p align="left">Определение мышечной силы. Мышечная сила определяется кис-тевым и становым динамометром. Для детей дошкольного возраста подходит кистевой динамометр, рассчитанный для измерения силы до 30 кг. Ребенок берет динамометр в руку, вытягивает ее в сторону и сильно сжимает. После небольшого отдыха измеряется сила другой руки. Становая сила определяется становым динамометром. Ребенок становится двумя ногами на металлическую пластинку с крючком, за который прикрепляется динамометр, и тянет за ручку вверх, прикла-дывая усилие рук, туловища, ног. Особенно важно достичь равномерного развития мышц сгиба-телей и разгибателей туловища и верхнего плечевого пояса. Эти мышцы обеспечивают нормальное функционирование внут-ренних органов. Слабые мышцы плечевого пояса затрудняют выработку нормальной осанки. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ -- ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Большое значение в процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый режим дня, размер мебели, поза детей во время занятий, труда и других видов самостоятельной деятельности. Мебель подбирают в соответствии с возрастными и индиви-дуальными особенностями детей. Конструкция стола и стула должна обеспечивать: во-первых, опору для туловища, рук и ног; во-вторых, симметричное положение головы и плечевого пояса. Размеры мебели соответствуют росту ребенка: длина сиденья сту-ла -- длине бедер, высота его ножек -- длине голеней. Хорошо, если спинка стула имеет небольшой наклон назад, что позволяет откинуться, расслабиться, дать отдых позвоночнику. Стопы долж-ны стоять на полу (или на подставке, если стул велик для дан-ного ребенка). Постель не должна быть слишком мягкой, подуш-ка -- большой. Длина кровати больше роста ребенка на 20--25 см, чтобы он мог свободно вытянуться. Поза ребенка в любых видах его деятельности должна посто-янно быть в центре внимания взрослых. Во время сна ребенок может часто менять положение своего тела (ведь дети спят днем 1,5--2 часа, а ночью 10--11 ча-сов). Нельзя допускать, чтобы малыш спал, свернувшись «кала-чиком», с подтянутыми к груди ногами. В этом положении смеща-ются лопатки, сдавливаются верхние ребра в грудной полости, искривляется позвоночник. Вся тяжесть тела падает на две точки -- плечевой и тазобедренный суставы, а позвоночник про-висает между ними. Связочно-мышечный аппарат перерастя-гивается. Лучше всего, если ребенок спит на спине, голова на небольшой подушке, матрац ровный, плотный. Если ребенок стоит, надо следить, чтобы равномерно распределялась нагрузка от тяжести тела на обе ноги. В естест-венном положении ноги несколько расставлены (так удобнее удержать равновесие), носки немного развернуты наружу. При-вычка стоять с опорой на одну ногу вызывает косое положение тела, неправильный изгиб позвоночника. Сохранение хорошей осанки при движениях более сложно. Мышцы должны действовать, напрягаясь и расслабляясь, и этим поддерживать равновесие тела. Особенно большое участие прини-мают мышцы плечевого пояса, шеи, спины, таза, бедер. Движения этих мышц должны быть согласованными, взаимосочетаемыми. При ходьбе плечи на одном уровне, грудная клетка рас-правлена, лопатки чуть-чуть (без напряжения) отведены назад, живот подтянут, смотреть надо прямо (вперед на 3--4 шага). Идти надо не сутулясь, ногами не шаркать, спокойная ходьба сопровождается легким взмахом, быстрая -- энергичными движе-ниями рук. Опасность изменения осанки малыша, начинающего ходить, может возникнуть, если его водить за одну и ту же руку в тече-ние продолжительного времени (стимулирует боковое искривле-ние позвоночника, асимметрию плечевого пояса). В возрасте 2--3 лет дети много ходят, и неокрепшие мышцы могут не выдержать длительной нагрузки. В результате дети принимают облегченные положения, которые переходят в привыч-ку (наклоняются, чрезмерно сгибают ноги в