Хулиганство - грубое
нарушение общественного порядка, совершенное с применением оружия или предметов
используемых в качестве оружия.
Ценная бумага - документ,
удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов
имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его
предъявлении.
Шпионаж - действия,
направленные на ознакомление органов иностранного государства с информацией,
составляющей государственную тайну РФ.
Штраф – вид уголовного
наказания, характеризующийся как денежное взыскание, установленное в
определенном размере за определенный период времени, предусмотренное законом.
Экоцид - загрязнение
окружающей человека природной среды, влекущее разрушительные и глобальные
(необратимые) последствия, как для самой природы, так и для человека.
Экологическая катастрофа
- причинение экологической системе такого ущерба, который неизбежно связан с
необратимыми глобальными последствиями для окружающей среды и существования
человека в каком-либо районе Земли или на планете в целом.
Эпидемиологические
правила - нормативные акты, устанавливающие порядок выявления, регистрации,
учета, профилактики распространения эпидемий.
Эпидемия - непрерывный
процесс заболевания людей, характеризующийся значительным распространением
заразной болезни.
Эпизоотия - непрерывный
процесс заболевания животных , характеризующийся значительным распространением
заразной болезни.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ
ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Уголовное право является
отраслью Российской правовой системы, и соответственно обладает чертами и
принципами, присущими праву России. Применение уголовного закона представляет
собой многообразную деятельность государственных правоохранительных органов, и
поэтому требуется снабдить будущего юриста основными знаниями по всем
направлениям уголовно – правового законодательства. И решению именно этой
задачи подчиненно преподавание в юридических вузах страны.
В процессе преподавания
права часто возникают вопросы о том, какую дисциплину уголовного права изучать
первой, а какую последующей. Для уяснения этого момента и введен данный раздел
учебно-методического комплекса.
Первой из изучаемых дисциплин,
по нашему мнению, должен быть рассмотрен курс общепрофессиональных дисциплин, к
которым относится уголовное право, уголовно-процессуальное и
уголовно-исполнительное право и криминалистика. Изучив и усвоив вышеназванные
дисциплины, следует перейти к изучению дисциплин прикладного характера:
криминологии, правовой статистики, прокурорского надзора. И логическим
завершением процесса изучения уголовно – правовых дисциплин будет являться
изучение, на основе пройденного материала курсов специализации: методы
исследования преступности, методика расследования преступлений, адвокатура,
судебная психиатрия, научные основы квалификации преступлений, оперативно –
розыскная деятельность, преступления против личности, преступления в сфере
экономики, назначение наказания по российскому уголовному праву.
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
Основными видами занятий
в процессе изучения учебной дисциплины «Уголовное право» являются лекции и
практические занятия.
Проведение лекционных
занятий преследует следующие цели:
овладение студентами
достаточным объемом теоретических знаний, позволяющим свободно ориентироваться
в выборе уголовно - правовой нормы, точно соответствующей признакам
совершенного общественно – опасного деяния и применять их на практике.
Уяснение основных понятий
и содержания норм уголовного права.
Лекция служит
организующим началом работы студентов и способствует получению ими
систематизированных знаний, развивает интерес к изучаемому курсу. В лекции
раскрываются наиболее сложные вопросы и теоретические положения,
демонстрируется их практическая значимость, даются рекомендации по применению
методов анализа и обобщения при исследовании проблем уголовного права.
В структуре и содержании
лекционного курса должны найти отражение основные понятия изучаемой отрасли
права, её система, предмет, метод, состав и содержание правоотношений,
особенности квалификации отдельных видов преступлений, современные проблемы
уголовного права и пути их совершенствования.
Объяснение основных
категорий уголовного права должно сопровождаться рассмотрением наиболее
типичных ситуаций встречающихся на практике.
Семинарские
(практические) занятия призваны закрепить и углубить знания, приобретенные
студентами на лекциях, а также в ходе самостоятельной работы по изучению
нормативных источников, учебной, научной литературы, опубликованной
правоприменительной практики.
Семинары проводятся по
наиболее сложным теоретическим проблемам уголовного права и призваны расширить
познания студентов, научить их аргументировать отстаиваемые ими позиции,
разрешать конкретные правовые ситуации и задачи с помощью норм уголовного
закона и опубликованной практики применения уголовного законодательства.
В преподавании уголовного
права используются также активные формы и проблемные методы обучения, компьютерные
и программированные средства обучения, наглядные пособия.
Гарантией глубокого
усвоения требований права является соединение теории и практики, в связи с этим
повышение теоретических знаний должно сочетаться с совершенствованием
практической деятельности.
Семинарские
(практические) занятия по уголовному праву преследуют следующие цели:
-углубленное изучение
студентами наиболее важных и актуальных вопросов уголовного права, имеющих
существенное теоретическое и практическое значение;
-приобретение опыта устного
изложения сути тех или иных вопросов, их практического разрешения в
индивидуальном выступлении либо в ходе коллективного обсуждения проблемных
ситуаций, умения отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии;
-обучение использованию
положений уголовного права, действующего уголовного законодательства при
квалификации преступлений и решении наиболее сложных вопросов;
-получение навыков
юридически грамотного, четкого и аргументированного изложения своих выводов и
суждений в письменной форме, что необходимо для правильного оформления в
дальнейшем процессуальных и иных документов;
-проверка знаний
студентов, корректирование ошибочных выводов и суждений.
Большая часть каждого
семинарского (практического) занятия отводится разбору конкретных ситуаций и решению
казусов (задач ситуативного характера). Разбираемые на занятиях казусы могут
быть предложены преподавателем из специального сборника задач, из научной
литературы, учебных и методических пособий, либо непосредственно подобраны им
из практики.
