Численность экипажа
180 человек. Фрегаты более ранней постройки (типа «Линдер» или проект 22) при
водоизмещении 2 900 т укомплектовывались экипажами, насчитывавшими 260 человек.
Тенденция сокращения экипажей надводных кораблей сохранится и в будущем.
Наличие в составе главной энергетической установки (ГЭУ) корабля
электродвигателей, обеспечивающих малошумный ход. и их успешное применение рассматривается британскими кораблестроителями как фактор, подтверждающий перспективность концепции электродвижения.
Опыт оснащения этих
кораблей автоматизированной
системой соевого управления (АСБУ) и
планомерного наращивания ее возможностей
также намечено учитывать при строительстве
кораблей других классов.
Проект корабля начал претерпевать изменения уже на стадии его разработки. Тактико-техническим
заданием предусматривалось создание недорогого корабля с легким вооружением, способного в течение 30-40 сут осуществлять наблюдение на противолодочном рубеже, используя ГАС с протяженной буксируемой антенной. Однако с учетом того обстоятельства, что этот рубеж находился в пределах досягаемости авиации советского ВМФ, было признано необходимым оснастить фрегаты зенитным ракетным комплексом. Изучение опыта боевых действий британских кораблей в фолклендском конфликте привело к решению
включить в состав вооружения фрегатов
артустановку среднего калибра, противокорабельные
ракеты и вертолет корабельного
базирования. В результате наряду с
противолодочными возможностями
фрегаты способны бороться с надводными кораблями, оказывать огневую поддержку силам, действующим на берегу, осуществлять самооборону и оборону находящихся рядом кораблей и судов от средств воздушного нападения противника. Достаточно высокие мореходные качества этих фрегатов позволили существенно (с одного до пяти с половиной месяцев, как, например, при патрулировании в Южной Атлантике) увеличить длительность плавания при условии периодического пополнения запасов с транспортов снабжения или при заходах в иностранные порты.
Снижение «угрозы» со стороны подводных лодок в 90-х годах привело к решению не устанавливать на последних семи фрегатах гидроакустическую станцию (ГАС) 2031Z с буксируемой антенной,
хотя именно наличие ГАС предопределило в свое время высокие требования к снижению
уровня шумности
корабля. Для удовлетворения этих требований ГЭУ скомпонована по схеме CODLAG, предусматривающей
комбинированное
использование газовых турбин, дизель-генераторов
и электродвигателей.
Малошумная и экономичная скорость хода (до 16 уз) обеспечивается
в том случае, когда гребные валы приводятся во вращение элетродви-гателями, а
наибольшая (28 уз) достигается при использовании двух газовых турбин. Дополнительно (в
интересах снижения акустической сигнатуры) основное оборудование установки размешено на амортизированных платформах и окружено звукоизолирующими
выгородками. Дизель-генераторы расположены на 5 м выше ватерлинии. Укороченные линии валов, скошенные лопасти гребных винтов, оптимизированные обводы корпуса, применение системы пузырьковой завесы, наличие системы контроля вибрации механизмов -все это способствует достижению низкого уровня шумности в режиме патрулирования.
Проектом
предусмотрены меры по снижению радиолокационной и инфракрасной за-метности фрегата.
Как утверждаю т западные эксперты,
эффективная поверхность рассеяния (ЭПР)
кораблей этой серии составляет около
20 проц. ЭПР близкого по размерениям эсминца проекта 42 благодаря наклону вертикальных поверхностей на 7°, тщательному подбору формы надстроек, широкому применению радиопоглощающих материалов. Для снижения ИК-сигнатуры в дымовых трубах установлена система охлаждения продуктов горения перед выбросом их в атмосферу.
В связи с недостаточными возможностями существовавшей к моменту начала строительства фрегатов автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) CACS-4 руководство ВМС
приняло сомнительное на первый взгляд, но впоследствии признанное дальновидным
решение дождаться создания новой АСБУ SSCS, включающей из 12 автоматизированных рабочих
мест. Поэтому первые семь кораблей были переданы флогу без АСБУ. Оснащение строящихся
и построенных фрегатов этой системой началось в 1994 году. В течение нескольких лет
поэтапно совершенствовалось программное обеспечение. В конечном счете проведение
работ позволило объединить все средства освещения обстановки с системами корабельного
оружия, а также со средствами внутрикорабельной и внешней связи.
На первых девяти
кораблях в качестве основного средства
освещения подводной обстановки применяется низкочастотная ГАС 2031Z с буксируемой
протяженной антенной. Фирма «Кинетик» разработала для этой станции дополнительный блок обработки сигналов, позволяющий оператору оптимизировать выбор частотных интервалов и формат октавы. Носовая среднечастотная ГАС 2050 работает как в активном, так и в пассивном режиме и помимо обнаружения и сопровождения подводных лодок способна обнаруживать атакующие торпеды противника.
Торпедное вооружение фрегатов представлено двумя 324-мм двухтрубными торпедными аппаратами,
расположенными по-бортно в носовой части вертолетного ангара.
