Сугубо местный
представитель хабаровского рынка телегидов - еженедельник "ТВР -
Телевидение и радио" (13-15 тыс. экз.). В этом году газета, существующая с
1958 года, сменила учредителя. Хозяином издания вместо хабаровской
гостелерадиокомпании стало рекламное агентство "Рапид". Газета
рассчитана на читателя со средним и выше доходом, является самой дорогостоящей
среди подобных СМИ. До 80% тиража распространяется путем розничной продажи. По
словам Татьяны Николаевой, заместителя главного редактора "ТВР -
Телевидение и радио", ниша газет о телевидении в Хабаровске заполнена
(телегиды "ТВР" и "Антенна", газеты
"Телепрограмма", "Анонс ТВ"). "Чего нам не хватает,
так это красочных изданий журнального формата".
О плотной конкурентной
среде в Хабаровске говорят и применительно к сегменту общественно-политических
изданий. "В крае много общественно-политических СМИ. Кроме ежедневных
газет работают около десяти еженедельников, как местных, так и сетевых", -
отметил Олег Кульгин, генеральный директор-главный редактор ООО "Редакция
газеты "Приамурские ведомости". По его мнению, специфика хабаровского
печатного рынка в статичности и консерватизме; здесь хорошо приживается сетевая
"желтая" пресса и сложно - издания для бизнес-аудитории.
"Попытки открыть
ежедневную деловую газету ничем не закончились. Деловая активность в Хабаровске
недостаточно развита, востребованности в солидной регулярной газете пока
нет", - констатирует Олег Кульгин. Сегодня в крае помимо федерального "Коммерсанта"
с дальневосточной вкладкой и владивостокской газеты "Золотой рог"
действует одна местная деловая газета - "Дальневосточные
бизнес-вести" (5 тыс. экз., выходит ежемесячно, с 2002 г.). Газета позиционируется как издание для среднего и высшего управленческого звена,
предпринимателей, активных представителей среднего класса, политических кругов.
Распространяется, в основном, в Хабаровском крае, практикуется адресная
рассылка по крупным предприятиям, администрациям субъектов ДФО. Как сообщил
Евгений Николенко, генеральный директор ООО "Дальневосточные
бизнес-вести", сейчас газета выходит в Приморский край, в планах -
покрытие всего Дальнего Востока.
Хабаровские издатели
называют свой рынок сложным и специфичным. "Он развивается так, как позволяет экономическая
ситуация Дальнего Востока: имеющиеся здесь резервы требуют серьезных
инвестиций, прежде всего в оборудование и профессионалов, - рассказывает
Людмила Болдырева, генеральный директор-главный редактор ЗАО "Редакция
газеты "Тихоокеанская звезда". - По количеству изданий Хабаровск
уступает Владивостоку. По качеству рынок пока развит серьезно".
Журналы. Активное наполнение журнального рынка
началось в Хабаровске недавно. Глянцевый бум достиг города в последние год-два.
В это время сюда пришли сетевые проекты - "Дорогое удовольствие"
новосибирского издательского дома "Русская Азия" (в Хабаровске - с 2005 г.), "Банзай" одноименного издательского дома из Екатеринбурга (в Хабаровске - с 2006 г.). Начали выходить местные журналы. В частности, конкурент "Банзая" - мужской журнал
Man's Life (работает с 2005 г., 60-80 стр., 4 тыс. экз.). Несколько раньше - в
2003 году - увидел свет городской развлекательный журнал "Лучшее в
Хабаровске" (выходит ежемесячно тиражом 4 тыс. экз., распространяется
бесплатно). Как пояснили в редакции, журнал - первое полноцветное глянцевое
издание в городе.
В журнальном секторе, как
и в газетном, работают компании, объединяющие несколько СМИ. Так, "Лучшее
в Хабаровске" - часть издательства "Артек", появившегося в
Комсомольске-на-Амуре. Первым СМИ издательства была вышедшая в 1997 году
бесплатная газета "Рекламный курьер". Сегодня "Артек"
выпускает шесть газет, журналов и справочников в Хабаровске и
Комсомольске-на-Амуре: "Лучшее в Хабаровске", ежемесячный журнал
"Комсомольск" (выходит с 2004 г., 2,5 тыс. экз., распространяется бесплатно в магазинах, ресторанах, кафе, банках, гостиницах, оздоровительных и
фитнес-центрах города), "Весь Комсомольск" (выходит с 1999 г., 1,5 тыс. экз.), "Автомобильный справочник Хабаровска" (выходит ежегодно, с 2003 г., 2 тыс. экз.), газеты "Рекламный курьер" (70 тыс. экз.) и "Рекламная панорама
Суйфэньхэ" (выходит с 2004 г., издание для русских туристов, печатается в
Китае, распространяется в городе Суйфэньхэ, 5 тыс. экз.).
