Реферат: Характеристики ВМС Великобритании
НА ПРОТЯЖЕНИИ всей
истории Великобритании военно-морские силы являлись
важным инструментом проведения ее внешней политики. Руководство страны
постоянно предпринимало все меры для того, чтобы иметь сильный флот, которому всегда отводилась ведущая
роль в достижении внешнеполитических
целей как в мирное, так и в военное время. Сейчас военно-политический курс
Великобритании направлен на укрепление единства и повышение военной мощи Североатлантического союза как главного фактора европейской безопасности, на дальнейшее
развитие всестороннего сотрудничества
с США и ведущими государствами Западной Европы, обеспечение защиты британских интересов в различных
регионах.
Важное место в
достижении указанных целей отводится ВМС, которым присущи постоянная высокая
боеготовность и способность в короткие сроки
развертывать свои силы в назначенных районах Мирового океана. Считается,
что свобода мореплавания позволяет осуществлять передвижение и сосредоточение
сил флота без нарушения международного морского права, фактически не давая противнику поводов для организации ответных
действий. Это обстоятельство имеет
немаловажное значение в условиях кардинального
изменения обстановки в Европе, когда требуются более гибкие формы использования вооруженных сил для реализации
внешнеполитических целей в интересующих английское руководство районах.
ВМС Великобритании, традиционно считающиеся главным видом вооруженных
сил, по численности и боевой мощи являются одними из самых крупных в Европе. Они подразделяются на
флот, авиацию ВМС и морскую пехоту. Общее руководство ими осуществляет
начальник штаба обороны, непосредственное — начальник штаба ВМС в звании
адмирала (по английской терминологии — первый морской лорд, фактически
выполняющий функции командующего). Начальник
штаба отвечает за разработку и реализацию планов строительства,
мобилизационного развертывания, боевого применения,
оперативной и боевой подготовки, совершенствование организационно-штатной
структуры, подготовку и обучение личного состава. В британских военно-морских силах насчитывается 51 000 человек: во флоте - 44 000 (в том числе в авиации ВМС - 6000) и
морской пехоте — 7000. Организационно
они состоят из командований (военно-морского флота, военно-морского на территории Великобритании,
авиации ВМС, морской пехоты, тыла,
учебного) и Гибралтарского военно-морского района (BMP).
Командование военно-морского флота (штаб в г. Нортвуд) включает флотилию подводных лодок (две эскадры),
флотилию надводных кораблей (две эскадры
эсминцев УРО и четыре — фрегатов УРО), оперативную группу ВМС (легкие авианосцы, десантно-вертолетные
корабли-доки) и флотилию минно-тральных сил (три эскадры тральщиков,
одна — охраны рыболовства и защиты
нефтегазовых комплексов).
Военно-морское
командование на территории Великобритании возглавляет командующий (г. Портсмут), который
руководит деятельностью учебных центров, следит за состоянием военно-морских,
авиационных баз, пунктов базирования и береговых укреплений, за организацией и
проведением испытаний техники и вооружения. Командование несет ответственность
за подготовку личного состава, содержание в
соответствующей степени мобилизационной
и боевой готовности морских резервных компонентов, поддержание благоприятного оперативного режима в
территориальных водах и 200-мильной
экономической зоне. Выполнение этих задач возложено на командующих тремя военно-морскими районами —
Портсмутским, Плимутским,
Шотландским и Североирландским. Кроме того, командованию подчинены вспомогательный флот, вспомогательная
служба флота и резерв ВМС.
Командование авиации ВМС (г. Йовилтон) включает боевую авиацию (три эскадрильи
истребителей-штурмовиков, семь — противолодочных вертолетов, четыре —
транспортно-десантных вертолетов) и вспомогательную (шесть эскадрилий).
В состав командования морской пехоты (г. Портсмут) входят силы морской пехоты, группа
подготовки, резерва и отрядов специального назначения морской пехоты. Командование тыла
отвечает за всестороннее снабжение кораблей и береговых частей, обеспечение
регламентного обслуживания и ремонта
техники, а также мобилизационного развертывания ВМС, а учебное (г. Портсмут)
занимается вопросами комплектования экипажей кораблей и отработки ими задач боевой подготовки перед вводом судов в состав флота. Гибралтарский BMP возглавляет
командующий, который отвечает за организацию обороны ВМБ в этом районе и
важных участков побережья, поддержание благоприятного оперативного режима в зоне
ответственности.
