на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Разработка информационно-справочной системы по учету вагонов на подъездном пути предприятия
b>Независимость в ресурсах:

Для создания пользовательского интерфейса должны предоставляться отдельные ресурсы, направленные на хранение и обработку данных, необходимых для поддержки пользователя (пользовательские словари, контекстно-зависимые списки, наборы данных по умолчанию или по последнему запросу, истории запросов и пр.)

Переносимость:

При переходе на другую аппаратную (программную) платформу, должен осуществляется автоматически перенос и пользовательского интерфейса, и конечного приложения.

3.1.1 Методы оценки пользовательского интерфейса

Для оценки необходимого уровня удобства интерфейса используются специальные экспертные анкеты, опросники, формуляры, check-листы.

В качестве методов используют:

* наблюдения за пользователями до использования ПИ, в процессе обучения и работы;

* отслеживание мотивации пользователя - мысли вслух, объяснение своих действий и намерений;

* постановка и протоколирование выполнения тестовых задач.

3.1.2 Цели и критерии оценки пользовательского интерфейса

Главной целью с точки зрения эргономики (науки об эффективном взаимодействии человека и техники), самое важное в приложении - создать такой пользовательский интерфейс, который сделает работу эффективной и производительной, а также обеспечит удовлетворенность пользователя от работы с программой.

Эффективность работы означает обеспечение точности, функциональной полноты и завершенности при выполнении производственных заданий на рабочем месте пользователя. Эффективность работы отражает объем затраченных ресурсов при выполнении задачи, как вычислительных, так и психофизиологических.

Создание ПИ должно быть нацелено на показатели эффективности человеко-машинной системы, которые можно измерить количественно и объективно:

· производительность труда

Определяется средним количеством решенных задач, полученным по результатам работы группы пользователей.

· точность работы (количество ошибок)

Показатель точности включает процент ошибок, которые совершил пользователь: число ошибок набора, варианты ложных путей или ответвлений, число неправильных обращений к данным, запросов и пр.

· функциональная полнота

Определяется тем, в какой степени произведенный пользователем продукт (результат работы), соответствует предъявленным к нему требованиям; отражает степень использования первичных и обработанных данных, списка необходимых процедур обработки или отчетов, число пропущенных технологических операций или этапов при выполнении поставленной пользователю задачи. Этот показатель может определяться через процент применения отдельных функций в работе.

· завершенность работы

Описывает степень исполнения производственной задачи средним пользователем за определенный срок или период, долю (или длину очереди) неудовлетворенных (необработанных) заявок, процент продукции, находящейся на промежуточной стадии готовности, а также число пользователей, которые выполнили задание в фиксированные сроки.

· простота освоения

Определяется временем освоения интерфейса, выхода на производительный уровень.

Требования к удобству и комфортности интерфейса возрастают с увеличением сложности работ и ответственности пользователя за конечный результат. Высокая удовлетворенность от работы достигается в случае:

* прозрачной для пользователя навигации и целевой ориентации в программе. Главное, чтобы было понятно, куда идем, и какую операцию программа после этого шага произведет;

* ясности и четкости понимания пользователем текстов и значения икон. В программе должны быть те слова и графические образы, которые пользователь знает или обязан знать по характеру его работы или занимаемой должности;

* быстроты обучения при работе с программой, для чего необходимо использовать преимущественно стандартные элементы взаимодействия, их традиционное или общепринятое их расположение;

* наличия вспомогательных средств поддержки пользователя (поисковых, справочных, нормативных), в том числе и для принятия решения в неопределенной ситуации (ввод по умолчанию, обход "зависания" процессов и др.).

Удобный интерфейс помогает пользователю справиться с усталостью и напряжением при работе в условиях высокой ответственности за результат.

