рыков принял пост председателя Высшего Совета Народного Хозяйства
(ВСНХ) РСФСР (3 апреля 1918 - 28 мая 1921). Одновременно являлся членом
Реввоенсовета РСФСР (8 июля - сентябрь 1918) и Чрезвычайным уполномоченным
Совета Труда и Обороны (СТО) по снабжению Красной Армии и Флота (июль 1919
-август 1921). IX съезд РКП(б) вновь избрал Рыкова членом
ЦК (1920-1934), Пленум которого также включил его в состав членов Оргбюро (5
апреля 1920 - 23 мая 1924). В 1921 г. Рыков становится заместителем
председателя Совета Труда и Обороны РСФСР (26 мая 1921 - 2 февраля 1924) и
заместителем председателя Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР (29 декабря
1921 -2 февраля 1924). Апрельский Пленум ЦК 1922 г., состоявшийся после XI съезда партии, ввел Рыкова в состав
Политбюро (член: 3 апреля 1922 - 21 декабря 1930). После образования Союза ССР
вторая сессия ЦИК СССР первого созыва утвердила Рыкова заместителем
председателя СНК СССР (6 июля 1923 - 2 февраля 1924) и председателем ВСНХ СССР
(6 июля 1923 - 2 февраля 1924). С 1923 г. Рыков занимал прочную позицию в
партийном и советском руководстве и фактически возглавил СНК в отсутствие
парализованного Ленина, после смерти которого Рыков был утвержден сессией ЦИК
Председателем СНК СССР (2 февраля 1924). ВНИК РСФСР также поддержал практику
совмещения постов и утвердил Рыкова Председателем СНК РСФСР (2 февраля 1924).
Рыков поддерживал начатый Лениным курс
"новой экономической политики" (НЭП) и нашел поддержку И.В.Сталина,
который также выступал за развитие сельскохозяйственного сектора, который
сможет дать средства к проведению индустриализации. В 1926-1928 гг. Рыков помог
Сталину разгромить его политических противников - Троцкого, Зиновьева и
Каменева. В 1926 г. Рыков принял у Каменева пост председателя СТО СССР (19
января 1926 - 19 декабря 1930). Однако, после непродолжительного союза, Сталин
обратился против Рыкова и его сторонников, Н.И.Бухарина и М.П.Томского,
объединившихся в блок "правой оппозиции". В 1929 г. Рыков потерял
пост главы российского правительства (18 мая 1929) и был вынужден публично
отказаться от своих взглядов на ноябрьском Пленуме ЦК. В 1930 г. окончательное
поражение Рыкова было закреплено его вынужденной отставкой с поста Председателя
СНК СССР (19 декабря 1930) и освобождением от членства в Политбюро ЦК (21 декабря
1930). Вскоре Рыков был назначен народным комиссаром почт и телеграфа (с 17
января 1932 - связи) СССР (30 марта 1931 - 26 сентября 1936). XVII съезд ВКП(б) перевел Рыкова в состав
кандидатов в члены ЦК (1934-1937)[3].
В 1936 г. в ходе судебного процесса Зиновьева-Каменева
против Рыкова были выдвинуты обвинения в организации антисоветского заговора.
27 февраля 1937 г. Рыков был арестован и исключен из партии. После
показательного судебного процесса военной коллегией Верховного Суда СССР
приговорен к смертной казни (13 марта 1938). Казнен двумя днями позже вместе с
Бухариным, Черновым, Розенгольцем и другими обвиняемыми[4].
1.
ВЗГЛЯДЫ А. И.
РЫКОВА
Остановимся на воззрениях А.
И. Рыкова, изложенных им в многочисленных докладах, выступлениях, статьях,
брошюрах. Рыков не был теоретиком в общепринятом смысле этого слова, но он был
хозяйственным руководителем самого высокого ранга, многоопытным и искусным
экономистом-практиком, умевшим четко формулировать и отстаивать свои позиции,
представляющие для самой экономической науки, пожалуй, не меньший интерес, чем
иные пространные теоретические экскурсы. Итак, какими же были эти позиции?
В годы <военного
коммунизма> А. И. Рыков так же, как и его предшественник на посту
Председателя ВСНХ В. В. Оболенский, -сторонник широкомасштабной национализации,
только еще более твердый и бескомпромиссный. Обратимся к фактам. Так, до 1 июня
1918 г. целиком были национализированы лишь банки и водный транспорт. В
промышленности же на этот период было национализировано и секвестировано всего 513
предприятий. Интересно и другое обстоятельство: мероприятия по экспроприации
осуществлялись не только центром, но и еще более широко местными органами. Из
указанных 513 предприятий промышленности на долю центра приходилось лишь 40[5], что свидетельствовало не только о
стихийности процессов национализации, как это подчас утверждается историками,
но и в известной мере об определенном методологическом подходе к их
осуществлению, ориентированном на исповедуемый Н. Осинским демократический
принцип делегирования значительных полномочий местам[6]. С приходом А. И. Рыкова на должность
главы ВСНХ такой подход вскоре претерпевает заметные изменения, суть которых
состоит в лишении местных органов прав на проведение национализации, обретающей
все более систематизированный и централизованный характер. 20 июня 1918 г. была
национализирована нефтяная промышленность, а 28 июня 1918 г. - крупнейшие
предприятия горной, металлургической, металлообрабатывающей, текстильной,
электротехнической, лесопильной и деревообделочной, табачной, стекольной,
керамической, кожевенной, цементной и других отраслей промышленности.
