Более
смело, чем другие журналы, «Сын Отечества» освещал вопрос о положении русского
крепостного крестьянства. Если многие издания вообще не касались его, то «Сын Отечества»
с глубоким уважением писал о простом народе и решительно выступал против тех
авторов, которые говорят о нем «иногда с презрением, иногда с отвращением,
иногда представляют его глупым» (1818, № 42). Не имея возможности сказать
открыто о положении крепостных, сотрудники «Сына Отечества» часто используют
для этого переводной материал или касаются этой темы в статьях, посвященных
другим вопросам. Так, А. Бестужев поместил в № 38 за 1818г. статью «О нынешнем
нравственном и физическом состоянии лифляндских и эстляндских крестьян»,
представляющую собой перевод главы из труда баварского посланника при
российском дворе де Брея, именно той, в которой автор писал о бедственном
положении русских крепостных крестьян и с похвалой отзывался о их
работоспособности, природной одаренности, высокой нравственности.
В своей лучшей публицистике журнал «Сын Отечества»
обращался чаще всего к героическому прошлому, например, временам правления
Петра Великого, чтобы напомнить потенциальным захватчикам о неотвратимости
возмездия за посягательство на свободу и независимость России. «Народ
великодушный, народ благочестивый и храбрый, льзя ли не гордиться принадлежать тебе,
льзя ли не гордиться быть русским?[16] – такова главная мысль воззвания «Глас
русского».
В рубрике
«Смесь» помещались «достопамятные анекдоты». Слово «анекдот» имело тогда
другой, более широкий, чем сейчас, смысл: то был рассказ не столько о забавном,
сколько поучительном случае из жизни исторических лиц, в котором выражались
главные «черты силы русского характера для составления потомству картины
русских заслуг и добродетелей». Опыты частного героизма, частного патриотизма в
«Смеси» - это живые зарисовки военных буден, увиденные глазами человека из
народа, рассказанные живым разговорным языком (впервые зазвучавшим
широко на страницах печати). Реалистические подробности, объективность картин
подвигов народных (чаще всего рассказывалось о простых солдатах, ополченцах –
крестьянах), сжатость изложения, простодушный русский юмор, использование
народных пословиц и поговорок при отсутствии иноземных словечек – вот что было
свойственно этой уникальной рубрике, авторами которой являлись самые первые
военные корреспонденты.
Иногда эти
заметки были и безымянными. Достаточно вспомнить, как воин ослабленный,
истекающий кровью и едва дышавший, сказал офицеру: «Ваше благородие! Скажите
лекарю, к чему он щупает мне спину? Ведь я шел грудью»… В словах раненного
солдата « я шел грудью» отражается прямота русского характера,
самоотверженность, непримиримая ненависть к врагам Отечества. Удивительные эти
публикации «Сына Отечества» не могли не вызвать самого большого интереса
современников – как рядовых, так и генералов, как едва грамотных, так и
просвещенных и даже «первосвященника в храме русской словесности», как назвал
Н.И. Греч Г.Р. Державина.
Привлекали
внимание журнала «Сын Отечества» и славные дочери земли русской, их патриотизм.
Рассказывалось о подвигах «Старостихи Василисы» Кожиной (о том, как пресекала
она любые попытки к бегству пленных французов), о мужестве крестьянских
девушек, участвовавших в операции против мародеров. Сообщал журнал и о
деятельности женского патриотического общества в Петербурге, возглавляемого
Императрицей ( в помощь всем «от войны страждущим семействам»). Подчеркивалось,
что «русские жены не уступают своим супругам, братьям, сыновьям. Природа, не
дав им силы телесной, умножила в них силу душевную»[17].