3.1.3 Этапы проектирования интерфейса

Разработка пользовательского интерфейса ведется параллельно разработке программного продукта в целом и в основном предшествует его внедрению. Процесс разработки эргономичного ПИ разбивается на следующие этапы:

1. Анализ производственной деятельности

анализ производственной деятельности пользователя, определение и спецификация его бизнес-функций. Формулировка требований к работе пользователя;

построение пользовательской модели данных (ERD), формирование рабочих мест.

2. Проектирование ПИ

выбор показателей оценки пользовательского интерфейса;

разработка обобщенного сценария взаимодействия пользователя с системой (функциональной модели) и его предварительная оценка пользователями и Заказчиком (бумажный прототип ПИ);

корректировка и детализация сценария взаимодействия, выбор и дополнение стандарта (руководства) для построения прототипа;

разработка макетов и прототипов ПИ и их оценка в деловой игре, выбор окончательного варианта.

При проектировании пользовательского интерфейса приведенная выше последовательность не является строго обязательной. Проектировщик может представить диалог в экранных формах.[1]

Наиболее распространенной ошибкой разработчика является именно отсутствие четкой проработки выполняемых действий. Без этого дальнейшая реализация оказывается несогласованной и может оказаться не соответствующей квалификационным требованиям, а на практике требованиям пользователя.

3. Реализация ПИ

реализация ПИ в коде, создание тестовой версии (визуализация);

разработка средств поддержки пользователя (пользовательские словари, подсказки, сообщения, помощь и пр.) и их встраивание в программный код.

4. Испытания ПИ

тестирование тестовой версии ПИ по набору ранее определенных показателей;

подготовка пользовательской документации и разработка программы обучения.

3.2 Принципы проектирования эргономичного пользовательского интерфейса

Пользовательский интерфейс приложений базы данных является одним из важнейших компонентов системы. Интерфейс должен быть удобным и обеспечивать все функциональные возможности, предусмотренные в спецификациях требований пользователей.

При проектировании пользовательского интерфейса рекомендуется использовать следующие основные элементы и их характеристики:

содержательное название;

ясные и понятные инструкции;

логически обоснованные группировки и последовательности полей;

визуально привлекаемый вид окна или поля отчета;

легко узнаваемые имена полей;

согласованную терминологию и сокращения;

согласованное использование цветов;

визуальное выделение пространства и границ полей ввода данных;

удобные средства перемещения курсора;

средства исправления отдельных ошибочных символов и целых полей;

средства вывода сообщений об ошибках при вводе недопустимых значений;

особое выделение необязательных для ввода полей;

средства вывода пояснительных сообщений с описанием полей;

средства вывода сообщения об окончании заполнения формы.

Цель создания эргономичного интерфейса состоит в том, чтобы отобразить информацию настолько эффективно насколько это возможно для человеческого восприятия и структурировать отображение на дисплее таким образом, чтобы привлечь внимание к наиболее важным единицам информации. Основная же цель состоит в том, чтобы минимизировать общую информацию на экране и представить только то, что является необходимым для пользователя.

3.2.1 Размещение информации на экране

Количество информации, отображаемой на экране, называется экранной плотностью. Исследования показали, что, чем меньше экранная плотность, тем отображаемая информация наиболее доступна и понятна для пользователя и наоборот, если экранная плотность большая, это может вызвать затруднения в усвоении информации и ее ясном понимании. Однако опытные пользователи могут предпочитать интерфейсы с большой экранной плотностью. Информация на экране может быть сгруппирована и упорядочена в значимые части. Это может быть достигнуто с использованием кадров (фреймов), методов типа цветового кодирования, рамок, негативного изображения или других методов для привлечения внимания.

3.2.2 Непротиворечивость и стандартизация

Данные на экране следует располагать таким образом, чтобы пользователь знал, где найти и где ожидать вывода необходимой информации.

