на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Проблемы и перспективы современного радиовещания в России

2. Из всех СМИ радио является самым удобным («неприхотливым», «комфортным») для восприятия аудиторией.

Существуют следующие типы слушания радио:

-  Поисковое – когда слушатель, вращая ручку или нажимая кнопки настройки приемника, проводит ориентацию в эфире, ищет, на чем остановить свой выбор.

-  Фоновое – радиопередача является элементом окружающей обстановки, находится на периферии восприятия и затрагивает лишь частично или не затрагивает вовсе сферу сознания слушателя.

-  Выборочное, или селективное – воспринимаются лишь части, фрагменты программы или сообщения, которые сознание слушателя выделяет и фиксирует как центры интереса. Промежутки между ними превращаются в пустотные с точки зрения нового восприятия временные интервалы, используемые сознанием для осмысления значения информации, выхваченной из непрерывно передаваемого потока.

-  Сосредоточенное – когда с установкой на полное понимание и запоминание слушается все сообщение или группа сообщений[4].

Любой тип слушания радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел, его можно совместить и с производственной занятостью, и с бытовыми реалиями. Колоссальную часть аудитории радио во всех направлениях вещания – от музыкальных программ, новостных выпусков до передач литературно-драматических композиций и «радиокниг» – составляют автомобилисты. Более того, разнообразие интересов именно этой части аудитории стимулировало значительное расширение жанрово-тематических параметров вещания (что в свою очередь способствовало увеличению числа современных форматов радиостанций, а также увеличению количества самих станций, более четкой их адресной и содержательной направленности и дифференциации).

1.  Радиовещание оказывает несомненное психологическое влияние на людей. В системе СМИ радио, ориентированное, прежде всего на слуховое восприятие, воздействует более других на воображение человека. На это обращают внимание многие современные физиологи вслед за великими русскими учеными И.М. Сеченовым и И.П. Павловым.

2.  Еще до появления радио было доказано, что человек в меру своих возможностей и развития ассоциативного мышления пытается перевести звуковые впечатления в зрительные. Процесс этот неизбежен, он не зависит от желания человека, ибо выражает объективную закономерность природы восприятия окружающего мира[5].

2.2 Основные этапы развития радиовещания в Советском Союзе

С первых дней советской власти коммунистическая партия уделяла большое внимание радиовещанию как средству связи, информации, пропаганды, и агитации.

Первые советские радиотелеграфные передачи о важнейших событиях в стране состоялись в ноябре 1917, первые радиовещательные - в 1919. Регулярное радиовещание началось в 1924. В 20-е гг. складывались жанры радиовещания (радиорепортажи, радиобеседа, комментарии), формы передач (радиогазета, радиожурнал, радиоперекличка и др.), шло развитие детского, молодёжного, музыкального, спортивного вида вещания. В 1925 состоялся 1-й радиорепортаж с Красной площади в Москве, посвященный Октябрьским торжествам. В 1932 начались регулярные выпуски "Последних известий".

В 1931 был образован Всесоюзный комитет по радиовещанию, в 1932 - 12 местных радиокомитетов в республиках и областях. В 30-е годы радиовещание сыграло значительную роль в пропаганде передовых методов труда (стахановского движения и др.), в организации социалистического соревнования, в патриотическом воспитании населения.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 радиовещание выполняло активную мобилизующую роль в борьбе с фашизмом. В эфир было передано свыше 2 тыс. сводок Совинформбюро, 2,3 тыс. выпусков "Последних известий", около 7 тыс. корреспонденций из действующей армии, свыше 8 тыс. "Писем с фронта" и "Писем на фронт". Регулярно велись передачи для партизан и населения временно оккупированных районов. Приказы Верховного главнокомандующего, выступления руководителей Советского правительства по радио имели большое политическое значение, поддерживали боевой дух народа в тяжёлые годы войны. В 1944 СНК принял постановление о мероприятиях по укреплению материально-технической базы центрального радиовещания, в 1945 - о ежегодном праздновании 7 мая Дня радио.

