Физическое воспитание детей
СОДЕРЖАНИЕ 1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3 2. Закаливание………………………………………………………………... 4 3. Быть в движении - значит укреплять здоровье……………….. 5 4. Нужно ли развивать у ребенка мышечную силу?.................... 10 5. Формирование правильной осанки - одна из важнейших Задач физического воспитания детей…………………………… 11 6. Примерные комплексы упражнений……………………………… 16 7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 17 ПРЕДИСЛОВИЕ На современном этапе развития социалистического общества по-новому ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для успешного решения этой задачи важно, как говорится, «беречь здоровье смолоду». Девиз этот отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Эффективным средством укрепления здоровья, снижения за-болеваемости и повышения уровня работоспособности детей яв-ляется закаливание организма. Солнце, воздух и вода -- факто-ры, при систематическом воздействии которых повышается устой-чивость организма к меняющимся погодным условиям (холод, жара, дождь и др.). Закаливание -- это не только обтирание или обливание, но и повседневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при. открытой форточке, окне, активные занятия физ-культурой на площадке. Воздух действует как комплексный раздражитель, усиливая процессы обмена веществ, увеличивая количество гемоглобина и эритроцитов, укрепляя нервную систему. Благоприятное его воздействие проявляется и в настроении ребенка -- он становится бодрым, жизнерадостным. Использовать свежий воздух в целях закаливания необходимо постоянно, в любое время года. Особен-но благотворно влияет холодный зимний воздух в сочетании с активными физическими упражнениями и играми. Для правиль-ного развития ребенка важно, чтобы он находился на воздухе зимой 4--5 часов, а летом почти весь день (рекомендации для средней полосы). Организуя прогулки детей на воздухе, взрос-лые должны создавать условия для их активной деятельности. Хорошее средство укрепления здоровья -- закаливание водой. Дети любят играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают у него радостные эмоции. Это надо использовать для оздоровления организма. Начинать водные процедуры лучше в теплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо. Одним из эффективных способов закаливания является кон-трастное обливание ног: сначала холодной водой --24--25°, затем теплой --36° и вновь холодной. Наиболее сильным оздоравливающим и закаливающим средст-вом является купание в водоеме. Для здорового ребенка оно допустимо в возрасте от 2 лет при температуре воздуха 25--28° и воды не менее 22°. Надо помнить, что закаливающий эффект применяемых воз-действий зависит от систематичности, непрерывности использова-ния, постепенно нарастающей интенсивности процедур, учета индивидуальной чувствительности ребенка1. Важным фактором, оказывающим разностороннее влияние на укрепление детского организма, является физическая культура. В условиях реализации школьной реформы особенно актуальными задачами являются привитие детям стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигатель-ным умениям. Усиливается внимание к организации физической культуры во дворах жилых домов, на площадках при ДЭЗах. Родители проявляют большую заинтересованность в том, чтобы в режиме дня детей ежедневно предусматривалась их двигатель-ная активность. Более полное использование всех возможностей физической культуры достигается в совместной работе дошкольных учрежде-ний и семьи. Если меры по укреплению здоровья ребенка, про-водимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнения-ми и подвижными играми в семейных условиях (с учетом индиви-дуальности ребенка, использования разнообразных упражнений), у него развиваются индивидуальные склонности и интересы. Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их сов-местная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.). Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому воспита-телю необходимо совершенствовать методы педагогической про-паганды среди родителей, вовлекать их в активный педагогиче-ский процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей. БЫТЬ В ДВИЖЕНИИ -- ЗНАЧИТ УКРЕПЛЯТЬ ЗДОРОВЬЕ Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потреб-ностей в пище крайне необходимо обеспечить и потребность в движениях. С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения беспоря-дочны. Однако постепенно они начинают приобретать более коор-динированный и целенаправленный характер: хочет достать иг-рушку, дотянуться до мамы, поднять рукой свою ногу. Формиро-вание этой важной для жизнедеятельности потребности в значи-тельной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребенка взрослые создают необ-ходимые условия, способствуют своевременному освоению доступ-ных по возрасту движений. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающегося детского организма. Интенсивная работа большого количества мышц при выпол-нении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улуч-шается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятель-ность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Активные движения повышают устойчивость ребенка к забо-леваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, по-вышают деятельность лейкоцитов. И напротив, недостаток дви-жений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системе, которые могут привести к эмоциональ-ной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена ве-ществ в организме, а также к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, сле-довательно, к снижению работоспособности организма. Физические упражнения способствуют развитию у детей умст-венных способностей, восприятия, мышления, внимания, прост-ранственных и временных представлений. Дети должны усвоить показанное взрослым движение и суметь действовать в соответ-ствии с образцом так же ловко, быстро, технически правильно. Например, при прыжке с разбега рассчитать так, чтобы в нужном месте оттолкнуться и перепрыгнуть препятствие. Во время выполнения движений детьми воспитатель активно формирует у них нравственно-волевые качества, целеустремлен-ность, настойчивость, выдержку, смелость и др. Особенно важно поддерживать в детях желания и умения преодолевать препятст-вия (обежать, перепрыгнуть, перелезть и т.