Учебное пособие: Уголовное право
МОСКОВСКИЙ
НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС
УГОЛОВНОЕ
ПРАВО
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
021100
(030501.65) ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Москва 2006
Авторы – составители:
доктор юридических наук, профессор В.А. Максимов, С.В. Крашенинников. – М.:
2006г. – 100
При разработке
учебно-методического комплекса по дисциплине «Уголовное право» в основу положен
образовательный стандарт высшего юридического образования студентов по
специальности – ЮРИСПРУДЕНЦИЯ, квалификация – «юрист».
Учебно-методический
комплекс рассчитан на студентов и профессорско-преподавательский состав
Московского нового юридического института очной, очно – заочной и заочной формы
обучения.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Уголовное право является
одной из обязательных основных учебных дисциплин, преподаваемых во всех
юридических ВУЗах России, изучение которой занимает одно из ведущих мест в
системе подготовки юристов – правоведов. Оно является орудием в борьбе с
преступностью, важным средством охраны от преступных посягательств наиболее
важных социально – экономических и иных ценностей.
Уголовное право –
фундаментальная самостоятельная отрасль права. Его нормативной основой
выступает уголовное законодательство Российской Федерации, состоящее из
уголовного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 января 1997 г.
Структурно курс
уголовного права состоит из Общей и Особенной частей, органично связанных и
лишь в единстве представляющих стройную систему уголовно – правовых норм.
Процесс преподавания и
самостоятельного изучения студентами курса уголовного права ориентированы на
достижение следующих целей:
-практическая – умение
адекватно толковать нормы российского законодательства при их применении;
-образовательная -
усвоение теоретических положений науки уголовного права и действующего
уголовного законодательства, основанного на концепции прав человека, приоритете
общечеловеческих ценностей относительно всех других, признание уголовно –
правовой охраны прав и свобод человека в качестве основополагающей идеи
уголовного права в условиях формирующейся рыночной экономики;
-воспитательная –
формирование у студентов научного мировоззрения, современных подходов к
разрешению проблем уголовного законодательства и уголовно – правовой науки с
положениями и традициями проверенной временем отечественной уголовно – правовой
науки и уголовного законодательства, что предполагает осознание обучаемым:
-значения уголовного
права в решении социальной задачи преодоления преступных проявлений;
-специфических черт
уголовного закона и его роли в решении задач преодоления преступности;
-место уголовной
ответственности и уголовного наказания в системе мер воздействия на уровень
преступности;
-возможностей
правоохранительной системы и общества воздействовать на уголовно – наказуемые
проявления;
-осмысление с этих
позиций целей и задач будущей профессиональной деятельности;
В результате изучения
курса студенты должны знать:
-понятие, систему и цели
политики государства в сфере борьбы с преступностью;
-понятие, систему и
задачи уголовного права;
-принципы уголовного
права;
-понятие уголовного
закона, его специфические черты и значение для решения задач преодоления
преступности;
-Уголовный кодекс РФ, его
систему и структуру норм уголовного закона;
-связь уголовного
законодательства с другими отраслями права (уголовно – процессуальным, уголовно
– исполнительным, гражданским, административным);
-действие уголовного
закона во времени и в пространстве;
-современные проблемы
толкования уголовного закона;
-понятие и признаки
преступления и иных правонарушений;
-классификацию
преступлений;
-разграничение
преступлений и иных правонарушений;
-вопросы криминализации
общественно – опасных деяний и их декриминализации;
-понятие уголовной
ответственности и её оснований;
-понятие состава
преступления, его признаки элементы и виды;
-субъективную сторону состава
преступления – формы вины, умысел, неосторожность и их виды;
-понятие множественности
преступлений и её значение для квалификации преступлений;
-стадии преступлений и их
виды;
-понятие и виды соучастия
в преступлении;
-понятие и виды
обстоятельств, исключающих преступность деяния;
-понятие уголовного
наказания, его цели, система и виды наказаний; обстоятельства, смягчающие и
отягчающие наказание;
-назначение наказания при
рецидиве преступлений, по совокупности преступлений и совокупности приговоров;
-понятие и виды
освобождения от уголовной ответственности и наказания;
-понятие судимости;
-особенности уголовной
ответственности несовершеннолетних;
-сущность принудительных
мер медицинского характера, виды, основания и цели их применения;
-структуру и систему
Особенной части уголовного права;
-принципы квалификации
преступлений, значение квалификации; квалифицирующие признаки;
-понятие и виды
преступлений, отраженных в Особенной части Уголовного кодекса;
Уметь:
-адекватно оценивать с
позиций уголовного права и законодательства антиобщественные проявления;
-определять конкретную
правовую норму в структуре Общей и Особенной частей Уголовного кодекса,
подлежащую применению к конкретной ситуации;
-индивидуализировать
уголовную ответственность с учетом данных о личности виновного привлекаемого к
этой ответственности.
