p align="left">Массовый и индустриализированный мировой туризм уже оказал и продолжает оказывать весьма неблагоприятное, часто разрушающее воздействие на природные экосистемы многих туристских регионов. Действительно, крупный капитал, вкладывая значительные средства в развитие туризма, требовал максимальной прибыли за кратчайшие сроки. При этом природный ландшафт и местное население воспринимались лишь как предпосылки, как средство для достижения цели. Рост массового и нерегулируемого посещения регионов и стран, отличающийся особенно привлекательными ландшафтами и своеобразием традиционной местной культуры, оказывал существенное негативное воздействие и на их природную, и на их социально-культурную среду. Уничтожались редкие растения, вырубались деревья, загрязнялись водоемы, исчезали или значительно сокращались популяции многих видов животных, разрушалась первозданность уникальных природных экосистем, нарушались сложившийся веками культурный и социальный уклад жизни. Результатом развития массового туризма такого типа нередко оказывались истощение природных ресурсов, разрушение культурных ценностей и местной экономики «принимающих» стран. Так, глобальное развитие стандартизованного массового «пляжного» туризма уже нанесло и продолжает наносить особенно значительный ущерб окружающей среде многих регионов. Неблагополучными в целом являются побережья наиболее посещаемых Средиземноморья, Карибского бассейна, Красного моря, Мальдивских островов. Классический пример негативного развития демонстрировали берега Испании, особенно острова Майорки. Это произошло в конце периода знаменитого туристского бума. Сплошная застройка побережий отелями, пансионами и т.п. и концентрация огромных масс туристов в узкой прибрежной зоне привели в начале 80-х годов 20 столетия к серьезному загрязнению и самих берегов, и прибрежных морских вод, повлекли за собой кардинальные негативные изменения в сельском хозяйстве, ухудшили социальную обстановку. Возник даже специальный термин «балеаризация», имеющий сугубо негативное содержание. Ныне, ценой значительных усилий в некоторых местах на берегах Испании, в том числе и на Майорке, ситуацию удается улучшить. Другой известный пример серьезнейшего ущерба природе это история развития массового охотничьего туризма в Африке. Там, начиная с 20-х годов 20 века, массовые охотничьи сафари, объектом которых была знаменитая африканская пятерка (слон, носорог, буйвол, лев и леопард), привели к почти полному уничтожению носорогов и чрезвычайно опасному сокращению численности остальных объектов этих сафари. В эти же годы возникает осознание последствий деятельности человека. Общественное внимание к окружающей среде, особенно в индустриальных странах, необычайно возрастает. Огромную популярность приобретают телепередачи о природе и путешествиях. Появляются туры «по специальным интересам» - наблюдения за птицами, пешие походы в интересные природные уголки под руководством квалифицированных гидов. В США, в связи с угрозой сокращения мировой популяции китов, развивается широкая программа туров по наблюдению за ними. Эта деятельность получила настолько большой резонанс, что в результате давления общественности несколько видов китов были взяты под абсолютную охрану. Изменения в ориентации спроса на туристские услуги, имеющие характер устойчивых тенденций, обусловлены тремя основными группами факторов. Во-первых, общим ростом благосостояния и повышением уровня образования граждан, что приводит к увеличению их свободного времени, а также к расширению возможностей истратить это время на активный отдых. Во-вторых, изменением ценностных ориентацией граждан в жизни и в отдыхе. Отчетливым стало стремление к разнообразию и смене программ и занятий во время отдыха, к его насыщению новыми впечатлениями и знаниями, а также разумной физической нагрузкой. В третьих, по мере развития туризма как формы отдыха, вовлечения в туризм все большего числа людей и накопления личного опыта, отдыхающие научились лучше идентифицировать свои собственные интересы и потребности и отделять их от стандартных, массовых моделей поведения. Это довольно сложный и трудный процесс. Нужно суметь преодолеть давление стандартной рекламы массовых туристских услуг, приобрести навыки к изучению материалов о природе и культуре тех стран и мест, куда турист намерен поехать или куда ему предлагают поехать. В 1980 г. немецкий футуролог Роберт Юнк ввел термин «мягкий туризм» и сформулировал его отличительные особенности, противоположные индустриальному «жесткому» туризму. Таблица 1.1 Сопоставление особенностей «мягкого» и «жесткого» туризма |
«Жесткий» туризм | «Мягкий» туризм | | Массовость | Индивидуальные и семейные туры, поездки в кругу друзей | | Кратковременные поездки | Продолжительные путешествия | | Быстрые средства передвижения | Медленные и среднескростные средства передвижения | | Заранее согласованная программа | Спонтанные решения | | Импорт стиля жизни | Стиль жизни по образцу страны пребывания | | «Достопримечательности» | «Впечатления» | | Комфорт и пассивность | Активность и разнообразие | | Предварительная информационная подготовка к поездке невелика | Страна - цель путешествия изучается заранее | | Турист не владеет языком страны и не стремится его узнать | Язык страны изучается заранее - хотя бы на простейшем уровне | | Турист приезжает в страну с чувством хозяина, которого «обслуживают» | Путешественник познает новую культуру | | Покупки утилитарны (шопинг) или стандартны | Покупки это памятные подарки | | После поездки остаются только стандартные сувениры | После поездки остаются новые знания, эмоции и воспоминания | | Турист покупает открытки с видами | Путешественник рисует с натуры или фотографирует сам | | Турист любопытен | Путешественник тактичен | | Громогласность | Спокойная тональность | | |
