на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Проектирование информационного обеспечения процесса реабилитации
p align="left">Представив данные из таблицы 8 в виде лепестковой диаграммы, получим реабилитационный профиль для этого случая. (рис. 5)

Рис. 5. Результаты мониторинговых исследований ребенка (пример 3)

Анализируя диаграмму, можно сказать, что у ребенка некоторые показатели социального развития в процессе реабилитации улучшились, а по некоторым произошли ухудшения. В связи с тем, что произошли как положительные сдвиги в социальном профиле ребенка, так и отрицательные, дать оценку его изменений по диаграмме затруднительно.

Рассмотрим взвешенные расстояния Хемминга в данном случае:

Рассчитаем коэффициент действия ИПР для этого примера:

Таким образом, мы можем говорить, что ИПР, реализуемая для данного ребенка не эффективна и нуждается в коррекции. (kипр(u,n)<0)

Приведенные примеры показывают возможность использования рассмотренной методики оценки эффективности ИПР для принятия управленческого решения по их коррекции.

2 Проектирование системы информационного обеспечения процесса реабилитации

2.1 Информационная поддержка процесса реабилитации

Реабилитационный процесс можно рассматривать как процесс принятия управленческого решения. В качестве лица, принимающего решения (ЛПР) выступает медико-психолого-педагогическая комиссия (МППК), которая представляет собой совещание специалистов СРЦ, определяющих уровень социального развития воспитанников СРЦ и индивидуальную программу реабилитации.

Процесс принятия решений осуществляется на второй стадии и включает на первом этапе:

1) анализ результатов первичной диагностики степени индивидуального развития;

2) анализ предыстории результатов подобных (близких) процессов реабилитации, позволяющий получить представление о возможных результатах применения ИПР для вновь прибывшего ребенка.

На последующих этапах основным информационным обеспечением является оценка эффективности реализуемой ИПР с помощью расчета kипр(u,n). В случае, если kипр(u,n)?0 проводится коррекция ИПР с учетом оценки степени индивидуального развития ребенка.

Основным инструментом в вопросе информационного обеспечения принятия решений в рамках реабилитационной деятельности является система мониторинга индивидуального развития ребенка при реализации ИПР. В данной работе мониторинг рассматривается как система сбора, обработки хранения информации об изменении параметров индивидуального развития ребенка и проводимой индивидуальной программы реабилитации, ориентированная на информационное обеспечение управления качеством реабилитационного процесса, а также обеспечивающая прогноз его развития [5]. Построение системы мониторинга осуществляется на основе алгоритма социальной реабилитации детей и подростков «группы риска». Блок-схема алгоритма представлена на рисунке 6.

Рис. 6. Блок-схема алгоритма реабилитации

В [11] дана классификация человеко-машинных систем, к которым относятся:

1. Программы и пакеты программ для решения конкретных хорошо определённых задач выбора. Примером этого направления может служить математическое обеспечение ЭВМ для статистической обработки данных. Также к этому направлению относятся системы программного обеспечения оптимизационных задач, современные базы данных и пр.

2. Базы знаний и экспертные системы. Это направление ориентировано на создание систем, накапливающих опыт экспертов и, по существу, впоследствии заменяющих самих экспертов.

3. Системы поддержки принятия решений, которые ориентированы не на автоматизацию функций лица, принимающего решения, а на предоставление ему помощи в поиске хорошего решения.

Для информатизации процесса разработки и коррекции ИПР, наиболее целесообразным является проектирование и разработка системы поддержки принятия решений (СППР).

Термин "система поддержки принятия решений" появился в начале семидесятых годов прошлого века. C момента появления первых разработок по созданию СППР, не было дано четкого определения.[7] Ранние определения СППР отражали следующие моменты:

1) возможность оперировать с неструктурированными или слабоструктурированными задачами, в отличие от задач, с которыми имеет дело исследование операций;

2) интерактивные автоматизированные (то есть реализованные на базе компьютера) системы;

Ниже перечислены некоторые определения СППР.

СППР -- это система, которая обеспечивает пользователям доступ к данным и/или моделям, так что они могут принимать лучшие решения.[8]

Это определение не отражает участия компьютера в создании СППР, вопросы возможности включения нормативных моделей в состав СППР и др.