коленях). Целесооб- разно чередовать упражнения из положения стоя с упражнения-ми, выполняемыми в положении лежа, разгружая опорно-двига-тельный аппарат (суставы, своды стоп, скелетные мышцы). Ги-гиенисты считают, что отдых в положении лежа в горизонтальном положении для дошкольников должен быть в середине дня не менее 1--2 часов. При длительном пребывании на ногах развива-ется статическое плоскостопие, искривляются трубчатые кости. В верхней и нижней трети (зоны роста) этих костей могут появить-ся утолщения. Это говорит о том, что кости растут в ширину, а не в длину, как это положено. Поза за столом при рисовании, рассматривании иллюст-раций, во время настольно-печатных игр должна быть удобной и ненапряженной. Локти обеих рук на столе, плечи находятся на одном уровне, голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола должно составлять 30--35 см, между грудью и столом -- 8--10 см (проходит ладонь). Сидеть ребенок должен с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, не перекашиваясь на одну сторону. Стопы должны стоять на полу (или на подставке). При такой позе голеностопный, коленный и тазобедренный суставы образуют пря-мой угол. Нельзя допускать, чтобы дети сидели скрестив ноги, зацепляли их за ножки стула. Как определить осанку ребенка! Сделать это можно следующим образом: поставить малыша спиной к себе на возвышение так, чтобы лопатки находились на уровне ваших глаз (ребенок в трусах, без майки). Поговорить с ним, предложить рассказать короткое стихотворение для того, чтобы снять первоначально возникшее у него напряжение и увидеть естественную картину состояния позвоночника. Посмотреть спереди, как расположены у него плечи: составляют ли они одну пря-мую горизонтальную линию или одно несколько выше другого, развер-нуты или сведены; сзади увидеть, не отстают ли лопатки; симметричны ли надплечья. Главным средством предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте являются физические упражнения. Особое внимание надо уделять упражнениям, вызывающим активную работу мышц-разгибателей спины и мышц живота. Эти упражне-ния предпочтительнее выполнять из положений лежа и сидя. При этом необходимо следить, чтобы дети не задерживали дыхание, держали голову прямо, плечи расправляли, живот подтягивали. Положение с поднятой головой увеличивает общий тонус мышц, улучшает кровообращение в головном мозгу. Предпочтение отда-вать симметричным упражнениям (повороты в стороны, взмахи правой и левой ногой или рукой). Темп выполнения большинства упражнений не быстрый, спокойный, чтобы дать возможность ребенку потянуться, выпрямиться, как говорится проработать мышцы. Одно и то же упражнение при разучивании выполнять медленно, а при его повторении -- быстрее. Регулируя темп вы-полнения упражнений, можно обеспечивать разную нагрузку на нужные группы мышц, отдавая преимущество тем, которые нужно укреплять в данное время. В процессе выполнения физических упражнений чаще применяется произвольное дыхание: выдох совпадает с опусканием рук, хлопком, наклоном. После силовых и темповых упражнений следует проделать 2--3 глубоких вдоха с последующим выдохом. Выполнение специальных дыхательных упражнений в покое нецелесообразно, так как не вызывается по-требностью организма. Упражнения для малышей 2--3 лет чаще носят игровой харак-тер: имитируют движения животных, птиц и др. Главное -- вызвать у них желание двигаться активно, с удовольствием. Например, в упражнении «Колобок» ребенок, лежа на животе, перекатывается несколько раз в одну, потом в другую сторону; малыш тянется вверх, изображая «великана». Старшие ребята могут понять пользу упражнений, им объясняют, что движения помогут им стать здоровыми, красивыми, подтянутыми, а для этого надо делать движения правильно, энергично, проявляя уси-лия, настойчивость. Упражнения для верхнего плечевого пояса И. п.: руки внизу. Поднять руки