p align="left">Те действия, которые входят в процедуру, записываются до начала основной программы в следующем виде: program ... const ... type ... var ... procedure MyProc; begin {действия} end; begin {основная программа} end. Рассмотрим пример нахождения максимума из трёх чисел: Program Max1; var a,b,c,m: integer; begin write('Введите a: '); readln(a); write('Введите b: '); readln(b); write('Введите c: '); readln(c); if a>b then m:=a else m:=b; if c>m then m:=c; writeln('Максимум = ',m); readln; end. {Перепишем его с использованием процедуры:} program Max2; var a,b,c,m: integer; procedure FindMax; begin if a>b then m:=a else m:=b; if c>m then m:=c; end; begin write('Введите a: '); readln(a); write('Введите b: '); readln(b); write('Введите c: '); readln(c); FindMax; writeln('Максимум = ',m); readln; end. Этот вариант можно улучшить. Пока наша процедура может искать минимум только среди значений конкретных переменных a, b и c. Заставим её искать минимум среди любых трёх целых чисел и помещать результат в нужную нам переменную, а не всегда в m. Чтобы была видна польза от такой процедуры, рассмотрим пример программы для поиска максимума среди чисел a+b, b+c и a+c: Program Max3; var a,b,c,m: integer; procedure FindMax(n1,n2,n3: integer; var max: integer); begin if n1>n2 then max:=n1 else max:=n2; if n3>max then max:=n3; end; begin write ('Введите a: '); readln(a); write ('Введите b: '); readln(b); write ('Введите c: '); readln(c); FindMax (a+b,b+c,a+c,m); writeln ('Максимум из сумм = ',m); readln; end. В скобках после имени процедуры (в её описании) записаны так называемые параметры. Эта запись обозначает, что внутри процедуры можно использовать целые числа, обозначенные n1, n2 и n3, а также заносить значения в переменную типа integer, которая внутри процедуры называется max (а реально во время работы программы все действия производятся над переменной m). Параметры, в которых хранятся числа (n1,n2,n3) называются параметрами-значениями; а те, которые обозначают переменные (max) (параметрами-переменными, перед ними в описании ставится слово var. Параметры, на которые имеются ссылки внутри процедуры (n1, n2, n3, max), называются формальными, а те, которые реально используются при вызове (a+b, b+c, a+c, m) -- фактическими. Процедуры последнего вида оказываются достаточно удобными. Можно один раз написать такую процедуру, убедиться в её работоспособности и использовать в других программах. Примерами таких процедур являются процедуры для работы со строками, встроенные в Турбо Паскаль. В нашем примере можно переписать программу и по-другому. Максимум из трёх чисел определяется по ним однозначно, или, говоря математическим языком, является функцией этих трёх чисел. Понятие функции есть также и в Паскале. Рассмотрим такую программу: Program Max4; var a,b,c,m: integer; function Max(n1,n2,n3: integer) : integer; var m: integer; begin if n1>n2 then m:=n1 else m:=n2; if n3>m then m:=n3; Max:=m; end; begin write ('Введите a: '); readln(a); write ('Введите b: '); readln(b); write ('Введите c: '); readln(c); writeln ('Максимум = ',Max(a+b,b+c,a+c)); readln; end. Нам уже известно как вызывать функцию из программы (например sqrt, sin и т. п.). Рассмотрим описание функции. Оно очень похоже на описание процедур, но есть два отличия: 1. После имени функции и списка параметров (если есть) через двоеточиезаписывается тип значения функции (возможны не только числовые типы, но и логические, строковые, символьные); 2. Среди операторов в теле функции наиболее важными являются операторы присваивания значения функции (в нашем случае это строчка Max:=m;). В записанной выше функции используется так называемая локальная переменная m, то есть переменная, которая «видна» только нашей функции, а другие процедуры и функции, а также главная программа её «не видят». Кроме локальных переменных в Турбо Паскале можно определять локальные константы и типы. Приведём другие примеры процедур и функций. 1. Напишем на Паскале функцию [pic]. function Cube(x: real): real; begin Cube:=x*x*x; end; 2. Вычисление площади треугольника через длины сторон. Здесь будет использована формула Герона: [pic], где p (полупериметр треугольника, a, b, c (длины сторон). function Square(a,b,c: real): real; var p: real; begin p:=(a+b+c)/2; Square:=sqrt(p*(p-a)*(p-b)*(p-c)); end; 3. Процедура для решения квадратного уравнения. Будем передавать этой процедуре коэффициенты уравнения, а результаты своей работы она будет выдавать в трёх параметрах-переменных. Через первую, логического типа, процедура сообщит, есть ли вещественные корни, а еще в двух она выдаст сами эти корни (если корней нет, то на эти две переменные пользователь нашей процедуры может не обращать внимания). Procedure SqEquation(a,b,c: real; var RootsExist: boolean; var x1,x2: real); var d: real; begin d:=sqr(b)-4*a*c; if d>=0 then begin RootsExist:=true; x1:=(-b+sqrt(d))/(2*a); x2:=(-b-sqrt(d))/(2*a); end else RootsExist:=false; end; Можно вместо процедуры написать и функцию, по логическому значению которой мы определяем, есть ли корни, а сами корни передаются также как и в процедуре: Function EqHasRoots(a,b,c: real; var x1,x2: real) : boolean; var d: real; begin d:=sqr(b)-4*a*c; if d>=0 then begin EqHasRoots:=true; x1:=(-b+sqrt(d))/(2*a); x2:=(-b-sqrt(d))/(2*a); end else EqHasRoots:=false; end; Использовать такую функцию даже проще чем последнюю процедуру: if EqHasRoots(1,2,1,r1,r2) then writeln(r1,' ',r2) else writeln('Нет корней'). ГЛАВА II. ПОСТАНОВЛЕНИЕ И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ МЕХАНИКИ В СРЕДЕ СИСТЕМЫ ПАСКАЛЬ Процесс решения задач на компьютере - это совместная деятельность человека и ЭВМ. Этот процесс можно представить виде нескольких последовательных этапов. На долю человека приходятся этапы, связанные с творческой деятельностью - постановкой, алгоритмизацией, программированием задач анализом результатов, а на долю компьютера - этапы обработки информации с соответствии с разработанным алгоритмом. Первый этап - постановка задачи. На этом этапе участвует человек, хорошо представляющий предметную область задачи. Он должен чётко определить цель задачи, дать словесное описание содержания задачи и предложить общий подход к её решению. Для вычисления суммы двух целых чисел человек, знающий, как складываются числа, может описать задачу следующим образом: ввести два целых числа, сложить их и вывести сумму в качестве результата решения задачи. Второй этап - математическое и информационное моделирование. Цель этого этапа - создать такую математическую модель решаемой задачи, которая может быть реализована в компьютере. Существует целый ряд задач, где математическая постановка сводится к простому перечислению формул и логических условий. Этот этап тесно связан с первым этапом, и его можно отдельно не рассматривать, однако возможно, что для полученной модели известны несколько методов решения, и тогда предстоит выбрать лучший. Для вышеописанной задачи данный этап сведётся к следующему: введённые в компьютер числа запомним в памяти под именами А и В, затем вычислим значение этих чисел по формуле А+В, и результат запомним в памяти под именем Summa. Третий этап - алгоритмизация задачи. На основе математическогоописания необходимо разработать алгоритм решения. Четвёртый этап - программирование. Программой называется план действий, подлежащий выполнению некоторым исполнителем, в качестве которого может выступать компьютер. Составление программы обеспечивает возможность выполнение алгоритма и соответственно поставленной задачи исполнителем - компьютером. Во многих задачах при программирование на алгоритмическом языке часто пользуются заменой блока алгоритма на один или несколько операторов, введением новых блоков, замена одних блоков на другими. Пятый этап - ввод программы и исходных данных в ЭВМ. Программа и исходные данные вводятся в ЭВМ с клавиатуры с помощью редакторов текстов, и для постоянного хранения осуществляется их запись на гибкий или жёсткий магнитный диск. Шестой этап - тестирование и отладка программы. На этом этапе происходит исполнение алгоритма с помощью ЭВМ, поиск и исключение ошибок. При этом программисту приходится выполнять рутинную работу по проверке работы программы, поиску и исключению ошибок, и поэтому для сложных программ этот этап часто требует, гораздо больше времени и сил, чем написание первоначального текста программы. Отладка программы - сложный и нестандартный процесс. Исходный план отладки заключается в том, чтобы оттестировать программу на контрольных примерах. Контрольные примеры стремятся выбрать так, чтобы при работе с ними программа прошла все основные пути блок - схемы алгоритма, поскольку на каждом из путей могут быть свои ошибки, а детализация плана зависит от того, как поведёт себя программа на этих примерах: на одном может зациклиться (т.е. бесконечно повторять одно и то же действие); на другом - дать явно неверный или бессмысленный результат и т.д. Сложные программы отлаживаются отдельными фрагментами. Для повышения качества выполнения этого этапа используются специальные программы - отладчики, которые позволяют исполнить программу «по шагам» с наблюдением за изменением значений переменных, выражений и других объектов программы, с отслеживанием выполняемых операторов. Седьмой этап - исполнение отлаженной программы и анализ результатов. На этом этапе программист запускает программу и задаёт исходные данные, требуемые по условию задачи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|