СППР -- совокупность процедур по обработке данных и суждений, помогающих руководителю в принятии решений, основанная на использовании моделей.[9]

В литературе также встречается следующее определение СППР: "Системы поддержки принятия решений являются человеко-машинными объектами, которые позволяют лицам, принимающим решения (ЛПР), использовать данные, знания, объективные и субъективные модели для анализа и решения слабоструктурированных и неструктурированных проблем".[10] В этом определении подчеркивается предназначение СППР для решения слабоструктурированных и неструктурированных задач.

К слабоструктурированным задачам относятся задачи, которые содержат как количественные, так и качественные переменные, причем качественные аспекты проблемы имеют тенденцию доминировать. Неструктурированные проблемы имеют лишь качественное описание.

Все эти определения не противоречат, а дополняют друг друга и достаточно полно характеризуют СППР.

СППР, как правило, являются результатом мультидисциплинарного исследования, включающего теории баз данных, искусственного интеллекта, интерактивных компьютерных систем, методов имитационного моделирования.

Современные системы поддержки принятия решения (СППР) представляют собой системы, максимально приспособленные к решению задач повседневной управленческой деятельности, являются инструментом, призванным оказать помощь лицам, принимающим решения (ЛПР). С помощью СППР может производится выбор решений некоторых неструктурированных и слабоструктурированных задач, в том числе и многокритериальных.

На уровне пользователя [12] делит СППР на пассивные, активные и кооперативные СППР. Пассивной СППР называется система, которая помогает процессу принятия решения, но не может вынести предложение, какое решение принять. Активная СППР может сделать предложение, какое решение следует выбрать. Кооперативная позволяет ЛПР изменять, пополнять или улучшать решения, предлагаемые системой, посылая затем эти изменения в систему для проверки. Система изменяет, пополняет или улучшает эти решения и посылает их опять пользователю. Процесс продолжается до получения согласованного решения.

На концептуальном уровне [13] отличает СППР, управляемые сообщениями, СППР, управляемые данными, СППР, управляемые документами, СППР, управляемые знаниями и СППР, управляемые моделями.

СППР, управляемые моделями, характеризуются в основном доступ и манипуляции с математическими моделями (статистическими, финансовыми, оптимизационными, имитационными).

СППР, управляемая сообщениями поддерживает группу пользователей, работающих над выполнением общей задачи.

СППР, управляемые данными в основном ориентируются на доступ и манипуляции с данными.

СППР, управляемые документами, управляют, осуществляют поиск и манипулируют неструктурированной информацией, заданной в различных форматах.

Наконец, СППР, управляемые знаниями обеспечивают решение задач в виде фактов, правил, процедур.

На техническом уровне [14] различает СППР всего предприятия и настольную СППР. СППР всего предприятия подключена к большим хранилищам информации и обслуживает многих менеджеров предприятия. Настольная СППР - это малая система, обслуживающая лишь один компьютер пользователя. Существуют и другие классификации СППР.

При создании СППР можно использовать Web-технологии. В настоящее время СППР на основе Web-технологий для ряда компаний являются синонимами СППР предприятия.

2.2Проектирование системы информационной поддержки

Система поддержки принятия решений представляет собой программный комплекс, позволяющий отследить динамику индивидуального развития ребенка, оценить эффективность ИПР в период реабилитации, который б дальнейшем будет реализован на языке программирования PHP. Для хранения данных планируется использование СУБД MySQL. Выбор аргументируется следующими достоинствами данного программного обеспечения:

1. Надежность функционирования. СУБД MySQL на сегодняшний момент является одним из лидеров систем управления базами данных. Отличается высокой скоростью обработки данных, надежностью, разнообразием поддерживаемых платформ.

2. Кросс-платформенность. СУБД MySQL может быть использована на большинстве популярных платформ. Клиентская часть может исполняться в любом Web-браузере.

3. Доступность. Несомненное достоинство СУБД MySQL в том, что она является свободно распространяемым программным продуктом. Использование языка PHP обусловлено широкой распространенностью, простотой дальнейшего сопровождения, гибкостью настройки.

