на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Основные этапы работы с информацией

Эффективная систематизация информации особенно важна в случае создания информационных ресурсов открытого доступа, которые будут использоваться широкой аудиторией в разнообразных целях. Продуманная классификация предметных областей при создании библиотеки, схема описания направлений деятельности в базе данных по организациям способны значительно облегчить поиск нужной информации. Более того, подобные схемы необходимы и для создателей ресурса как при его формировании, так и при дальнейшем поддержании, корректировке, обновлении и т.п. Так, например, если схема описания направлений деятельности организаций, в основном, выработана еще до начала сбора информации, это значительно облегчает формирование информационного ресурса, использование стандартных анкет при сборе информации и т.п. Отметим, что разработка качественной классификации нередко представляет собой сложную, трудоемкую задачу. Поэтому прежде, чем приступать к созданию собственной системы, полезно изучить классификации, уже существующие в данной области и, возможно, использовать одну из них. Это не только сэкономит ваши усилия, но и облегчит в дальнейшем обмен информацией с теми, кто применяет эту классификацию.

Интерпретация

Итак, необходимые цифры или факты добросовестно собраны, результаты измерений аккуратно обработаны и сведены в таблицы. Собраны и упорядочены выписки из литературных источников, копии статей. Следующий этап работы — интерпретация собранной информации. Интерпретация представляет собой заключительную стадию собственно информационного исследования. Далее следует уже практическое использование полученной информации — подготовка конкретных материалов, их распространение, организация конкретных действий.

Практическая применимость “голых фактов” существенно ограничена, даже если они абсолютно достоверны и квалифицированно обработаны. В.Плэтт, специалист американской разведки, посвятивший информационной работе много лет, начинает одну из глав своего труда “Информационная работа стратегической разведки” с парадоксального заявления: “Факты ничего не значат”. И поясняет чуть ниже: “Факт как таковой содержит в себе удивительно мало смысла, если его не рассматривать в сочетании с некоторыми другими фактами или не указать на его значение” [73].

Установить смысл, значение собранной информации — фактов, цифр, документов — в этом и состоит задача интерпретации. Без этого информация не может служить основой для принятия решений, практических действий. Любой отдельный факт — лишь фрагмент общей картины, а осмысленные решения, как правило, могут приниматься на основании картины в целом. Именно на этапе интерпретации ранее собранные фрагменты должны сложиться воедино. Для этого необходимо правильно соотнести собранные сведения и, возможно, понять, какой еще информации не хватает.

Содержанием интерпретации может быть, в частности, обобщение5 информации — установление закономерностей6 на основе собранных фактов, выявление причинно-следственных связей между явлениями.

Эта стадия информационной работы наиболее трудно поддается формализации. Именно здесь требуется, вероятно, наибольшее напряжение творческой энергии, привлечение знаний и опыта, накопленных в ходе предшествующей работы. И именно на этой стадии часто допускаются существенные ошибки, которые могут свести на нет все ваши усилия. Не давая универсальных рецептов, мы лишь поясним содержание этого этапа и приведем несколько примеров.

Общественная организация, проведя измерения, установила, что содержание загрязняющего вещества в воде на городском пляже, находящемся ниже предприятия по течению, составляет 5 ПДК7. Достаточно ли этого факта, чтобы построить на нем дальнейшую работу? Безусловно, любое превышение ПДК — стандартов качества окружающей среды — дает основание сообщать о неблагополучии, бить тревогу, требовать принятия мер. Тем не менее, неясно, насколько прислушаются к такой тревоге органы власти или руководство предприятия. С точки зрения информационной работы такая “цифра в себе” крайне бедна содержанием. Один из вопросов, которые необходимо прояснить в первую очередь: что означает данная концентрация с точки зрения здоровья населения. Само значение, выраженное в ПДК, об этом ничего не говорит. Токсичные вещества имеют различный механизм действия, ПДК устанавливается исходя из разных лимитирующих факторов. Нет и не может быть единой шкалы для всех веществ, соотносящей концентрацию, выраженную в ПДК, и опасность для здоровья, например: “5 ПДК — опасно, 20 ПДК — чрезвычайно опасно, 100 ПДК — смертельно”. Для того, чтобы установить, насколько опасно для здоровья конкретное содержание конкретного вещества, потребуется обращение к справочникам по токсикологии, иногда — к научным статьям. Очень важно “привязать” загрязнение к конкретному предприятию, и первый шаг к этому — соотнести концентрацию в воде выше и ниже предприятия. Кроме того, полезно собрать информацию о производственном цикле предприятия (об этом подробнее рассказано в разделе о сборе информации). Используя эти сведения, можно определить, может ли обсуждаемое вещество в принципе сбрасываться данным предприятием, понять, результатом влияния какого технологического процесса оно является. Следует также рассмотреть соображения в пользу того, что за загрязнение могут быть ответственны другие источники. В зависимости от конкретной ситуации может понадобиться рассмотрение воздействия предприятия на экосистему, вторичных воздействий и т.п. Такой подход сделает позицию организации гораздо более убедительной, предоставит ей гибкость и свободу действий, основанную на понимании ситуации.