В военное время военно-морские силы Великобритании имеют следующее предназначение:
нанесение ракетно-ядерных ударов по территории противника, участие в составе группировок
объединенных ВМС НАТО в операциях (боевых действиях) по завоеванию господства
на море, защита океанских (морских)
коммуникаций, оказание поддержки сухопутным войскам на приморских направлениях,
проведения морских десантных операций. В мирное время боевые корабли
должны действовать в составе постоянных
соединений ВМС НАТО на Атлантике и в Средиземном море, а также постоянного соединения минно-тральных сил
блока. В угрожаемый период большую
часть ВМС Великобритании, выделяемых в ОВМС НАТО, предполагается использовать в
составе ударного флота альянса на Атлантике, ОВМС НАТО в Восточной Атлантике и на Северо-Западном Европейском
ТВД. ударных и объединенных ВМС стран-союзниц на Южно-Европейском ТВД.
Главной целью
совершенствования ВМС Великобритании является значительное повышение боевых
возможностей флота за счет качественного
обновления всех компонентов. Основным направлением стало наращивание боевых
возможностей ракетно-ядерных сил морского базирования. В частности, на их вооружение
начали поступать перспективная ракетная система морского базирования «Трайдент-2» с большей дальностью
действия и повышенной точностью стрельбы. Кроме того, проведена модернизация
автоматической системы боевого управления ПЛАРБ в районах боевого
патрулирования. Повышение скрытности и неуязвимости этих лодок в результате
принятия на вооружение БР «Трайдент-2» позволит расширить зону их патрулирования.
Более высокая скрытность будет обеспечена также благодаря увеличению глубины их
погружения, оснащению современными ядерными энергетическими
установками и использованию буксируемых антенн.
ПЛА
«Трэнчанг» типа «Трафальгар»
В ходе
совершенствования сил общего назначения большое внимание уделяется строительству многоцелевых кораблей с повышенными боевыми возможностями, способных решать широкий круг задач, совершенствованию способов и средств управления,
внедрению новых технических достижений
и научных открытий. Ядро сил флота
составят подводные лодки и надводные
корабли, оснащенные современными ракетным оружием и электронными средствами. Для успешного взаимодействия с ВМС
других стран НАТО английские корабли и самолеты оборудуются соответствующими системами связи и
обмена информацией.
Важным направлением развития военно-морских сил Великобритании остается
строительство атомных многоцелевых подводных лодок, а также усовершенствование
ПЛА типа «Трафальгар». Большее водоизмещение позволит оснастить их новыми
атомными энергетическими установками и перспективными гидроакустическими
комплексами. Все эти ПЛА будут вооружены крылатыми ракетами морского
базирования «Томахок»
американского производства в обычном снаряжении, благодаря чему они смогут использоваться при проведении операций
по уничтожению (разрушению) наземных
объектов противника.
Большое внимание
уделяется также совершенствованию надводных кораблей, в частности корректируются требования к ним с учетом перераспределения
значимости задач, решаемых в современных условиях. Это проявляется прежде
всего в изменении подхода к строительству авианесущих кораблей. Придавая важное значение применению их
для противолодочной борьбы, командование ВМС Великобритании тем не менее
считает возможным использование их
для борьбы с авиацией противника, особенно при обеспечении перебросок войск (сил) усиления на
европейские театры военных действий.
Ударную мощь надводных сил флота по-прежнему составляют три легких
авианосца типа «Инвинсибл»,которые прошли модернизацию с целью повышения
эффективности средств ПВО и увеличения на 20 проц. численности самолетного
(вертолетного) парка. В частности, был увеличен угол подъема трамплина, что
позволило повысить взлетную массу самолетов «Си Харриер», а также были переоборудованы
ангары для обеспечения базирования на авианосцах перспективных вертолетов ЕН-101 «Мерлин».
Легкий авианосец R05 «Илластриес» типа «Инвинсибл»
Учитывая
возможность возникновения в современных условиях локальных конфликтов и необходимости использования в них амфибийных сил,
командование сохранило в составе ВМС
десантные корабли для проведения
десантных операций. В связи с этим будут продолжены их строительство и модернизация. Так, в 1998 году флот пополнился новым десантным вертолетносцем «Оушн», который
способен нести на борту эскадрилью
вертолетов «Си Кинг» (до 12 единиц).
