на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Зонирование: микрорайоны и кварталы

Организация жилых районов в соответст­вии с санитарно-гигиеническими требования­ми в основном сводится к определению:

а)    способов расстановки зданий в зависи­мости от условий инсоляции, радиации, наи­более экономичного использования земли;

б)    способов расстановки зданий с учетом надлежащего вентиляционного режима (про­ветривания) ;

в)    рациональных форм и размеров озеле­нения;

г)    санитарно-технического   оборудования
зданий.

В жилых районах протекает 65% жизни городского населения: бытовые процессы, вос­питание детей, отдых, культурные развлече­ния и сон. Планировка и застройка этих райо­нов должна учитывать как современное, так и перспективное развитие обслуживания на­селения всеми видами коммунальных услуг.

Город с населением в 25–35 тыс. человек по существу представляет один жилой район, включающий все учреждения, полностью об­служивающие потребности населения. Город с населением в 100 тыс. человек может иметь примерно 2–3 жилых района. В этом случае общегородские учреждения дополняют систе­му повседневного обслуживания жилых райо­нов, так как учреждения периодического об­служивания могут быть в основном разме­щены в центре города.

В центре жилого района должны быть раз­мещены основные организации, которые об­служивают прилегающие микрорайоны. На размещение центров большое влияние оказы­вает система общественного транспорта, ко-торая объединяёт различные учреждения, об­служивающие жилые районы. Таким обра­зом, в зависимости от величины города из­меняется распределение учреждений обслу­живания. Единого способа для всех городов в размещении и объемах учреждений, обслу­живающих жилые районы, не существует. Практика показывает, что учреждения рай­онного__значения необходимо размещать в пределах ^пешеходной доступности. Затрата времени на достижение этих учреждений не должна превышать 15 мин, это значит, что радиус действия обслуживающих учреждений следует принимать не более 800 м. Исходя из радиуса действия учреждений районного значения можно определить и территориаль­ную величину жилого района.

На основе практики градостроительства и расчетов по обслуживанию населения реко­мендуется следующий состав необходимых учреждений периодического пользования для обслуживания жилого района:

1)    здание общественных организаций;

2)    кинотеатр;

3)    стадион с комплексом площадок, спор­тивный зал и бассейн, стрел­ковый тир;

4)    клуб или Дворец культуры;

5)    Дом пионеров;

6)    библиотека;

7)    ресторан и кафе;

8)    универсальный магазин;

9)    почта-телеграф, АТС;

10)  банковские учреждения;

11)  поликлиника – аптека (филиал ско­рой помощи);

12)  предприятия бытового обслуживания;

13)  районный гараж (прокатная база);

14)  больница, диспансер, родильный дом (в зависимости от численности населения в районе);

15)  продовольственные магазины;

16)  зал универсального назначения.

Этот комплекс учреждений должен в по­рядке заранее установленной очередности размещаться в центре жилого района для об­служивания определенной группы микро­районов.

Общественные центры жилых районов следует размещать в наиболее красивых ме­стах – на возвышенностях, берегах рек, ис­пользуя природные особенности территории. Крайне желательно, чтобы районные учреж­дения размещались концентрированно. Ря­дом с общественными центрами следует раз­мещать парки и физкультурные сооружения.

При объединении районных учреждений создается возможность строительства круп­ных зданий, обеспечивающих более эконо­мичную их эксплуатацию. Так, например, может быть создан торговый центр в виде единого здания, включающего предприятия бытового обслуживания, почту–телеграф, аптеку, кредитные учреждения, и т. п.

Под микрорайоном понимается часть жилого района, в которой организовано полное повседневное культурно-бытовое обслуживание населения При проекти­ровании микрорайонов предусматривается, чтобы они располагались на межмагистраль­ной территории, изолированной от транзитного транспортного движения. Линии массо­вого транспорта, направляемого по системе улиц жилого района, должны обеспечить рав­ные удобства в транспортном обслуживании всех микрорайонов. Расстояние до остановок общественного транспорта не должно состав­лять более 500 м от наиболее удаленной квартиры жилых домов в микрорайоне.

