p align="left">Босохождение в сочетании с воздушными ваннами (для детей с 3 лет температура воздуха в помещении +18 - +20°С) проводится на занятиях по физической культуре и после дневного сна. В процессе проведения регулярных закаливающих процедур дети обучаются оценке и самооценке своих ощущений. С этой целью для каждого из занимающихся предполагается использовать личную карточку, в которую ребенок регулярно может заносить свои ощущения: "чувствую себя хорошо" - квадратик закрашивается в голубой цвет, "чувствую себя плохо" - в красный. Руководствуясь этим, педагог может регулировать длительность процесса закаливания или освободить ребенка от процедуры. Многие авторы отмечают эффективность воздействия дыхательных упражнений на различные стороны функционального состояния организма. В связи с этим для коррекции отдельных показателей дыхательной системы детей и доведения их до уровня оптимальных в разработанной нами программе в качестве дополнительных воздействий на занятиях физической культурой включается комплекс дыхательных упражнений, разработанный на основе рекомендаций кафедры физиологии и химии ВГАФК и включающий в себя освоение навыков нижнего (брюшного) дыхания с последующим переходом к среднему, верхнему и полному дыханию, очистительного дыхания и очистительного дыхания "Ха". Очистительное дыхание выполняется в виде резких выдохов через плотно сомкнутые губы с помощью толчкообразных сокращений диафрагмы. Обучение грудному и брюшному дыханию проводится с помощью специально разработанных игровых упражнений ("Шарик", "Трубач", "Петух", "Мяч" и т.д.). После глубокого вдоха детям предлагается выдохнуть воздух, произнося при этом различные звуки. Ставится задача как можно дольше задержать звук, до ощущения напряжения мышц брюшного пресса. В виде контроля используется БОС о величине и правильности дыхания. Ребенку, находящемуся в исходном положении лежа на спине, на живот ставится кубик. Выполняется упражнение "дыхание животом": кубик поднимается и опускается в ритме дыхания. При неправильном дыхании кубик стоит неподвижно (зрительная ОС). Для профилактики простудных заболеваний с детьми разучивается и регулярно применяется точечный массаж: по инструкции воспитателя ребенок использует сильное пальцевое давление непосредственно на точку в течение примерно 1,5-3 мин. Ощущение в процессе выполнения давления в разных точках неодинаково: в одних - это напряжение, в других - болезненность. Поэтому давление должно быть достаточно сильным, чтобы выполняющий массаж прочувствовал границу между приятным, энергичным нажатием и причинением боли. При выполнении массажа детям предлагается про- анализировать свои ощущения. По результату анализа педагог может понять, правильно ли ребенок выполняет задание или необходимо корректировать его действия. В одном сеансе массируется не более 4-5 точек. Возможность целенаправленного формирования основ психической саморегуляции у детей 5-летнего возраста в настоящее время доказана экспериментально, причем достигаемые с помощью психической саморегуляции управление эмоционально-вегетативными функциями, оптимизация состояния покоя и активности, повышение возможностей реализации психофизиологических резервов организма позволяют использовать психическую саморегуляцию и для оздоровления, в качестве психопрофилактического и психогигиенического средства. С этой целью, согласно разработанной нами программе, в режим дня и в занятия физической культурой включаются такие методы, как: - гетеротренинг, способствующий снятию возбуждения, вызванного эмоциями или физическим перенапряжением (применялся в завершение физкультурного занятия); - подвижные, сюжетно-ролевые игры, физкультпаузы. Комплексы гетеротренинга с соответствующим музыкальным сопровождением применяются с целью контроля за степенью релаксации различных мышечных групп и направлены на тренировку расслабления скелетной мускулатуры, переключение или пассивную концентрацию на определенных ощущениях, сопровождающихся чувством глубокого успокоения, снятия напряжения, возбуждения и тревоги. С целью профилактики нарушений ОДА используются элементы йоги или суставной гимнастики. Предполагается, что это может способствовать профилактике дефектов осанки, нарушений в работе внутренних органов, а также травм. Состояние здоровья детей определяется комплексной оценкой уровня здоровья и физической работоспособности: в результате анализа медицинских карт (динамика простудных заболеваний в течение периода исследований) и по результатам унифицированного степ-теста. Дополнительно к основной программе используются специальные методы закаливания: - полоскание горла и полости рта растворами трав (эвкалипта, шалфея, ромашки, календулы и т.