на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Взгляды Рыкова

Не справляясь с непосредственным руководством подведомственными предприятиями, тысячами и тысячами заводов и фабрик, особенно находившимися на значительном удалении от центра, главки осуществляли насильственное объединение предприятий, их принудительное трестирование. К началу 1920 г. в стране насчитывалось 179 трестов, объединивших 1449 предприятий.

Стоит ли говорить о бесправии трестов и особенно предприятий в созданной <главкократической> системе <военного коммунизма>. Их потребность в денежных средствах целиком покрывалась из бюджета, собственных средств они вообще не имели. И материально-техническое снабжение предприятий, и распределение произведенной ими продукции осуществлялось в централизованном порядке, причем все расчеты производились без участия денежных знаков. Добавим к этому, что всевластие главков ВСНХ сопровождалось резким сужением прав местных совнархозов, анемией территориального принципа управления.

Созданная жестко административная система управления, являлась, конечно, не только <велением времени>, она многим была обязана и самому А. И. Рыкову, и не могла не носить на себе отпечаток его личности, не могла не быть окрашенной в цвет его собственных представлений, относившихся к рассматриваемому этапу развития страны.

Могут возразить: но ведь А. И. Рыков был-де за широкую коллегиальность в управлении? Да, был, ко чаще в своих выступлениях. Нельзя, однако, на одной стороне медали отчеканить и орла, и решку. В действиях Рыкова в эти годы явно доминировала тяга к жесткому единоначалию, которое на практике в короткий срок вытеснило коллегиальные формы и стало господствующей формой хозяйственного руководства, гораздо более адекватной авторитаризму административной системы <военного коммунизма>. Так, если в 1918 г. было всего 28 единолично управляющихся предприятий, что составляло 3,4 % от общего числа обследованных статотделом ВСНХ предприятий, то в 1919 г. их уже было 90(10,8 %), в 1920 г. - 592 (71,2 %), а летом 1921 г. - 754 (90,7 %)[11].

Оправдала ли себя политика <военного коммунизма>, в разработке и реализации которой самое деятельное участие принимал и А. И. Рыков? Вопрос сложный. Система управления производством и обращением, сложившаяся в эту тяжелую для народа пору, была мобилизована в полном соответствии с духом известного лозунга <Все для фронта, все для победы>, и с этой точки зрения она, конечно, способствовала достижению победы пришедших к власти новых политических сил в драматической Гражданской войне. Но с экономической точки зрения оценка результатов выглядит куда менее привлекательной. В самом деле, административно-военная система стремительно и безжалостно разрушала народное хозяйство страны. Катастрофическое падение производительности труда в промышленном производстве привело последнее в жалкое состояние. Так, в 1913 г. было добыто железной руды 550 млн. пудов, а в 1920-м - 9,4 (то есть 1,7 %). Чугуна в 1913 г. было выплавлено 256,8 млн. пудов, а в 1920-м - 7 (2,7 %). Думается, вряд ли есть необходимость в продолжении иллюстраций.

Понятно, что подобное сокрушение промышленности повлекло за собой тяжелейшие нарушения в области ее взаимоотношений с сельским хозяйством. Город уже не удовлетворял даже самые минимальные потребности деревни. Ее удручающее положение многократно усугублялось проводимой продразверсткой. Крестьяне лишились, таким образом, каких бы то ни было стимулов к производству сельскохозяйственной продукции, сознательно сокращая его до размеров, необходимых для элементарного пропитания семьи и возвращаясь к средневековым формам патриархального

хозяйствования. Все это в совокупности с отказом от товарно-денежных отношений делало неизбежным и угрожающим регресс аграрной экономики, превращало крестьянство из политического союзника пролетариата в его врага.

Опыт нашей страны красноречиво свидетельствует о том, что <красногвардейская атака> на капитал, тотальная национализация средств производства, уничтожение всякой частной собственности так и не стало синонимом <реального обобществления производствах Последнее оказалось очередным фантомом. Огосударствление, произведенное в годы <военного коммунизма>, пропитало систему управления производством и обращением неистребимым бюрократизмом и оказалось смертельным для хозяйственной демократии. Казенный аппарат вырвал из рук коллегиальных выборных органов, из рук трудовых коллективов все нити руководства и превратил последнее в свою исключительную прерогативу, единолично определяя объемы производства, цены, ставки заработной платы и т.д. без участия и контроля трудящихся масс.

