на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Проблемы и перспективы современного радиовещания в России

Курсовая работа: Проблемы и перспективы современного радиовещания в России

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПОНЯТИЕ О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ         4

1.1 Краткая история средств массовой информации

1.2 Функции СМИ в обществе Подсистемы системы СМИ

Глава 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО РАДИОВЕ-ЩАНИЯ В РОССИИ

2.1 Свойства, обуславливающие привлекательность радиовещания среди прочих СМИ

2.1 Основные этапы развития радиовещания в Советском Союзе

2.2 Структура и особенности радиовещания сегодня      

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


 

ВВЕДЕНИЕ

Средства массовой информации – это мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом.

Радио – это специфичное и уникальное средство массовой коммуникации. Главным инструментом его воздействия на аудиторию является сила «живого слова» - нередко более убедительная, чем иные визуальные образы, создаваемые другими СМИ. Безусловно, радио трудно соперничать с безграничными возможностями телевидения, но целый ряд бесспорных преимуществ, свойственных этому СМИ, является весомым аргументом для его значимости в жизни людей и дальнейшего развития.

На рубеже XXI века сложилась структура Российского радиовещания, которая проявилась в возникновении нового для нашей страны коммерческого радио, конкурентной борьбы за слушателя и формирования радиорынка.

Процессы трансформации радиовещания обусловлены новой направленностью деятельности радиостанций - удовлетворение потребностей аудитории, соответствие ее интересам. На смену массовому радиовещанию Советского Союза приходит специализация на определенном сегменте аудитории, которая в свою очередь становится фактором, способствующим возникновению типологического разнообразия радиостанций.

Немаловажную роль в формировании новой системы радиовещания в России сыграл опыт зарубежных коллег. Первыми коммерческими радиостанциями, осваивающими просторы российского FM-диапазона, были европейские музыкальные станции. Коммерческие радиостанции вынуждены заботиться о собственной индивидуальности, о своей узнаваемости в эфире, неповторимости своего облика, что неизбежно приводит к разнообразию радиостанций. В радиоэфире стали появляются новые тематические программы, открытые дискуссии на самые актуальные темы, вырабатываются подходы к освещению острых проблем и событий. Этот процесс привел к тематическому разнообразию вещания, расширению жанровой палитры, освоению разнообразных способов формирования новостных и информационных передач. Дальнейшее развитие этого процесса привело к специализации радиостанций на том или ином виде информации, на тематике, виде вещания.

Современные информационные технологии значительно изменили радиовещание. Освоение цифровой записи и компьютерного монтажа, возможностей Интернета и сотовой связи, новых способов передачи и получения радиосигнала через спутники позволило радио с одной стороны сохранить пальму первенства в массовости и оперативности сообщения информации, с другой - существенно расширить творческий диапазон радиожурналистики, так как существенно выросло качество передачи звука, вещание стало стереофоническим. Возникли сетевые радиостанции, и существенно изменились такие показатели, как объем аудитории и территория вещания.

Все эти и многие другие факторы сформировали на сегодняшний день новую систему радиовещания, в основе которой лежит типологическое разнообразие радиостанций.

Именно поэтому тема работы является актуальной.

Цель данной работы – выявить тенденции в современном радиовещании.

Задачи работы:

1)      рассмотреть понятие и краткую историю возникновения СМИ;

2)      конкретизировать проблемы и перспективы современного радиовещания в России;

Работа написана на основе литературы и статей по проблеме.

радиовещание массовый информация


 

Глава 1. ПОНЯТИЕ О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.1 Краткая история средств массовой информации

Многие поколения наших предков пользовались единственным средством накопления, хранения и передачи информации – устным словом. Зарождение подлинно массовой информации связывается с появлением бумаги и печатного станка. Впервые бумага была изготовлена в Китае, и потребовалось десять веков, чтобы она появилась в Европе, где её широкое экономическое применение началось только в конце XIV века. И. Гуттенберг, отлив специальные литеры из смеси свинца и сурьмы, в конце 1445 года отпечатал типографским способом первую книгу.

Иван Фёдоров выпускает первую русскую книгу – «Апостол». Интересно, что печатал он её почти год – с 19 апреля 1563 по 1 марта 1654 г.

С появлением в 1847 году типографской машины, а затем линотипа (механизированного набора) распространение печатного слова приобретает массовый характер.

В 1877 году француз Шарль Кросс изобретает «палеофон» - прадедушку современных систем грамзаписи. Потом появляется магнитная лента, начинается производство магнитофонов. В 1895 году братья Люмьер поражают публику движущимся на экране паровозом – появляется кино. Теперь информацию можно фиксировать на киноплёнке. Современные видеомагнитофоны позволяют воспроизводить «движущуюся картинку» и в домашних условиях. Параллельно с эволюцией способов фиксирования и хранения информации развивался процесс её передачи.

Известно, что тамтамы до сих пор служат некоторым африканским племенам для распространения сообщений на относительно большие расстояния. Американские индейцы использовали в этих целях свист или дым костров. Во многих частях света до сих пор используется «голубиная почта».

Первая почтовая карета, проехавшая по дорогам Англии в 1784 году, была, безусловно, шагом вперёд. Но появление в 1840 году телеграфа произвело подлинный переворот в области распространения информации. Стали создаваться первые телеграфные агентства, резко увеличилось число газет и журналов.

Сейчас трудно представить себе повседневное существование без телефона, хотя телефон, изобретённый в 1870 году, ещё сто лет назад казался ненужной роскошью. То же самое можно сказать и о радио, появившемся благодаря изобретениям итальянца Маркони и нашего соотечественника А.С. Попова.