вверх, потянуться, посмот-реть вверх, руки вниз. То же из и. п. лежа на спине, руки вдоль туловища. И. п.: руки на поясе. Отводить локти назад до сведения лопаток, плечи не поднимать. И. п.: ноги на ширине ступни, руки к плечам, локти в стороны. Свести локти вперед и отвести подальше назад, держать на уровне плеч. То же из и. п. сидя, лежа на спине, руки за головой. И. п.: руки в стороны. Опустить руки за спину, дотянуться ладонями до локтей. И. п.: руки в замок за спиной, рывками отводить прямые руки назад. То же из и. п. сидя. Упражнение «Растягиваем резину». И. п.: руки перед грудью, пальцы в кулаки, локти подняты. Отвести локти назад, выпрямляя руки в стороны, как бы преодолевая сопротивление. Руки согнуть перед грудью, расслабить. И. п.: палка в руках внизу. Палку вверх, опустить за спину (прижать к углам лопаток), снова вверх и вниз. И. п.: палка на лопатках. Палку вверх, посмотреть на нее (вдох), опустить за спину на лопатки (выдох). И. п.: ноги на ширине ступни, палка за спиной на лопатках. Наклониться вперед, одновременно поднимая палку, смотреть вперед. Стать прямо, палку за спину. 10.И. п.: ноги на ширине ступни, палка сзади в опущенных руках. Резким движением отвести палку назад до отказа. 11.И. п.: стоя на коленях, палка сзади в прямых руках. Прогнуться назад, коснуться палкой пяток ног (выдох), выпря-миться (вдох). 12. И. п.: стать спиной к стене (без плинтуса) или гимнастиче-ской стенке, прижаться затылком, лопатками, ягодицами. Под-нять руки вверх, коснуться стены над головой. В этом же и. п. присесть и встать. Упражнения для мышц живота Упражнение «Длинные и короткие ноги». И. п.: сидя на полу (скамейке), ноги прямые вместе, руки в упор сзади. Сгибая ноги, подтянуть их к груди и выпрямить (вместе и попеременно). То же, в положении лежа на спине. И. п.: то же. Поднимать и опускать прямые ноги (вместе и попеременно). То же, в положении лежа на спине. Упражнение «Велосипед». И. п.: лежа на спине, ноги пря-мые, руки вдоль туловища. Двигать ногами, сгибая и выпрямляя их, как при езде на велосипеде (5--8 секунд). Делать перерывы для отдыха. И. п.: то же. Садиться и ложиться (помогая руками и без помощи). Упражнение «Ножницы». И. п.: то же. Встречные частые движения прямых ног вверх и вниз. Делать перерывы в положении лежа. И. п.: то же. Приподнять ноги (на 10--12 см от пола под углом 30°), колени не сгибать, носки оттянуть, немного подержать так и опустить; выполнять в медленном темпе. То же, зацепив носками ног за обруч. И. п.: ноги врозь, руки в стороны. Наклониться вперед, коснуться носков ног, выпрямиться. То же, из положения сидя ноги врозь. И. п.: то же. Наклон вперед, достать правой (левой) рукой до носка левой (правой) ноги, выпрямиться. То же, из по-ложения сидя. 9. Упражнение «Насос». И. п.: ноги на ширине плеч. Накло-нять туловище вправо и влево, одна рука скользит вверх до под- мышечной впадины, вторая вниз по бедру. То же, сидя на скамей-ке, стуле. И. п.: лежа на боку. Поднимать и опускать вверх руку и ногу. Повторить несколько раз, затем повернуться на дру-гой бок. Упражнение «Бревнышко». И. п.: лежа. Повернуться (покатиться) в правую, затем в левую сторону. Делать перерывы для отдыха. И. п.: стоя на коленях, руки на поясе. Сесть на пол справа, выпрямиться, влево, выпрямиться (вначале можно с помощью рук). То же, руки за головой. То же, с мячом в руках. И. п.: стоя на коленях, ягодицы прижать к пяткам, руки вверх. Медленно опускать руки и туловище вперед до тех пор, пока ладони и лоб не коснуться пола. Не поднимая ягодиц (они на пятках) попытаться как можно дальше вытянуть руки, потя-нуть спину. 14. Упражнение «Кошечка спит». И. п.: лежа. Повернуться на бок, согнуть ноги, подтянуть их к животу, руки согнуть, сложить ладошки вместе под голову. Вернуться в и. п. То же выполнить в другую сторону. 