В то же время эффективность функционирования административной системы оставалась ничтожной. Поэтому от сладостной мечты о немедленном осуществлении коммунизма с помощью огосударствления и административных методов управления пришлось вскоре отказаться. К этому неумолимо вели и полнейший экономический развал, содеянный системой, и политический быстро нараставший ропот недовольства режимом как со стороны крестьян, так и со стороны рабочих. Апофеозом этого недовольства стало восстание в Кронштадте, крестьянские бунты в разных уголках России, волнения рабочих в крупных промышленных центрах. <Мы просчитались> -это горестное ленинское признание разделил и А. И. Рыков. Начинался следующий этап в эволюции его представлений - самый, пожалуй, интересный и продуктивный в творческом отношении. Это этап критического переосмысления <военно-коммунистических> иллюзий и выработки новых подходов, связанных с коренной перестройкой административной экономики, переводом ее на рельсы многоукладное™ и рыночного хозяйствования.

Как и его единомышленнику Н. И. Бухарину, воззрения которого, как известно> претерпели столь .же крутые изменения, как и многим другим экономистам (но далеко не всем!), А. И. Рыкову удалось преодолеть сильнейшее притяжении ослепительно соблазнителей идеи <болыпого скачка> в «коммунистический рай>. Он сумел отрешиться от убеждения <несгибаемых> ортодоксов марксизма, в соответствии с которыми выход из экономического тупика военного коммунизма заключается в необходимости еще большего <ударного> и <сверхударного> напряжения сил, в разработке <единого хорошо подогнанного всеобъемлющего плана>. Согласно их убеждениям, хозяйственный развал есть следствие самых заурядных просчетов, печальный результат фактического отсутствия такого плана, который нужно не просто <как следует обмозговать>. Тем самым план уподоблялся ими магической нити Ариадны, позволяющей уверенно двигаться по запутанному лабиринту народно-хозяйственных проблем. Однако после длинной дискуссии и скучных прогулок по <бесплодным полям общепланового хозяйства>, даже наиболее <твердокаменные представители ортодоксального направления марксисткой мысли должны были признать, что <с помощью одной общеплановой алхимии - как не переставляй наличные народнохозяйственные элементы и как их, не комбинируй - не выйдешь на столбовую дорогу расширенного воспроизводства необходимых хозяйственных благ>[12]. Нужны новые экономические - методы, нужен рынок.

С 1921 г. А. И. Рыков становится одним из искренних приверженцев рыночных форм хозяйствования, сочетаемых, правда в его представлениях с планово-регулирующими воздействиями на ход экономических процессов.

Особенно интересно в этой связи его выступление, на IV Всероссийском съезде Советов народного хозяйства (май 1921 г.), в котором административно-командные методы управления экономикой были подвергнуты глубокому критическому анализу. Система, устранившая конкуренцию, этот важнейший пусковой двигатель хозяйственного механизма, и сознательно сделавшая монополию единственной формой бытия советской экономики, должна быть, по мнению Рыкова, решительно заменена иной системой, такой, в которой конкуренция заняла бы достойное место. <Мы не имели конкурентов, мы их не терпели, мы их всегда убивали, умерщвляли путем реквизиции, конфискации и т. д. даже в том случае, если конкуренты были более толковы, чем наши органы>[13]. Замечательно здесь то, что эти, наверное, очень нелегкие признания произносил человек, более других сделавший для создания государственной монопольной системы хозяйственного руководства. И это не было политической игрой или данью новой конъюнктуре. Нет, честные покаянные слова А. И. Рыкова свидетельствовали о кардинальной перестройке его видения хозяйственного механизма. Нельзя, говорил он, пользуясь государственной властью, <удалять> нежелательных конкурентов, нужно их <победить в открытом бою экономической конкуренции>. Рутинная среда <военного коммунизма> должна быть обязательно преобразована, <если мы хотим победить>. Рыков достаточно прозрачно намекает на то, что любые решения, направленные на скорейшую реализацию социалистических идеалов, но на деле не способствующие прогрессу производства, росту производительных сил, должны быть немедленно дезавуированы. <Нет такого правила, обычая, закона, постановления, - убежденно пояснял эту мысль А. Рыков, - которого не нужно было бы отменить, если в результате мы получим лучший товар, большее его количество. Вот он, подлинный критерий жизнеспособности да и самой правомочности любой общественной системы, который, к сожалению, так и не был услышан <реальным> социализмом.

