p align="left">3) следует учитывать, что наибольшую чувствительность глаз имеет к излучению желто-зеленого цвета, наименьшую - к фиолетовому и красному; 4) размер символа должен быть согласован с остротой зрения человека; нужно также учитывать, что он влияет на скорость и правильность восприятия информации; 5) все поле зрения, охватываемое глазом, можно разбить на три зоны: центрального зрения, где наиболее четко различаются детали; ясного видения, где можно опознать объект без мелких деталей; периферического зрения, где предметы обнаруживаются, но не распознаются; 6) зрительное ощущение нарастает и спадает постепенно, в сумме это время составляет 0,5 секунды. Нужно соблюдать правила, регулирующие плотность расположения текста на экране: - оставлять пустым приблизительно половину экрана; - оставлять пустую строку после каждой пятой строки таблицы; - оставлять 4 или 5 пять пробелов между столбцами таблицы. Фрагменты текста должны располагаться на экране так, чтобы взгляд пользователя перемещался по экрану в привычном направлении. Содержимое полей в таблице должно не «прижиматься» к краю экрана, а располагаться около горизонтальных или вертикальных осей. Меню, содержащее относительно небольшой объем информации, должно быть смещено в левую верхнюю часть экрана. Один и тот же тип информации должен появляться всегда в одном и том же месте экрана. Верхние две или три строки экрана обычно резервируются для вывода заголовка и состояния системы. Заголовок показывает, в каком месте системы находится пользователь; область состояния показывает пункты меню верхнего уровня и служит для вывода подтверждений о том, что система работоспособна. Из-за низкого разрешения экрана ПК ухудшается различимость шрифтовых знаков. Поэтому экранный шрифт должен быть крупнее, чем при печати на бумаге, а именно - соответствовать как минимум типографскому кеглю цицеро, равному 12 пунктам. Как показывает практика экранной типографики, в основном пользователи используют стандартные гарнитуры Times, Courier, Arial, Sans Serif, изначально имеющиеся в памяти любого ПК. Существует мнение, что благодаря их повсеместному применению, в том числе и в печатных изданиях, они порождают эффект шрифтовой обезлички информации, создавая эмоциональный барьер между сообщением и зрителем-читателем. Выделяется гигиеническими и художественными достоинствами шрифт Verdana. Он рассчитан на воспроизведение с низким разрешением, прост по рисунку; удобны и красивы его пропорции. Шрифт выглядит легким, открытым и без труда воспринимается с дисплея. Междустрочный интервал целесообразно делать в 2-2,5 раза большим, чем в печатных изданиях. На экране плохо выглядят и курсив, и разрядка, поэтому для текстовых выделений лучше использовать либо цвет, либо полужирное начертание. Для учебного пособия черный текст на белом фоне - это стандартный, но не самый лучший вариант, поскольку сильный контраст цветов влечет дополнительную утомляемость обучаемого. Избежать этого можно простым подбором цветовой пары текст - фон. Для цвета основного текста лучше подходит универсальный черный, хотя возможны и варианты (темно-коричневый, темно-синий и т. д.). Для фона следует использовать мягкие пастельные тона, причем лучший визуальный эффект дает не сплошная заливка фона выбранным цветом, а мягкий расфокусированный текстурный фон. В пределах одного тематического раздела цвет и текстура фона должны оставаться постоянными для всех страниц. [7] Исходя из выше перечисленного для электронного учебного пособия по визуальному программированию, мною были выбраны: § цвет фона - серый с мягко расфокусированной текстурой; § шрифт - Verdana; § размер шрифта - 14 пт; § цвет шрифта - темно-синий; § интервал - полуторный; § выравнивание - по ширине. В электронном учебном пособии «Офисное программирование» используются гиперссылки и фреймовая структура, что позволяет, не листая страниц (в отличие от печатного издания), быстро перейти к нужному разделу или фрагменту и при необходимости так же быстро возвратиться обратно. При этом не требуется запоминать страницы, на которых были расположены соответствующие разделы. Программно разбиение окна браузера на фреймы реализуется так: 1. Создается html-файл (обычно это первая страничка сервера по имени index.html) в котором задаются размеры и количество фреймов, а также имена файлов соответствующих фреймам и некоторые атрибуты для каждого фрейма. 2. Создаются отдельные html-страницы для каждого фрейма. Главный файл index.html выглядит так: <head> <title>Учебник</title> </head> frameset rows="101,*"> <frame name="banner" scrolling="no" noresize target="contents" src="top.htm"> <frameset cols="459,*"> <frame name="contents" target="main" src="oglav.htm"> <frame name="main" src="tekst.htm" scrolling="auto"> </frameset> <noframes> <body> <p>Эта страница использует рамки, однако ваш обозреватель их не поддерживает.</p> </body> </noframes> </frameset> Во фрейме banner содержится логотип электронного учебника (top.htm), во фрейме contents - содержание учебника в виде гиперссылок (oglav.htm), во фрейме main осуществляется вывод материала (tekst.htm). Удобство изучения материала состоит в применении гиперссылок при структурировании оглавления. Как выглядит файл oglav.htm можно посмотреть в приложении 1. 