Основным источником данных о воздушной обстановке считается радиолокационная станция 996 с
рабочим диапазоном 2 -4 ГГц. В этой РИС применена многолучевая фазированная
антенная решетка, вращающаяся на топе фок-мачты со скоростью 30 об/мин и
сопряженная со станцией распознавания «свой - чужой». Предусматриваются три метода
обзора: нормальный круговой с регистрацией объектов, обнаруженных на дальностях свыше 115 км; оптимизированный для обнаружения низколетящих объектов в условиях естественных или искусственных помех; дальнего обзора, при котором излучаемая энергия концентрируется в нижнем луче для увеличения дальности действия. Кроме того, на кораблях имеются следующие РЛС: навигационная 1007
(9 ГГц), обнаружения воздушных и
надводных целей 1008 (2-4 ГГц), две
станции 911 управления стрельбой ЗУР с антенными
постами на носовой и кормовой надстройках,
а также система радиоэлектронной борьбы UAF или UAT (рабочий диапазон 0,5-18 ГГц).
Для борьбы с воздушным противником фрегаты оснащены зенитным ракетным комплексом GWS26, в состав которого
входит 32-зарядная
установка вертикального пуска ЗУР «Си Вулф» с боевой частью массой 14 кг и дальностью
стрельбы 6 км. Как считают британские специалисты, проводимая в настоящее
время модернизация комплекса позволит сохранить его на вооружении до 2020 года.
Противокорабельный ракетный комплекс GWS60 включает систему
управления стрельбой и две
четырехзарядные пусковые установки ракет
«Гарпун» с БЧ массой 227 кг и дальностью стрельбы около 130 км.
Артустановка Mk8 среднего калибра (114мм) предназначена для поражения морских и наземных
целей на дальности до 22 - 23 км и воздушных - до 6 км. Ее скорострельность 25 выстр./мин, масса снаряда 21 кг. В 2001
году фрегат «Норфолк» стал первым кораблем, на котором была выполнена
модернизация артуста-новки: гидравлические приводы заменены электрическими, общая
масса уменьшена на 4 т, сокращен объем подпалубного помещения, снижена
отражательная способность башни (рис. 3).
Близится к завершению разработка снаряда с увеличенной до 29 км дальностью стрельбы. Система управления огнем (СУО) GSA 8В состоит из
вычислителя, пульта оператора и оптоэлектронного дальномер-ного поста,
расположенного на фок-мачте. Этот полностью стабилизированный пост массой 227 кг,
имеющий сферическую конструкцию
и включающий в себя ТВ-камеру, лазерный
дальномер и тепловизор (8 -12 мкм),
обеспечивает точность наведения не хуже 3 м на дальности 10 км при
состоянии моря 5 баллов. Кроме того, работа СУО обеспечивается двумя визирами, установленными на спонсонах кормовой надстройки. (Данные от визиров
могут использоваться для целеуказания ЗУР
«Си Вулф».) Артиллерийское вооруже!
ше включает также две одноствольные
30-мм артустановки DS ЗОВ. Их скорострельность 650 выстр./мин, дальность стрельбы по
воздушной цели 3 км, по надводной - 10км. готовый к стрельбе боезапас 160 выстр.
На корабле имеются
четыре шестиствольные 130-мм пусковые
установки, предназначенные для выстреливания дипольных отражателей и инфракрасных ложных целей, а также устройства для выставления надувных дипольных отражателей.
Боевые возможности корабля существенно дополняются благодаря постоянному базированию на нем
вертолета «Линкс» (рис. 4), который может применяться для поражения подводных
лодок торпедами «Стинг-рей» или глубинными бомбами Mkl. При действиях против
легких кораблей и катеров вертолет несет ракеты «Си Скьюа».
В середине 2002 года на вооружение фрегата «Марлборо» поступает новый вертолет - «Мерлин». В состав его бортового радиоэлектронного оборудования входят: РЛС «Блю Кестрел» с большой дальностью действия, опускаемый гидролокатор, ра-диогидроакустические буи. система обработки акустической информации, аппаратура передачи данных «Линк-11». Максималь ная взлетная масса машины 14 600 кг (у «Линкс» - менее 5 000 кг). «Мерлин» способен взлетать с палубы фрегата при состоянии моря
шесть баллов. Этот вертолет значительно
расширит как противолодочные, так и
противокорабельные возможности фрегата.
Кроме того, он может применяться для
переброски 20 человек с личным оружием.
С завершением строительства всей серии работы по переоснащению фрегатов и приспособлению их к новым
оперативным потребностям не закончатся. В этих целях в течение предстоящих
нескольких лет намечено осуществить ряд мероприятий. В частности, еще не менее
пяти кораблей получат вертолеты «Мерлин». С 2006 года вместо гидроакустической станции 2031Z корабли во время
планово-предупредительных ремонтов будут оснащаться новой активно-пассивной ГАС
2087. Эта станция, разрабатываемая для повышения возможностей по обнаружению малошумных подводных лодок не только
в океанских, но и в прибрежных водах, объединяет низкочастотный (500 Гц)
гидролокатор переменной глубины погружения и пассивную буксируемую протяженную
антенну (рабочая частота 100 Гц). Гидролокатор и протяженная антенна могут
буксироваться на различных, оптимальных для излучения и приема сигналов глубинах.
