на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Учебное пособие: Уголовное право

Учебное пособие: Уголовное право

МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

КОМПЛЕКС

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

021100 (030501.65) ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Москва 2006


Авторы – составители: доктор юридических наук, профессор В.А. Максимов, С.В. Крашенинников. – М.: 2006г. – 100

При разработке учебно-методического комплекса по дисциплине «Уголовное право» в основу положен образовательный стандарт высшего юридического образования студентов по специальности – ЮРИСПРУДЕНЦИЯ, квалификация – «юрист».

Учебно-методический комплекс рассчитан на студентов и профессорско-преподавательский состав Московского нового юридического института очной, очно – заочной и заочной формы обучения.


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Уголовное право является одной из обязательных основных учебных дисциплин, преподаваемых во всех юридических ВУЗах России, изучение которой занимает одно из ведущих мест в системе подготовки юристов – правоведов. Оно является орудием в борьбе с преступностью, важным средством охраны от преступных посягательств наиболее важных социально – экономических и иных ценностей.

Уголовное право – фундаментальная самостоятельная отрасль права. Его нормативной основой выступает уголовное законодательство Российской Федерации, состоящее из уголовного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 января 1997 г.

Структурно курс уголовного права состоит из Общей и Особенной частей, органично связанных и лишь в единстве представляющих стройную систему уголовно – правовых норм.

Процесс преподавания и самостоятельного изучения студентами курса уголовного права ориентированы на достижение следующих целей:

-практическая – умение адекватно толковать нормы российского законодательства при их применении;

-образовательная - усвоение теоретических положений науки уголовного права и действующего уголовного законодательства, основанного на концепции прав человека, приоритете общечеловеческих ценностей относительно всех других, признание уголовно – правовой охраны прав и свобод человека в качестве основополагающей идеи уголовного права в условиях формирующейся рыночной экономики;

-воспитательная – формирование у студентов научного мировоззрения, современных подходов к разрешению проблем уголовного законодательства и уголовно – правовой науки с положениями и традициями проверенной временем отечественной уголовно – правовой науки и уголовного законодательства, что предполагает осознание обучаемым:

-значения уголовного права в решении социальной задачи преодоления преступных проявлений;

-специфических черт уголовного закона и его роли в решении задач преодоления преступности;

-место уголовной ответственности и уголовного наказания в системе мер воздействия на уровень преступности;

-возможностей правоохранительной системы и общества воздействовать на уголовно – наказуемые проявления;

-осмысление с этих позиций целей и задач будущей профессиональной деятельности;

В результате изучения курса студенты должны знать:

-понятие, систему и цели политики государства в сфере борьбы с преступностью;

-понятие, систему и задачи уголовного права;

-принципы уголовного права;

-понятие уголовного закона, его специфические черты и значение для решения задач преодоления преступности;

-Уголовный кодекс РФ, его систему и структуру норм уголовного закона;

-связь уголовного законодательства с другими отраслями права (уголовно – процессуальным, уголовно – исполнительным, гражданским, административным);

-действие уголовного закона во времени и в пространстве;

-современные проблемы толкования уголовного закона;

-понятие и признаки преступления и иных правонарушений;

-классификацию преступлений;

-разграничение преступлений и иных правонарушений;

-вопросы криминализации общественно – опасных деяний и их декриминализации;

-понятие уголовной ответственности и её оснований;

-понятие состава преступления, его признаки элементы и виды;

-субъективную сторону состава преступления – формы вины, умысел, неосторожность и их виды;

-понятие множественности преступлений и её значение для квалификации преступлений;

-стадии преступлений и их виды;

-понятие и виды соучастия в преступлении;

-понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния;

-понятие уголовного наказания, его цели, система и виды наказаний; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

-назначение наказания при рецидиве преступлений, по совокупности преступлений и совокупности приговоров;

-понятие и виды освобождения от уголовной ответственности и наказания;

-понятие судимости;

-особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;

-сущность принудительных мер медицинского характера, виды, основания и цели их применения;

-структуру и систему Особенной части уголовного права;

-принципы квалификации преступлений, значение квалификации; квалифицирующие признаки;

-понятие и виды преступлений, отраженных в Особенной части Уголовного кодекса;

Уметь:

-адекватно оценивать с позиций уголовного права и законодательства антиобщественные проявления;

-определять конкретную правовую норму в структуре Общей и Особенной частей Уголовного кодекса, подлежащую применению к конкретной ситуации;

-индивидуализировать уголовную ответственность с учетом данных о личности виновного привлекаемого к этой ответственности.

Быть ознакомленным:

-с основными тенденциями российского уголовного права и законодательства в историческом аспекте;

-с основными достижениями отечественной и зарубежной уголовно – правовой мысли;

-практикой применения российского уголовного законодательства;

-с основными положениями уголовного права зарубежных правовых систем.

Уголовное право тесно связано с другими юридическими дисциплинами (уголовным процессом, криминологией, уголовно – исполнительным правом), а так же судебной психиатрией, психологией и социологией. Смежные дисциплины способствуют уяснению сущности различных уголовно – правовых институтов, видов преступлений, их социальной и внесоциальной обусловленности и тех мер правового воздействия, которые определяются как характером преступного деяния, так и личностью человека, подвергаемого уголовной ответственности и наказанию. Поэтому достижение учебных целей при изучении курса уголовного права, возможно, при условии изучения смежных дисциплин уголовно – правового цикла и комплекса специальных дисциплин.