Размеры территории и расчетная числен­ность населения микрорайона определяются планировочными условиями на конкретной территории. К этим условиям относятся прежде всего естественный рельеф и возмож­ности его использования, необходимость сохранения существующих зеленых насажде­ний и водоемов, удобство сообщений внутри микрорайона, в жилом районе и с центром города. На форму микрорайона в плане, кро­ме того, влияет конфигурация сети маги­стральных улиц города.

Размещение микрорайонов относительно маги­стральных улиц

1 – главная улица города; 2 – магистральная улица об­щегородского значения; 3 – магистральная улица район­ного значения; 4 – жилые улицы; 5 – проезды и подъ­езды микрорайона; 6 – автостоянки; 7 – районный центр

План жилого района в городе

1 – школы;

2 – детские  учреждения;

3 – магазины, сто­ловые и предприятия  бытового обслуживания; 4 – домо­управление;

5 – гаражи;

6 – кинотеатр;  7 – центр  жило­го района

Схема обслуживания жилого района

1 – школа восьмилетнего обучения: 2 – школа одиннадцатилетнего обучения;

3 – детские сады-ясли;

4 – учреждения торговли и питания: 5 – уч­реждения районного значения;

6 – гаражи для индивидуальных автомобилей

Определение размеров микрорайонов про­изводится с учетом объемов жилищного строительства, принятой этажности, плотно­сти жилого фонда, состава учреждений, об­служивающих микрорайон, природных и дру­гих местных условий застройки.

При составлении проектов застройки ми­крорайонов особое внимание должно быть уделено правильному функциональному зо­нированию территорий. При этом должны предусматриваться следующие функциональ­ные зоны:

а)    жилая зона;

б)    зона школ и дошкольных учреждений;

в)    зона   коммунально-бытовых   учрежде­нии;

г)    зона сада и спортивного комплекса.

Жилую зону целесообразно размещать в периферийной части, а сад – в центре ми­крорайона, предусматривая при этом возмож­ную его связь с зелеными насаждениями, ок­ружающими микрорайон.

Санитарно-гигиеническое значение зеле­ни заключается:

а)    в благоприятном влиянии на темпера­турный режим внутренних пространств ми­крорайона;

б)    непосредственной защите отдельных участков территории от излишней инсоляции (затенение проходов и мест отдыха);

в)    в уменьшении очагов образования пыли;

г)    в положительном психо-гигиеническом воздействии на человеческий организм;

д)    в возможности пребывания жителей на воздухе и организации их отдыха непосред­ственно вблизи жилья.

Зону школ и дошкольных учреждений не­обходимо изолировать от улиц с напряжен­ным транспортным движением. Эту зону це­лесообразно располагать между жилой зоной и садом микрорайона с тем, чтобы изолиро­вать школы и дошкольные учреждения от жилых домов и образовать с садом микро­района единый массив зеленых насаждений. Возможно также дифференцированное раз­мещение зоны школ и дошкольных учреж­дений в нескольких местах микрорайона на участках, изолированных от жилых домов.

Рекомендуется размещение жилых зда­ний намечать вместе с разработкой схемы об­служивания населения.

Практика показывает, что микрорайон должен включать следующие учреждения по обслуживанию населения:

1)    клуб;

2)    площадки для физкультурных за­нятий;

3)    детские ясли, сады и площадки;

4)    школы исходя из охвата 100% детей 7–14 лет и 85% подростков 15–17 лет;

5)    амбулатории;

6)    сад для отдыха населения:

а.    сады,  объединенные  со спортивными
устройствами;

б.    придомовые сады;

в.    зеленые насаждения на участках школ
и дошкольных учреждений;

г.    зеленые  насаждения вдоль  проездов,
аллей, зеленые защитные полосы (около га­
ражей, автостоянок, котельных).

Сады микрорайонов предназначаются для отдыха населения всех возрастов как в лет­ний, так и в зимний период;

7)    столовые (домовая кухня);

8)    продовольственные магазины;

9)    предприятия  бытового   обслуживания
(ремонт обуви и одежды, выдача хозяйствен­
ного оборудования на прокат).

