p align="left">срок владения имуществом - документы о регистрации земли, кадастровые выписки и т.п.; устав юридического лица, устав акционерного общества, реестр акционеров, книги протоколов и т.п.; балансовый отчет и отчеты о прибылях и убытках за предыдущие годы (прошедшие аудит, там, где они доступны); счета управленческого учета, бюджеты, балансовые отчеты, прогнозы; подробности, касающиеся всех постоянных и переменных затрат; опись фиксированных активов и ценных бумаг; контракты с клиентами; экологический аудит; список обязательств. Кроме того, необходима информация о бизнесе в целом, откуда можно вычленить необходимые аналитиками информационные элементы; характеристики бизнеса, интерес в собственности на бизнес или ценная бумага, подлежащие анализу, в том числе права, привилегии и обязательства, факторы, влияющие на контроль и любые соглашения, ограничивающие продажу или передачу; характер, история и перспективы бизнеса; финансовая информация за прошлые периоды; предыдущие сделки, касающиеся бизнеса, выгодных интересов в бизнесе, преференция, конвертируемые или другие ценные бумаги; информация о менеджерах высшего уровня и персонале (контракты персонала, в частности пакеты переменных вознаграждений и опционы на акции); подробные сведения о поставщиках (включая контракты); производственные системы; коммерческие протоколы; патенты, изобретения, формулы, процессы, чертежи, модели, ноу-хау, товарные знаки, наименования или фирменные наименования, авторские права, базы данных и т.п.; подробные сведения о конкурентах. Определение информационных элементов эффективности компании на уровне сектора включает: природу и динамику отраслей, которые оказывают или могут оказывать воздействие на бизнес; экономические факторы, влияющие на бизнес; информацию с рынков капитала, например, достижимая ставка отдачи по альтернативным инвестициям, сделки на фондовом рынке, слияния и поглощения; прогнозы фонда заработной платы; рыночный спрос на продукцию; основные соотношения (пропорции, коэффициенты) у лидеров отрасли; будущие конкуренты; мощность клиентов и поставщиков; влияние потенциальных изменений в государственном законодательстве или в международных конвенциях; другая информация. Аналитик должен указать документы, являющиеся источниками информационных элементов для применяемого им математического аппарата и инструментальных средств, а также сохранить всю информацию и рабочие материалы, на которые он полагался при выработке свого анализа и рекомендаций. В соответствии со стандартом Американского Общества Аналитиков BVS-ITI [75], наличие всех необходимых информационных элементов для процесса анализа должно содержаться в информации по: характеристике предприятия, доле акционеров в капитале предприятия или ценных бумаг, подлежащих анализу, включая права, привилегии и условия, количественных характеристиках, факторах, влияющие на контроль и соглашения, ограничивающих продажу или передачу; общей характеристике предприятия, его истории и перспективах развития; финансовой информации о предприятии за предыдущие годы; активы и обязательства предприятия; общую характеристику отраслей, которые оказывают влияние на данное предприятие; их текущее состояние; экономические факторы, оказывающие влияние на данное предприятие; состояние рынка капиталов как источника необходимой информации, например, о возможных ставках дохода по альтернативным капиталовложениям, об операциях со свободно обращающимися акциями, о слияниях и поглощениях компаний; данные о предыдущих сделках с участием оцениваемого предприятия, доли акционеров в капитале предприятия или его акций; другую информацию, которую оценщик сочтет имеющей отношение к проведению анализа. Из содержания стандарта видно, что основой при проведении анализа бизнеса является как ретроспективная информация, зафиксированная в системе бухгалтерского и оперативного учета, гак и текущие показатели внешнеэкономического окружения. Большое значение имеет отраслевая информация. Обратим внимание на разнородность информационных элементов, необходимых в анализе. Соответственно, на первом этапе анализа стоимости бизнеса условно информацию можно классифицировать по источникам возникновения: внешняя информация, характеризуется условиями функционирования предприятия в регионе, отрасли и экономике; внутренняя информация, характеризует деятельность предприятия. По отношению информации ко времени: ретроспективная информация и информация о будущих ожиданиях. По типу информация может быть юридической, финансовой, технической (и технологической), коммерческой. По масштабам: общеэкономическая, отраслевая, внутренняя информация об отдельном предприятии и его подразделениях. Каждая из представленных классификаций помогает определить объем и роль информации, собираемой для определения стоимости собственного капитала компании, доли в собственном капитале или пакета акций. Важнейшим показателем качества полученной информации является ее достоверность. Аналитик не может проверить всю информацию. В этих случаях указывается ее источник. Поэтому при сборе информации важным моментом является ссылка на источник данных. Таким образом, собираемая на этапе сбора и обработки информация должна отвечать следующим критериям: достоверности, точности, комплексности, прозрачности. Проблема получения информации об отдельной компании возникает при поиске данных о предприятиях-аналогах. Эти данные используются в первую очередь для соотнесения различных показателей и коэффициентов с отраслевыми данными при рыночном подходе к анализу. Следовательно, при поиске и использовании большого количества информации возникает необходимость применения программных продуктов поиска и обработки данных. Кроме того, необходимы инструменты, решающие задачи сравнения и сопоставления. Но это относится к этапу реализации методов оценки в среде информационных технологий, которые рассмотрены в п. 1.2. Важной проблемой является обработка нормативного, правового и информационного обеспечения аналитической деятельности с последующей выработкой рекомендаций по их использованию на практике. Таким образом, все вышесказанное говорит о необходимости создания специальных баз данных аналитической деятельности. Так для данного этапа, по аналогии с другими видами, следует отметить возможность создания единых баз данных и инструментов обработки информации, как внутренних по предприятиям, включающим данные бухгалтерского учета и отчетности, бизнес-планы предприятия, анализ конкурентов, анализ внешнего экономического окружения, влияющего на деятельность компании, так и внешних баз данных. К последним отнесем создание баз данных по законодательным и нормативным актам, включающим международные и российские стандарты анализа, а также баз данных информационных ресурсов, терминологии, и т.