Учитывая базовый характер категорий, институтов и норм уголовного права целесообразно изучение иных дисциплин уголовно – правового цикла начинать после изучения курса в целом, либо его Общей части.

Основным методом изучения курса в высшей школе является самостоятельная работа, включающая изучение нормативных источников, монографий, учебных пособий и статей в юридических журналах по вопросам уголовного права и законодательства.

Изучение курса предполагает сочетание таких форм занятий как лекция, семинар и самостоятельная работа с литературными и нормативными источниками.

Лекция служит организующим началом работы студентов и способствует получению ими систематизированных знаний, развивает интерес к изучаемому курсу. В лекции раскрываются наиболее сложные вопросы и теоретические положения, демонстрируется их практическая значимость, даются рекомендации по применению методов анализа и обобщения при исследовании проблем уголовного права. Это создает предпосылки для самостоятельного ознакомления с законодательством, литературой, посвященной проблемам уголовного права и последующей подготовки письменных работ.

Семинары проводятся по наиболее сложным теоретическим проблемам уголовного права и призваны расширить познания студентов, научить их аргументировать отстаиваемые ими позиции, разрешать конкретные правовые ситуации и задачи с помощью норм уголовного закона и опубликованной практики применения уголовного законодательства.

В процессе изучения курса студенты должны подготовить курсовую работу, основное назначение которой – глубокое самостоятельное исследование конкретной проблемы уголовного права, попытка критического анализа теоретических работ и практики применения закона, а так же прогнозирование условий дальнейшего развития законодательства в этой области. Контролируя выполнение письменной работы, преподаватель способствует развитию у студентов навыков самостоятельного исследования материала, его анализа и формулирования выводов.

В преподавании уголовного права используются также активные формы и проблемные методы обучения, компьютерные и программированные средства обучения, наглядные пособия.

Итоговый контроль знаний, навыков и умений по курсу уголовного права проводятся в виде экзамена

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Уголовное право – одна из фундаментальных отраслей российского права, имеет собственный предмет познания, исследования, изучения, а так же методы и задачи, т.е. характеризуется самостоятельным содержанием, вытекающим из специфики его отраслевой принадлежности.

Уголовное право понимается в трех значениях: а) как отрасль законодательства; б) как отрасль науки; в) как самостоятельная учебная дисциплина.

Уголовное право как отрасль законодательства представляет собой систему юридических норм, установленных высшим органом государственной власти, которые определяют преступность и непреступность деяний, наказуемость за совершение общественно – опасных деяний, а так же иные меры уголовно – правового воздействия к совершившим их лицам.

Уголовное право как наука выражает совокупность идей, взглядов и представлений о преступности и непреступности деяний, наказуемости общественно – опасных деяний и иных мерах уголовно – правового воздействия, развития уголовной политики.

Уголовное право как самостоятельная учебная дисциплина – это преподаваемый в высших и средних юридических учебных заведениях курс, поостренный на систематизированном отражении уголовного законодательства и основных положениях науки уголовного права.

Система курса уголовного права в целом соответствует системе уголовного законодательства и включает в себя два больших раздела – Общую и Особенную части.

В Общей части излагаются учения об уголовном законе, о преступлении и наказании, уголовной ответственности несовершеннолетних и другие важные вопросы теории и правоприменительной деятельности.

Особенная часть курса уголовного права построена в основном в соответствии с системой Особенной части УК РФ. В ней изучаются понятия, виды и группы преступлений, нормы об ответственности за которые закреплены в соответствующих разделах и главах Особенной части уголовного закона.

На получение студентами необходимых знаний, навыков и умений нацелены структура и система курса уголовное право, его содержание и тематика.

3. СЛОВАРЬ (ГЛОССАРИЙ)

Уголовное право, как и любая научная или учебная дисциплина, оперирует совокупностью понятий для достижения целей и задач, стоящих перед уголовным законом, определения и раскрытия содержания уголовно – правовой оценки преступлений. Единообразное определение и толкование этих понятий является необходимой теоретической основной для надлежащего изложения и восприятия учебного курса «Уголовное право».

Аборт - искусственное прерывание беременности.

Административно-хозяйственные функции - обязанности, в соответствии с действующими законами и подзаконными актами, учредительными документами и локальными актами, вытекающие из реализации правомочий по управлению имуществом, в частности совершению сделок, связанных с деятельностью по извлечению прибыли, распределению обязанностей подчиненных лиц, контролю за ними.

Амнистия - частичное или полное освобождение от ответственности или от наказания лиц, совершивших преступления, либо от иных уголовно-правовых последствий совершения преступления, осуществляемое Верховным органом власти.

Арест - содержание осужденного в условиях строгой изоляции от общества.

Агрессия - применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства.

Аффект - состояние сильного душевного волнения, вызванного насилием, издевательством, тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным либо аморальным поведением потерпевшего.

Аффинаж драгоценных металлов - процесс очистки драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов.

Банковская деятельность - привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение привлеченных во вклады денежных средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов средств физических и юридических лиц.

Бандитизм - создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, руководство бандой либо участие в банде или в совершаемых ею нападениях.

Банда - организованная устойчивая вооруженная группа из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации

Безопасность государства - жизненно важное образование социальной устойчивости общества, которое основывается на суверенитете, обороноспособности и территориальной неприкосновенности государства.

Беспомощное состояние - неспособность лица, в силу психического или физического состояния, осознавать характер совершаемых с ним действий или оказывать сопротивление данным действиям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.