Учреждения обслуживания подразделяют­ся на категории, требующие различной пла­нировочной организации. Торговые помеще­ния, общественные столовые, приемные пунк­ты, починочные мастерские и другие анало­гичные учреждения и предприятия должны быть отнесены к категории учреждений, ко­торыми может пользоваться любой житель города; их следует размещать преимущественно в зданиях, выходящих на улицы. Дет­ские сады и ясли должны обслуживать толь­ко детей, прикрепленных к ним. Такие уч­реждения, как самодеятельные прачечные, стоянки и места хранения индивидуальных автомобилей и велосипедов и пр., призваны обслуживать исключительно людей, прожи-вающих в микрорайоне.

Некоторые учреждения могут являться как бы филиалами основных, размещаемых в центре жилого района.

Обслуживающие учреждения, жилые зда­ния и места отдыха сообщаются между собой и с городскими улицами системой проездов. Иногда подъезды к зданиям заменяются пе­шеходными дорожками.

Жилой квартал представляет собой территорию, ограниченную со всех сторон улицами. В практике советского градострои­тельства размеры жилых кварталов прини­маются в пределах от 4 до 12 га.

В капиталистическом городе жилой квар­тал представляет собой лишь территориаль­ное объединение ряда зданий, предназначен­ных как для жилья, так и для других целей, причем нередко в сочетании, которое ухуд шает условия проживания. В социалистиче­ском городе жилой квартал должен быть ор­ганизованным комплексом, включающим в себя наряду с жилыми зданиями те элементы обслуживающего характера, связанные с об­обществлением быта, которые должны быть приближены к жилью.

Наиболее распространенной формой квар­тала является прямоугольник. Однако фор­мы кварталов бывают самые различные в за­висимости от направлений улиц и рельефа участков. Кварталы неправильной формы сложнее застраивать типовыми зданиями, особенно на углах. Размещать кварталы сле­дует по возможности длинной стороной вдоль магистральных улиц с целью увеличения расстояния между перекрестками.

В кварталах, помимо жилых домов, разме­щаются детские учреждения (детские ясли и сады), а при достаточной площади кварта­лов – и школы. Магазины, столовые, аптеки, парикмахерские и мастерские бытового об­служивания населения могут быть в отдельных зданиях или первых этажах жилых до­мов. В жилых кварталах размещаются также гаражи-стоянки для автомобилей. Незастраи­ваемая часть территории квартала исполь­зуется под зеленые насаждения и физкуль турные площадки, хозяйственные   дворы   и проезды с тротуарами.

Тротуары, проезды, дворы и замощенные площадки, расположенные на территории квартала, занимают до 15% его площади. Расположение проездов для легкового и гру­зового транспорта близко от входов в жилые дома создает опасность, особенно для детей.

Система проездов и пешеходных дорожек в микрорайоне

1 – улицы и подъезды  к группам домов; 2 – подходы  и подъезды к домам; 3 – основные пешеходные аллеи;

4 – тротуары; 5 – участки для гаражей

План квартала

Проект застройки квартала

1 – школа; 2 – детские   учреждения; 3 – спортив­ные и игровые площадки; 4, 5 – магазины и ком­бинаты бытового обслуживания; 6 – зона отдыха; 7 – гараж ин­ди­ви­дуальных машин

Магазины, столовые, производственные мастерские и другие помещения в первых этажах зданий вызывают усиленное движе­ние по внутриквартальным проездам грузо­вого автомобильного транспорта – образо­вание шумов, запахов и пыли, часть терри тории отходит под склады порожней тары; возникает общее загрязнение квартальной территории. Непродуманное размещение га­ражей для индивидуальных машин, мест для сушки белья, выбивания пыли, установки му­соросборников ведет к плохому использова­нию территории. В каждом отдельном случае застройки квартала все эти вопросы следует решать комплексно, с учетом размещения жилых домов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.