Разоблачались в журнале тогдашние «граждане мира»,
лукавые космополиты. Борьба с космополитами, не «сынами своего Отечества»
вообще была одной из постоянных тем журнала в тот момент, когда журнал духовно
сплачивал соотечественников в смертельной схватке с врагом, особую роль сыграли
произведения самого народного нашего, по мысли Пушкина, поэта «пишущего русским
слогом», Крылова И.С. Поистине живой историей стала басня «Волк на псарне»
(1812 год, №2). В ней слились воедино «умение чисто по-русски смотреть на
вещи» (Белинский) двух русских гениев – баснописца Крылова и полководца
Кутузова, которого поэт прославлял как всенародного вождя. Всего в тридцать
строк басни «Ворона и курица» поэту удалось вместить громадный смысл, раскрыть
существеннейшие черты народного характера, проявившиеся в роковой для древней
столицы России час. Еще раз подчеркну, что «Сыном Отечества» писалась
страстная, вдохновенная и правдивая летопись Отечественной войны.
С
1814 года структура журнала меняется: вводится литературный отдел, включающий,
не только художественные произведения, но так же критику и библиографию. В 1815
году на его страницах впервые в русской печати появляется жанр годового
обозрения литературы, прочно вошедший затем в русскую журналистику. Так
постепенно после изгнания Наполеона «Сын Отечества» превращается из
общественно-политического журнала в журнал научно – литературный.
Журналистика декабристов, оставившая яркий след на
страницах «Сына Отечества» была замечательным явлением в журналистике начала XIX века. Это было
время ломки феодально-абсолютистских учреждений в Европе, от чего не могла
остаться в стороне и Россия. Передовые, лучшие люди из дворян понимали, что
происходящее необходимо для дальнейшего прогресса России. Для пропаганды своих
идей обновления России, ограничения или свержения монархии, воспитания
гражданского мужества у современников они использовали многие легальные журналы
того времени, среди которых был и «Сын Отечества».
Показателен
в этом смысле 1825 год, когда «Сын Отечества» уделял большое внимание
национально-освободительному движению в Европе и Америке. Декабристы мечтали о
введении республиканского строя в России, поэтому они приветствовали создание
США. Однако декабристы, как позже и Пушкин, довольно критически относились к
американской «демократии», поддерживая варварские отношения «цивилизованных»
американцев к «цветному народу». Глубокое сочувствие неграм, страстный протест
против расовой дискриминации, узаконенной в США, содержится в статье «Опыты
северных американцев переселить черных соотчичей своих обратно в Африку» (1825,
№20).
Среди
литературно-критических статей, опубликованных в «Сыне Отечества» за 1825 год,
выделяются статьи А. Бестужева, Кюхельбекера, Рылеева. А. Бестужев напечатал в
журнале около двадцати статей и рецензий, оригинальных и переводных, большая
часть которых посвящена борьбе за самобытную культуру. А Бестужев смело нападал
на реакционных писателей, приверженцев классицизма.
Одним
из последних выступлений декабристов в «Сыне Отечества» была статья Рылеева
«Несколько мыслей о поэзии», напечатанная в №22 за месяц до восстания. Рылеев
возражал против формального разделения поэзии на классическую и романтическую,
ибо по его мнению все дело в «духе поэзии», а не в форме. «Духом» поэзии
Рылеев называет внутреннее содержание художественного произведения, выразившееся
в его гражданской направленности, в отражении в нем высоких мыслей и чувств.
Он
обращается к своим современникам: «Оставив бесполезный спор о романтизме и
классицизме, будем стараться уничтожить в себе дух рабского подражания и,
обратясь к источнику истинной поэзии, употребим все усилия осуществить в своих
писаниях идеалы высоких чувств, мыслей и вечных истин, всегда близких человеку
и всегда недовольно ему известных»[18]. Рылеев настоятельно
подчеркивает, что только такое направление литературы соответствует «духу
времени», т. е. общественно-политическим задачам, стоящим перед русской
интеллигенцией.
Таким
образом, вплоть до событий на Сенатской площади декабристы продолжали
сотрудничать в «Сыне Отечества», ведь большинство журналов, как правило, издавались
не чаще раза в месяц, небольшим тиражом 300–500 экземпляров, а «Сын Отечества»
выходил регулярно и тираж его достигал 1200 экземпляров.
