на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Теория и методика телевизионной журналистики

Третий кризис внимания наступает на 14-й минуте прослушивания передачи. Этот кризис преодолеть поможет только еще более активная с точки зрения восприятия на слух фактура, окрашенная активной эмоцией. Речь идет об эмоциях, возникающих в дискуссии при столкновении мнений, при прямом выражении восхищения или негодования. Это может быть и точно подобранная музыка.

На 28-й минуте наступает самый сильный кризис внимания аудитории, слушающей однотомный материал. Специфика восприятия радиопередач подсказывает, что не стоит стремиться к большим по объему материалам. Да и вообще большое количество фактов далеко не всегда является достоинством передачи. Оно не заменит глубины авторского анализа, но увеличит опасность того, что передача будет вялой, нединамичной, и у слушателей просто не хватит терпения и времени дослушать ее до конца.

В произведениях массовой информации сегодня все больше ценятся динамика, разумный лаконизм при выборе выразительных средств, при отборе фактов и подробностей. Особенно это относится к телевидению и радио. Международный стандарт подачи теле- и радио новостей в настоящее время - 100 секунд. За три же минуты, как показывает практика, можно достаточно полно рассказать о любом текущем событии, дать аргументированный комментарий, 10-минутная передача - объем для всестороннего освещения проблемы, десять минут - удобный объем для корреспонденции и очерка. 14-15-минутная передача - это пространство для основательного наблюдения, анализа и раскрытия общественно-политических и морально-нравственных тем. 28 минут больше всего подходят для документального радиофильма или радиопьесы. Конечно, бывают и более продолжительные по звучанию однотомные материалы, но это уже исключение, объем для освещения чего-то неординарного.

Внимание аудитории к радиопередаче всегда подвижно. Слушателей привлекают обращение к волнующей теме и проблеме, опора на актуальную тему, яркие факты, интересные творческие решения.

Различие метода и жанра в радиожурналистике

Одной из важнейших сфер в изучении радиожурналистики являются ее жанры, поскольку именно в них проявляются содержание вещания, его тематика, проблематика, методы работы журналиста, формы общения с аудиторией, приемы и средства воздействия на слушателей.

Историки вещания - Дубровин В. Б., Летунов Ю. А., Гуревич П. С., Ружников В. Н. - рассматривали истоки становления радиожанров, их эволюцию в процессе развития самого вещания, освоения его специфики и возможностей звучащей журналистики.

Внутренняя эволюция отдельных жанров и всей системы в целом во многом зависела еще и от технических параметров коммуникационного канала, его специфики. Усовершенствование техники и предопределяло творческое освоение новых возможностей.

Основные методы работы радиожурналиста - запись звука на магнитофон, монтаж записи, аналитическое чтение документов, акустическое воздействие, речевое общение, наблюдение. Все они тесно связаны с жанрами.

К концу 20-х - началу 30-х годов на радио стала использоваться магнитная звукозапись. "Появление звукозаписи стало подлинной революцией в развитии советского радиовещания", - справедливо утверждают Гуревич П. и Ружников В. Возможности использования предварительных документальных записей, а особенно монтажа намного расширило рамки творческой работы. Звукозапись стала основой для появления радиорепортажа, радиоочерка, радиозарисовки, появления такой формы, как радиофильм.

Именно в начале 30-х годов стала складываться современная система жанров радиожурналистики.

Система жанров радиожурналистики и каждый жанр в отдельности представляют собой динамичную среду. Классификация жанров сталкивается с проблемами разного характера, среди которых первая - логическое определение единства основания деления и вычленение наиболее важного основания.

Багиров Э. Г., рассматривая проблемы классификации жанров и видов передач, опирается на опыт и рекомендации международной конференции по классификации телевизионных программ, состоявшейся в 1973 году в Венгрии. К основным видам он относит функциональную, предметно-тематическую, адресную классификации, классификацию по форме передач.

Целостную систему современных жанров радиожурналистики можно охарактеризовать как совокупность жанров: динамические связи которых как внутренние, так и внешние определяются:

потребностями отражения современной жизни с целью воздействия на общественное мнение;

функционированием радиожурналистики в системе массовых коммуникаций;

- единым типом творчества - публицистическим;

- акустическими особенностями коммуникационного канала;

- функциями жанров, внутренними законами, закономерностями их развития, их взаимодействием.

Журналистика решает триединую задачу:

- сообщение фактов;

- оценка, анализ, интерпретация фактов, событий, явлений;

- изображение фактов, событий, явлений.