Подхлестываемый Гражданской войной национализаторский аппетит стремительно
возрастал. Но дело было не только в войне. Будем называть вещи своими именами:
масштабы и скорость отчуждения предприятий от прежних владельцев и превращения
их в объекты государственной собственности непосредственно напрямую увязывались
с приближением столь страстно желаемой эры <истинного социализма>.
Убедительным подтверждением тому является печально известное <Положение о
национализации предприятий>, принятое ВСНХ 29 ноября 1920 г., по существу,
уже после окончания Гражданской войны. В соответствии с этим грустным
памятником эпохи <военного коммунизма>, объявлялись национализированными
все находившиеся во владении частных лиц или обществ промышленные предприятия с
числом рабочих свыше 5 при наличии механического двигателя или 10 рабочих и
больше при отсутствии оного. С гранитной твердостью А. И. Рыков взялся за
претворение данного документа в жизнь, поручив соответствующим отделам ВСНХ
вести неослабное наблюдение за скорейшим выполнением постановления и
представлять в Президиум ВСНХ регулярные отчеты о ходе предписанных работ.
Тотальная гиперцентрализация,
осуществляемая ВСНХ под руководством А. И. Рыкова, требовала адекватной
сверхцентрализованной государственной системы управления экспроприированными
предприятиями. И она не заставила себя ждать, формируясь одновременно с
передачей предприятий в ведение государственных органов. А. И. Рыков видел свою
задачу в том, чтобы новая система управления максимально объединяла всю
хозяйственную деятельность страны по единому плану, позволяющему согласовывать
все экономические мероприятия[7].
В отличие от первого
Председателя ВСНХ Осинского, Рыков был более целен, он гораздо увереннее
двигался в пространстве между двумя антагонистическими полюсами, отдавая
приоритет централизму, но оговаривая, правда, при этом необходимость устранения
<болезненных проявлений излишнего централизма[8].
Отстаивая на I Всероссийском съезде совнархозов идею создания жестко
централизованной системы хозяйственного управления, предполагающей строгое
однолинейное подчинение нижестоящих уровней иерархии вышестоящим во главе с
ВСНХ, А. И. Рыков оставлял слишком мало места демократическим процессам и даже
в определенной мере опасался их, усматривая в них почву для
"Синдикалистских тенденций> местных органов и отдельных рабочих
коллективов предприятий. Для пресечения подобных устремлений были установлены
мощные административные заслоны. Например, институт комиссаров, направляемых
вышестоящими органами на предприятия и наделяемых чрезвычайно широкими
полномочиями, такими, в частности, как право устранения с завода лиц, не
подчиняющихся их распоряжениям, независимо от служебного положения последних и
т. п. Еще более надежным противовесом демократическим настроениям явилась
сконструированная Ю. Лариным и выпестованная в ВСНХ при непосредственном
участии А. Рыкова печальной памяти всемогущая главкократическая система
руководства, исключительным образом направленная на усиление монопольно
отраслевого принципа управления и утверждение неограниченной диктатуры центра,
убивающей какую бы то ни было хозяйственную конкуренцию, предприимчивость,
инициативу мест.
Вплоть до 1921 г. Рыков
сражался с экономическим Сепаратизмом областей и районов, с
<анархо-синдикализмом> объединений и предприятий. Любые предложения, хотя
бы в самой незначительной степени ославляющие идею фикс о единой хозяйственной
воле пролетариата, встречали со стороны А. И. Рыкова решительный отпор. Так, в
своем выступлении на IX съезде РКП(б)
он в этом вопросе <опередил> не только В. И. Ленина, но и Е. А.
Преображенского и даже Л. Д. Троцкого, оставшегося до сих пор в массовом
сознании самым энергичным поборником административно-командной системы. Указав
на недостаточность предложений перечисленных политических лидеров страны по
укреплению <единства хозяйственной политики>, А. Рыков потребовал
создания с этой целью нового органа, который <должен обладать
административной и государственной властью, государственным авторитетом>.
Однако эта, как и ранее предпринимавшаяся Н. Осинским попытка законодательно
утвердить неограниченную монополию ВСНХ в руководстве всем народным хозяйством
страны, не получила поддержки со стороны самых высоких партийных и
правительственных инстанций, по понятным причинам не желавших расставаться хотя
бы с частью своих властных функций.
Но и в пределах ВСНХ А. И.
Рыков сумел максимизировать централизованное начало. В руках созданных в
системе ВСНХ отраслевых главков и цэнтров, которых в 1920 г. насчитывалось
около 70[9],
были сосредоточены все бразды оперативного управления предприятиями. Главмука и
Главнефть, Главчай и Главуголь, Главмолоко и Главруда - эти и десятки других
образований с аналогичными наименованиями стали своеобразными гигантскими
щупальцами ВСНХ. Главки и центры безраздельно распоряжались предприятиями
соответствующих отраслей и видов производства. Они устанавливали предприятиям
производственные планы и контролировали их выполнение. Они наделяли предприятия
средствами производства, осуществляли слияние предприятий, диктовалит цены на
их продукцию, подчинили себе заготовку сырья, сбыт всех товаров, прием заказов
и т. д[10].
Страницы: 1, 2, 3, 4
|