на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Зарубежные страны

Компетенция Совета была довольно обширна. Члены Совета собирали народные собрания, готовили заключения по рассматриваемым на этих собраниях вопросам. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, заслушивал их отчеты, в том числе и архонтов. Под руководством и наблюдением действовал весь финансовый и административный аппарат Афин.

Коллегия десяти стратегов осуществляла руководство вооруженными силами афинского государства. Стратеги выбирались открытым голосованием из числа наиболее богатых и влиятельных граждан. И хотя по закону все 10 стратегов имели равные права и обязанности, существовала традиция, что один из стратегов занимал должность не только в коллегии стратегов, но и в государстве.

Коллегия архонтов рассматривала религиозные и семейные дела, и также дела, связанные с вопросами нравственности. Коллегия включала 9 архонтов и секретаря. Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган гелиэя. Она разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан и все государственные дела.

6                                      Государственный строй Спарты.

Спартанское государство возникло в IХ веке до н.э. Спарта была примером рабовладельческой аристократии. Народное собрание (апелла) решающей роли в политической жизни страны не играло. Созывалось оно не чаще одного раза в месяц, участвовали в собрании спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. При чрезвычайных обстоятельствах созывались чрезвычайные собрания, в которых принимали участие представители наиболее знатных и влиятельных фамилий.

Герусия (совет старейшин) сохранилась от родоплеменной организации. Она состояла из 28 виднейших представителей спартиатов, кроме того в состав герусии входили 2 царя. Члены герусии (герунты) избирались народным собранием пожизненно и были безответственны. Герусия обсуждала предварительно дела, которые должны были рассматриваться в народном собрании. Это было судебное учреждение. Герусия рассматривала уголовные дела, в том числе о государственных преступлениях. Она являлась судебной инстанцией для процессов против царей. С усилением власти эфоров значение герусии неуклонно падало.

Для общественного строя Спарты характерно длительное сохранение пережитков первобытного строя и военная организация общества.

Политическими правами пользовались лишь спартиаты. Все они были обеспечены земельными наделами, которые передавались им вместе с обрабатывавшими землю илотами. Первоначально наделы были одинаковы, но со временем социальное неравенство стало проявляться, хотя все спартанские граждане именовались "равными" Из их числа исключались спартриаты, которые не могли делать взносы для организации общественных трапез; они переходили в разряд "гипомейенов" - опустившихся.

Периэки - были лично свободными, политическими правами не пользовались, но в других отношениях были правоспособны. Могли приобретать собственность и совершать сделки. Несли воинскую повинность. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами.

Илоты - представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они нс имели, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако, илоты имели свое хозяйство и свои орудия производства. От урожая, полученного с земли, около 50% илоты платили господину в виде оброка. Илоты несли также военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами жестокого террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.

Наиболее развитую правовую систему в Древней Греции имели Афины. Древнейшим источником права в Афинах был обычай. В 621 г. до н.э. появляется писаное право в виде Законов Драконта. Это была запись обычаев, произведенная архонтом Драконтом под давлением демоса.

В начале VI в. до н.э. в Афинах большая законодательная работа была проведена Солоном. В V-VI вв. до н.э. законы становятся главным источником права.

Имущественные отношения. Афинское право не знает четкого различия между вещами. Однако, правовой статус недвижимости имел свои особенности. Было известно также деление имущества на видимое и невидимое. К первому относились земля, рабы, скот. Ко второму деньги, драгоценности. Среди вещных прав известны были владение и собственность. Частная собственность не достигла высокого уровня развития, она считалась производной от государственной. Представления о широких правах собственника еще не сложилось.

Обязательственные отношения возникали либо из договора, либо из деликта. Основанием договора служило всякое соглашение любого содержания.

Семейное и наследственное право. Вступление в брак в Афинах считалось обязательным. Однако безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой договор, заключаемый с главой семьи. Развод для мужчин был свободным, для женщины это было сложно. Женщина занимала в семье подчиненное положение. Родительская власть первоначально очень широкая с течением времена ослабляется.

Уголовное право. Афинскому праву были известны следующие виды преступлений: государственные, против семьи, против личности, против собственности. Различались умышленные и неосторожные преступления (в частности, убийства), известно было понятие самообороны, проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления.

Судебный процесс. Начинать судебные дела могли только полноправные афинские граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи, за метека - его простат, за раба - его господин.

  1.            Образование древнеримского государства.

Рим возник в области Лациум, на левом берегу реки Тибра. Постоянные поселения в Лациуме появились, по-видимому, только в конце 2-го тысячелетия до н.э. Они принадлежали предкам италийского племени латинов. В 6-8 вв. до н.э. у латинов усилился процесс разложения первобытнообщинных отношений, появилась частная собственность, зарождались классы. Возникли укрепленные поселки-города. В конце 7 в. до н.э. образовался союз тридцати латинских городов во главе с г. Альбой-Лонгой. По археологическим данным, Рим возник приблизительно в 10 в. до н.э. Ранее всего был заселен Палатинский холм, находившийся у брода через реку Тибр. Затем появились поселения и на других холмах – Капитолии, Авентине, Квиринале и др.        В 8 веке до н.э. Палатинская община распространила свое влияние и на общины соседних холмов. Сведения римской исторической традиции, сложившейся в 3 веке до н.э. о начальной истории Рима, носят преимущественно легендарный характер. Основание Рима эта традиция связывает с легендой о Ромуле и Реме.

