б) создания
наилучших условий для проветривания и инсоляции жилой застройки, а также
обязательной изоляции ее от транс
портных магистралей;
в) обеспечения
всеми видами современного инженерного оборудования и благоустройства
каждого жилого района.
Кварталы административных учреждений, имеющих областное,
краевое, республиканское, общегородское или районное значение, размещаются на
специальных территориях. Эти кварталы и отдельные здания (Дома Советов,
здания партийных, профсоюзных и хозяйственных организаций) располагаются
обычно в центральной части города, в комплексе со зданиями основных культурных
учреждений (Дворцов культуры, театров и т. д.) и зданиями торговых предприятий.
Они образуют общественный центр города с одной или несколькими площадями,
соединенными между собой главной улицей.
До 20% общей площади города занимают городские улицы, которые
связывают между собой отдельные зоны города. При построении принципиальной
сети магистралей исходят в первую очередь из требования удобств транспортных
сообщений. Необходимо, чтобы по направлениям основных потоков движения была
достигнута не только достаточная пропускная способность магистралей, но и малые
коэффициенты непрямолинейности, т. е. трассирование магистральных улиц между
отдельными зонами осуществлялось по кратчайшим направлениям.
Принципиальная сеть магистралей должна быть построена исходя из
двух главных положений: максимальной взаимодоступности отдельных зон города и
максимальной доступности пунктов сосредоточенного трудо вого тяготения (крупных
заводов, вокзалов и т. п.).
Принципиальная сеть магистралей, построенная только по
транспортному критерию, может не соответствовать архитектурным требованиям
планировки, если она не подчеркивает и не открывает нужных видовых точек.
Поэтому проектирование сети магистралей должно производиться, опираясь на
принципиальную схему их, как коллекторов для транспортного движения, однако с
учетам окружающей застройки и создания наиболее хорошего впечатления от города.
Размещение и размеры отдельных площадей в современных городах,
помимо условий планировки всего города в целом, определяются также наличием на
этих площадях крупных административных и общественных зданий.
Зеленые насаждения должны представлять собой единую систему,
связанную функциональными и архитектурными признаками. Территории, занятые
зелеными насаждениями, входят в состав каждой из основных зон города. В
составе жилой зоны находятся сады, парки и скверы; в промышленную зону входит
озеленение самих промышленных площадок. В пригородной зоне располагаются
загородные парки и лесопарки. Такая расчлененность зеленых территорий
является до известной степени условной и не дает оснований рассматривать зеленые
массивы города как разобщенные элементы.
Всегда желательно центральное расположение крупных зеленых
массивов в плане города и глубокий ввод их в жилые районы. Размещение зеленых
массивов в плане города должно решаться с учетом естественных условий
территории, отводимой для города. Территории, не удобные для застройки в жилой
зоне, должны быть, как правило, заняты зелеными насаждениями. Следует однако
иметь в виду, что санитарно-гигиенический эффект в улучшении
микроклиматического режима города весьма невелик при расположении зелени в
пониженных частях городской территории. Поэтому озеленение оврагов, поймы
реки не обеспечивает наилучшего решения задачи озеленения города. Значительно
больший эффект имеет размещение зелени на гребнях холмов, крутых и приподнятых
над городом склонах террас и т. д.
При всех обстоятельствах весьма желательна непрерывность зеленых
полос, которые должны проходить из крупных пригородных массивов в глубь
города, обеспечивая связь системы городских садов и бульваров с загородными
парками и лесопарками.
Пригородная зона тесно и непосредственно связана с городом в
производственном, бытовом и культурном отношениях. Она представляет собой
совокупность территорий, прилегающих к городу и используемых для:
а) размещения
загородных коммунальных предприятий технического оборудования города:
водозаборных устройств, канализационных очистных сооружений и т. п.;
б) организации
отдыха городского населения, включая парки и лесопарки, открытые водоемы, и
т. п.;
в) промышленных
предприятий, прилегающих к городу и непосредственно связанных с ним;
г) добычи
и производства местных строительных материалов;
д) сельскохозяйственных
предприятий для производства сельскохозяйственных продуктов, с
использованием отходов хозяйства города.
