на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Информационные войны и информационное противоборство
основе приемов информационного воздействия лежит перепрограммирование информационных систем. Перепро-граммировать информационную систему - значит подобрать для нее такие входные данные, которые соответствуют цели программирования.

Определить цель перепрограммирования - значит найти в окружающем мире или специально создать информационную систему (эталон), на которую данная система должна стать похожей. При этом перепрограммируемая система и «эталон» должны «понимать» друг друга.

Как формировалась цель перепрограммирования в мире программного обеспечения для «народа», описывает А.П. Кулаичев: «Многие были свидетелями, но уже мало кто вспоминает о том, что заря Windows занялась во второй половине 1992 г. с беспрецедентного кру-госветного пропагандистского турне руководства Microsoft с массой речей и выступлений на сотнях бизнес-встреч, семинаров и международных выставок. Главной целью этой акции было всколыхнуть мировую общественность, увлечь за собой и привязать к себе ведущих мировых производителей, которые после переориентации своих перспективных разработок (и связанных с этим капиталовложений) уже не смогут уклониться от магистрального пути. А уж за ними поплетутся массы пользователей, быстро привыкающие считать такой мир единственным. Этот замечательный пример показал всем сообразительным, что затраты на рекламу значительно эффективнее, чем затраты на корпоративное «долизывание» продуктов. Поэтому с приходом Windows начались резкая деградация качества программного обеспечения и его усложнение. Тем самым несомненной заслугой Б. Гейтса является открытие и наглядная демонстрация сверхмощных механизмов массового порабощения в эру информационной цивилизации».

Подобрать входные данные для системы в соответствии с заданной целью перепрограммирования - значит заставить информационную систему «смотреть на мир чужими глазами», глазами той информационной системы, на которую данная система должна стать похожей, т. е. «глазами» эталона.

Способна ли информационная система защититься, если враг применит против нее описанный способ перепрограммирования информационных систем? Безусловно. Для этого достаточно «закрыть глаза» на те входные данные, которые подаются на вход противной стороной. Причем, что характерно, во многих странах данный способ защиты населения и страны закреплен законодательно.

«Даже в 70-е годы, когда Америка увязла в войне во Вьетнаме, американские СМИ, критикуя эту войну, «торпедируя» ее, не позволяли себе использовать съемки телеоператоров, работающих со стороны Вьетнама. Более того, в той же Америке, а также Англии, Франции и еще десятке стран существует строжайший законодательный запрет на использование любых кино-, фото-, видео- и печатных материалов, снятых или написанных на стороне тех, кто ведет боевые действия против армий этих стран, и даже просто имеющих сочувственные «врагам» интонации или же идеи» (В. Шурыгин).

В. Шурыгин, анализируя информационный аспект военных действий в Чечне, подробно описывает, как был реализован способ перепрограммирования информационной системы на практике:

«В среднем чеченская тематика занимала в программах НТВ от 10 до 18 минут на информационный выпуск, в «Вестях» (информационная программа российского телевидения) - от 3 до 7 минут. Так вот у НТВ до 80 % всех видеосъемок непосредственно боевых действий велось со стороны чеченских боевиков или использовались пленки, снятые со стороны сепаратистов. В «Вестях» это соотношение достигало 60 %. Оставшиеся 20 % НТВ обычно делило между съемками разрушений, обычно приписываемых армии, интервьюированием местных жителей-чеченцев, «страдающих от русской агрессии», или же комментариями своих тележурнал истов, в лучшем случае на фоне российских позиций, но чаще у сгоревшей российской техники. Так же примерно делили оставшийся эфир и «Вести».

Анализ публикаций таких газет, как «Московский Комсомолец» и «Известия», выявил следующее: лишь в одной из четырех статей упоминалась или раскрывалась точка зрения на происходящие события федерального командования. Три же из четырех публикаций или носили откровенно прочеченский характер, героизируя боевиков, преувеличивал их возможности, или жестко критиковали армию и ее действия в Чечне».

Опросы общественного мнения, проводимые НТВ, возможно, в целях проверки эффективности данного способа перепрограммирования, подтверждали, что для среднестатистического гражданина, регулярно смотрящего телевизор, отношение к собственной армии изменяется в худшую сторону, а цели боевиков становятся «ближе и понятнее».

Как грустно шутил Л. Шебаршин, в прошлом один из первых руководителей КГБ СССР: «Телевидение - средство общения мошенников с простаками».

Все виды информационного воздействия на информационную систему можно классифицировать еще и следующим образом:

· входные данные - «сухие» факты;

· входные данные - логически обоснованные выводы;

· входные данные - эмоционально окрашенные утверждения.