В древнейший период Рим представлял собой родовую общину. Согласно традиции, население состояло из 300 патриархальных родов, каждые десять родов объединялись в курию; десять курий образовывали трибу – племя.            Три племени – рамны, тиции и люцеры – составляли «римский народ», верховным органом которого являлось собиравшееся по куриям народное собрание мужчин, способных носить оружие. Вторым органом был сенат – совет старейших родов. Избиравшийся народным собранием «царь» являлся военачальником, верховным жрецом и судьей.

Римская традиция сохранила имена семи царей: Ромула, Нумы Помпилия, Тулла Гостилия, Анка Марция, Тарквиния Приска, Сервия Туллия и Тарквиния Гордого. Лишь некоторые предания о них содержат исторические сведения, в частности, предание о правлении Тарквиниев, отразившее завоевание Рима этрусками, создавшими федерацию городов, которая подчинила в 7-6 вв. до н.э. земли до реки По, области Пицен, Лациум и значительную часть Кампании. Включение Рима в сферу этрусского политического влияния сыграло большую роль в его экономическом и культурном развитии. В этот так называемый царский период в римском обществе начали формироваться патриархально-рабовладельческие отношения и аграрный строй, при котором внутри общины, наряду с общественной землей, зарождалась частная земельная собственность отдельных ее членов – квиритов. К этому периоду относится складывание двух групп населения – патрициев и плебеев – и распространение отношений патроната и клиентелы. Патриции вели свое происхождение от родов, составлявших первоначальную римскую общину, и являлись ее полноправными членами.

Усиление роли плебеев в экономике при их численном превосходстве привело к борьбе между плебеями и патрициями. Согласно традиции, первый этап этой борьбы завершился реформами общественного строя, приписываемыми царю Сервию Туллию. Наряду с прежним делением населения по родам, вводилось новое деление по имущественному и территориальному признакам. Все свободные были разделены на пять разрядов в зависимости от имущественного ценза, тем самым плебеи были включены в общину, но политические права получили лишь самые богатые из них. Каждый разряд населения выставлял определенное количество войсковых единиц – центурий; по центуриям стало теперь проводиться голосование в народном собрании; каждая центурия имела один голос; первому, наиболее богатому разряду (80 центурий тяжеловооруженных пехотинцев и 18 центурий всадников) принадлежало 98 голосов из 193-х. Вместо старых родовых триб было введено деление на территориальные трибы. Реформы Сервия Туллия нанесли сокрушительный удар по устаревшему родовому строю и заложили основы государства.

  1. Римская республика.

К 3-му веку до н.э. окончательно сложился римский государственный строй в форме аристократической рабовладельческой республики. Верховными органами государства были сенат и народное собрание римских граждан. Центуриатные комиции решали вопросы войны и мира, принимали законы и выбирали высших должностных лиц. Важнейшее значение приобрели трибутные комиции, которые в ранний период были собранием только плебса, а затем всех граждан данной трибы. К ним перешло издание законов. Народные собрания созывались сравнительно редко, вопросы текущей политики разрешались сенатом, который был важнейшим оплотом аристократии; исполнительная власть принадлежала магистратам. В ведении сената находились финансы, внешняя политика, военное дело, вопросы культа. Римские магистратуры были выборные, коллегиальные, краткосрочные (обычно годичные) и безвозмездные. Наибольшие полномочия имели консулы, которых было два. Консулы командовали армией и обладали высшей гражданской властью.

 Народные трибуны обладали правом вето, отменявшим распоряжения магистрата, постановления народного собрания или сената.

Преторы выполняли судебные функции. Квесторы ведали государственной казной, хранили государственный архив.

Кроме этих обычных магистратур, при чрезвычайных обстоятельствах назначался диктатор, которому вручалась верховная военная и гражданская власть сроком на шесть месяцев.

  1. Римска империя. Принципат и докминат.
  2. Развитие органов власти и управления в Древнеримском государстве.

    11.Римское право и этапы его развития.

Древний Рим - одно их крупнейших рабовладельческих государств оставило ярчайший след в истории человечества. Его культурное наследие оказало глубокое влияние на все развитие последующей цивилизации, особенно европейской.Особое место в культурном наследии Древнего Рима занимает римское право. Его исключительная роль определяется тем, что оно было весьма разработанной и достаточно абстрактной правовой формой, приспособленной для регулирования любых частнособственнических отношений.За более чем тысячелетний период истории Римского государства римское право прошло большой путь развития. В его истории можно выделить следующие этапы:

1. Древнейший период (VI в. до н.э. - середина III в. до н.э.) римское право этого периода характеризуется национально-полисной замкнутостью:

архаичностью, неразвитостью и простотой основных институтов.

2. Классический период (середина III в. до н.э. - конец III в. до н.э.) -в этот период римское право достигает наивысшей степени разработанности.

3. Постклассический период (IV-VI вв. н.э.) - изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с его систематизацией и приспособлением к зарождающимся феодальным отношениям, но касается уже Западной Римской империи (Византии). Одним из первых памятников римского права являются Законы XII таблиц.

12.         Законы XII таблиц. Общая характеристика.

Мы упомянули уже, что важным этапом в борьбе между патрициями и плебеями послужили Законы XII таблиц. Они были выработаны комиссией 12 (децемвиров) в середине V века до н.э. (451-450 гг. Свое название они получили от того, что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре - Форуме.

Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Упущение это принималось за перст божий".

Законы таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права. Начиная с IV-III вв. до н.э. законы Таблиц стали корректироваться новым источником права - преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, банковских операций и пр.

Не вдаваясь в содержание Таблиц, ибо это предмет римского частного права, укажем на главное, без чего не может быть должного представления о римском обществе и государстве соответствующего периода.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.