С вводом в боевой состав ВМС Великобритании во второй половине 2002 года
фрегата (ФР) УРО «Сент-Олбанс» завершается
многолетняя программа строительства
крупной серии (16 единиц) фрегатов типа «Норфолк». Двенадцать из них построены на судоверфи «Ярроу шипбилдинг» (г. Глазго), еще четыре на судоверфи «Сван Хантер»(г. Уоллсснд-он-Тайн). Поскольку вся серия названа в честь известных в истории страны герцогов (см. таблицу), эти корабли нередко в зарубежных публикациях встречаются как фрегаты типа «Дюк», а также как фрегаты проекта 21
Корабли, базирующиеся на ВМБ Портсмут, входят в 4-ю. а базирующиеся на ВМБ Девонпорт - в 6-ю эскадру фрегатов.
Как
наиболее современные и многочисленные боевые корабли фрегаты типа «Норфолк» в настоящее
время составляют основу надводных сил британского флота, представленных
эсминцами и фрегатами. История
их создания и освоения весьма показательна.
Во-первых, кораблестроителям
благодаря повышению производительности
труда и сокращению сроков строительства
удалось существенно снизить затраты
на постройку: если головной корабль обошелся
в 135,5 млн фунтов стерлингов, то
стоимость последующих в этой серии фрегатов уменьшилась с 96 млн до 60 млн фунтов стерлингов (89 млн долларов). При этом корабли в полной мере соответствуют критерию
«стоимость/эффективность». Во-вторых (и это самое главное), за 12 лет.
прошедших между завершением строительства головного
и последнего фрегата, в силу значительных
изменений в военно-политической ситуации
в мире и в стратегических приоритетах
и взглядах военного руководства Великобритании претерпели изменения
предназ-
качение и роль
британских ВМС в целом и фрегатов в частности. Когда фрегат «Сент-Олбанс» будет введен
в состав босго-товых сил, ему предстоит выполнять совсем не те задачи,
которые были поставлены перед разработчиками проекта корабля.
Если в период «холодной войны» ВМС Великобритании ориентировались главным
обра-юм
на противолодочные действия в Атлантическом океане, то теперь они предназначаются
для
проецирования морской мощи в экспедиционных операциях объединенных вооруженных сил в любых
районах мира. Соответствующим образом фрегаты, спроектированные как противолодочные
корабли для действий против советских подводных лодок на рубеже Исландия - Фарерские
о-ва, в современных условиях применяются для выполнения расширенного круга задач и по
сути становятся многоцелевыми. В 2000 - 2001 годах они совершали плавания и несли
боевую службу в акваториях Атлантического океана, Средиземного и Адриатического морей, у
западного побережья Африки, в Персидском заливе, в дальневосточных морях и в Карибском
море. Известны случаи, когда фрегаты типа «Норфолк» действовали в составе американской
и французской авианосных ударных групп или входили в состав корабельных
соединений НАТО.
Еще одна особенность
данного проекта состоит в том. что на стадиях разработки, строительства и в ходе эксплуатации кораблей внедрялись
различные новые технические разработки,
причем не только с целью повышения
боевых возможностей самих фрегатов, но и для отработки и подтверждения
концепций и технологий, которые предполагается
применять в проектах перспективных кораблей, в частности эсминцев типа
«Д'эринт».
Название корабля |
Бортовой номер |
Судоверфь |
Год начала строительства |
Год ввода в строй |
База
приписки
|
«Норфолк» |
F230 |
«Ярроу» |
1985 |
1990 |
Девонпорт |
«Арджил» |
F231 |
Тоже |
1987 |
1991 |
Тоже |
«Ланкастер» |
F229 |
- ;'/ - |
1987 |
1992 |
Портсмут |
«Марлборо» |
F233 |
«Сван Хантер» |
1987 |
1991 |
То же |
«Айрон Дюк» |
F234 |
«Ярроу» |
1988 |
1993 |
|
«Монмаут» |
F235 |
Тоже |
1989 |
1993 |
Девонпорт |
«Монтроуз» |
F236 |
|
1989 |
1994 |
То же |
«Вестминстер» |
F237 |
«Сван Хантер» |
1991 |
1994 |
Портсмут |
«Нортамберленд» |
F238 |
Тоже |
1991 |
1994 |
Девонпорт |
«Ричмонд» |
F239 |
- К -
|
1992 |
1995 |
Портсмут |
«Сомерсет» |
F82 |
«Ярроу» |
1992 |
1996 |
Девонпорт |
«Графтон» |
F80 |
Тоже |
1993 |
1997 |
Портсмут |
«Сатерленд» |
F81 |
|
1993 |
1997 |
Девонпорт |
«Кент» |
F78 |
|
1997 |
2000 |
Портсмут |
«Портленд» |
F79 |
|
1998 |
2001 |
Девонпорт |
«Сент-Олбанс» |
F33 |
|
1999 |
2002 |
|
Страницы: 1, 2
|