Эти три задачи формируют и три группы жанров:

- информационные;

- аналитические;

- документально-художественные.

По функционально-предметным признакам, в основе которых лежит рассмотрение содержания журналистского произведения, жанры радиожурналистики распределяются по группам так:

Информационные жанры:

- информационные;

- радиоотчет, радиообзор;

- информационное радиоинтервью;

- информационный раодиорепортаж;

- информационная радиокорреспонденция.

Аналитические жанры:

- аналитическое радиоинтервью;

- аналитический радиорепортаж;

- аналитическая радиокорреспонденция;

- радиорецензия;

- письмо, обзор писем;

- радиобеседа;

- радиокомментарий;

- радиодискуссия;

- радиоречь;

- журналистское радиорасследование.

Документально-художественные жанры:

- радиокомпозиция;

- радиоочерк;

- радиозарисовка;

- радиофельетон.

По форме звучания в эфире:

- Монологические жанры: информационное радиосообщение; радиорецензия; радиообзор; радиоотчет; радиокомментарий; радиобеседа; радиоречь; радиозарисовка.

- Диалогические жанры: радиобеседа; радиоинтервью; радиодискуссия.

- Синтетические жанры (в них используются все звуковые средства вещания): радиорецензия; радиообозрение; радиоотчет; радиокомпозиция;

радиокорреспонденция; радиорепортаж; радиозарисовка; радиоочерк;

радиофельетон.

Некоторые жанры не закреплены жестко в своих жанровых "гнездах". Эта подвижность определяется изменением задач выступления, смещением функциональных акцентов: на информационное отражение или на их анализ.

Форма звучания тоже варьируется. Некоторые жанры бытуют и в монологическом варианте, а с включением звучащих фрагментов в радиоотчет, звуковых иллюстраций в радиорецензию, радиообозрение, радиозарисовку они переходят в группу синтетических жанров.

Каждый жанр, выполняя свою задачу, обладает набором своих признаков, но и эта задача, и эти признаки обусловлены соседством с другими жанрами. Разнообразие конкретных функций предопределяет своеобразное "разделение труда" между жанрами. Взгляд на жанр, функционирующий в системе, позволяет лучше увидеть его собственные особенности и тем самым оттенить и рассмотреть особенности других жанров.

Принцип формата в современном радиовещании

Для современных аудиовизуальных СМИ характерно естественное содержание исторически сложившихся форм общения, оригинальных явлений культуры с массовостью и демократичностью их функционирования среди широких слоев населения. Рост объема рекламы и технологическая революция как два основных фактора, определяющие динамику развития современного информационного процесса, привели к значительным структурным типологическим изменениям в радиовещании.

Уже 10 лет радио Казахстана существует и развивается по принципу "формата". Современный принцип форматного вещания определил собственную специфику, приемы и формы деятельности, требования к текстовому оформлению радиопрограмм, особенности интерактивной коммуникации. Становление форматов на радио Казахстана началось с 90-х годов - момента распада единого государственного вещания на коммерческие каналы, когда появившиеся многочисленные радиостанции стремились наверстать отставание от мирового опыта развития. Каждый из каналов предлагал тот тип вещания, который, как казалось, был единственно оригинальным. Проводя классификацию каналов по типу вещания, типологию часто путают с форматом. Вместе с тем это не идентичные понятия. При классификации по типу радиовещания за основу берется соотношение в эфире информации и музыки.

1. Информационное вещание.

При информационном типе вещания музыки в эфире практически нет. Обычно это "закольцованные" выпуски новостей с постоянным обновлением информации по мере поступления и рекламными вставками. Иногда к выпускам новостей добавляются и короткие ток-шоу. Такой тип вещания развит в США и Западной Европе. В Казахстане предпринимались попытки создания информационного радио на базе "Радио 31". Однако отсутствие денежных средств и слабая профессиональная база отодвинули создание ИР на неопределенный срок.

2. Информационно-музыкальное радиовещание.

Здесь соотношение информации и музыки составляет 60-70% музыки против 30-40% информации.

3. Музыкально-информационное вещание.

Соотношение информации и музыки соответственно меняется на противоположное: 30-40 % информации и 60-70 % музыки. Под типы радиовещания, указанные в пунктах 2 и 3, подпадает большинство казахстанских радиоканалов.

4. Музыкальное радиовещание.