Контракт на разработку и изготовление первых шести комплектов выдан фирме
«Талес».
Другой программой предусматривается оснащение фрегатов разрабатываемой системой
противоторпедной защиты SSTD. Во второй половине текущего десятилетия
предполагается устанавливать на фрегатах аппаратуру американской автоматизированной системы
управления силами и средствами ПВО соединения СЕС (Cooperative Engagement Capability).
Фрегаты типа
«Норфолк» создавались с расчетом на 18-летний срок службы. В связи с этим уже в настоящее
время проводятся исследования относительно целесообразности планирования их
капитального ремонта для продления срока службы или разработки проекта
перспективного фрегата.
Проектные
авианосцы CVF
ВМФ Великобритании ведет переговоры с крупнейшими судостроителями на
производство двух авианосцев нового поколения для своего флота. Один из них
водоизмещением 35000т, другой 40000т. Каждый корабль предположительно должен
быть расчитан на 40 самолетов. Авианосцы должны вступись в строй в период с
2012 до 2015 года. Для получения энергии было решено использовать ядерные
реакторы. Исходя из габаритных показателий кораблей и мощности силовой
установки, расчетная автономная дальность плавания составит около 8000 миль. В
состав авиагруппы по расчету входят 40 единиц летательной техники, из них 30
многоцелевых истребителей, 6 верлотетов и 4 самолета разведчика.
Тактико-технические характеристики
Водоизмещение: 30000-40000 т
Длина - н.д.; Ширина - н.д.;Осадка - н.д.
Силовая установка тип: ядерный реактор
Количество валов: 4
Мощность: 280000 л.с.
Скорость: более 30 узл
Скорость:
н.д.
Дальность
плавания: 8000 миль
Вооружение
40
единиц летательной техники (возможно размещение 50)
Команда:700
чел
Эсминцы типа 45
Королевский
военно-морской флот Великобритании заказал 12 эсминцев Типа 45, чтобы заменить
имим эсминцы Типа 42, которые были приняты на вооружение начиная с 1978. Эти
двенадцать новых эсминцев должны войти в строй к 2014 году. Основной подрядчик
королевского флота компания BAE SYSTEMS.
Главная задача эсминцев Типа 45 - противовоздушная оборона. Для этого корабли
оснащены радарами большого радиуса действия, высокоточными самонаводящимися
ракетами и системой одновременного управления и слежения за ракетами.
В систему вооружения эсминца входят крылатые ракеты Aster 15 и Aster 30. Ракеты
этой серии оснащены бортовым компьютером и активным устройством самонаведения.
Ракета несет боеголовку в 15кг, радиус поражени - более 80 км. Главная 127мм
пушка расположена в носовой части корабля, четыре 30мм пушки - по бортам. На
корме монтируется посадочная палуба для одного вертолета EH 101 Merlin.
Тактико-технические характеристики
Водоизмещение: 6500 т;
Длина - 152, м; Ширина - 18 м;
Тип силовой установки - газотурбинная
Мощность: 50 Мвт
Скорость: 30 узл.
Дальность плавания: более 5000 миль
Вооружение
- ракетные пусковые установки
- 1 127мм пушка
- 4 30мм пулемета
- 1 вертолет
- радар
Атомные подводные лодки класса "Вэнгард"
Субмарины
класса "Вэнгард" - самые большие подводные лодки
находящиеся на вооружении военно-морского флота Великобритании. Первая лодка из
класса, "Вэнгард" встала в сторой в 1993 году, "Victorious"
- в 1995году, "Viligiant" в 1996, а "Vengeance" в
1999 году.
"Вэнгард" может нести 16 ракет Trident,Tridet II или
D5 - все они являются стратегическими баллистическими ракетами. Каждая ракета
несет до 12 независимых боеголовок (MVIR) каждая по 100 - 120 килотонн.
Дальность полета ракет - более 11,000 км при сверхзвуковой скорости. Вес - 65
тонн.
В
носовой части субмарины размещаются четыре 533 мм торпедных аппаратами. В
арсенале находятся торпеды с управлением по проводам с боеголовкой 134 кг и
активным и пассивным самонаведением. Дальность поражения - 13 км с активными и
29 км с пассивным самонаведением.
Тактико-технические характеристики
Водоизмещение
- 16000 т
Длина:149.9
м
Ширина:12.8
м Высота:н.д.
Силовая установка Тип: ядерный реактор
Количество
валов:н.д.
Мощность:
н.д.
Скорость:
25 узл.
Дальность
плавания: н.д.
Вооружение
Команда:
135 чел
Балтийская Государственная Академия
рыбопромыслового флота
Военно-морская кафедра
Судоводительский факультет
Реферат
« Характеристики ВМС Великобритании»
Выполнил:
Проверил:
Калининград 2004
|