информация, на которую следует немедленно обратить внимание, должна всегда отображаться в видном месте, чтобы захватить внимание пользователя (например, предупреждающие сообщения и сообщения об ошибках);

информация, которая необходима не очень часто (например, средства справки) не должна отображаться, но должна быть доступна, когда потребуется;

менее срочная или менее необходимая информация не должна постоянно находиться перед пользователем, но должна быть доступна, когда понадобится;

отчеты и ссылки должны быть сгруппированы.

3.2.3 Тексты и диалоги

Некоторые принципы, которыми необходимо руководствоваться при создании текстовых диалогов и отображений:

· текст в нижнем регистре читается приблизительно на 13% быстрее, чем текст, который напечатан полностью в верхнем регистре;

· символы верхнего регистра наиболее эффективны для информации, которая должна привлечь внимание;

· выровненный по правому краю текст труднее читать, чем равномерно распределенный текст с не выровненным правым полем;

· оптимальный интервал между строками равен или немного больше, чем высота символов.

3.2.4 Средства управления графического интерфейса пользователя

"Управление" - общий термин для компонентов интерфейса типа слайдеров, кнопок, кадров (фреймов), переключателей и т.д., которые служат, чтобы заместить объекты, являющимися знакомыми пользователям из реального мира.

Кнопки используются, чтобы выбрать опцию или вызвать событие (например, запуск подпрограммы).

Переключатели подобны кнопкам выбора, в которых пользователь выбирает значение из фиксированного списка, но в данном случае, пользователь может выбрать более чем одно значение из списка.

Слайдеры - обычно это элемент 'полоса прокрутки', они могут быть помещены или в горизонтальную или вертикальную линейку на экране.

Метки и текстовые блоки используются для текстовой информации. Различие между ними - текстовые поля, позволяют пользователю вводить текстовые данные в поля, в то время как метки - поля не редактируемые, используемые только для отображения текста, типа подсказок, команд пользователя и т.д.

Списки - специализированные средства управления, которые отображают раскрывающиеся списки значений (часто с присоединенными слайдерами, чтобы перемещаться вверх или вниз по списку) и позволяют пользователю выбирать значение из списка, или вводить другое значение в присоединенное текстовое поле. Списки - удобный и компактный элемент интерфейса, который занимает минимум места на экране и в то же время несет большую информационную нагрузку.[1]

3.2.5 Меню

Необходимый элемент автоматизированной системы - меню, позволяющее пользователю выполнять задачи внутри приложения и управлять процессом решения. Меню - набор опций, отображаемых на экране, где пользователи могут выбирать и выполнять действия, тем самым производя изменения в состоянии интерфейса. Достоинство меню в том, что пользователи не должны помнить название элемента или действия, которое они хотят выполнить - они должны только распознать его среди пунктов меню. Таким образом, меню может использовать даже неопытный пользователь. Однако проект меню должен быть тщательно продуман - чтобы меню было эффективным, названия пунктов меню должны быть очевидными.

Меню может занимать много экранного места, но есть решение для этой проблемы - использование всплывающего или ниспадающего меню. При нажатии на иконку, строку меню или другой объект вызывается всплывающее или ниспадающее меню.

3.2.6 Формы

Формы - основной элемент интерфейса. Назначение форм - удобный ввод и просмотр данных, состояния, сообщений автоматизированной системы. Основные принципы проектирования форм:

размещение информационных единиц на пространстве формы должно соответствовать логике ее будущего использования: это зависит от необходимой последовательности доступа к информационным единицам, частотой их использования, а также от относительной важности элементов;

важно использовать незаполненное пространство, чтобы создать равновесие и симметрию среди информационных элементов формы, для фиксации внимания пользователя в нужном направлении;

логические группы элементов необходимо отделять пробелами, строками, цветовыми или другими визуальными средствами;

взаимозависимые или связанные элементы должны отображаться в одной форме.

3.2.7 Организация системы навигации и системы отображения состояний

Навигация обеспечивает пользователю способность перемещаться между различными экранами, информационными единицами и подпрограммами в автоматизированной системе. В полноценной системе пользователь всегда может получить информацию о состоянии системы, процесса выполнения или активной подпрограмме.