Количество информации, включая короткие рубрики и выпуски новостей, не превышает 10-20% эфирного времени. Остальное время отдано музыке. Данный тип вещания превалирует в деятельности подавляющего большинства казахстанских радиоканалов. Следует отметить, что предпочтение отдается исключительно поп-музыке. Авангард, классика, джаз представлены слабо, либо не представлены вовсе. Популярный казахстанский композитор Тлеухан Б. планирует создать радио, которое бы занималось исключительно классической музыкой, по типу "Франс мьюзик" во Франции и "Радио-3" в Англии.

Современные деятели радио определяют формат как "музыкальную политику, преимущество музыкальных стилей и направлений, которые звучат в эфире конкретной радиостанции", " стиль радиопрограмм, призванный удовлетворить вкусы своей целевой аудитории". Вместе с тем отождествлять принцип формата исключительно с музыкальными приоритетами не совсем верно. Как же тогда охарактеризовать новостные, разговорные, развлекательные форматы?

В Казахстане сегодня можно отметить радиостанции, работающие в музыкально-информационном формате: преобладающее время предоставлено музыке и меньше - информации. Наряду с этим прослеживается разделение на субформаты, ориентированные на ту или иную аудиторию, что выражается в подборе специализированной информации и тематических программ.

"Формат" - это определенные рамки, концептуальный режим вещания станции, основанный на вариативном распределении по часам информационной, музыкальной, рекламной и программной продукций". Сосредотачивая приоритетное внимание на развлечении аудитории, коллектив радиостанции не должен забывать о подготовке и трансляции полноценной, профессионально обработанной и адаптированной к аудиовосприятию информации, ради которой, кстати, радио включает 87 процентов слушателей.

Отметим здесь, что современное форматирование радиостанций предполагает особое отношение к текстовому оформлению вещания. На современном этапе практически сформирован специфический "интерактивный" тип языка, который направлен на развлечение аудитории и "общение нон-стоп". Сегодня проблематично отметить классическую трактовку языка радио: устный, разговорный, литературный… Язык радио на современном этапе можно охарактеризовать как "коллективный, усредненно - просторечный вариант коммуникации, порожденный спонтанностью речи". Спонтанность возникает из-за неподготовленности текста ведущим, его стремлением к импровизации, которое часто оборачивается элементарным неумением выстроить фразу или предложение. Принцип формата предполагает импровизацию, но только не как попытку возведения последней в ранг стилевых особенностей языка.

Специфические черты языка радио

"Слова имеют вес, звук и вид"

( С. Моэм)

Язык радио всегда был образцом для журналистов всех СМИ. Принимая во внимание сиюминутность, спонтанность, однотипность речевого сообщения на радио, отсутствие визуального ряда, можно говорить о таких качествах языка радио, как наглядность, точность, образность, небанальность и т. д.

Наглядностью языка РВ называют специфический способ построения текста, при котором в воображении слушателя должна быть создана так называемая "картинка". Наглядность языка радио- умение применить именно те слова и образы, которые позволят слушателю наиболее точно и быстро представить суть ситуации, о которой говорит ведущий.

Точность языка - стремление к лаконичности, оперативности, адекватности языковых формул, которые представлены в тексте ведущего. Язык радио в чем-то универсален, так как предполагает воздействие на самую широкую аудиторию, которая, в свою очередь, имеет различное воплощение речевой культуры.

Небанальность языка радио. В словаре Ожегова С. слово "банальный" трактуется как "заурядный, пошлый, избитый, лишенный оригинальности". Таким образом небанальность- это стилистически оригинальное построение текста, привлекающее внимание и остающееся в памяти слушателей хотя бы некоторое время. Несмотря на некоторую "неблагодарность" труда радиожурналиста, текст которого живет единовременно, оригинальный текст может воздействовать на разум и чувства аудитории. Чрезвычайно негативным явлением можно считать тиражирование первоначально оригинальных текстов, которые затем становятся жалкой копией ( примером могут служить копировочные тексты афоризмов Н.Фоменко на "Русском радио" в формате "Русское радио Азия")

Применительно к радио можно выделить 4 пункта требований к языку:

1. простота и выразительность;

2. краткость;

3. чистота и смысловая точность языка;

4. музыкальность и благозвучность.

В понятие благозвучности входит и понятие дикции, тона, интонации радиожурналиста, соблюдение им орфоэпических норм речи. Исходя из требований, предъявляемых к языку радио, можно попытаться дать определение языку РВ как особому типу речевого общения.

Язык радио - совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанная на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, совокупность приемов использования средств общенародного языка для выражения тех или иных мыслей, идей, передаваемая по радио. Необходимо отметить, что сегодня в язык РВ проникают разговорные, жаргонные, арготические элементы, что затрудняет процесс коммуникации и делает его однобоким и примитивным.