Огромная работа по развитию радиовещания и радиофикации была проведена в послевоенные десятилетия. Радиовещанием была охвачена вся территория Советского Союза, передачи ведутся на 68 языках народов СССР и 70 языках народов других стран. По суммарной мощности радиовещательные станции СССР занимают 1-е место в Европе.

Передачи Всесоюзного радио готовили главные редакции (пропаганды, информации) вещания для детей, молодёжи, литературно-драматическая, музыкальные вещания для Москвы и Московской области) и комитеты в союзных и автономных республиках, краях, национальных округах, областях. В начале 1977 Всесоюзное радио имело 8 программ вещания.

Местное радиовещание в СССР осуществляли республиканские, краевые, областные, городские радиокомитеты и радиоредакции. Передачи вели 300 2-программных передающих радиостанций. Москва, столицы союзных республик, а также более 10 городов вели стереофонические передачи. В СССР было самое крупное в мире проводное вещание, свыше 200 городов имели многопрограммное проводное вещание, 14 комитетов союзных республик вели радиовещание по 3-4 программам.

Из 162 областных, краевых и окружных комитетов 113 вели радиовещание на 2 и более языках. Собственное радиовещание велось в крупных городах Советского Союза (196 городских редакций). Существовала сеть фабрично-заводского радиовещания, радиовещания в вузах, НИИ, колхозах и на стройках. В стране на 100 семей приходилось (1975) 79 радиоприёмников и радиол; практически каждая семья в городе могла принимать программы Всесоюзного и местного радио по проводам.

В 1977 общий среднесуточный объём радиовещания в Советском Союзе составил 1307 ч. Особое место занимали радиопередачи, посвященные 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-45: "Хроника Великого Октября. Год 1917", "50 героических лет", "Литературная лениниана", радиохроника "Биография В. И. Ленина", "Подвиг народа", "Документы Великой Отечественной войны" и т.п.

С первых дней радиовещания, по рекомендации Н. К. Крупской, создавались программы, рассчитанные на определённые социальные и возрастные группы населения. Велись передачи для рабочих ("В рабочий полдень" и др.), жителей села ("Земля и люди", "Сельские встречи"), детей ("Ровесники", "Пионерская зорька"), молодёжи (радиостанция "Юность" с различными блоками передач для молодёжи села, учащихся училищ профессионально-технического образования, студентов, солдат, специальная программа для строителей БАМа и др.).

Литературно-драматическое вещание пропагандировало произведения литературы, музыкальные произведения. Велись передачи по письмам слушателей "Почта радио", "Полевая почта "Юности"", "По вашим просьбам", "Поэтическая тетрадь", "В мире слов", давались консультации, справки по разнообразным вопросам. Большое внимание уделялось общеобразовательным и учебным передачам. Передачи были дифференцированы по уровню образования аудитории, по разделам науки. Регулярны были спортивные передачи: информационные выпуски, трансляции соревнований внутри страны и крупнейших международных состязаний.

Важную роль в работе Всесоюзного радио, местных комитетов по радиовещанию играли общественные редколлегии, в которые входят представители рабочих, учёных, специалисты по различным общественным, научным, культурным проблемам. Многие программы составлялись и велись с помощью рабкоров и внештатных ведущих, при подготовке передач учитываются просьбы и предложения слушателей.

Регулярное радиовещание на зарубежные страны началось в 1929 (вначале на немецком языке, затем на английском, французском и других языках). В 1975 уже 10 редакций вели вещание по группам стран и регионам на 70 языках[6].

2.3 Структура и особенности радиовещания сегодня

К концу девяностых годов ХХ века в России сформировалась новая структура радиовещания, возник широкий спектр разных по типам радиостанций. Наряду с государственным радиовещанием стремительно развиваются коммерческие, частные и другие станции. Их появление привело к качественно новой ситуации в радиоэфире. Становление в кратчайшие исторические сроки (6—7 лет) негосударственного радио означало конец государственной монополии на радиовещание и появление рынка электронных масс-медиа.

В это время в работах современных исследователей радиовещания предпринимались попытки классификации радиостанций, для чего использовались различные признаки деления. В данной работе мы остановимся на классифкации Е.Р. Раскатовой, предложившей деление радиостанций по признаку «Цель радиостанции».