15. И. п.: лежа на животе, ноги сомкнуты, руки согнуты в локтях, кисти под подбородком. Приподнять голову и плечи от пола, руки отвести назад, прогнуться. Лечь в и. п., расслабиться. Старшим дошкольникам можно предлагать упражнения (в не-большом объеме) для мышц шеи, от которых во многом зависит правильное положение головы и, следовательно, хорошая осанка. Например, в положении стоя, ноги на ширине ступни, руки на поясе наклонять голову вперед, в стороны, поворачивать вправо-влево. В положении сидя делать круговые движения головой; сцепив руки «в замок» сзади на шее отводить голову назад с сопротивлением руками. Большинство приведенных упражнений выполняется как без предметов, так и с ними. Использование обручей, мячей, кубиков значительно оживляет упражнения, активизирует мышцы кисти. Детям интереснее их выполнять, а взрослому легче контролиро-вать качество движений. Малышу нравятся упражнения с флаж-ками, кубиками, ленточкой, погремушкой, а ребенку 5--6 лет можно предложить упражнения с мячами (обычными и набивны-ми), скакалками, на гимнастической скамейке. Хорошо влияет на осанку ползание, лазанье, ходьба с небольшим грузом на го-лове. Помнить о хорошей осанке следует и в спортивных упражне-ниях детей. Так, при игре в настольный теннис, бадминтон участ-вует одна рука, возможен перекос плечевого пояса. Катание на самокате зачастую выполняется толчком одной ногой, что приво-дит к искривлению позвоночника. При длительном использовании велосипеда, плохом подборе его размера может появиться суту-лость спины, перекашивается таз, грудная клетка сжимается. Чрезмерные прыжки в классики, через скакалку дают большую нагрузку на позвоночник, своды стоп, особенно если подскоки выполняются тяжело (у ребенка1 плохая координация движений). Совершенно необходимо соблюдать регламент и правила при за-нятиях спортивными упражнениями, целесообразно сочетать разные их виды. Работу по формированию правильной осанки следует постоян-но вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых заме-чены какие-либо отклонения. Необходимые упражнения включа-ются в утреннюю гимнастику, занятия, подвижные игры. В особо сложных случаях, когда специалист обнаружил у ребенка серьез-ное нарушение осанки и предложил курс лечебной физкультуры в поликлинике, родители должны обеспечить это лечение, выполнять все рекомендации ортопеда. Раннее выявление и коррекция нарушений принесет более заметные успехи, чем запоздалое лече-ние в более позднем возрасте. Детям дошкольного возраста необходимы движения, в кото-рых активно участвуют мышцы брюшного пресса, плечевого пояса и кисти. При проведении подобранных с этой целью упраж-нений надо соблюдать определенные медико-педагогические тре-бования. Упражнения по прилагаемым в них усилиям должны непре-менно соответствовать возрастным и индивидуальным возможно-стям детей и постепенно с возрастом усложняться. Очень важно не держать ребенка на одном и том же усилии, не тормозить его развитие, и этим воспитывать трудолюбие, же-лание совершенствоваться, проявлять не только мышечные, но и волевые усилия. Не следует ориентироваться на среднего по раз-витию ребенка, это приносит вред слабым детям: они порой пере-напрягаются, превышают свои реальные силы, особенно добросо-вестные, старательные. Не менее вреден такой подход и к сильно-му ребенку: его развитие замедляется и, кроме того, он привыкает к легкому выполнению задания, а это способствует негативным проявлениям: зазнайству, излишней самоуверенности, нескром-ности и др. Большое значение имеет повторение упражнений. Слишком малая дозировка не содействует развитию силы, тренировке мы-шечной системы, а чрезмерно большая может привести к утомле-нию, перегрузке. Поэтому упражнения, вызывающие заметные усилия (например, толкание и бросание набивных мячей, подтя-гивание лежа на скамейке, прыжки на двух ногах с продвижением вперед), повторяются меньшее число раз и с большими