Следует помнить, что
главное научить студента при разборе задач не столько лаконичному и
однозначному их разрешению (пусть безукоризненному с юридической точки зрения),
сколько умению правильно оценить ситуацию, описанную в казусе, проанализировать
возможные варианты ее правовой оценки.
Целью практических
занятий является овладение навыками по применению конкретных норм к действиям
конкретных лиц. Основным методом достижения поставленной цели является решение
задач. В решении задачи должны найти отражение уголовно-правовая квалификация
деяния и ее обоснование, анализ квалифицирующих признаков. При этом в решении
должны содержаться ссылки на уголовный закон, иные нормативные акты,
руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда.
Следует иметь в виду, что
вопросы доказывания при решении задачи не рассматриваются, а все перечисленные
в ее условии обстоятельства считаются достоверно установленными.
Активность студентов на
семинарских (практических) занятиях, творческий подход к изучению учебной
дисциплины наряду с результатами промежуточного контроля учитываются
преподавателем при оценке их знаний в ходе экзаменационной сессии.
уголовное право
дисциплина
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ
Лекции составляют основу
теоретической подготовки студентов. В ходе лекций обсуждаются наиболее сложные
вопросы учебного курса, приводятся различные точки зрения по ключевым проблемам
квалификации преступлений, раскрываются законодательные положения и практика их
реализации. При этом затрагиваются спорные моменты, побуждающие студентов к
самостоятельному углублению знаний и развитию творческого мышления.
В лекциях раскрываются
основные проблемы по узловым темам, даются рекомендации по изучению курса,
подробно рассматриваются новые, не получившие должного анализа в литературе
положения и конкретные уголовно-правовые нормы, освещаются существующие в науке
проблемы и различные подходы к их решению.
Особое внимание на лекции
уделяется умению студента концентрироваться на словах лектора, записывать
наиболее важные положения, определяющие понятие, сущность и содержание
раскрываемого уголовно-правового института.
В процессе
самостоятельной работы студенты должны ознакомиться со своими записями,
сделанными на лекции, и дидактическими единицами, образующими наполнение
учебной темы и указанными в разделе «Содержание учебной дисциплины» УМК. На
основании рекомендованных лектором либо указанных в УМК основных нормативных,
научных и учебных источников производится дополнение материалов лекции.
Рекомендуется производить письменное конспектирование пропущенных фрагментов.
При необходимости формулируются вопросы к преподавателю. Качество усвоения
лекционного материала только повысится, если больше внимания уделить чтению
дополнительной учебной и научной литературы.
На семинарских занятиях
студенты закрепляют и углубляют знания, полученные в ходе лекций и
самостоятельной работы с литературой, приобретают навыки поиска и изложения
материала, анализа нормативных источников, умения вести дискуссию, и
аргументировано отстаивать свою точку зрения при оценке конкретной ситуации,
выносимой на обсуждение.
Семинарские
(практические) занятия направлены на детальное, углубленное усвоение вопросов,
имеющих теоретическое и практическое значение для сферы исполнения уголовных
наказаний; овладение навыками анализа и применения действующего
уголовно-исполнительного законодательства; обучение практическому использованию
положений уголовно-исполнительного права; проверку знаний студентов,
исправление ошибочных выводов и суждений.
Самостоятельная работа
является важной формой углубления и закрепления знаний по
уголовно-исполнительному праву, полученных на лекционных и практических
занятиях. Особенно важен этот вид учебной деятельности для студентов
очно-заочной и заочной форм обучения. Выполнение домашних заданий призвано
привить студентам навыки самостоятельного анализа теоретических положений
уголовного права, законодательства и обобщения практики применения уголовного
закона, научить критически осмысливать и использовать различную научную
информацию по изучаемым темам.
Самостоятельная работа
начинается с изучения содержания лекций по соответствующей теме (установочных
лекций). Затем осуществляется подбор нормативных правовых источников,
соответствующей научной, учебной литературы и материалов правоприменительной
практики, более основательно раскрывающих содержание изучаемой темы. Для
студентов заочной формы обучения ориентиром в самостоятельном овладении учебным
материалом является не только содержание тем учебного курса, но и вопросы,
выносимые на дифференцированный зачет.
Некоторые из
рекомендуемых литературных источников подготовлены еще до принятия нового
уголовного закона. Поэтому надо иметь в виду, что некоторые содержащиеся в них
положения устарели. Тем не менее, наиболее принципиальные положения, нормы и
институты, выработанные наукой уголовного права, не претерпели значительных
изменений.
Системному усвоению
учебного материала способствует составление краткого конспекта по каждой теме.
Для этого используются планы семинарских (практических) занятий и вопросы для
подготовки к промежуточному и итоговому контролю. Существенную помощь студентам
в понимании содержания норм и институтов уголовного права окажет изучение
дополнительной литературы.
Эмоциональность,
заинтересованность автора в анализе проблемы, аргументированность его суждений
повышают качество знаний и, соответственно, их оценку.
Завершать изучение темы
рекомендуется письменным решением содержащихся в УМК казусов и тестов.
Поощряется творческое отношение студентов к решению практических задач, их
инициатива в самостоятельном поиске сложных задач и ситуаций либо в
варьировании условий казусов, рекомендуемых для решения.
В случае возникновения
неясных вопросов, как при решении задач, так и на других этапах самостоятельной
работы студент всегда может получить индивидуальную консультацию преподавателя
при помощи информационно-коммуникативных технологий.
|