В 1983 г. мексиканский экономист-эколог Гектор Цебаллос-Ласкурейн предложил термин «экологический туризм». Таким образом, почти одновременно и в Старом, и в Новом Свете было сформулировано представление о туризме, совместимом с экологическими и социальными требованиями, - ответственном перед природой, способствующем ее защите, повышающем экологическую культуру путешественников, выполняющем просветительскую функцию, бережно относящемся к традиционным культурам и местным сообществам и способствующем их экономическому оздоровлению. Данный период и знаменует рождение принципиально нового типа путешественника - экотуриста. Различают две модели экотуризма. Первая из них реализуется в форме путешествий в преимущественно ненарушенную природу (сформировалась в США и Канаде, наиболее полно воплотилась в Австралии, поэтому иногда называется австралийской). Вторая модель реализуется в культурном ландшафте и этот же ландшафт поддерживает - это западноевропейская модель. Под влиянием идей и практики экотуризма в туристской индустрии стали более широко распространяться экологичные технологии. Возникло, например, объединение отелей, придерживающихся таких технологий и эти технологии развивающих. Многие очень крупные универсальные туроператоры стали специально предлагать своим клиентам дополнительные экотуристские программы и экологизировать свою деятельность. Лидером в этом деле в настоящее время является крупнейший мировой туроператор «TUI». Дроздов А.В., Басанец Л.П. Природопользование и устойчивое развитие. Мировые экосистемы и проблемы России. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006. - С. 118. В некоторых странах - как экономически развитых, так и развивающихся - экотуризм стал одним из приоритетов государственной туристской и природоохранной политики. Например, в Австралии в начале 90-х годов ХХ века было создано специальное правительственное ведомство в ранге министерства. В Бразилии в 1997 году в ходе международного экотуристского конгресса сенаторы страны определили рамки национального экотуристского законодательства. Наконец, Организация ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Всемирная туристская организация (ВТО) объявили 2002 год годом экотуризма и провели первый всемирный саммит по экотуризму в Канаде - в Квебеке. Можно казать, что экотуризм сейчас стал модным направлением туроператорской деятельности. Однако нередко туры, объявленные экологическими, в действительности не содержат ничего, кроме этой модной этикетки. Поэтому необходимо четко отличать истинный экотуризм в его разнообразных формах и моделях от суррогатов и подделок. Для этого достаточно выяснить - соответствуют ли параметры тура базовым принципам экотуризма, являющимся для этого необходимыми и достаточными критериями. Экологический туризм должен быть (пять базовых принципов): обращенным к природе и основанным на использовании преимущественно природных ресурсов; не наносящим ущерба природной среде, или допускающим минимальный ущерб, не подрывающий устойчивость среды; нацеленным на экологическое просвещение, на формирование отношений партнерства с природой; заботящимся о сохранении местной культурной среды; экономически эффективным и обеспечивающим устойчивое развитие тех районов, где он осуществляется. Названным принципам соответствует довольно широкое множество природно-ориентированных видов туризма. Этому многообразию отвечает и множество эпитетов, которыми характеризуются такие виды и формы туров: мягкий, горный, природный, а также девственно-природный, зеленый сельский туризм, наконец, экологический или экотуризм. Для более четкого разделения этого множества предлагается руководствоваться как названными выше необходимыми и достаточными принципами экотуризма, так и четкой классификацией экотуров. В этой классификации, построенной по иерархическому принципу, экологический туризм относится к типу (группе видов) природно-орентированного туризма. По этому определяющему критерию экотуризм отличается от таких его типов как туризм деловой, конгрессный, образовательный и др. Все многообразие видов экотуризма целесообразно разделить на два его основных класса. Егорчев И. Туризм зеленого цвета // Коммерсант , 2008. № 3. - С. 15. I. Экотуризм в границах особо охраняемых природных территорий (акваторий) и в условиях «дикой», ненарушенной или мало измененной природы. Разработка и проведение таких туров это классическое направление в экотуризме, соответствующие туры относятся к экотурам в узком значении данного термина, их можно отнести к «австралийской» модели экотуризма. II. Экотуризм вне границ особо охраняемых природных территорий и акваторий, на пространстве окультуренного или культурного ландшафта (чаще всего сельского). К этому классу туров можно отнести весьма широкий спектр видов экологически ориентированного туризма, начиная от агротуризма и вплоть до круиза на комфортабельном и экотехнологичном лайнере, этот тип экотуров можно отнести к «западноевропейской» модели. Вообще говоря, экологические как и иные туры можно классифицировать по многим признакам - по способу передвижения, по составу участников, по продолжительности, по отношению к границам страны проживания туристов и т.д. Однако наиболее существенными следует считать два видовых признака экотуров или путешествий - их цель и их объект. Косолапов А.Б. Теория и практика рекреационного природопользования. Хабаровск: ДВГАЭУ, 2007. - С. 32. По основной цели можно различать следующие виды экотуров, предпринимаемых ради: наблюдения и изучения «дикой» или «окультуренной» природы и обучения экологическим знаниям; отдыха в окружении природы с эмоциональными, эстетическими целями; оздоровления с использованием природных факторов; спортивных и приключенческих целей. Нередко эти цели сочетаются в программе конкретных туров, но чаще преобладает одна из них. По основному объекту, в значительной мере определяющему содержание программы тура и отчасти форму его организации, различаются такие виды экотуров: ботанические, зоологические, геологические и тому подобные туры; эколого-этнографические или археологические, или, говоря более широко, эколого-культурные туры;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|