В большинстве случаев в ходе интерпретации требуется сопоставлять разнородную информацию, например, научную (химическую, биологическую, медицинскую, технологическую), социальную информацию, относящуюся к исследуемой проблеме, нормативные документы и материалы отчетности предприятий.

Процесс интерпретации, являясь центральным, узловым моментом информационной работы, нередко заставляет возвращаться к этапам сбора и обработки информации, чтобы добавить недостающие фрагменты картины. Это возвращение может иметь форму короткого обращения к справочнику, но может и потребовать большой дополнительной работы. Например, собрав воедино доступную информацию о качестве воды в реке из государственных источников, вы можете обнаружить в ходе интерпретации, что ее недостаточно для ответа на интересующие вас вопросы. Поэтому вам придется самостоятельно организовывать программу наблюдений.

Отметим, что полнота, о которой мы говорили как о желательной применительно к отдельному источнику информации, является необходимым требованием к тому набору сведений, который является исходным для интерпретации. В конечном счете, характер выводов определяется не только тем, как приходят к этим выводам, но и составом этого исходного набора. Упустив из виду важные факты, можно прийти к ошибочным выводам в результате добросовестной интерпретации. Поэтому собранный массив сведений должен отражать все факты, существенные для данной проблемы.

Если предметом исследования служит загрязнение окружающей среды, развернутая программа интерпретации может подразумевать ответы на следующие вопросы:

·  Каковы причины наблюдаемых фактов? Признаком чего они могут являться?

·  Какова значимость этой ситуации, например, с точки зрения состояния экосистем, с точки зрения здоровья и т.п. (Под “ситуацией” здесь понимаются наблюдаемые факты, а также их причины и другие следствия этих причин).

·  Каковы возможные последствия наблюдаемой ситуации, направления ее развития?

Для того, чтобы раскрыть смысл полученных величин, их полезно сопоставить с аналогами разного рода — с региональным фоном, с величинами, наблюдавшимися в аналогичных ситуациях (городах, природных комплексах и т.д.). Также следует соотнести реальные результаты с теми, получить которые вы ожидали, и попытаться объяснить расхождение, если таковое обнаружится. Полезно сопоставить результаты с аналогичными значениями для прошлых лет (при наличии соответствующих данных). Это поможет увидеть тенденции изменения ситуации. Особое внимание следует уделить тем фактам или величинам, которые не находят объяснения в рамках построенной картины. Такие факты могут указывать как на ошибки, допущенные при измерениях, так и на наличие “неучтенных” или “переоцененных” факторов воздействия.

Поскольку понятие экологической информации чрезвычайно широко, для иных случаев схема интерпретации может выглядеть совершенно по-другому. Так, если предметом информационной работы служит экологическое законодательство, интерпретация собранных нормативно-правовых актов должна ответить, например, на такой вопрос: что вытекает из правовых норм в данной конкретной ситуации, каковы права и обязанности ее участников? Так или иначе, без этапа интерпретации информационная работа попросту бессмысленна.