Существует ряд навигационных средств и приемов, которые помогают пользователю ориентироваться в системе. Они включают: использование заголовков страниц для каждого экрана; использование номеров страниц; номеров строк и столбцов; отображение текущего имени файла вверху экрана.

3.2.8 Проектирование сообщений

Сообщения могут предложить пользователю:

выбрать из предложенных альтернатив некую опцию или набор опций;

ввести некоторую информацию;

выбрать опцию из набора опций, которые могут изменяться в зависимости от текущего контекста;

подтвердить фрагмент введенной информации перед продолжением ввода.

Сообщения могут быть помещены в модальные диалоговые окна, которые вынуждают пользователя ответить на вопрос прежде, чем может быть предпринято любое другое действие. Это может быть полезно, когда система должна вынудить пользователя принять решение перед продолжением работы.

3.2.9 Предотвращение, обнаружение и исправление ошибок

Ошибки могут быть классифицированы как:

ошибки, которые основаны на неправильном понимании действия или порядка действий;

ошибки, которые возникли случайно, непреднамеренно, например опечатка при вводе текста.

Пользователь всегда будет делать ошибки, даже в отличной программной системе, поэтому в разрабатываемой системе всегда должна быть предусмотрена защита от ошибок:

принудительные действия в системе, которые предотвращают или затрудняют появление ошибок;

обеспечение хороших и информативных сообщений об ошибках;

использование обратимых действий, которые позволяют пользователям исправлять их собственные ошибки;

обеспечение нормальной диагностики системы, в процессе которой пользователю объясняется, в чем суть ошибки и пути ее исправления.[5]

Глава 4. Построение концептуальной модели базы данных

4.1 Исследование предметной области применения и выявление требований конечных пользователей и решаемых задач

При разработке базы данных предполагается осуществить решение следующих задач:

1. Предоставление общей информации о вагонах. Это совокупность сведений о каждом вагоне, стоящем на подъездном пути. Включает в себя общую информацию такую как: номер вагона, инвентарный номер вагона, год изготовления, грузоподъемность, род вагона, износ, район движения.

2. Предоставление информации об имеющихся услугах.

3. Предоставление информации о том, какой цех является арендатором каждого вагона.

4. Предоставление информации об операциях с вагонами.

5. Предоставление информации о грузах, перевозимых вагонами.

6. Предоставление информации о районах движения вагонов.

7. Предоставление информации о стоимости услуг.

8. Ведение отчетности по вагонам.

4.1.1 Определение объектов базы данных и связей между объектами

Построение концептуальной модели данных проводилось методом нисходящего проектирования. Анализ определенных выше задач позволяет выделить таблицы проектируемой базы данных. В результате анализа были определены следующие объекты базы данных:

1. Общая информация о вагонах (ID, Месяц, Год, Номер_вагона, Инвентарный_номер, Год Изготовления, Грузоподъемность, Код_Род_Вагона, Износ, Код_Район_Движения).

Имя данной таблицы в Access задано как Vagon, что позволит без изменений вставить это название в базу данных (названия для остальных таблиц также будут приведены на английском языке). Эта таблица отводится для хранения основных сведений о вагонах. Поле ID - уникальный числовой идентификатор, счетчик. Поля Месяц и Год предназначены для определения даты появления вагона на предприятии. Поле Номер_Вагона предполагает ввод номера вагона в составе. Поле Инвентарный_номер является уникальным номером вагона. Поле Год_Изготовления указывает на год изготовления каждого вагона. Поле Грузоподъемность является количественной характеристикой вагона. Поле Код_Род_Вагона указывает на род вагона, определённый в таблице "Род вагона". Поле Износ определяет степень износа вагона в процентах. Поле Код_Район_Движения указывает на район движения, определённый в таблице "Район движения".