Ощущении, являясь критерием субъективной достоверности в процессе познания, могут быть присущи только самообучающейся информационной системе класса В, для которой они выступают как рычаг управления субъектом и массами людей. При этом эмоциональный заряд для любой входной последовательности повышает скорость ее обработки информационной системой, порой минуя даже обязательные логические проверки. Например, эмоционально насыщенный крик о помощи или об опасности заставляет сразу же совершать определенные действия и уже только потом, если будет возможность, проверять логикой справедливость тех или иных утверждений.

Например, диктор телевидения монотонно сообщает о поездках по стране кандидатов в президенты. При этом без искажения фактов, говоря об одном из них, он подкрепляет слова мимикой, выражающей презрение, а в случае упоминания другого кандидата, наоборот, сияет от счастья. В результате у зрителей незаметно для них самих начинает формироваться соответствующее отношение к кандидатам. Видно, что в данном случае сама возможность сказать что-то (даже нейтральное) о том или ином кандидате может использоваться для перепрограммирования слушателей. Аналогичным образом формируются информационные материалы и прессе. Текст сообщения содержит «голые» факты, "к которым не может быть претензий, а название заметки, особенно если речь идет о конкурентах, имеет обязательную эмоциональную окраску. Сообщение прочитают не все, но на заголовок обязательно обратят внимание, а тем самым неявно свяжут возникшее эмоциональное ощущение с объектом газетного материала.

Сложившиеся стереотипы поведения - это то пространство действий, в котором конкретная система наиболее эффективно способна противостоять внешним, известным системе угрозам. Естественно, что для каждой системы именно собственные привычки и являются ее достоинством. Они во многом определяют данную систему, так как обеспечивали и обеспечивают ее существование. Навязывание собственных стереотипов поведения окружающим системам, особенно уже сформированным, неизбежно будет ослаблять последние. Это объяснимо - всегда тяжело играть на чужом поле, да еще по неизвестным правилам.

Из вышеизложенного можно предложить общую схему стратегии информационной войны.

Приведенная схема, безусловно, не отражает всех возможных подходов и приемов к организации и проведению операций по информационному воздействию. Ум человеческий более изощрен, чем любая возможная проекция генерируемых им мыслей в плоскость практических алгоритмов.

В типовую стратегию включено лишь то, что вытекает из доказанных ранее теорем, утверждений и следствий. Отсюда следует: если информационная система обнаруживает воздействие против себя комплекса приемов схемы, то это означает, скорее всего, что данная информационная система находится в состоянии информационной войны.

Причем, что интересно, подобный алгоритм целенаправ-ленного информационного воздействия, можно сказать, в зачаточном прообразе сегодняшней информационной войны был изложен почти сто лет назад в документе под названием «Протоколы собраний Сионских мудрецов». Не вдаваясь в споры о причинах и источнике данного документа, необходимо отметить, что его автора бесспорно следует назвать первым серьезным теоретиком в области построения типовых тактик и стратегий ведения информационных войн.

В названном документе можно прочитать следующее: «Чтобы привести наш план к такому результату, мы будем подстраивать выборы таких президентов, у которых в прошлом есть какое-нибудь нераскрытой темное дело, какая-нибудь «панама» - тогда они будут норными исполнителями наших предписаний из боязни разоблачений и из свойственного всякому человеку, достигшему власти, стремления удержать за собою привилегии, преимущества и почет, связанный со званием президента» (протокол 10).

«В руках современных государств имеется великая сила, создающая движение мысли в народе - это пресса» (протокол 2).

«Ни одно оповещение не будет проникать в общество без нашего контроля. Это и теперь уже нами достигается тем, что все новости получаются несколькими агентствами, в которых они централизуются со всех концов света. Эти агентства будут тогда уже всецело нашими учреждениями и будут оглашать только то, что мы им предпишем.

...Каждый, пожелавший быть издателем, библиотекарем или типографщиком, будет вынужден добыть на это дело установленный диплом, который, в случае провинности, немедленно же будет отобран» (протокол 12).

«Вы говорите, что на нас поднимутся с оружием в руках, если раскусят, в чем дело, раньше времени; но для этого у нас в запасе есть такой терроризующий маневр, что самые храбрые души дрогнут: метрополитеновые подземные ходы-коридоры будут к тому времени проведены во всех столицах, откуда они будут взорваны со всеми своими организациями и документами стран» (протокол 9).

Кратко и точно в «Протоколах» сказано практически обо всех аспектах информационной войны:

· система управления (контроль властных структур);

· средства перепрограммирования населения (средства массовой информации);

· терроризм;

· экономические войны;

· средства экономического управления;

· финансовая программа (протокол 20);

· всеобщее голосование и т. д.

Данные протоколы носят методический характер. Они составлены так, что их может использовать любой, понимающий значимость тайной войны, - и их применение отнюдь не ограничивается тем далеким временем. С точки зрения значимости для теории информационной войны, данные протоколы, наверное, в чем-то аналогичны первым робким исследованиям по теории ядерного оружия, кстати, относящимся примерно к тому же времени.

