В настоящее время в практике
международного общения выработаны четыре формы источников международного права:
международный договор, международно-правовой обычай, акты международных
конференций и совещаний, резолюции международных организаций. Два последних
источника некоторые ученые (например, И.И. Лукашук) называют «международным
«мягким» правом».
2.
Право
международной безопасности.
Право международной безопасности
представляет систему принципов и норм, регулирующих военно- политические отношения
государств и других субъектов международного права в целях предотвращения применения
военной силы в международных отношениях, ограничения и сокращения вооружений.[4]
Уже вполне четко
определились главные, основополагающие реальности в области международной
безопасности и межгосударственных отношений, к числу которых, в частности,
относятся следующие :
1. Идеологическая и классовая
борьба не могут лежать в основе мирных межгосударственных отношений.
2. Ядерная война не может
быть средством достижения политических, экономических, идеологических и каких
бы то ни было других целей. Поэтому существуют договоры о запрещении ядерного оружия
и оружия массового уничтожения.
3. Международная безопасность
имеет всеобъемлющий характер. Т.е., затрагивает многие вопросы и сферы
общественной жизни.
4. Международная
безопасность неделима. Нельзя строить безопасность одногогосударства за счет безопасности
другого. Нельзя допускать гонку вооружений.
5. Неизмеримо выросла
миротворческая роль ООН в борьбе за безопасность Перечисленные выше реальности современного
мира и другие факторы свидетельствуют, с одной стороны, о многогранности и всеобъемлющем
характере международной безопасности ,а с другой – о неразрывной связи безопасности
каждого отдельного государства с безопасностью всего международного сообщества
в целом, а также связи между безопасностью и развитием.
Как и любая отрасль
международного права опирается на общие принципы международного права, особенно
на принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип мирного разрешения споров,
принцип территориальной целостности и нерушимости границ, а также ряд
отраслевых принципов, таких, как принцип равенства и одинаковой безопасности,
принцип ненанесения ущерба и др.
У права международной
безопасности есть одна особенность – это то, что его принципы при регулировании
международных отношений тесно переплетаются с принципами и нормами всех других отраслей
международного права и образуют таким образом вторичную структуру, обслуживающую
по существу, всю систему современного международного права. Эта возможность дает
основание говорить о том, что право международной безопасности является
комплексной отраслью современного международного права.
Основным источником,
регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира,
является Устав ООН (гл.I, гл. VI, гл. VII).
Поддерживать
международный мира и безопасность и с этой целью принимать эффективные
коллективные меры … – главные из целей Организации Объединенных Наций (ст.1)
БИЛЕТ № 5
1. Понятие нормы
международного права и их виды
Международное право (как
и внутригосударственное право) состоит из юридических норм.
Международно-правовая норма — это юридически обязательное правило поведения,
создаваемое субъектами международного права и регулирующее отношения между
ними, а также отношения с участием лиц, не являющихся таковыми субъектами.
Большинство
международно-правовых норм создается в два этапа:
1) согласование воль субъектов
международного права относительно правила поведения;
2) дача субъектами
международного права согласия на юридическую обязательность согласованных
правил поведения.
Иногда эти две стадии
могут совпадать по времени, скажем, когда международный договор вступает в силу
в момент его подписания. В данном случае подписание договора означает
окончательное согласование текста договора (правила поведения) и одновременно
придание согласованному тексту силы международной договорной нормы.
Отсутствие в международном
правиле поведения юридической обязательности позволяет говорить о наличии лишь
первого этапа создания международно-правовой нормы.
Вместе с тем существуют
международно-правовые нормы, которые создаются в три этапа. Речь идет о так
называемых императивных нормах (нормах jus cogens).
В отличие от
внутригосударственного права императивность международно-правовой нормы
означает, что она «принимается и признается мировым сообществом государств в
целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть
изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой
же характер» (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969
г.). Императивные нормы имеют большую по сравнению с другими
международно-правовыми нормами, юридическую силу; все вновь принимаемые
международные нормы должны им соответствовать.
Процесс создания
императивной нормы выглядит следующим образом:
1) согласование воль
субъектов международного права относительно правила поведения;
2) согласование воль этих
субъектов относительно придания данному правилу поведения высшей юридической
силы в данной правовой системе;
3) дача субъектами
международного права согласия на юридическую обязательность согласованного
правила поведения.
Императивные нормы
международного права образуют каркас, своего рода «конституцию» в
международно-правовой системе и обеспечивают ее внутреннюю согласованность и
непротиворечивость. Императивными нормами являются основные принципы
международного права, некоторые положения Устава ООН и другие нормы,
отступление от которых в международных отношениях недопустимо.
Виды норм международного
права
В настоящее время
существуют различные виды международно-правовых норм. Эти нормы можно
классифицировать по нескольким основаниям.
По характеру содержащихся
в нормах предписаний можно выделять нормы-принципы, нормы-определения,
нормы-правомочия, нормы-обязанности, нормы-запреты.
Нормы-принципы
устанавливают основы международного правопорядка, международного мира и
сотрудничества. Так, в соответствии с принципом добросовестного выполнения
международных обязательств все государства обязаны добросовестно выполнять
обязательства, вытекающие из договоров, международных обычаев, других
источников международного права. Как уже говорилось, помимо норм-принципов, для
всей международно-правовой системы существуют отраслевые нормы-принципы.
Нормы-определения
раскрывают содержание тех или иных понятий, используемых в международном праве.