д. В настоящее время они присутствуют в виде отдельных разобщенных сведений об объектах или субъектах анализа. Таким образом, общую структуру сбора и обработки информации, необходимой для первого этапа анализа стоимости бизнеса можно представить на рис.5: Рис 5. Структура этапа сбора и обработки информации. Итак, учитывая разрозненность, непостоянность и важность информации в процессе анализа бизнеса, представляется необходимым создание информационной базы аналитической деятельности. при этом для оптимизации поиска и обработки информации могут быть применены информационные технологии, позволяющих создавать внутренние и внешние базы данных, вести отбор необходимой информации по заданным направлениям и алгоритмам. Это может быть разработка и внедрение программ поиска и обработки данных. Облегчением поиска необходимой информации является также развитие сетевых технологий и электронных периодических изданий Анализ процесса анализа (рис. 4.) и инструментальных средств, проведенный в п. 1.1 и п. 1.2, показал, что объектом исследования на этапе анализа финансово - хозяйственной деятельности предприятия является сама финансово - хозяйственная деятельность предприятия. Предметом исследования - использование систем финансового анализа предприятия для целей анализа стоимости бизнеса. Грамотно выполненный финансовый анализ является основой применения подходов и методов анализа стоимости бизнеса. Таким образом, учитывая сложность охвата целей анализа, а также требования к оперативности и многовариативности проведения аналитических исследований в процессе анализа, можно сказать, что необходима организация анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий в среде информационных технологий. Проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия в процессе оценки направлено на достижение следующих целей: нормализация бухгалтерской отчетности с построением ретроспективного баланса; идентификация финансового положения; определение изменений в финансовом состоянии в пространственно временном разрезе; установление основных факторов, вызвавших изменение в финансовом состоянии. Достижение этих целей способствует пониманию процессов, происходящих на предприятии, а значит, и снижает риск при принятии решений теми, кто заинтересован в анализе стоимости бизнеса. На данном этапе целесообразно применение инструментов, решающих задачи актуализации, нормализации, корректировки отчетности, финансового анализа данных на дату анализа и вычисления относительных показателей. Для этого проводится подготовка финансовой документации в следующих направлениях: корректировка всей используемой финансовой и бухгалтерской отчетности; нормализация бухгалтерской отчетности; трансформация бухгалтерской отчетности; вычисление относительных показателей. При решении данных задач могут использоваться инструментальные средства комплексного анализа финансового состояния и. результатов деятельности предприятия. Из проведенного п. 1.2. анализа видно, что эти системы уже существуют. К ним относятся такие аналитические системы, как «Квант-экс», «Audit Expert», «ИНЭК: АФСГТ», «АБФИ», «АЛЬТ-Финансы». Следует отметить, что в п. 1.2. были проанализированы функциональные возможности аналитических систем, благодаря которым их можно использовать для анализа бизнеса. Известно, что в соответствии с принципами ведения бухгалтерского учета, от предприятий не требуется отражения реальной рыночной стоимости тех или иных активов [69]. Поэтому компании предпочитают использовать те методы ведения бухгалтерского учета, которые позволяют минимизировать налоги. В пределах существующей системы бухгалтерского учета компания всегда имеет свободу выбора методов ведения бухгалтерского учета. Этот выбор закрепляется в приказе "Об учетной политике предприятия" и не может изменяться в течение ряда лет. Так как время учета используемых данных и момент анализа между собой не согласованы, то расхождение данных во времени создает условия для появления в них различного рода искажении. Среди них можно назвать следующие: колебания курса валют, деноминацию денежных единиц, структурные изменения цен, изменение стандартов учета исходных данных и др. Несоответствия такого рода порождают проблему корректировки всей используемой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью приведения их к общему временному знаменателю, в роли которого выступает момент анализа. Требование сопоставимости ретроспективной информации обуславливает необходимость корректировки денежных сумм на значения инфляционных показателей. Отметим, что существует два альтернативных пути корректировки: прямая корректировка активов и денежных сумм на значения инфляционных показателей; учет влияния инфляции на активы и денежные суммы посредством включения в процедуру дисконтирования инфляционных показателей. При проведении оценки в Российской Федерации предпочтительнее использовать первый путь, основанный на прямой корректировке денежных сумм на значения инфляционных показателей. Более того, как показано в различных работах [53, 74, 79], инфляция оказывает различное влияние на величины типа потока (выручка, прибыль, ввод фондов и т.п.) и на величины типа запаса (активы всех видов). Вместе с тем, искажение различных показателей связано с неодинаковостью условий их формирования в системе учета. Исследование, показало, что корректировка учетных и проектных данных различного типа, необходимых для финансово-экономических расчетов и прогнозов, должна проводиться раздельно. Распространенным методом инфляционной корректировки является метод учета изменения общего уровня цен [20, 53]; , (1.6), где -- реальная величина статьи, скорректированной по уровню инфляции, руб.; -- номинальная величина статьи по данным бухгалтерского учета и отчетности, руб.;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|