Разработана структурная схема системы поддержки принятия решений, изображенная на следующем рисунке:

23

Рис. 7. Структурная схема системы поддержки принятия решений

На первом шаге структурной схемы производится ввод полученных измерений. Далее происходит запись текущего состояния ребёнка в базу данных. Следующий шаг включает в себя анализ данных ребёнка и решение о необходимости реабилитации. Если ребёнок не нуждается в реабилитации, то программный комплекс завершает работу. Если необходима реабилитация, переходим к следующему шагу, в котором происходит выбор программы реабилитации на основе анализа предыдущих ИПР. Далее производится процесс реабилитации, после которого текущее состояние ребёнка опять записывается в базу данных. Анализируя полученные результаты после процесса реабилитации, производится постановка решения о её продолжении. После проведения нужного количества процессов реабилитации и последовательного заноса замеров в БД, формируется отчет об эффективности программы реабилитации. На этом этапе заканчивается работа программного комплекса.

Заключение

В ходе курсовой работы рассмотрена модель механизма процесса реабилитации, а также изучена методика оценки эффективности индивидуальной программы реабилитации. Показано применение данной методики на реальных данных к различным ИПР для принятия управленческого решения их коррекции.

Также разработана модель информационной поддержки процесса реабилитации. Полученная модель и структурная схема являются основой для разработки в будущем базы данных и проектирования системы информационной поддержки в целом.

Список литературы

1. Реабилитация социально дезадаптированных детей и подростков: Краткий словарь ля сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних [Текст] / Сост.: Г. М. Иващенко, В. Н. Бушуев при участии В. И. Ширинского. - М.: НИИ семьи, 1998. - 28 с.

2. Хорошева Т. А. Разработка системы мониторинга параметров индивидуального развития ребенка в Социально-реабилитационном центре г. Кемерово [Текст] / Т. А. Хорошева // Методы и алгоритмы прикладной математики в технике, медицине и экономике: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. - Новочеркасск, 2007. - с. 50-54.

3. Карташов В. Я. Научно-методические рекомендации по оценке эффективности индивидуальных программ реабилитации в условиях организаций социальной защиты, работающих с семьей и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации [Текст]/В.Я. Карташов, Е.А. Кагакина, А.И. Юдина, Т.А. Хорошева - ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». Отпечатано на участке оперативной полиграфии КемГУ. - Кемерово, 2008. - 14 с.

4. Прикладная статистика: Классификация и снижение размерности [Текст]: справ. изд. / С. А. Айвазян, В. М. Бухштабер, И. С. Енюков, Л. Д. Мешалкин; Под ред. С. А. Айвазяна. - М.: Финансы и статистика, 1989. - 607 с.

5. Мониторинговые процедуры в социально-реабилитационной деятельности специалистов государственных учреждений, работающих с семьей и детьми: сборник статей [Текст]. - Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2006. - 44 с.

6. Дубейковский В. И. Эффективное моделирование с AllFusion Process Modeler 4.1.4 и AllFusion PM. - М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2007. - 384 с.

7. Keen P.G.W. Decision Support Systems: The next decades // Decision Support Systems, 1987. -- v. 3. -- pp. 253--265.

8. Edwards J.S. Expert Systems in Management and Administration -- Are they really different from Decision Support Systems? // European Journal of Operational Research, 1992. -- Vol. 61. -- pp. 114--121.

9. Little I.D.C. Models and Managers: The Concept of a Decision Calculus // Management Science, 1970. -- v. 16. -- N 8.

10. Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решений. М., Наука. Физматлит. 1996.

11. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Основы системного анализа: учеб. 2-е изд., доп.- Томск; Изд-во НТЛ, 1997.-396 с.: ил.

12. Haettenschwiler P. Neues anwenderfreundliches Konzept der Entscheidungs-unterstutzung. Gutes Entscheiden in Wirtschaft, Politik und Gesellschaft. Zurich: Hochschulverlag AG, 1999. - S. 189-208.

13. Power D.J. A Brief History of Decision Support Systems. DSSResources.COM, World Wide Web,

14. Power D. J. "What is a DSS?" // The On-Line Executive Journal for Data-Intensive Decision Support, 1997. - v. 1. - N3.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.