Деление радиостанций по цели вещания выглядит так.

1.  Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно общественно-политические цели.

К той группе относятся радиостанции, учредителями и/или спонсорами, финансистами которых являются какие-либо политические структуры либо политические силы, в том числе органы власти.

Эту группу радиостанций можно разделить еще на такие подгруппы, как официальные радиостанции, выражающие точку зрения тех или иных органов государственного управления, партийных объединений, политических движений, профсоюзов, т.д., нейтральные, радиостанции, тяготеющие к объективному освещению событий политической жизни общества и оппозиционные.

2. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно коммерческие цели.

Эта группа радиостанций на сегодня является самой многочисленной. Связано это с тем, что радиовещание в настоящее время стало выгодным бизнесом и позволяет заработать капитал или способствует продвижению того или иного продукта, вида услуг и т. д. на рынке. Эту группу радиостанций также можно разделить на подгруппы: экономически самостоятельные, не имеющие других источников дохода кроме доходов от собственной деятельности (в основном производство и вещание рекламы и рекламных передач); корпоративные, принадлежащие коммерческим структурам, финансируемые ими, обеспечивающие их интересы в вещании.

Говоря о коммерческих радиостанциях, следует заметить, что они в частности, и радиовещание в целом сегодня успешно развивается именно благодаря привлечению радиорекламы.

Благодаря широкому охвату населения радио является одним из наиболее привлекательных средств распространения рекламы. Ещё более привлекательным для рекламодателей является экономичность радио. Бюджет, необходимый для рекламной радиокомпании, намного меньше, чем для рекламы в прессе и по телевидению.

Для рекламодателей особенно важна способность радио повторять рекламу большое число раз в течение дня и усиленно мотивировать потребителей на приобретение товара. Потребитель, читая газету, может просто перелистнуть страницу с рекламой, не обратив на неё внимания. Время телевизионной рекламы телезрители часто используют для того, чтобы выйти покурить, налить себе чаю, или начинают щёлкать кнопками на пульте, перескакивая с канала на канал. Короткие рекламные радиовставки потребитель волей – неволей слушает, продолжая заниматься своим делом, - не отрываться же от дела, чтобы выключить радио на какую – то минуту.

Преимуществом радио является также тембр человеческого голоса, который вносит в рекламу личностный характер, сообщает словам эмоциональность, недостижимую для печатного текста.

Одним из главных преимуществ радио является огромная убеждающая сила. Почему радио имеет такую убеждающую силу? Особенностями человеческого мозга объясняется то, что людей легче убедить в достоинствах товара словами, произносимыми вслух. В этом случае товар им нравится больше, и они готовы больше покупать его, нежели в случаях, когда их убеждают печатными словами. Тем не менее, когда текст рекламного сообщения труден для мгновенного понимания, эффективность работы резко снижается. Это обусловлено динамичностью радиорекламы. Если при чтении рекламного послания потребитель имеет возможность возвратиться к заголовку, перечитать текст, то радиореклама не может быть остановлена и возвращена назад. Поэтому радио неприемлемо для рекламы сложной, в том числе наукоёмкой продукции и технологий, а также товаров и услуг, требующих длительного изложения их сущности и преимуществ.

Динамичность радио требует повышенного внимания к запоминаемости рекламы, её логической выстроенности, чёткости сюжета, ясности выводов. В радиорекламе гипертрофически возрастает роль положительных эмоций.

Для рекламодателей радио представляет дополнительную возможность заявить о себе через спонсорство радиопрограмм.

Спонсорство хорошо тем, что:

-  упоминание фирмы в качестве спонсора в передаче и анонсах способствует повышению её престижа среди потребителей, свидетельствует о солидности фирмы и о том, что она думает не только о поучении прибыли, но и об обществе;

-  радио позволяет в спонсорской программе не только прокат, но и создание выгодных для неё радиопрограмм, которые объективно не могут быть квалифицированы как рекламные, но фактически мотивировать потребителя на приобретение товаров.

8.      Радио – великолепное средство для имиджевой и престижной рекламы.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.