Описанный алгоритм существовал века. В настоящее время изменились многие методы и приемы, они получили научное обоснование. Возникли целые научные дисциплины по управлению поведением человека, коллектива, общества. К ним относятся: социология, психоанализ, теория рекламы и т. п. Получил теоретическое обоснование гипноз, и были сделаны попытки перенесения методов гипнотического воздействия с отдельного индивидуума на коллективы и на целые человеческие общества.

Даже в прошлом веке не было достаточно эффективных средств массовой информации, научно обоснованных алгоритмов управления социумом; а возникнуть эти алгоритмы могли только с появлением теории программирования применительно к сегодняшним средствам вычислительной техники.

Потому что, еще раз повторим, информационное оружие - это, прежде всего, алгоритм. Применить информационное оружие - значит так подобрать входные данные для системы, чтобы активизировать в ней определенные алгоритмы, а в случае их отсутствия активизировать алгоритмы генерации нужных алгоритмов.

Имеющаяся на сегодняшний день теория алгоритмов позволяет объяснить, каким образом может осуществляться автоматическое написание программ для определенных предметных областей.

В настоящее время в США созданы и приняты на вооружение различные системы информационного оружия (ИНФОР), которые по предназначению и сферам (объектам) воздействия можно условно подразделить на три вида (класса):

· ИНФОР-1 - нарушает и парализует информационные системы и сети, обеспечивающие функционирование органов управления государственных и военных объектов, промышленности, транспорта, связи, энергетики, банков и других учреждений.

К этому классу ИНФОР относятся «компьютерные вирусы», логические бомбы и другие средства. По оценкам западных специалистов вероятность восстановления нарушенных функций таких систем, и частности систем раннего предупреждения, СПРН (систем предупреждения о ракетном нападении), систем управления ПРО, довольно низкая. Целенаправленное вторжение в их работу может иметь особо тяжелые последствия, сопоставимые с последствиями применения оружия массового поражения.

· ИНФОР-2 - оказывает влияние на психику людей, что позволяет управлять их поведением.

Имеются сообщения о так называемом «вирусе №666», который обладает способностью губительно воздействовать на психофизиологическое состояние оператора ЭВМ. Этот вирус-убийца выдаст на экран особую цветовую композицию, погружающую человека в своеобразный гипнотический транс и вызывающий у него такое подсознательное восприятие, которое меняет функционирование сердечно-сосудистой системы вплоть до блокировки сосудов головного мозга.

· ИНФОР-3 - новое поколение оружия, возможности которого держатся в секрете; однако можно предположить, что по результатам своего воздействия оно будет более эффективно и разрушительно.

Информационное оружие, созданное к США в результате крупного технологического прорыва, вполне способствует его материализации в обозримом будущем. Экономичность информационного оружия позволяет, с одной стороны, сокращать в определенной мере военный бюджет, а с другой - создать высокоэффективное оружие XXI века, применение которого сулит многообещающие результаты.

Процессы, проходящие в последнее время в общественной жизни России, явно свидетельствуют о ведении целенаправленного информационного воздействия на общество в целом.

Зная алгоритмы воздействия на индивидуум, можно достаточно точно описать алгоритм информационного воздействия на общество в целом. Для этого возьмем за основу работу Ч. Тарта «Состояния сознания» и попробуем по аналогии перенести методы гипнотического внушения с индивидуума на коллектив. Наведение гипнотического состояния на отдельного индивидуума у Ч. Тарта описывается в виде алгоритма так:

· расслабить тело (цель данного действия: организм как целое должен исчезнуть в качестве объекта сознания);

· слушать только гипнотизера, отбросив иные мысли или ощущения (цель: процесс нагружения сознания и действие формирующих сил ослабляются);

· не размышлять над тем, что говорит гипнотизер (цель: торможение непрерывного потока мыслей);

· сосредоточить внимание на каком-то предмете помимо голоса самого гипнотизера цель: подсистема сознания, ответственная за обработку чувственной информации, оказывается не в состоянии выполнять свою функцию и как бы расстраивается);

· гипнотизер внушает, что вы спите или засыпаете (цель: внушение сна ослабляет память и чувство самоотождествленности, которыми характеризуется состояние бодрствования);

· гипнотизер убеждает человека, что это не совсем настоящий сон (цель: создание пассивного состояния созна-ния, в котором сохраняется возможность контакта с гипнотизером).