Нельзя оценивать качества языка радио, не учитывая ситуации общения и поставленных ведущим коммуникативных задач. Сегодня язык ведущего не скован требованиями официальности и идеологической точности. С другой стороны, иначе и быть не может, так как радио сегодня - самое деидеологизированное СМИ. Его основная функция - развлекать, и развлекать как можно больше всеми возможными способами, вплоть до откровенной пошлости. Это накладывает отпечаток и на вербальное самовыражение ведущих эфира. С одной стороны, как отмечает Засурский Я. Н., " все больше средств массовой информации включаются в сферу развлечения". Вместе с тем недопустимо сводить язык "самого оперативного и всеохватного СМИ " до ненормативной спонтанной лексики ведущего, которая к тому же не настолько богата, чтобы не запутаться в собственном языке.

Современный радиожурналист стремится работать по печально известному принципу: будьте проще, и люди к вам потянутся". Многие "деятели эфира" объясняют свою эфирную незатейливость принципом документального в радиожурналистике- "мы только отражаем жизнь и ведем себя так, как в действительности". Между тем журналисту совершенно непозволительно забывать при этом, что документализм определяется, во- первых, как метод отображения действительности, а во- вторых, как способ познания. Гносеологическая сложность документализма или "правды жизни" заключается в том, что для журналиста это- метод отображения при помощи достоверных сведений, невымышленных событий, явлений, основанных на познании действительности журналистом. Для аудитории документализм, информация - это способ познания и действительности, и познавательных процессов журналиста. Поэтому радиожурналист должен быть не просто передатчиком информации, диджеем, ведущим эфира или еще кем- то.

Радиожурналист должен быть эксклюзивной языковой личностью, способной адекватно отражать новые методы и способы работы в эфире. Пока создается ощущение, что не журналист формирует эфир, а эфир порабощает журналиста, превращая его в "текстовую озвучку".

К языковым средствам, функционирующим в системе радиовещания, предъявляются повышенные требования:

1. правильности языка, т.е. соответствия языковой структуры действующим литературным нормам и соблюдение принципа коммуникативной целесообразности;

2. адекватности восприятия языковых формул, основанной на точной логической, лексической, синтаксической подаче;

3. использования кодифицированной современной лексики.

Наиболее полная реализация акта языкового общения в современном радиовещании происходит посредством максимально информативной единицы языка, которая определяется как совокупность высказываний, и в которой осуществляется относительно законченный процесс информации. Такой единицей является текст - временные пространственные единицы, соотнесенные с всеобщим процессом коммуникации, спроецированные на современное развитие языка общества.

Очень важное значение для полноценной реализации акта коммуникации имеет верная интонация, "эфирный" голос, грамотная артикуляция и редукция. Интонационная обработка текста является признаком профессионализма ведущего- журналиста.

Технология радиопередач

Неоспорима роль радиопередачи в доставке важных, необходимых, актуальных новостей до слушателя. К тому же радио всегда являлось источником информации, необходимой в воспитании подрастающего поколения и пропаганды знаний передового опыта.

Слушатель, который настраивается на необходимую радиоволну слушает новости, музыку. Интересным свойством радиопередачи является способность осведомлять слушателя разнообразной информацией. Все эти особенности позволили радиопередачам собрать самую большую аудиторию. Хотя радиопередача слушается мгновенно и легко, процесс её подготовки, начиная от записи звука до распространения в эфир, требует особой ответственности, точности и оперативности.

Главная задача радиожурналиста - знать потребности радиослушателя и добиться того, чтобы передача смогла завоевать расположения аудитории.

Весь этот процесс, прежде всего, начинается от выбора и нахождения объекта, всегда держаться на гребне новостей и событий, суметь передать их своевременно. Журналист должен быть разносторонне подготовленным. От него требуется глубокое знание предмета, разносторонность, эрудиция, и, конечно же, мастерство, которое оттачивается из года в год, в результате работы над самим собой.

Так как основным предметом достижения цели на радио является живой голос, то запись на пленку требует от журналиста профессиональной подготовленности, оперативности, собранности. Обладающий всеми этими способностями журналист всегда может найти путь к собеседнику. Когда вышеназванные цели не достигнуты, то передача получается не живой, не привлекательной, в конечном счете, не доступной для слушателя.

Прежде чем начать запись передачи, необходимо убедиться в том, что нет поблизости мешающих частоте записи шумовых объектов, тщательно подготовить записывающее оборудование к работе. К тому же, играет большую роль расстояние и положение микрофона при разговоре.

