p align="left">И, менеджер по продажам, и руководитель высшего звена, и бухгалтер, и оператор прокатного стана могут самостоятельно, с помощью специально для них разработанных графических инерфейсов, не только запрашивать и принимать необходимую информацию, но и осуществлять все необходимые настройки различных режимов своего информационного обслуживания. Руководитель без посторонней помощи может установить или изменить последовательность и вид поступления информации на свой компьютер сразу после его включения. Например, сначала из бухгалтерии, затем из отдела сбыта, из участка выходной продукции и т.д. Новые тенденции развития автоматизации позволяют тем, кто уже создал АСУ, в полном объеме или частично, достаточно просто подключить к ней систему АСУТП. Включить в общий процесс электронного документооборота производственную документацию, такую как технологические карты, карты контроля качества, индивидуальные паспорта на изделия и т.п., получить на самом верху оперативную информацию от всех подразделений предприятия, включая и производственно-технологические. Те, кто только приступает к серьезной автоматизации, могут, с учетом особенностей своего предприятия, спокойно начать её с технологического уровня, с АСУТП (раньше было принято начинать с АСУ, теперь это совсем не обязательно). Вложенные в эти мероприятия инвестиции не будут потеряны. Еще одна особенность сегодняшнего дня дальновидные руководители сами пошли навстречу процессам автоматизации и активно участвуют в формулировании требований к ней. В результате опыта работы с системами верхнего уровня они осознают, что информации, существующей на уровне АСУ, явно недостаточно для принятия оптимальных управленческих решений. Серьезный анализ вырождается, когда в него не включены основные технологические процессы, нет информации по надежности, качеству, реальной себестоимости производства единицы продукции. Слой технологических параметров должен обязательно учитываться при выработке управляющих решений, иначе управленцы по-прежнему будут опираться лишь на собственную интуицию и индивидуальный опыт этого мало в условиях глобализации рынка и растущего уровня конкуренции. Сегодня нужно уметь оперативно (конкуренты не дремлют, а клиенты становятся все более требовательными!) просчитывать цену и последствия принимаемых решений. Поэтому на классический вопрос с чего начинать автоматизацию? отныне можно отвечать однозначно с разработки генерального плана развития информационных технологий предприятия (этот план, вообще говоря, является частью стратегии развития бизнеса в целом с учетом рыночных реалий и перспектив). Этот генеральный план может быть весьма гибким: когда появляются средства выполняется очередной этап работ. Однако в этом процессе очень важна непрерывность, поэтому для поддержания устойчивого финансирования генплана может быть создан специальный фонд развития информационных технологий. Одной из задач такого фонда должно быть страхование инвестиций предприятия в автоматизацию, они не должны быть потеряны, поэтому их нужно четко планировать (в том числе и в долгосрочной перспективе) и контролировать их расходование. Страховкой для вложенных средств должно быть оптимальное проектирование будущей системы, исключение непроизводительных затрат при ее реализации. Например, вместо того, чтобы несколько раз в году тянуть кабели для каждой из подсистем отдельно (кстати, весьма дорогостоящее мероприятие), можно использовать один и тот же кабель для единой системы и снять тем самым лет на 5-7 головную боль с постоянными переделками и перестройками. Еще одно необходимое условие реализуемости такого генплана заключается в том, что в его создании и воплощении должны принимать непосредственное участие первые лица предприятий, особенно на стадии формулирования требований к различным подсистемам единой автоматизированной системы предприятия и при принятии решения по их выбору. До последнего времени, например, для АСУТП эти требования задавались технологами, не знающими досконально сути бизнеса и тенденций его развития и не имеющими поэтому возможности оценить, какая информация и в каком виде должна экспортироваться из АСУТП на верхний уровень. В результате даже уже имеющаяся в электронном виде в АСУТП производственно-технологическая информация чаще всего оставалась невостребованной. Такая ситуация часто приводила к серьезным моральным и материальным потерям. Так на одном известном предприятии, производящем под заказ изделия сложных форм из легких сплавов, сорвался большой зарубежный контракт на поставку продукции в связи с невозможностью обеспечить индивидуальные технологические паспорта на каждое изделие в отдельности. Для этого была необходима автоматическая информационная связь АСУ верхнего уровня с АСУТП с достоверной фиксацией для каждого изделия типа сырья, режимов плавки и дальнейшей обработки. Напротив, на одном из мясоперерабатывающих предприятий процесс взвешивания продукции по мере ее обработки был автоматизирован и информация поступала непосредственно на уровень АСУ. Это позволило, во-первых, обнаружить места непроизводственных потерь, а во-вторых, обеспечить эффективное планирование выхода основной и побочной продукции, повысив тем самым прибыль предприятия более чем на 15%. Какие же основные выводы, как нам кажется, должны сделать уважаемые руководители на пороге нового этапа развития автоматизации. Будущее за полной и комплексной автоматизацией предприятия в целом как единого организма. Не надо ждать всеобщей, полной и комплексной автоматизации предприятия завтра, слишком общие подходы обычно долго реализуются и требуют слишком больших затрат, поэтому нужно разрабатывать генеральный план вашей автоматизации с привлечением широкого круга специалистов и при обязательном участии самих заказчиков. Начинать необходимо уже сегодня, независимо от начальных условий и накопленного опыта: · работаете ли вы с собственными программами и базами данных; · используете ли стандартные офисные программные средства (типа MS Access или MS Excel); · выбрали ли специализированные программы (1С, Бэст, Парус, AutoCAD, CADelectro и т.п.); · внедрили ли корпоративные информационные системы (BAAN, Renaissance, Галактика и т.