Быть ознакомленным:
-с основными тенденциями
российского уголовного права и законодательства в историческом аспекте;
-с основными достижениями
отечественной и зарубежной уголовно – правовой мысли;
-практикой применения
российского уголовного законодательства;
-с основными положениями
уголовного права зарубежных правовых систем.
Уголовное право тесно
связано с другими юридическими дисциплинами (уголовным процессом,
криминологией, уголовно – исполнительным правом), а так же судебной
психиатрией, психологией и социологией. Смежные дисциплины способствуют
уяснению сущности различных уголовно – правовых институтов, видов преступлений,
их социальной и внесоциальной обусловленности и тех мер правового воздействия,
которые определяются как характером преступного деяния, так и личностью
человека, подвергаемого уголовной ответственности и наказанию. Поэтому
достижение учебных целей при изучении курса уголовного права, возможно, при
условии изучения смежных дисциплин уголовно – правового цикла и комплекса
специальных дисциплин.
Учитывая базовый характер
категорий, институтов и норм уголовного права целесообразно изучение иных
дисциплин уголовно – правового цикла начинать после изучения курса в целом,
либо его Общей части.
Основным методом изучения
курса в высшей школе является самостоятельная работа, включающая изучение
нормативных источников, монографий, учебных пособий и статей в юридических
журналах по вопросам уголовного права и законодательства.
Изучение курса предполагает
сочетание таких форм занятий как лекция, семинар и самостоятельная работа с
литературными и нормативными источниками.
Лекция служит
организующим началом работы студентов и способствует получению ими
систематизированных знаний, развивает интерес к изучаемому курсу. В лекции
раскрываются наиболее сложные вопросы и теоретические положения,
демонстрируется их практическая значимость, даются рекомендации по применению
методов анализа и обобщения при исследовании проблем уголовного права. Это
создает предпосылки для самостоятельного ознакомления с законодательством,
литературой, посвященной проблемам уголовного права и последующей подготовки
письменных работ.
Семинары проводятся по
наиболее сложным теоретическим проблемам уголовного права и призваны расширить
познания студентов, научить их аргументировать отстаиваемые ими позиции,
разрешать конкретные правовые ситуации и задачи с помощью норм уголовного
закона и опубликованной практики применения уголовного законодательства.
В процессе изучения курса
студенты должны подготовить курсовую работу, основное назначение которой –
глубокое самостоятельное исследование конкретной проблемы уголовного права,
попытка критического анализа теоретических работ и практики применения закона,
а так же прогнозирование условий дальнейшего развития законодательства в этой
области. Контролируя выполнение письменной работы, преподаватель способствует
развитию у студентов навыков самостоятельного исследования материала, его
анализа и формулирования выводов.
В преподавании уголовного
права используются также активные формы и проблемные методы обучения,
компьютерные и программированные средства обучения, наглядные пособия.
Итоговый контроль знаний,
навыков и умений по курсу уголовного права проводятся в виде экзамена
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Уголовное право – одна из
фундаментальных отраслей российского права, имеет собственный предмет познания,
исследования, изучения, а так же методы и задачи, т.е. характеризуется
самостоятельным содержанием, вытекающим из специфики его отраслевой
принадлежности.