В любой передаче необходимо добиться естественности. Естественный разговор, рождает интерес слушателя, завоевывая его расположение. Поэтому необходимо радиожурналисту добиться душевного, естественного общения.

Так как радиопередача воспринимается только лишь слухом, в этом случае играет роль каждый звук, музыка, речь. Поэтому подготовка сценария является основой технологии радиопередачи.

В последнее время на радио часто используется прямой выход в эфир. Для этого необходимо уделять особое внимание сценарию. От сценария зависит выпуск в эфир качественной, профессиональной радиопередачи. Поэтому никогда нельзя забывать о том, что успех редактора передачи, звукооператора, режиссера зависит от сценария и от восприятия радиослушателя.

Обработка записи перед выходом в эфир радиоматериала - называется процессом монтажа, при котором пленка очищается от посторонних звуков, обогащается дополнительными деталями, как комментарий, музыка и т. д. Существуют механические, электронные, компьютерные способы монтажа.

Электронное монтирование производится при помощи нескольких магнитофонов, способом перезаписи. Компьютерный способ монтажа является самым эффективным видом монтирования. Ненужные детали записи удаляются компьютерным путем. Эффективность данного способа

неоспорима. Он хорош и тем, что каждая передача записывается на дискету для сохранения и дальнейшего использования.

Мы должны помнить и строить всю деятельность на том, что основа радиопередачи это звук, слова. Доступ к слушателю достигается силой слова. Словами создаются штрихи к образу, к портрету героев. В этом деле всплывает на первое место знание языка и ораторского искусства радиожурналиста, произношение и дикция. Приятный для слуха голос, тембр, ясная речь являются основным стержнем радиопередачи. Вот здесь в помощь радиожурналисту приходит диктор, ведущий. Диктор является одним из основных фигур в радиопередаче. При помощи диктора, ведущего мысль журналиста, доводится до радиослушателя, воздействуя на его эмоции и восприятие. Поэтому среди радиожурналистов распространена традиция оценки радиопередачи через её прослушивание. Если передача слушается хорошо, то и восприятие её будет обеспечено. Диктор не должен ограничиваться монотонным чтением подготовленного текста. Он должен владеть особым голосом, умеющим передавать эмоциональные оттенки настроения. Он, прежде всего - человек искусства.

Подготовка радиоматериалов это коллективная работа, имеющая сложную технологию. Мы приведем ниже самое краткое описание технологии радиопередач.

Очень трудно в ограниченную статью вместить весь объем труда о радио - огромной индустрии информации, которое ежечасно, ежеминутно передает в эфир необъятную массу новостей. В настоящие время, когда свобода слова обеспечила демократию, в нашей стране действует множество радиостанций, каждая из которых имеет свой стиль, язык, цели.

В последнее время открываются множество радиостанций, умеющих привлекать, завоевывать радиослушателей (имеются специальные лекции о методах и способах привлечения радиослушателей). Реклама на радио является источником доходов. Но мы не должны забывать то, что мы, прежде всего идеологи, поэтому в настоящее время растет спрос на радиопередачи познавательные, информационно-развлекательные и образовательные. Радиопередачи, несущие знание, воспитание, посвященные истории, литературе, культуре, эстетике всегда найдут своего слушателя. Передача в прямой эфир часто производится без монтажа. В этом случае чистота записи звуков, чистоты эфира обеспечивается аппаратами высокой технологии.

В освоении лекции по технологии радиопередач большую роль играет, практические навыки, которые студенты приобретают на радиопрограмме "Сана". При подготовке учебной программы студенты показывают свои знания, приобретённые в процессе учебы на факультете по технике магнитной записи, технике речи и по технологии радиопередач. Оснащенная современной электронной аппаратурой, учебная радиостудия КазНУ позволяет студентам познакомиться с техникой и новой технологией. Студенты сами избирают творческую группу: редактор, режиссёр, музыкальный редактор. Сами распределяют задания корреспондентов. Со дня организации данной радиопрограммы, руководя ей, я неоднократно убеждаюсь, что практика и навык для молодого специалиста необходимы. Часто наши, студенты, освоившие основы радиожурналистики, совмещают учебу с работой, то есть смело поступают на производство.

Можно много говорить о радио, которое является самым доступным, оперативным источником информации. В наши дни, несмотря на большие шаги видеотехники, радио еще не собирается уступать свои позиции в эфир.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://agroweb.unesco.kz/


Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.