Как и систематизацию, интерпретацию, по возможности, следует начинать параллельно со сбором информации. Как уже отмечалось, интерпретация может показать недостаточность собранных сведений, заставив вернуться к предыдущим этапам работы с информацией. Кроме того, для интерпретации может потребоваться знание каких-либо дополнительных обстоятельств или деталей, важность которых трудно предвидеть во время сбора информации. Поэтому, например, производя измерения на месте, следует не только записывать численные данные, но и делать заметки, описывая условия измерений и другие наблюдаемые явления, можно выполнять фотосъемку. Такие детали, как цвет и мутность сточных вод или состояние растительности могут сыграть свою роль при интерпретации. В любом случае, интерпретация информации должна выполняться как можно ближе во времени к ее сбору, желательно — при непосредственном участии тех, кто ее собирал. В противном случае возможны серьезные ошибки. Некоторые примеры тому дает практика работы государственных органов, где сбором и интерпретацией данных занимаются разные подразделения, информационный обмен между которыми нередко ограничен движением численных данных без каких-либо комментариев.

В ежегодных сборниках Росгидромета отмечалось повышенное содержание железа в водах речки П. При этом в течение нескольких лет в качестве причины указывались сбросы электромеханического завода. Между тем, достаточно было побывать на местности, чтобы убедиться, что возможности попадания сбросов завода не было в принципе: завод попросту стоял слишком далеко от реки. Что же касается железа, то его источником были заболоченные подзолистые почвы.

Информационный отчет

Как уже отмечалось, интерпретация является последним этапом собственно информационного исследования. Заканчивая такое исследование, полезно поставить логическую точку и представить результаты работы в целом в виде информационного отчета. Такой отчет способствует четкой организации всех полученных материалов и фиксирует результаты прошедших этапов работы — цель исследования, “первичную” информацию, собранную вами и представленную в систематическом виде, выводы, полученные в ходе интерпретации данных. На этот отчет вы можете опереться, готовя информационные материалы для различных целевых групп (или для аудитории разного типа). Если в ходе вашей работы вы получали собственную информацию, результаты вашей исследовательской работы тем более должны найти отражение в подготовленном отчете. Форма такого отчета, безусловно, зависит от характера и целей выполненного вами информационного исследования. Однако обязательным требованием к отчету является высокий профессиональный уровень его исполнения. При этом следует иметь в виду, что перегруженность специальными терминами далеко не всегда является признаком профессионализма. В любом случае такой документ обычно имеет аннотацию, доступную для восприятия непрофессионалов.

Разумеется, написание такого информационного отчета — дело трудоемкое, требующее определенных ресурсов. Поэтому написание объемных отчетов по каждому выполненному информационному исследованию вряд ли возможно. Однако ключевые темы, представляющие существенный интерес для организации на данном этапе ее развития, связанные с приоритетными направлениями ее деятельности, требуют серьезного подхода. Само наличие такого отчета в вашей организации, возможность продемонстрировать его партнерам и посетителям добавит ей авторитета и существенным образом повысит эффективность информационной работы. Вы сможете готовить нужные вам информационные материалы самостоятельно, обращаясь только к отчету и не прибегая каждый раз к услугам всех нужных вам специалистов.

Представление и распространение информации

Этапы представления информации — подготовки на ее основе конкретных материалов для определенной аудитории и распространения информации, как правило, следуют один за другим. Мы рассматриваем их совместно, поскольку решения, принимаемые на обоих этапах, определяются одними и теми же факторами. Направление письма в государственные органы, написание статьи и публикация ее в газете, подготовка и расклейка листовок, рассылка по электронной почте или рассказ группе местных жителей — все это примеры представления и распространения информации.

Целевые группы

В практике общественных организаций нередко возникает ситуация, когда один и тот же информационный материал используется как обращение в государственные органы, воззвание к коллегам-активистам, описание проблемы для широкой общественности. Это, как правило, не самый эффективный подход к представлению информации. Материал, подготовленный “для всех сразу”, с точки зрения одних читателей оказывается слишком затянутым, с точки зрения других — слишком коротким и недостаточно аргументированным. Резкие оценки могут мобилизовать ваших единомышленников, но вызвать реакцию отторжения у широкой аудитории, которая впервые знакомится с проблемой по вашим материалам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.