Уголовное право
понимается в трех значениях: а) как отрасль законодательства; б) как отрасль
науки; в) как самостоятельная учебная дисциплина.
Уголовное право как
отрасль законодательства представляет собой систему юридических норм,
установленных высшим органом государственной власти, которые определяют
преступность и непреступность деяний, наказуемость за совершение общественно –
опасных деяний, а так же иные меры уголовно – правового воздействия к
совершившим их лицам.
Уголовное право как наука
выражает совокупность идей, взглядов и представлений о преступности и
непреступности деяний, наказуемости общественно – опасных деяний и иных мерах
уголовно – правового воздействия, развития уголовной политики.
Уголовное право как
самостоятельная учебная дисциплина – это преподаваемый в высших и средних
юридических учебных заведениях курс, поостренный на систематизированном
отражении уголовного законодательства и основных положениях науки уголовного
права.
Система курса уголовного
права в целом соответствует системе уголовного законодательства и включает в
себя два больших раздела – Общую и Особенную части.
В Общей части излагаются
учения об уголовном законе, о преступлении и наказании, уголовной
ответственности несовершеннолетних и другие важные вопросы теории и
правоприменительной деятельности.
Особенная часть курса
уголовного права построена в основном в соответствии с системой Особенной части
УК РФ. В ней изучаются понятия, виды и группы преступлений, нормы об
ответственности за которые закреплены в соответствующих разделах и главах
Особенной части уголовного закона.
На получение студентами
необходимых знаний, навыков и умений нацелены структура и система курса
уголовное право, его содержание и тематика.
3. СЛОВАРЬ (ГЛОССАРИЙ)
Уголовное право, как и
любая научная или учебная дисциплина, оперирует совокупностью понятий для
достижения целей и задач, стоящих перед уголовным законом, определения и
раскрытия содержания уголовно – правовой оценки преступлений. Единообразное
определение и толкование этих понятий является необходимой теоретической
основной для надлежащего изложения и восприятия учебного курса «Уголовное
право».
Аборт - искусственное
прерывание беременности.
Административно-хозяйственные
функции - обязанности, в соответствии с действующими законами и подзаконными
актами, учредительными документами и локальными актами, вытекающие из
реализации правомочий по управлению имуществом, в частности совершению сделок,
связанных с деятельностью по извлечению прибыли, распределению обязанностей
подчиненных лиц, контролю за ними.
Амнистия - частичное или
полное освобождение от ответственности или от наказания лиц, совершивших
преступления, либо от иных уголовно-правовых последствий совершения
преступления, осуществляемое Верховным органом власти.
Арест - содержание
осужденного в условиях строгой изоляции от общества.
Агрессия - применение
вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной
неприкосновенности или политической независимости другого государства.
Аффект - состояние сильного
душевного волнения, вызванного насилием, издевательством, тяжким оскорблением
со стороны потерпевшего либо иными противоправными действиями (бездействием)
потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи
с систематическим противоправным либо аморальным поведением потерпевшего.
Аффинаж драгоценных
металлов - процесс очистки драгоценных металлов от примесей и сопутствующих
компонентов.
Банковская деятельность -
привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение
привлеченных во вклады денежных средств физических и юридических лиц от своего
имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и
ведение банковских счетов средств физических и юридических лиц.
Бандитизм - создание
устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или
организации, руководство бандой либо участие в банде или в совершаемых ею
нападениях.
Банда - организованная
устойчивая вооруженная группа из двух и более лиц, заранее объединившихся для
совершения нападений на граждан или организации
Безопасность государства
- жизненно важное образование социальной устойчивости общества, которое
основывается на суверенитете, обороноспособности и территориальной
неприкосновенности государства.
Беспомощное состояние -
неспособность лица, в силу психического или физического состояния, осознавать
характер совершаемых с ним действий или оказывать сопротивление данным
действиям.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|