Например, согласно ст. 1 международной Конвенции о взаимном административном содействии
в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений 1977 г.,
«таможенное законодательство» (для целей Конвенции) означает все установленные
законом или подзаконными актами положения о ввозе, вывозе или транзите товаров,
соблюдение которых обеспечивается таможенными службами.
Нормы-правомочия
предоставляют их адресатам определенные субъективные права. Так, по
Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических
правах 1966 г. каждый, чьи права, перечисленные в данном Пакте, нарушены, имеет
право обратиться с петицией в Комитет по правам человека.
Нормы-обязанности
устанавливают меры должного поведения субъектов международных правоотношений.
На основании ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966
г. государства обязались гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем
Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то: в
отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных
убеждений, национального или социального происхождения, имущественного
положения, рождения или иного обстоятельства.
Нормы-запреты фиксируют
запрет указанного в них поведения:
«никто не должен
содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах» (ст.
8 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г.).
По своей роли в механизме
международно-правового регулирования различают регулятивные и охранительные
нормы.
Регулятивные нормы
предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных
действий.
Охранительные нормы
выполняют функцию защиты международного правопорядка от нарушений,
устанавливают меры ответственности и санкции по отношению к нарушителям.
По содержанию правил
поведения международные нормы делятся на материальные и процессуальные.
Материальные нормы
фиксируют права и обязанности субъектов, их правовой статус и т.д. Так, ст. 6
Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области
пенсионного обеспечения 1992 г. устанавливает, что назначение пенсий гражданам
государств — участников Соглашения производится по месту жительства.
Процессуальные нормы
регламентируют порядок реализации материальных норм. Факультативный протокол к
Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 4) определяет, что
получившее уведомление государство представляет в течение шести месяцев
Комитету по правам человека соответствующие письменные объяснения.
По сфере действия
различают универсальные, региональные и локальные нормы международного права.
Универсальные нормы
охватывает своим участием большинство государств мира. Таковы, например, Устав
ООН, нормы о нераспространении ядерного оружия и др. Региональные нормы
действуют в пределах стран одного региона (право Европейского Союза, соглашения
в рамках СНГ). Локальные нормы регулируют взаимоотношения двух или нескольких
субъектов международного права (например, договор между РФ и КНР о выдаче
преступников 1995 г.).
2. Создание и цели
Содружества Независимых Государств
Решение о создании
Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято руководителями России,
Белоруссии и Украины на встрече в Минске 8 декабря 1991 г. В Соглашении о
создании СНГ констатируется, что Союз ССР как субъект международного права и
геополитическая реальность прекратил свое существование. Договаривающиеся
Государства образовали Содружество Независимых Государств (ст. 1).
Государства СНГ признали,
что к сфере их совместной деятельности, реализуемой через общие координирующие
институты Содружества, относятся:
координация
внешнеэкономической деятельности;
сотрудничество в
формировании общего экономического пространства, общеевропейского и
евразийского рынков, в области таможенной политики;
сотрудничество в развитии
систем транспорта и связи;
вопросы миграционной
политики;
борьба с организованной
преступностью.
Соглашение о создании СНГ
было ратифицировано Верховным Советом РСФСР 12 декабря 1991 г. В тот же день
Верховный Совет РСФСР денонсировал Договор об образовании СССР 1922 г.
21 января 1992 г.
руководители Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии,
России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины на встрече в Алма-Ате
приняли Декларацию, в которой было подтверждено прекращение существования СССР
и образование СНГ. Тогда же, в соответствии с Соглашением о координационных
институтах СНГ, было принято решение о создании высших органов Содружества —
Совета глав государств и Совета глав правительств.
На этой же встрече был
подписан Протокол к Соглашению о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., по которому
Соглашение о создании СНГ вступает в силу для каждого государства-участника с
момента его ратификации.
В течение 1992 г. шло
формирование механизмов и институтов СНГ, и полностью юридическое оформление
Содружества было завершено 22 января 1993 г. принятием Устава СНГ.
Во исполнение положений
Устава Содружества в 1993—1995 гг. были заключены соглашения об утверждении
положений об органах Содружества.
Наряду с указанными
многосторонними соглашениями в рамках СНГ действует большое число двусторонних
договоров, регулирующих различные аспекты политического, экономического,
гуманитарного, военного сотрудничества.
Целями Содружества
являются:
1.
осуществление
сотрудничества в политической, экономической, социальной, культурной и иных
областях;
2. развитие
государств-членов в рамках общего экономического пространства;
3. обеспечение прав и
свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами
международного права и документами СБСЕ;
4. свободное общение и
передвижение граждан в Содружестве;
5. правовая помощь и сотрудничество
в иных сферах отношений;
6. мирное разрешение
споров между государствами — членами СНГ
БИЛЕТ № 6
1. Органы Организации
Объединенных Наций и спец.учреждения
Существует шесть главных
органов ООН: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и
Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат.
Штаб-квартира ООН
расположена в Нью-Йорке. Европейское отделение ООН находится в Женеве.
Генеральная Ассамблея ООН
Генеральная Ассамблея
состоит из всех государств — членов ООН*. Делегация каждого государства — члена
ООН состоит не более чем из пяти представителей и пяти их заместителей.
Генеральная Ассамблея правомочна в рамках Устава ООН обсуждать любые вопросы в
пределах Устава, за исключением находящихся на рассмотрении Совета Безопасности
ООН, делать рекомендации членам ООН или Совету Безопасности по любым таким
вопросам.
Генеральная Ассамблея, в
частности:
рассматривает принципы
сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности, избирает
непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического и
Социального Совета, по рекомендации Совета Безопасности назначает Генерального
секретаря ООН;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|