п.) А что касается специалистов в области АСУТП, одим из которых является автор статьи, они снабдят ваши работающие АСУ (или их элементы) живой кровью производственно-технологической информации с учетом конкретных требований и перспектив развития вашего автоматизированного предприятия. Автоматизация управления, не только электронным предприятием, является не новомодным направлением, в которое стоит вкладывать средства различным фирмам, а необходимое действие, гарантирующее современной компании процветать на своем рынке и получать конкурентные преимущества по сравнению с другими. Автоматизация предназначена главным образом для повышения производительности труда, улучшения качества продукции, оптимизации управления, устранения человека от производства, опасного для здоровья. При подходе к автоматизация на предприятии следует, за исключением простейших случаев, применять комплексный, системный подход к решению задач, следовательно подключать все предприятие целиком. Методы автоматизации электронного предприятия также носят, как описано выше системный характер, хоть для простоты и эффективности их внедрения, разбитый на отдельные этапы. 2. Практическое исследование электронного предприятия как системы 2.1 Особенности функционирования и архитектуры электронного предприятияДля начала необходимо разобраться в архитектуре современного электронного предприятия. Организации и структуры основных элементов его информационной системы, имеющих принципиальное значение для функционирования системы в целом.Проектирование системной архитектуры предполагает разделение системы на наиболее крупные составные части и принятие конструктивных решений, которые после их принятия с трудом поддаются изменению.Статический срез системной архитектуры на определённый момент времени включает:· архитектуру приложений - функциональный и компонентный состав информационной системы; · архитектуру данных - способы взаимодействия систем и хранения данных; · архитектуру оборудования - используемые технические средства / решения. Другими аспектами системной архитектуры являются: · способы и планы миграции от текущего состояния архитектуры к целевому; · способы передачи реализаций между средами; · стоимость решения, включая капитальные и операционные расходы. Всегда существует более одного способа описания архитектуры. Степень важности каждого из этих способов меняется в продолжение жизненного цикла. В системной архитектуре следует выделять следующие слои: · Фронт-офис (Front-Office); · Мидл-офис (Middle-office); · Бэк-офис (Back-office); · Учет (Accounting); · Информационное хранилище (DWH); · Отчетность (Reporting). Рассмотрим данные слои в бизнес-архитектуре. Фронт-офис - совокупность бизнес-процессов, процедур, нормативных документов (регламентов), справочников, печатных форм, органанизационно-штатных подразделений, обеспечивающих со стороны предприятия взаимодействие с клиентом (в том числе внутренним): · получение и ввод для последующей обработки первичных документов, · печать и предоставление клиенту информации и документов, · рассылка клиентам информационных сообщений, · обзвон клиентов, · прием входящих телефонных звонков клиентов, · прием запросов и предоставление информации. Примеры подразделений фронт-офиса: · Call-центр, · подразделение операционного обслуживания, · касса (отдельные бизнес-процессы). Также под фронт-офис совокупность информационных систем, включая базы данных и справочники, направленных на автоматизацию бизнес-процессов взаимодействия с клиентом (в том числе внутренним): · получение и ввод для последующей обработки первичных документов, · печать и предоставление клиенту информации и документов, · рассылка клиентам информационных сообщений, · обзвон клиентов, · прием входящих телефонных звонков клиентов, · прием запросов и предоставление информации. Примеры информационных систем фронт-офиса: · Интернет-банк, · информационная система Call-центра, · система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) (большая часть бизнес-процессов). Бэк-офис в бизнес-архитектуре представлен совокупностью бизнес-процессов, процедур, нормативных документов (регламентов), справочников, печатных форм, организационно-штатных подразделений, реализующих журнальный (регистровый) учет операций, совершенных клиентом. Как правило, регистровый учет представляет собой журнал операций клиентов, не связан с бухгалтерскими счетами, не является двухсторонним. Примеры подразделений бэк-офиса: · подразделение розничного кредитования. В современной системной архитектуре крупных корпоративных информационных систем данный класс систем представлен недостаточно широко. К данному классу относится большинство систем учета финансов для личного использования. К понятию мидл-офиса относят бизнес-процессы, процедуры, нормативные документы (регламенты), справочники, печатные формы, органанизационно-штатные подразделения, обеспечивающие подготовку и принятие решений. Примеры подразделений мидл-офиса: · подразделение проверки заемщиков в службе безопасности, · подразделение управления рисками. Также отдельно выделяют информационные подразделения в структуре предприятия, которые действуют по вышеописанному принципу, данные систему играют образующую роль на предприятии примерами подобных систем могут служить: · система ведения позиционного учета, · система проверки заемщика в бюро кредитных историй, · система расчета скорингового балла по кредитной заявке. Учёт в бизнес-архитектуре одно из важных направлений в рамках автоматизации процессов, так как изначально при появлении компьютеров первая их функция это как раз ускорение расчетов. Учет состоит из следующих ключевых категорий: бизнес-процессы, процедуры, нормативные документы (регламенты), справочники, печатные формы, органанизационно-штатные подразделения, бизнес-процессы, реализующие ведение бухгалтерского учета и отчетности по РПБУ и Международным Стандартам Финансовой Отчетности, ведение баланса предприятия. На данном уровне часто реализован также налоговый учет. Формирование проводок бухгалтерского учета происходит на основании журнала операций бэк-офиса путем разнесения операций в соответствии со справочником контировок. Примеры учетных подразделений является всем известная бухгалтерия. Совокупность информационных систем, включая базы данных и справочники, реализующих ведение бухгалтерского учета и отчетности по РПБУ и МСФО, ведение баланса предприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|