· по аналогии процесс наведения гипнотического состояния на отдельное общество мог бы, наверное, выглядеть следующим образом:

· расслабить общество - внушать через средства массовой информации, что врагов нет, при этом обсуждать отдельные исторические периоды и интересы отдельных народностей (цель: общество как целое должно исчезнуть в качестве объекта сознания);

· заставить общество слушать только противника, не обращая внимания на какие-то иные мысли или ощущения, например: акцентировать средства массовой информации на некой одной парадигме общественного развития, скажем западной, исключив любой другой опыт: Китай, Японию, мусульманский мир (цель: процесс нагружения общественного сознания и действие формирующих сил ослабляются);

· заставить общество не размышлять над тем, что говорит противник, для этого исключить из средств массовой информации серьезные аналитические исследования проблем (цель: способствовать торможению непрерывного потока мыслей);

· сосредоточить внимание общества на каком-то предмете, помимо входного информационного потока, например на внутренних катаклизмах, войнах, атаках террора (цель: подсистема защиты, ответственная за обработку входной информации, оказывается не в состоянии выполнять свою функцию и как бы расстраивается);

· постоянно внушать, что и само общество, и отношение к нему окружающего мира становиться лучше и лучше (цель: подобное внушение ослабляет историческую память и чувство самоотождествленности, которыми характеризуется нормальное состояние общества);

· средства массовой информации одновременно должны убеждать членов общества, что возникшее состояние - это не совсем то, что должно быть (цель: создание пассивного состояния сознания, в котором сохраняется возможность зависимости от информационного воздействия противника).

Приведенный алгоритм в общих чертах отражает работу средств массовой информации в России периода 1990 - 1997 гг.

В заключение можно сказать, что сегодняшнему миру уже не свойствен дефицит информации и промышленных товаров, наоборот, его отличает именно их избыток. А это значит, что цель информационной войны не защита информации, а защита от информации и продвижение своего видения мира, а в условиях экономической войны речь идет о защите от чужих товаров и навязывании своих.

Заключение

Массовое внедрение информационных технологий во все сферы жизни общества привело часть человечества в конце XX века в начальную стадию новой общественной формации, получившую собирательное название - информационное общество. Резкое увеличение объемов информации, с которым столкнулся современный человек, привело не только к новым упрощающим это информационное разнообразие параметрам, таким, как имидж, но и к новым положительным и отрицательным тенденциям в этой области. Информационная война лежит в рамках подобных изменений. Цивилизация резко усилила эту свою составляющую, в какой-то мере выпустив ее из-под контроля. По этой причине возможно возникновение даже такого варианта, как информационная война против своего собственного народа. Ведь, наверное, так можно рассматривать идущее повсюду засилье массовой культуры. Пол Кеннеди пишет: «Упрощенность» американской культуры, которая проявляется в чрезмерном внимании к удовлетворению потребительского спроса, поп-культуре, комиксам, громкости, яркости красок и развлечений в ущерб серьезному размышлению, воспринимается как удар, нанесенный Америкой самой себе. В среднем американский ребенок проводит у телевизора пять тысяч часов еще до поступления в школу, а ко времени ее окончания эта цифра приближается к двадцати тысячам. Распространению этой антиинтеллектуальной культуры - проявляющейся в дальнейшем в увлечении спортивными программами и «мыльными операми» - способствуют и такие факторы, как распад семьи.

За исключением некоторых групп населения, уделяющих особое внимание образованию (евреи, американцы азиатского происхождения), средний американский ребенок, как утверждается, усваивает систему ценностей массовой индустрии развлечений, а отнюдь не моральные установки, воспитывающие дисциплину и любознательность ума, желание учиться» (Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век. - М., 1997. - С. 362).

Как видим, перед нами общие проблемы, поскольку массовая культура как раз носит транснациональный характер, нигде не являясь естественным продуктом с точки зрения общества.

Информационные войны становятся реалией сегодняшнего дня, поэтому противодействие им также должно стать приметой нашего времени.

Список используемой литературы

1.
Володихин, Дмитрий. [Рецензия] [Текст] / Дмитрий Володихин // .-2005.-№12.-С.263;

2. Маньков, Виктор Дмитриевич. Безопасность общества и человека в современном мире [Текст]: [учеб. пособие для техн. вузов] / В.Д. Маньков, 2005.-551с.;

3. Могилев, Александр Владимирович. Информатика [Текст] / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер; под ред. Е.К. Хеннера, 2004.-841с.;

4. Почепцов, Георгий. Информационные войны [Текст] / Георгий Почепцов, 2000.-576с.;

5. Фролов, Дмитрий Борисович. Информационная война: эволюция форм, средств и методов [Текст] / Д.Б. Фролов // Социология власти.-2005.-№5.-С.121-143.

Национальные информационные ресурсы

Библиотечные ресурсы

Архивные ресурсы

Научно-техническая информация

Правовая информация

Информация государственных (властных) структур

Отраслевая информация

Финансовая и экономическая информация

Информация о природных ресурсах

Информация предприятий и учреждений

Таблица. Классификация национальных информационных ресурсов

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.