После
событий на Сенатской площади «Сын Отечества» претерпел существенные изменения в
направлении, составе сотрудников и стал заурядным официозным изданием. В 1825
году соредактором Н.И. Греча стал Ф.В. Булгарин, а журнал постепенно растерял
подписчиков (в 1200до 300).
14
декабря 1925 года стал важным рубежом во всей общественно-политической жизни
России. Пришедший к власти новый император Николай I,
жестоко расправившийся с восставшими, принял меры к укреплению полицейских
учреждений для борьбы с вольномыслием. В 1826г. был обнародован новый цензурный
устав, названный современниками «чугунным». В уставе впервые излагались
требования к периодической печати, которые вменяли в обязанность цензорам
«обращать особое внимание на повременные и мелкие сочинения, кои быстрее других
расходятся и в случае предосудительного содержания могут производить гораздо
опаснейшие последствия».
Напуганные
карательными мерами, некоторые издатели частных газет и журналов открыто
поддержали репрессивные действия правительства. В их числе оказались Ф.В.
Булгарин и Н.И. Греч. Журнал «Сын Отечества» имевший многие годы либеральное
направление, сменил его конформизмом после 1825 года. Так как после неудачи
декабристов Греч оставил свои либеральные позиции и далее не выходил за рамки
лояльности по отношению к государству и царской власти.
А в 1829 году журнал Греча «Сын Отечества»
слился с журналом Булгарина «Северный архив». Репутации Н.И. Греча сильно
повредила его многолетняя дружба с Ф. Булгариным, окончившаяся, впрочем, полным
разрывом в 1850 году. Постоянные нападки Греча на либеральную литературу
привели в 50-е годы к его полной литературной изоляции. В последние годы жизни
он занимался писанием мемуаров.
Заключение. Заслуги Н.И. Греча перед
журналистикой.
XXI век от XVIII века отделяют
не только столетия и нравы. Россия многое постигла за это время. Многое
изменилось в России. Но уже все отчетливее в обществе мнение о том, что «в XXI веке нынешнему
молодому поколению придется отстаивать свое национальное достояние и
самостоятельное существование. А для этого нужна сила материальная и духовная»[19]. И лучше всего отражают это
литература и журналистика. Периодическая печать всегда менялась сообразно
политическому развитию страны. В статьях и исследованиях первой четверти XIX века заметно
пробуждение интереса к таким вопросам, как причины и закономерности развития
журналистики, направление издания и его влияние на общественное мнение.
Неслучайно кандидат исторических наук Татьяна Окулова-Микешина высказывает и
такое мнение относительно журнала, который издавал Н.И. Греч: «К сожалению,
«Сын Отечества» до сих пор не стал предметом отдельного, обстоятельного
исследования. И заключенные в нем духовные, исторические сокровища не
востребованы и в нынешнем противоборстве с разрушительными силами – как
внешними, так и внутренними. А ведь этот глубоко патриотический, рожденный
Отечественной войной Двенадцатого года журнал, может по праву считаться
родоначальником всех будущих патриотических русских журналов…»[20]. Разумеется обстановка в
стране способствовала этому общественно политическая обстановка. Вот как ее
характеризует сам Н.И. Греч: «Мирные труды наши прерваны были грозой,
разразившейся над Россиею… Общее чувство опасности, возвышенное ощущение
благороднейших движений любви к государю и Отечеству волновали все сердца. Но
это не был страх. Мы отнюдь не ужаснулись нашествию Наполеона, немало им не
изумились. Оно давно уже было предвидено, предсказано и ожидалось со дня на
день. Особы, посвященные в тайны кабинетов, утверждали, что, вероятно, все
кончится миролюбиво, то нет никаких ясных примет скорого начала войны. Но
публика судила и видела иначе, видела правду, которой до времени нельзя
возгласить во всеуслышание… Что бы, думал я, теперь затеять русский журнал, в
котором бы чувства, помыслы и надежды России нашли верный отголосок, который
бы, словами чести и правды, заставил молчать глупцов и злонамеренных»[21]!