Для отдыха населения выделяются территории, на которых создаются
пионерские лагеря, летние дачи для детских садов и детских яслей,
санаторно-лесные школы для детей и дачные поселки. Для кратковременного отдыха
служат территории, выделяемые для организации пляжей, станций водного спорта,
лыжных станций и спортивно-охотничьих баз.
Кроме того, должны быть предусмотрены территории для размещения
учреждений сме шанного (длительного и кратковременного) отдыха, загородные
гостиницы-пансионаты и палаточные лагеря, мотели и кэмпинги), продолжительность
пребывания в которых предоставлена выбору самих отдыхающих.
В схеме перспективного размещения учреждений пригородной зоны
крупного города должны быть установлены возможности создания
санаторно-курортных зон и намечены зоны отдыха районного и общегородского значения.
В пределах пригородной зоны могут размещаться также отдельные
элементы транспортного узла города (с сортировочными и техническими
функциями), предприятия и хозяйства, имеющие самостоятельное градообразующее
значение и связанные с наличием в зоне сырьевых ресурсов (местные ископаемые,
ценные сельскохозяйственные культуры и пр.), территории оборонного значения и
пр.
Помимо перечисленных элементов, в пригородной зоне располагаются
также поселки рабочих и (служащих, а при наличии колхозов – колхозные селения.
Конфигурация пригородной зоны определяется прежде всего
удобствами транспортной связи города с отдельными хозяйствами, использующими
территории этой зоны, рациональным размещением в ней отдельных хозяйств,
топографией местности и составам земельных угодий. Поэтому пригородную зону
нельзя определить в виде круга, механически намечаемого по заданному радиусу.
Между городом и местами массового отдыха населения следует
предусматривать устройство новых и улучшение существующих дорог, ведущих к
местам отдыха, и их благоустройство (озеленение и освещение), а также
организацию быстроходного транспорта ,в направлении к местам кратковременного
отдыха, рассчитанного на возможность обслуживания максимальных пассажиропотоков.
Для связи с местами массового отдыха предусматривается беспересадочное
сообщение путем создания так называемых «вылетных линий» трамвая и
метрополитена, а также использование новых видов транспорта (например,
монорельсовых дорог).
Постепенное освоение отдельных зон городской территории
осуществляется с таким расчетом, чтобы все вступающие в эксплуатацию отдельные
здания и сооружения были полностью обеспечены заранее предусмотренными видами
благоустройства. При составлении схемы очередности строительства города
надлежит определить и порядок производства работ по сооружениям технического
оборудования города, т. е. инженерной подготовке территории, сети магистралей
и улиц, транспортной связи, санитарно-техническим устройствам и т. д.
Примерная схема размещения зон отдыха вокруг Москвы
Последовательное освоение отдельных зон предусматривает выполнение
в первую очередь работ по инженерной подготовке, прокладке подземных сетей,
устройству дорог и только после этого – возведению зданий и сооружений. Этот
способ, как показывает практика, дает наибольший эффект в градостроительном
процессе.
В условиях реконструкции городов упорядочение отдельных зон
имеет следующие основные цели:
а) вынос
из жилых районов предприятий, создающих опасность для здоровья людей, а
также крупных складов и подъездных железнодорожных линий;
б) переотройку
мелких кварталов, застроенных ветхими жилыми. Зданиями, путем создания на их
месте микрорайонов с жилыми домами современного типа, общественными зданиями и
всеми видами благоустройства;
в) увеличение
площади зеленых насаждений путем создания парков, садов и бульваров;
г) расширение
магистральных улиц с устройством автостоянок и ликвидацией ненужных для
движения тупиков и переулков;
д) реконструкцию
общегородского центрас изоляцией его движения потоков транспорта;
е) реконструкцию
железнодорожного узла с выносом из пределов города сортировочных и
технических станций;
ж) реставрацию
памятников старины и архитектуры.