С 1996 года на рынке
представлено рекламно-информационное агентство "Восточная Столица" -
учредитель и издатель рекламно-информационных журналов. В частности, изданий
системы "ОПТОВИК" в составе семи рекламно-справочных СМИ
("Хабаровский ОПТОВИК", "ОПТОВИК Владивостока", "ОПТОВИК
Уссурийска", "ОПТОВИК Комсомольска-на-Амуре", "ОПТОВИК
Благовещенска", "ОПТОВИК Сахалина", "ОПТОВИК Якутии").
Каждый журнал (за исключением "ОПТОВИКА Якутии") выходит еженедельно,
распространяется через сеть курьерской доставки, путем продажи в киосках
"Союзпечати" и почтовой рассылки по России. Также "Восточная
столица" выпускает CD-журнал "Коммерческий справочник
Дальневосточного федерального округа", издает ежеквартальный справочник
"Товары и услуги. Адреса и телефоны", ежемесячный журнал "Ваше
здоровье" (выходит с 1998 г., 2,5 тыс. экз.).
Два специализированных
журнала издает компания "Дилэнд". Это журнал-справочник "Ремонт.
Строительство. Комфорт" (выходит с 2005 г., 1,3 тыс. экз.) и тематический выпуск журнала - ежегодный справочник "Окна+Двери" (выходит с 2005 г., более 3 тыс. экз.).
Три года назад к выпуску
журналов приступил издатель рекламной газеты "Презент". С 2004 г. в активе компании "Презент" - ежемесячный рекламный журнал "Презент-образ
жизни" (около 12 тыс. экз.). "Это продолжение газеты в лучшем
исполнении, помимо рекламных блоков здесь присутствуют статьи, интервью. Журнал
отдельно не продается - распространяется вместе с газетой", - пояснила
специфику издания Елена Аннина, заместитель редактора газеты
"Презент". В 2006 году компания вывела на рынок журнал
"Презент-строй" - специализированное рекламно-информационное издание,
посвященное рынку строительных материалов и услуг.
В городе немало специализированных
журналов: "Архитектура и строительство Дальнего Востока", "Мир
техники", журнал о туризме, отдыхе, здоровом образе жизни
"Турне", "Свадебный Хабаровск", "Лес ДВ инфо",
"Дальневосточный энергопотребитель", "Хабаровский компьютерный
рынок" и другие. Общую же степень насыщенности журнального рынка издатели
оценивают по-разному. Александр Филимоненко, главный редактор Man's Life
считает рынок заполненным. "До Хабаровска в прошлом году дошла мода на
журналы. И прошла мимо. Так называемый "бум" стих, поскольку покупательская
способность населения ограничена, а возможности рекламного рынка не
беспредельны.
Ряд сегментов остаются
почти "вакантными". Ниша деловых и
общественно-политических журналов всегда занимала прочное
второе место на журнальном рынке после женского глянца по доходам от рекламы и
по праву считалась одной из самых богатых. Деловые
СМИ - это конкретный издательский продукт для заданного читателя,
образованного, платежеспособного, нацеленного на активное потребление. И если
такая аудитория клиенту интересна, он запрашивает именно деловые газеты и
журналы. Флагманы этих запросов - строительные
компании, агентства недвижимости, страховые компании, банки, операторы сотовой
связи, автодилеры. Но в целом разброс широкий - от финансовых структур до
производителей керамической плитки, оптовых фирм.
Но в Хабаровске эта ниша
практически свободна: в крае работает единственное СМИ этой направленности -
журнал "Дальневосточный капитал" издательства "Золотой рог"
из Владивостока. Не занят сегмент изданий для женщин. "Наверное, издатели
сами еще не готовы предложить такой продукт, хотя востребованность в нем есть.
Как и необходимость в специализированном издании на китайском языке -
рекламно-информационной газете или журнале о жизни достаточно большой китайской
диаспоры", - комментирует Олег Кульгин. Перспективные ниши, как считают
хабаровские эксперты, привлекают к дальневосточному издательскому рынку
внимание крупного российского капитала, который, по словам одного из
собеседников Expedition Media, "приходит в регион активно и даже
агрессивно".