2.5 Руководство пользователя Электронное учебное пособие предназначено как для изучения в специально оборудованных аудиториях высших учебных заведений, так и для самостоятельного изучения в домашних условиях. Минимальные системные требования для работы с пособием: § браузер Internet Explorer 3.3; § операционная система Microsoft Windows 95; § процессор с тактовой частотой 100 МГц; § размер ОЗУ 8 Мб; § около 6 Мб свободного дискового пространства. Файлы электронного учебного пособия скомпилированы с помощью программы htm2chm, поэтому для начала работы нужно открыть файл ЭУП_Офисное программирование. chm. После загрузки на экране появится главная страница пособия. Общение электронного учебного пособия с пользователем осуществляется при помощи системы гиперссылок. В левой части экрана после запуска появится список глав и тем, содержащихся в пособии. При нажатии на заголовок выбранной темы ее материал появится в правой части экрана. Для просмотра всех глав и тем подряд пользователю необходимо воспользоваться скроллингом мыши или полосой прокрутки. Для перехода к очередной главе или теме повторить манипуляцию, также можно воспользоваться кнопками «Вперед» / «Назад», которые помещены в конце каждой страницы (рис. 1). Рис. 1 Глава 1.3. Изменение порядка выполнения операторов.. Применение кнопок «Вперед»/»Назад» Основная, решаемая в ходе разработки электронного пособия, проблема - это обучение студентов. Для наиболее эффективной работы с пособием все приведенные в нем примеры рекомендуется проделать в среде разработки VBA. По окончании изучения каждой темы пособия для контроля знаний по предмету рекомендуется решить задачи. Страница «Глоссарий» содержит основные понятия и определения к ним. Для проверки усвоенных знаний в конце учебника приведен итогой тест «Офисное программирование». Тест разработан таким образом, что студент может выбрать вариант ответа на каждый вопрос с помощью щелчка мыши, а затем быстро подсчитать баллы (рис. 2). Рис. 2. Тест После щелчка левой кнопки мыши по ссылке «Ключ к тесту», которая находится в конце страницы, открывается окно с правильными ответами и подробными к ним комментариями. При желании студент может ознакомиться с использованной литературой, которая указана на отдельной странице. Для окончания работы с пособием закрыть приложение нажатием крестика в правом верхнем углу окна. Глава 3. Краткое содержание электронного учебного пособия «Офисное программирование» 3.1 Типы данных, условные операторы и массивы VBA VBA представляет собой набор средств программирования для создания собственных программ и подгонки имеющихся приложений под запросы пользователя. С помощью VBA можно изменять внешний вид или способ применения имеющихся средств приложения, а также добавлять свои, совершенно новые возможности. В настоящее время VBA движется по направлению к тому, чтобы стать стандартом в индустрии создания программ. После освоения VBA вы сможете использовать этот язык в любом из приложений, поддерживающих VBA. Причем, зная VBA, вы автоматически изучаете язык Visual Basic. Microsoft создала VBA и обеспечила поддержку VBA во всех главных приложениях Office: Word, Excel, Access и PowerPoint. Объектно-ориентированное программирование. Понимание объектов лежит в основе программирования в VBA, особенно когда дело касается создания пользовательских диалоговых окон и использования возможностей ведущего VBA-приложения. Язык VBA является объектно-ориентированным. Это значит, что многие его команды имеют особенный формат. Типичная команда VBA имеет вид: <Объект>.<Объект, входящий в первый объект>.<…>.<Тот объект, с которым нужно произвести действие>.<собственно действие> Иными словами, каждая команда пишется как бы с «конца»: вначале определяется то, над чем надо произвести действие, - объект, а затем само действие - метод. Разделителями компонентов команды служат знаки «точка». Пример: Application.activDocument.PageSetup.Orientation=wdOrientLandscape - Эта команда устанавливает альбомную ориентацию листа в документе. Типы данных. Тип данных - это термин, относящийся к определенным видам данных, которые VBA сохраняет и которыми может манипулировать. Любое определение типа задает: * область возможных значений типа; * структуру организации данных; * операции, определенные над данными этого типа. VBA разделяет обрабатываемые данные на числа, даты, строки, логические значения и объекты. Как и любые среды программирования, редактор VBA необходимо сначала запустить. Для запуска можно использовать два способа: 1) активизировать любое приложение пакета MS Office (Word, Excel); 2) выполнить команду меню: Сервис <> Макрос <> Редактор Visual Basic. Или: 1) активизировать любое приложение пакета MS Office (Word, Excel); 2) нажать комбинацию клавиш Alt+F11. И в том, и в другом случае откроется редактор VBA (рис. 3). Рис. 3. Стартовое окно редактора VBA В левой части окна редактора появляется строение разрабатываемого проекта (аналог с Проводником). Необходимо обратить внимание на два главных объекта окна: Normal и Project (Операции). Объект Normal глобальный, т. е. при работе в редакторе VBA в данном объекте будут создаваться модули, формы и т. д., которые будут доступны всему приложению Word. При каждом запуске Word содержимое объекта Normal становится доступным. Вывод: в данном объекте ничего не надо создавать! Объект Project содержит рядом имя созданного документа, т. е. дается подсказка, в каком документе необходимо работать и где создаются модули, процедуры, приложения. Операторы. Операторы в VBA используются для объединения, сравнения или других действий над определенными значениями в выражении. При использовании оператора в выражении элементы данных, над которыми этот оператор выполняет действие, называются операндами: большинству операторов требуются два операнда. Выделяют арифметические и логические операторы. К арифметическим относятся операторы сложения, вычитания, умножения, деления и т.д. Логические операторы используются для объединения результатов отдельных выражений сравнения, чтобы создать сложные критерии для принятия решений в процедуре, или для создания условий, при которых группа операторов должна повторяться. Также операторы подразделяются на: оператор условного перехода - это структура, которая выбирает ту или иную ветвь кода процедуры на основе некоторого предопределенного условия или группы условий и оператор безусловного перехода - это оператор, просто изменяющий последовательность выполнения кода процедуры независимо ни от какого конкретного условия. Условный переход используется гораздо чаще, чем безусловный.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|