Именно в этом видел свою историческую миссию как сын Отечества
Н.И. Греч. И это убеждение, бесспорно, сказывалось прежде всего на идейном
содержании журнала, который он редактировал.
Что характерно для журнала? Некоторые аспекты содержания
развиваются в нескольких номерах, что позволяет более полно рассматривать наиболее
важные проблемы. Материалы журнала отличали пафос, политическое свободолюбие,
что обеспечивалось благодаря редакторскому отбору материалов. Язык и
литературная обработка их отвечали самым высоким критериям. Кроме
литературно-художественных произведений в журнале размещались
литературно-критические статьи.
В 1815 году в «Сыне Отечества» впервые было напечатано
литературно-художественное обозрение. С того времени жанр обозрения стал формой
представления журналом обзора новой литературы и прочно вошел в русскую
журналистику. Формируя журнал, редактор мог обратить внимание читателей не
только на те произведения, которые предполагал опубликовать, но и на другие,
что значительно расширяло границы современного литературного потока. Кроме
того, характеризовало и позицию самого журнала по отношению к литературному
процессу.
Поэзию, как я уже говорил, в журнале представляли оды,
гимны, историческая песня, патриотическая басня, что обеспечивало эмоциональный
настрой журнала.
Новые функции в «Сыне Отечества» получили иллюстрации,
часто сатирической направленности, что обогатило палитру возможностей
редактора. Впервые в практике отечественных журналов Н.И. Греч сумел подчинить
иллюстрации в «Сыне Отечества» общей идее издания, дополняя и развивая его
содержание.
Н.И. Греч угадал нарастающую потребность к чтению в
русском обществе, уловил укрепление позиций патриотизма, и построил работу
журнала так, что люди понимали: усиливается интерес к российской современной
действительности.
Впервые Н.И. Греч ввел институт военных корреспондентов,
и отработал приемы «обратной связи» с читателями, (к примеру, такая форма как
объявление «От издателей», опубликованное в №4 журнала за 1812 год.
И, именно в журнальном издании впервые начинают
разделяться функции редактора и издателя. Скорее всего это происходит от того,
что редактор начинает осознавать необходимость учета запросов читателей. А у
издателя теперь другая функция – он зачастую только финансирует.
Так что С.Глинка имел полное право сказать о журнале «Сын
Отечества»: «Счастливая мысль Н.И. Греча увенчалась блистательным успехом»[22].
Список литературы.
- Греч Н.И. Записки о моей жизни// глава VII. По материалам сайта http://fershal.narod.ru/Memories/Texts/Gretch/Shablon.htm
- Окулова-Микешина Т. Нельзя поработить народ, который
решился избежать порабощения. По материалам сайта http://www.voskres.ru/school/okulova.htm
- Глинка С. «Из записок о 1812 годе». 1812г. Авторский
проект Полякова В. http://www.museum.ru/museum/1812/index.html
- «Сын Отчества». «От издателей» 1812 год, №4. По
материалам сайта http://russians.rin.ru/cgi-bin/rus/view.pl?id=2055&idr=514&a=fa
- «Солдат Отечества» Объявление от издателя. 1812 год
№5. По материалам сайта http://www.hi-edu.ru/e-books/RedaktirObchiyKurs/red_028.htm
- Окулова_Микеншина Т. Щит веры и блудящий разум.
Устоим ли – как в Отечественных войнах? http://www.library.ru/help/guest.php?PageNum=413&hv=412&lv=403&Search=
- Сын Отечества. Рылеев «Несколько мыслей о поэзии!».
1825. №22 по материалам сайта http://www.library.ru/help/guest.php?PageNum=413865&hv=412&lv=403&Search=
- Сын Отечества. «Глас русского». 1812. №2. По
материалам сайта http://www.hi-edu.ru/e-books/RedaktirObchiyKurs/029.htm
- Гоголь Н.В. «О движении журнальной журналистики в
1834 и 1835 году»по материалам сайта http://www.evartist.narod.ru/text4/16.htm
- Есин
Б.И. История русской журналистики (1703-1917) (Учебное пособие;
Хрестоматия; Темы курсовых работ). – М.: Флинта: Наука, 2000.