Итак, суть всей перестройки Рыков усматривал в том, чтобы научиться побеждать не путем приказаний и монопольного положения, а путем лучшей работы>. Лучшая же работа возможна лишь тогда, когда мы начнем внимательно изучать рынок и, в соответствии с его требованиями, внесем революционные изменения во всю систему нашей организации, в методы управления, <вольем дух конкуренции и инициативы в любое из наших экономических предприятий>[14].

Вполне естественно, что рыночная ориентация воззрений А. И. Рыкова понуждала его уделять значительное внимание проблемам хозяйственного расчета, экономии, учета и отчетности. В брошюре Хозяйственное положение страны и выводы о дальнейшей работе> (1922) Рыков с мастерством профессионального экономиста обнажает болевые точки хозяйственного организма страны, такие, в частности, как высокий уровень себестоимости продукции, намного превышающий довоенный, отсутствие надлежащего материального и стоимостного учета на предприятиях и в объединениях, произвольное установление цен <от чистого разума> или <в порядке административного усмотрения>, волюнтаристская торговая политика и т. п. Все это, разумеется, препятствует, а точнее говоря, делает невозможными постановку и осуществление подлинного хозяйственного расчета, без которого немыслима экономическая система управления. Отсюда: <Борьба за настоящий Хозяйственный расчет>, за точный учет производства, за бережное отношение к каждой копейке, максимально-экономное расходование средств - должны стать одним из актуальнейших лозунгов ближайшего времени>.

Но коренная перестройка административной системы, внедрение подлинного, не формального хозяйственного расчета возможны лишь при условии упразднения чрезмерного бюрократического, удушающего все местные новации централизма. Разумеется, столь крутой поворот рыковской мысли от идей суперцентрализации управления еще в 1920 г. к идеям расширения самостоятельности мест в 1921 г. не мог не вызвать разнообразных упреков со стороны соратников по партии, ВСНХ и СНК. Рыков отбивался достойно. В выступлении на IV съезде Советов народного хозяйства он специально подчеркнул: <Я являюсь одним из тех работников в экономической области, которые давно уже повернули в сторону децентрализации и не за страх, а за совесть сделали все, что могли, в этом направлении>. Как он позднее, уже в 1923 г., признавался в своей речи на XII съезде РКП(б), ему <изо дня в день, из недели в неделю, из месяца в месяц приходилось убеждаться в том, что управлять страной, которая насчитывает более 130 миллионов жителей которая охватывает одну шестую часть суши, управлять ею из Москвы, на основе бюрокрегиче-ского централизма, невозможной. Увы, это мужественное признание А. И. Рыкова не получило поддержки в <широких бюрократических кругах>, никогда не впадавших в уныние и оптимистически рассматривавших роль <единого центра> на всех этапах развития страны. Аппарат рос темпами, значительно опережающими темпы роста численности населения, и ко времени горбачевской перестройки в своем многомиллионном составе (18 млн. человек!) стал напоминать лягушку, надутую озорниками до гигантских размеров и как будто двигающую всеми лапками, но уже утратившую способность управлять своими перемещениями в воде.

Таким образом, повторим еще раз, с переходом к новой экономической политике воззрения А. И. Рыкова претерпевают революционные изменения, он становится, как было только что показано, ревностным сторонником децентрализованных структур управления и рыночных методов хозяйствования.


2.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А.И. РЫКОВА НА ПОСТУ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

СНК СССР

С 1921 г. Рыков оставляет свое кресло Председателя ВСНХ и сосредоточивает свою деятельность на еще более высоком посту зам. председателя СНК, с удвоенной энергией претворяя в жизнь идеи о новом хозяйственном механизме. Под его непосредственным руководством, в частности, готовится и осуществляется денежная реформа 1922-1924 гг. Он всемерно поддерживает курс на возрастающую активизацию стоимостных форм и рычагов, на достижение предприятиями и объединениями максимальной прибыли, считая последнюю важнейшим показателем эффективности хозяйствования. Под благотворным воздействием нэповской перестройки быстро залечивались раны мировой и Гражданской войны, стремительно восстанавливалось и крепло народное хозяйство страны. И личные заслуги А. И. Рыкова в деле экономического возрождения чрезвычайно велики.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.