ХХ век подхватил эстафету открытий в сфере передачи и распространения информации. Беспроволочный телеграф, чёрно – белое, цветное, кабельное и спутниковое телевидение, телетайпная и факсимильная связь, спутники связи – всё это дало человечеству двадцатое столетие, столетие массовой коммуникации.

Производство компьютеров, появление модемной связи, информационных сетей повлияло на структурное изменение производительных сил и производственных отношений. С помощью персонального компьютера, например, стало возможным выполнять работу на дому, передавая результаты труда по модему.

Индустрия коммуникации и информации приобретает в некоторых странах такой экономический вес, что во многих странах становится ключевым элементом, заменяющим в процессе создания национального продукта тяжёлую и обрабатывающую промышленность[1].

1.2 Функции СМИ в обществе Подсистемы системы СМИ

Термин «средства массовой информации» появился относительно недавно и отражает не просто терминологическую, но и определенную социальную эволюцию.

Вне зависимости от того, как определяется понятие «информация», оно призвано зафиксировать главное: отображение элементов одного множества в другом (тексте, картинке и пр.). Информация - отображение и, следовательно, та или иная версия социального мира. При этом информация актуализируется только в том случае, когда интерпретируется.

Понятие «массовость» фиксирует взаимодействие массовидных субъектов: газетная статья или телепередача обращена не к каждому в отдельности, но ко всем сразу.

Коммуникация и информирование могут носить непосредственный и опосредованный характер. Когда говорят о СМИ, то имеют в виду особых посредников, появление которых стало возможным лишь на определенном этапе общественного развития. Эти технические посредники иногда именуются «коммуникативными» средствами (пресса, радио, телевидение, Интернет, многоканальная связь и пр.). Таким образом, СМИ (или масс-медиа) - это не просто канал сообщения, беспристрастно передающий сообщение, но именно посредник, medium, преломляющий, интерпретирующий и окрашивающий информацию.

СМИ не просто информируют, но осуществляют социально-преобразовательную функцию. Этим определяется специфичность СМИ в информационном пространстве в частности и в обществе в целом. СМИ – это социально-политический институт, действующий через систему относительно локальных средств информации. Он характеризуется следующими чертами:

1) обращенностью к массовой аудитории и общедоступностью;

2)      корпоративным характером производства и распространения информации;

3)      социально-преобразовательным потенциалом.

В целом же, система СМИ определяется посредством нижеследующих характеристик:

─  информативная насыщенность;

─  публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг потребителей;

─  наличие специальных, технических приборов, аппаратуры для передачи сообщений;

─  непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров;

─  однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, ограниченность обратной связи;

─  непостоянный и рассредоточенный тип аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате концентрации общего внимания на том или ином сообщении (статья, радио- или телепередача, пр.).

Информация распространяется по-разному, с использованием различных технических средств. Поэтому вся система СМИ имеет подсистемы:

1)      пресса (печать) – средства распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения;

2)      радио – передача звуковой информации с помощью электромагнитных волн;

3)      телевидение – передача звуковой и видеоинформации с помощью электромагнитных волн;

4)      фактически под определение «СМИ» подходит и Интернет, хотя законодательство большинства стран его к таковым не относит.

А ведь «коммуникационный взрыв» – это совсем небольшой промежуток времени. Понятия «массовая коммуникация», «массовая информация» активно вошли в язык в ХХ столетии. Связано это, во-первых, с осмыслением социологами особенностей поведения в рамках такого специфического вида социальной общности как «масса», «толпа», «публика», и, во-вторых, с техногенным фактором: появлением принципиально новых средств передачи информации.

В настоящее время значительно возросло влияние средств массовой информации на личность. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни общества свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное и устное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду. По силе воздействия на личность, массу, СМИ не имеют себе равных. Современная аудитория включена во всю систему общественных отношений. Поэтому СМИ для реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие им характеристики аудитории, включающие и ряд специфических, формируемых при прямом участии средств массовой информации. При таком подходе аудитории отводится деятельная, целевая роль, являющаяся результатом коммуникативного процесса[2].

Во второй главе курсовой работы мы рассмотрим особенности современного радиовещания, его историю, основные проблемы и перспективы.


 

Глава 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО РАДИОВЕЩАНИЯ В РОССИИ

2.1 Свойства, обуславливающие привлекательность радиовещания среди прочих СМИ

Изобретение радио является одним из величайших достижений человеческой культуры конца девятнадцатого столетия.

Что же такое Радио? Радио – это разновидность беспроводной связи, при которой в качестве носителя сигнала используются радиоволны, свободно распространяемые в пространстве[3].

Основные принципы, лежащие в основе передачи электромагнитных волн на расстоянии, были сформулированы еще в 1891 году. Устройство появилось 7 мая 1895 года. На заседании физико-химического общества был проведен первый опыт А. С. Попова, который называл свой прибор «грозометчик». Изобретенный Поповым и Маркони бескабельный способ передачи информации привел к рождению радио.

Сегодня радио является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Радиовещание опережает все другие средства массовой информации по охвату населения.

Каким же образом радио удается сохранить свою привлекательность в действительно очень трудных для него условиях жесточайшей конкурентной борьбы за внимание аудитории? А.А. Шерель выделяет три природных свойства радиовещания, обусловливающих его жизнеспособность:

1. В структуре современных СМИ радио остается наиболее оперативным. Ни телевидение, ни кинематограф даже на рубеже XXI века не обладают техникой, позволяющей без предварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара с рассказом о событии и явлении любого характера уже в момент начала этого события. Это обстоятельство облегчает приглашение к микрофону в качестве комментаторов наиболее актуальных и социально значимых фактов и явлений представителей общественности, государственных деятелей, авторитетных людей во всех областях знаний и, конечно же, самих участников событий. Во всем этом, как показывает мировая практика вещания, включая и российскую, радио уверенно опережает и прессу, и телевидение.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.