- Пушкин
А.С. Собрание сочинений: в 10 т. / М. «Художественная литература» 1978.
[1] Гоголь Н.В. «О движении журнальной журналистики в 1834 и 1835 году»по
материалам сайта http://www.evartist.narod.ru/text4/16.htm
[2]
Н.И. греч. «Записки о моей жизни» Глава VII. По
материалам сайта http://fershal.narod.ru/Memories/Texts/Gretch/Shablon.htm
[3]
Греч Н.И. Записки о моей жизни// глава VII. По
материалам сайта http://fershal.narod.ru/Memories/Texts/Gretch/Shablon.htm
[4]
Там же.
[5]
Окулова-Микешина Т. Нельзя поработить народ, который решился избежать
порабощения. По материалам сайта http://www.voskres.ru/school/okulova.htm
[6]
«Сын Отчества». «От издателей» 1812 год, №4. По материалам сайта http://russians.rin.ru/cgi-bin/rus/view.pl?id=2055&idr=514&a=fa
[7]
Окулова-Микешина Т. Нельзя поработить народ, который решился избежать
порабощения. По материалам сайта http://www.voskres.ru/school/okulova.htm
[8]
Окулова-Микешина Т. Нельзя поработить народ, который решился избежать
порабощения. По материалам сайта http://www.voskres.ru/school/okulova.htm
[9]
Греч Н.И. Записки о моей жизни// глава VII. По материалам
сайта http://fershal.narod.ru/Memories/Texts/Gretch/Shablon.htm
[10]
«Солдат Отечества» Объявление от издателя. 1812 год №5. По материалам сайта http://www.hi-edu.ru/e-books/RedaktirObchiyKurs/red_028.htm
[11]
Пушкин А.С. Собрание сочинений: в 10 т. / М. «Художественная литература» 1978.
[12]
Греч Н.И. Записки о моей жизни// глава VII. По
материалам сайта http://fershal.narod.ru/Memories/Texts/Gretch/Shablon.htm
[13]
Там же.
[14]Глинка
С. «Из записок о 1812 годе». 1812г. Авторский проект Полякова В. http://www.museum.ru/museum/1812/index.html
[15]Глинка
С. Рассуждение о необходимости иметь историю Отечественной войны 1812 года.
1816. №4. По материалам сайта. http://www.museum.ru/museum/1812/index.html
[16]
Сын Отечества. «Глас русского». 1812. №2. По материалам сайта http://www.hi-edu.ru/e-books/RedaktirObchiyKurs/029.htm
[17]
Сын Отечества. 1812. №7.По материалам сайта http://www.hi-edu.ru/e-books/RedaktirObchiyKurs/023.htm
[18]
Сын Отечества. Рылеев «Несколько мыслей о поэзии!». 1825. №22 по материалам
сайта http://www.library.ru/help/guest.php?PageNum=413&hv=412&lv=403&Search=
[19]
Окулова_Микеншина Т. Щит веры и блудящий разум. Устоим ли – как в Отечественных
войнах? http://www.library.ru/help/guest.php?PageNum=413&hv=412&lv=403&Search=
[20]
Окулова_Микеншина Т. Щит веры и блудящий разум. Устоим ли – как в Отечественных
войнах? http://www.library.ru/help/guest.php?PageNum=413&hv=412&lv=403&Search=
[21]
Греч Н.И. Записки о моей жизни// глава VII. По
материалам сайта http://fershal.narod.ru/Memories/Texts/Gretch/Shablon.htm
[22]
Глинка С. Рассуждение о необходимости иметь историю Отечественной войны 1812
года. 1816. №4. По материалам сайта. http://www.museum.ru/museum/1812/index.html
|