Запуск нового делового
издания требует очень больших инвестиций - для достижения коммерческого успеха
журнал должен быть широко представлен в рознице, что в настоящее время весьма
накладно. Покупатель информационного еженедельника капризный, он хочет, чтобы
издание можно было купить в ближайшем киоске у дома или у метро, а количество
таких покупателей у отдельно взятого киоскера - единицы. Еженедельник не дает
киоскеру большой прибыли с продажи одного номера, продается журналов мало,
поэтому киоскер норовит засунуть журнал куда-нибудь подальше, загородив его
желтой газетой или толстым глянцем.
Телевидение. Специфика
телевидения. Какого прогресса ни достигла бы телевизионная коммуникация, каким
бы вездесущим и всепроникающим ни стал телесигнал, общество всегда будет
нуждаться в телеинформации разных уровней: глобальной, представляющей всеобщий
интерес, и локальной, адресованной отдельным группам телеаудитории. И поскольку
одним из основных признаков аудиторной дифференциации всегда будет ее
территориальная принадлежность, постольку всегда будет существовать потребность
в центральных и местных телепрограммах.
Практически каждый регион
обладает собственными специфическими особенностями, многие из этих особенностей
интегрируются в национальный колорит, национальную специфику.
Обычно первым
специфическим признаком телевидения называют вездесущность, поскольку
электромагнитные колебания, несущие телевизионный сигнал, проникают в любую
точку пространства (в зоне действия телепередатчика).
Вторая особенность —
передача сообщений в форме аудиовизуальных образов (изображение + звук) —
называется экранностъю. Свойство экранности роднит телевидение с
кинематографом.
Абсолютно уникальное, не
присущее больше ни одному другому явлению в мире искусства и средств массовой
информации, качество телевидения — возможность отражения события на экране в
самый момент его свершения. Это то, что называется прямым (или "живым")
эфиром, прямой трансляцией, передачей нефиксированного изображения. Такую
специфическую особенность называют непосредственностью телевидения.
Изображение на экране
транслируется параллельно с живой жизнью и воспринимается нами как часть этой
жизни, что, с одной стороны, обеспечивает замечательную достоверность
телеинформации, а с другой — создает реальные условия для манипуляции (чаще
всего, недобросовестной) зрительским восприятием.
Симультанность находится
в прямой связи с непосредственностью телевидения, так же как с еще одним
уникальным качеством телевидения — создаваемым телеизображением эффектом
присутствия. Когда во время прямой трансляции с места события зритель наблюдает
за ним на экране своего телевизора, он все время помнит, что все происходящее
совершается сию минуту, на его глазах (хотя он и видит все через окуляр
передающей телекамеры или, если угодно, глазами телеоператора); у зрителя
возникает ощущение, что он сам, лично присутствует на этом событии — и это
делает телевизионное изображение особенно достоверным, документальным.
И наконец, еще одно
удивительное, не присущее или присущее в меньшей степени другим СМИ, свойство
телевидения — персонификация (олицетворение) сообщения.
Газетное сообщение, в
сущности, анонимно. Звучащий по радио голос иногда узнаваем, но почти никогда
не ассоциируется с конкретным физическим обликом человека, чей голос слышится
из радиоприемника. На телеэкране перед зрителем предстает совершенно реальный
телесный облик носителя информации, что и позволяет его персонификации.
Телевизионный репортер, телевизионный ведущий, телевизионный журналист, работающий
в кадре, телевизионный персонаж в широком смысле этого понятия — конкретный
человек, который нам нравится или не нравится, симпатичен или не совсем,
вызывает доверие или не вызывает. Только
на телевидении аудитории предлагается персонифицированная информация.
Таким образом,
телевидение заявляет о себе как о наиболее эффективном средстве массовой
коммуникации, одновременной взаимосвязи, а подчас и взаимодействия миллионов
людей.
Региональное
телевидение
появилось в конце 1990 годов как инструмент предвыборных технологий, но сегодня
рост числа региональных ТВ-программ становится ведущей тенденцией развития
ТВ-рынка в России.
Феномен бурного развития
регионального ТВ связан с несколькими факторами: с одной стороны, население в
регионах проявляет повышенный интерес
к местным событиям, с другой стороны, региональные администрации стремятся иметь
собственный канал информирования населения. Развитие сетей
регионального телерадиовещания определяется и наличием конкурентоспособных
предложений спутниковой отрасли в части объема капитальных и эксплуатационных
затрат и сроков строительства. С точки зрения технической реализации
конкурирующими в регионах являются спутниковые и наземные распределительные
схемы вещания. Но расчеты показывают, что более эффективным является
спутниковое ТВ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|