ПОНЯТИЕ О ЖИЛОМ РАЙОНЕ, МИКРОРАЙОНЕ И КВАРТАЛЕ
В градостроительстве наиболее ответственными являются выбор и
организация территорий, отводимых для жилых зон. Вопросы размещения жилых зон
необходимо разрабатывать в нескольких вариантах с комплексным анализом.
Анализ вариантов для выбора территорий под застройку должен охватывать
следующие основные вопросы:
а) сравнительную
оценку природных и санитарно-гигиенических условий намечаемых под застройку
территорий;
б) достоинства
и недостатки во взаимном размещении промышленных предприятий и жилых зон;
в) условия
организации удобных сообщений между жилыми зонами и основными местами
приложения труда с учетом необходимых затрат времени трудящимися на трудовые
поездки в различных вариантах размещения жилых территорий;
г) условия
обеспечения жилых зон водоснабжением, канализацией и энергоснабжением;
д) сравнительную
оценку территорий позатратам на их инженерную подготовку;
е) удобства
сообщения населенных жилых районов с местами массового отдыха в городе и в
пригородной зоне;
ж) сравнительную
оценку объемов и стоимость всех видов строительства по укрупненным показателям;
з) выбор
типов застройки жилой зоны для расселения и обслуживания жителей. Детальный проект
застройки, базирующийся на конкретном титульном списке строительства и выявленном
плане финансирования этого строительства, рассчитывается на несколькоближайших
лет.
Проект застройки, как проект любого сооружения, должен всегда
состоять из двух частей – графической и текстовой. Графическая часть
выполняется на топографическом плане местности и комплексно представляет
принятые архитектурно-планировочные и инженерные решения. Текстовая часть
содержит обоснования и пояснения принятых решений.
При застройке жилых зон предусматривается процесс перехода от
индивидуальной формы воспитания детей к общественной, перестройки хозяйства из
мелкого домашнего в крупное социалистическое путем широкого развития
общественного питания и системы бытового обслуживания, организации отдыха,
внедрения в быт физической культуры и спорта, широкого проведения профилактических
и лечебных мероприятий для населения.
В докладе о контрольных цифрах развития народного хозяйства на
1959–1965 гг. Н. С. Хрущев отметил: «Уже сейчас все более развиваются
коммунистические формы труда, организации производства и такие общественные
формы удовлетворения потребностей граждан, как общественное питание,
школы-интернаты, детские сады и ясли. В нашем обществе имеется много ощутимых и
зримых черт коммунизма, которые будут развиваться и совершенствоваться»[1].
В практике градостроительства СССР принята определенная система
организации жилой зоны путем разделения ее территории на отдельные жилые
районы, входящие в состав административных городских районов.
Жилые районы в свою очередь подразделяются на микрорайоны с
населением при многоэтажной застройке до 6 тыс. человек, включающие комплекс
учреждений повседневного пользования.
Жилые районы в больших городах обычно включают 4–6 микрорайонов.
Схема жилого района
1 – школы и детские учреждения; 2 – районные общественные
учреждения; 3 – жилая территория и границы микрорайонов; 4 – сады
Необходимо отметить, что при застройке жилого района жилыми
группами численность населения каждой группы следует принимать в 2 тыс.
человек. В этом случае микрорайоны становятся как бы промежуточной ступенью
между жилым районом и жилой группой. Тогда понятие «микрорайон» отсутствует.
Размеры жилых районов и количество населения в них могут изменяться в
зависимости от конкретных условий: величины города, объемов строительства,
этажности застройки и радиусов обслуживания населения.
Застройка жилых районов осуществляется в соответствии со
строительным зонированием, предусмотренным генеральным планом города.
Практика подтверждает, что комплексное рассмотрение застройки и инженерного
оборудования приводит к положительным решениям жилых районов: применяются
более экономичные методы прокладки подземных сетей, наиболее рациональные
приемы вертикальной планировки, создаются удобные сети транспортных и пешеходных
путей.
Планировка новых жилых районов должна проводиться с полным
использованием имеющегося рельефа, а также условий ориентации и инсоляции
зданий. В соответствии с местом можно применять строчную застройку, свободную
живописную расстановку зданий на склонах рельефа или периметральную
застройку, если этого требую климатические условия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|