интерва-лами между повторениями, чем упражнения с меньшими усилия-ми, например метание теннисного мяча, ползание на четвереньках, подскоки на месте. Силовые упражнения выполняются размерен-но, плавно, без излишней натуги. Дыхание глубокое, ровное. Упражнения делаются с максимальной амплитудой, повторяются от 4--6 до 10--12 раз. Важно также учитывать темп выполнения упражнений. Чем он выше, тем меньше число повторений и продолжительнее пауза для отдыха. Паузы между повторениями надо заполнять так, чтобы была обеспечена смена работающих мышц. Так, выполнив бросок набивного мяча, можно легко, шагом, не спеша догнать его; после ползания или лазанья хорошо пройти в спокойном рит-мичном темпе. Упражнения с мышечным напряжением целесообразно выпол-нять из исходных положений сидя или лежа, при которых умень-шается нагрузка на сердечно-сосудистую систему, разгружа-ется позвоночник, а для девочек имеет особое значение пото-му, что эти позы снижают напряжение мышц живота и мало-го таза. ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ 1. И.п.: упор на коленях. Поднять вверх правую ногу и левую руку, опустить их. То же другой ногой и рукой. Повторить 8--10 раз. И.п.: то же, что и в первом упражнении. Переступать на ладонях в правую и левую стороны. И.п.: упор на коленях. Взмах ногой, руки согнуты. И.п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях, ладони на полу. Выпрямить руки, поднять плечи и голову (взрослый счи-тает до 4--5). Лечь, расслабиться. И.п.: лежа на животе. Поднять обе руки вверх, хлопнуть 3--5 раз в ладоши, приподнимая плечи от пола. Лечь, рассла-биться. Упражнения можно выполнять и в парах, соединяя детей примерно равных по силам, массе и длине тела (росту). 2. 1. И.п.: стоя лицом друг к другу, держаться за руки. Один садится, второй стоит и держит его, помогая. Когда первый поднимается, садится второй. По мере освоения упражнения приседание выполняется одновременно двумя детьми. 2. И.п.: ноги врозь, лицом друг к другу, руки прямые, касаются ладонями. Попеременно сгибая то одну, то другую руку, силой давить на ладони партнера. И.п.: стоя прижаться спиной друг к другу, согнутые руки сцепить в локтях. Медленно присесть и встать, плотно прижимаясь спинами. Повторить 5--б раз. И.п.: один сидит на полу, ноги прямые, второй стоит придерживая его ноги. Ложиться и садиться по 8--10 раз, меняясь местами. И.п.: стоя лицом друг к другу, ноги врозь, держась за палку в опущенных руках. Тянуть палку каждый к себе. То же, сидя. И.п.: стоя лицом друг к другу, между ними на полу две линии или шнуры на расстоянии 30 см. Берутся за руки и тянут, стараясь затащить партнера в «реку». 3. 1. И.п.: сидя ноги скрестно, мяч в руках'. Поднять вверх, опустить за голову (сгибая руки), снова вверх и вниз. Повторить 6--7 раз. И.п.: сидя ноги врозь, мяч у груди на согнутых руках. Наклон к носку правой (левой) ноги, выпрямляя руки. Выпря-миться, мяч к груди. И.п.: сидя, мяч между ступнями ног. Лечь на спину и сесть, не выпуская мяча. Повторить 6--7 раз. И.п.: лежа на спине, мяч за головой. Перекат на живот и обратно с мячом в руках. Чередовать перекат в правую и левую сторону 3--4 раза. И.п.: стоя на коленях, мяч в руках. Сесть вправо с мячом в руках, выпрямиться. Сесть влево, выпрямиться. Повторить 3--4 раза в каждую сторону. И.п.: лежа на животе, руки прямые, мяч на полу между рук. Приподняв голову и плечи от пола, поочередно ударять по мячу руками. И.п.: сидя, ноги согнуты, стопы на мяче. Подкатывать и откатывать мяч от себя, перебирая стопами. И.п.: мяч на полу. Стать на него на колени, подняться. Можно предложить детям и такие упражнения: передавать набивной мяч вправо и влево (стоя по кругу), над головой (стоя в колонне), бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы, через голову назад. 1 В упражнениях используются набивные мячи массой не более 700--1000 г.
Страницы: 1, 2, 3
|