2. Операции с вагоном (ID, Код_Станция_отправления, Код_Фронт_отправления, Код_Станция_назначения, Код_Фронт_назначения, Дата, Время, Код_Операции, Код_Груза, Вес, Номер_дорожной_ведомости, Номер_ведомости, Код_Вагона)

Определим название этой таблицы в Access как Operations_s_vagonom. Поле ID - уникальный числовой идентификатор, счетчик. Поля Код_Станция_отправления и Код_Станция_назначения указывают на станции отправления и назначения, определенные в таблице "Станция". Поля Код_Фронт_отправления и Код_Фронт_назначения указывают на фронты отправления и прибытия, определенные в таблице "Фронт". Поля Дата и Время определяют дату и время проведения операции над вагоном. Поле Код_Операции указывает на операцию, определенную в таблице "Операция". Поле Код_Груза указывает на тип груза, определенный в таблице "Груз". Поле Вес хранит вес груза. Поля Номер_дорожной_ведомости и Номер_ведомости хранят номера ведомостей. Поле Код_Вагона указывает на вагон, определенный в таблице "Вагон".

3. Оказываемые услуги (ID, Заказ, Код_вагона, Код_Услуги, Код_Цеха_отправителя, Код_Цеха_получателя, Цена)

Название этой таблицы в Access - Uslugi_sv. Поле ID - уникальный числовой идентификатор, счетчик. Поле Заказ определяет номера заказа. Поле Код_вагона указывает на номер вагона, определенный в таблицы "Вагон". Поле Код_Услуги указывает вид услуги, определенный в таблице "Вид услуг". Поля Код_Цеха_отправителя и Код_Цеха_получателя указывают на номера цехов, определенные в таблице "Цеха". Поле Цена хранит стоимость обслуживания вагона, является вычисляемым полем.

4. Стоимость (ID, Код_вид_услуг, Код_веса, Стоимость)

Данная таблица (Stoimost) содержит информацию о стоимости предоставляемых услуг. Поле ID - уникальный числовой идентификатор, счетчик. Поле Код_вид услуг указывает на вид услуг, определенный в таблице "Вид услуг". Поле Код_веса указывает на единицу измерения объема выполняемых работ, определенную в таблице "Вес". Поле Стоимость хранит в себе стоимость услуги, является вычисляемым полем.

5. Станции (ID, Станция)

Название таблицы в Access задано как Station. Данная таблица отводится для хранения списка станций. ID - уникальный идентификатор, счетчик. Поле Станция отводится под список станций.

6. Фронты (ID, Фронт)

Название таблицы в Access определено как Front. ID - уникальный идентификатор, счетчик. Поле Фронт отводится под список фронтов.

7. Род вагона (ID, Род_вагона)

Данная таблица (Rod_vagona) представляет информацию о типах вагонов. ID - уникальный идентификатор, счетчик. Поле Род_вагона отводится под список типов вагонов.

8. Район движения (ID, Район_движения)

Таблица Район движения (Raion_dvizheniya) содержит перечень районов, по которым двигаются вагоны. ID - уникальный идентификатор, счетчик. Поле Район движения отводится под список районов.

9. Операции (ID, Операция)

Таблица Операции (Operation) содержит список операций, производимых с вагоном. ID - уникальный идентификатор, счетчик. Поле Операция отводится под перечень операций.

10. Груз (ID, Груз)

Таблица Груз (Gruz) содержит список грузов, перевозимых вагонами. ID - уникальный идентификатор, счетчик. Поле Груз отводится под перечень грузов.

11. Цеха (ID, Номер_цеха, Балансовый_счет)

Таблица Цеха (Ceha) содержит список цехов, участвующих в операциях с вагонами. ID - уникальный идентификатор, счетчик. Поле Номер_цеха отводится под список цехов. Поле Балансовый_счет хранит номер балансового счета каждого цеха.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.