п.), самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от тех конкретных условий, которые сложились в данный момент. Например, неши-рокую канавку можно перепрыгнуть с места или с разбега, а вот в широкую надо спуститься с одной стороны и вылезти с дру-гой, или обежать, если она короткая; над речкой по доске легко пройти, ставя ступни обычно, по двум параллельным жердоч-кам придется ноги расставить пошире, а по круглому бревну безопаснее пройти боком, делая приставные шаги. При выполнении движений обогащается эмоциональное со-стояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от раскованности и свободы их выполнения. Дети воспринимают красоту совместных дружных действий -- прошли ровной колон-ной, согласованно выполнили подскоки. Богатая разнообразными движениями деятельность детей делает их пребывание на воздухе интересным и длительным. Для разностороннего развития функций организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных видов движений, использование их дошкольниками. Прыжки и метание, совершен-ствуя координацию движений, в то же время относительно мало влияют на развитие выносливости. Вместе с тем упражнения в ходьбе и беге, способствующие, при определенных условиях, формированию важного для жизни качества -- выносливости, мало содействуют образованию координации, связанных со слож-ными движениями рук. Свобода применения достаточно осво-енных навыков в разных ситуациях создает большие возмож-ности для проявления детьми активности, инициативы и твор-чества. Исследованиями доказано влияние разнообразных физических упражнений на становление и развитие речи ребенка в период формирования у него второй сигнальной системы. Однако чрез-мерное увлечение движениями, беспрерывные активные действия оказывают неблагоприятное воздействие на ребенка. Все функ-циональные системы перенапрягаются, если их деятельность пре-вышает возможности детского организма. Правда, у детей обычно происходит как бы саморегуляция -- активные движения чередуются с более спокойными. Например, ребенок быстро прибежал к игрушке, остановился, побежал уже с ней, присел, перешагнул. Чередование движений с участием различных групп мышц позволяет давать передышку и тем самым увеличивает длительность двигательной деятельности, не создавая перегрузки. Такое чере-дование стимулирует развитие двигательных качеств, необходи-мых в игре, жизненных ситуациях, трудовых процессах. В силу большой подражательности детей дошкольного возрас-та велика роль постоянного примера окружающих его взрослых -- родителей, воспитателей, старших братьев и сестер -- для поддер-жания стремления заниматься ежедневно физическими упражне-ниями, зарядкой, закаливанием. Младших детей интересует сам процесс движения, действия в игре, поэтому они, например, и не убегают от ловушки, а бегут ему навстречу. Пример взрослого лучше всего воспринимается ими в совместной деятельности, например при катании и бросании мяча старшему, пролезании в обруч, который держит мама. Важ-ным для малышей оказывается мотив эмоциональной привлека-тельности -- красивый яркий обруч, звучащая погремушка. Старшие дошкольники интересуются результатами своих дей-ствий: научился долго отбивать мяч, прыгать через скакалку, попадать битой в городки. Здесь важен и наглядный результат -- попал в корзину, подпрыгнул и достал до ленточки, влез до верха лестницы. Опираясь на такие первоначально возникшие у ребят интересы, взрослые должны стремиться их закрепить. Своим положитель-ным отношением, справедливой оценкой возбудить у ребенка же-лание физического совершенствования. Поддерживаемый взрос-лыми интерес, их внимание к достижениям детей стимулируют дальнейшие стремления их к активной деятельности, к возможнос-ти попробовать свои силы в новых движениях. Расширяющийся двигательный опыт, неоднократное повторе-ние упражнений прибавляют детям уверенности, смелости, реши-тельности. Увеличивается умение детей самостоятельно организо-вывать игры и упражнения, найти себе занятие по душе, в соот-ветствии со своими желаниями и возможностями. Имеет значение отношение родителей к физическим упражне-ниям. Их положительный пример существенно влияет на форми-рование у ребят стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы здесь разные -- турист-ские походы пешком и на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях «Всей семьей -- на старт». У некоторых детей рано проявляются определенные способности к координации движений, умение быстро овладевать новыми движениями, чувство ритма, прыгучесть. Нередко возникает стойкое желание заниматься только любимыми упражнениями. Роль взрослого -- не дать ребенку ограничиться каким-то одним движением, например ездой на са-мокате, игрой с мячом, прыжками со скакалкой. Особое внимание следует уделять малоактивным детям, сти-мулировать их двигательную деятельность, предлагать им инте-ресные упражнения, чаще включать в веселые игры сверстников, словом, помочь каждому ребенку проявить имеющиеся у него способности. Другого подхода требуют дети, двигательная деятельность которых ограничивается после перенесенных заболеваний. Их нельзя исключать из веселых упражнений и игр, сажать на ска-мейку, запрещать всякие движения, что может привести к сниже-нию у них потребности в активной деятельности. Следует посове-товаться с врачом и найти доступную форму участия, например раздать и собрать мелкие физкультурные пособия (платочки, флажки), выполнять упражнения в невысоком темпе, выбрать считалочкой водящего в игре. Постепенно включать их в те дви-жения, которые не вызывают большой нагрузки: ходьба, переша-гивание, метание, передача мяча и др. Родители и другие взрослые, принимающие участие в воспи-тании малыша, должны знать примерный объем тех умений и особенностей их выполнения, которыми может и должен владеть их ребенок.
Страницы: 1, 2, 3
|