д.), обладающих антисептическим действием на слизистую оболочку дыхательных путей, или раствором морской соли проводилось ежедневно после завтрака в течение 2 недель поочередно; - спелеотерапия - пребывание в искусственной соляной пещере, основным лечебным фактором которой является высокодисперсионная среда, насыщенная аэрозолем хлорида натрия, отрицательными аэроионами при влажности свыше 80% и стабильной температуре +18 - +240 (курс - не менее 10 сеансов два раза в год, продолжительность сеанса - 15 - 20 мин). "Соляная пещера" воссоздает климат лучших горных и морских курортов. Во время сеансов происходит влажная сверхмелкодисперсионная ионизация воздуха, вдыхание которого обеспечивает улучшение кровообращения в слизистой оболочке верхних дыхательных путей, нормализацию клеточного дыхания, восстановление тонуса бронхов. В течение каждого сеанса используется функциональная музыка, что способствует психотерапевтическому расслабляющему воздействию на нервную систему ребенка, снятию нервного напряжения, стресса; - использование в помещениях, где находятся дети, электронных воздухоочистителей "Супер-плюс" способствует очищению воздуха от пыли, вирусов, бактерий, обогащению легкими отрицательными аэроионами; - кислородный коктейль, в приготовлении которого использовались натуральные соки и гидролизат казеина (курс - 15 дней, два раза в год за 30 мин до еды). Данная программа была апробирована в ДОУ № 45 г. Соликамска. В исследованиях участвовали 42 ребенка (18 мальчиков и 24 девочки). Заключение В результате проделанной работы нами проведен анализ литературы по теме исследования; рассмотрена организация условий физического воспитания детей дошкольного возраста; выявлены проблемы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста; проанализирован аспект сохранения здоровья детей дошкольного возраста в условиях физического воспитания; проведена диагностика физического здоровья дошкольников; рассмотрены возможности разработанной программы физического воспитания. Подводя итоги проделанной работы, можно отметить следующее. В процессе разработки программы физического воспитания дошкольников изучен эффект использования приемов биоуправления путем насыщения каналов обратных связей при: обучении движениям и формировании первых навыков ЗОЖ у дошкольников; использовании нетрадиционных средств восстановления, приемов ЗОЖ и формирования основных движений; составлении карт функционального профиля и акценте на их динамике для укреплении мотивации; обучении приемам релаксации и саморегуляции для снятия психоэмоционального напряжения; использовании систем дыхательных упражнений для совершенствовании аэробных возможностей и т.д. Исследование показало, что обучение приемам биоуправления повышает уровень мотивации и осознанности при осуществлении движений и приемов ЗОЖ; повышается точность самооценки величины и динамики различных параметров функционального состояния, в том числе при мышечной деятельности и в условиях тренировки; улучшается точность самодозировки и самоконтроля за объемом и интенсивностью упражнений, повышаются скорость обучения и эффективность биоэнергетической реабилитации при патологии опорно-двигательного аппарата; наблюдается положительная динамика респираторной системы, аэробной производительности и улучшение показателей здоровья. Разработанная нами программа физического воспитания оказывает тренирующее влияние на организм ребенка, способствует расширению адаптационных возможностей детей не только к физическим нагрузкам, но и к влияниям внешней среды. Таким образом, использование в практике работы по физическому воспитанию разработанной нами программы, базирующейся на учете возрастных особенностей дошкольного возраста, позволяет повысить эффективность процесса физического воспитания и оказывает положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а также на формирование интереса детей к систематическим занятиям, физическим упражнениям. Проведенные исследования в области совершенствования физического воспитания позволили сделать нам следующие выводы. Мощным оздоровительным средством для детей дошкольного возраста является рационально организованная активность. Двигательная активность, создавая энергетическую основу для работы и формирования систем организма, способствует нормальному физическому и психическому развитию. Таким образом, цель работы, заключающаяся в разработке программы физического воспитания детей дошкольного возраста достигнута, задачи выполнены. Список литературы 1. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. - (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»). 2. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе // Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.-С.84-92. 3. Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 98. 4. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология.-2004.-№1.-С.21-26. 5. Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеология.-2004.-№4.-С.93-98. 6. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117. 7. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья // Дошкольное воспитание.-2006.-№3.-С.117-122. 8. Давыдов В.Ю., Шептикин С.А., Трифонов А.Г. Методика оценки физического развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста. Волгоград, 1993.- 27 с. 9. Дронов А.А. Профилактика нарушения осанки и укрепление мышечного корсета // «Начальная школа», 2006, № 3. С. 53. 10. Екжанова, Е.А. Об особенностях организации физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида / Е.А. Екжанова // Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. -М. - С. 66-69. 11. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа.-2005.-№3.-С.52-87. 12. Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья» // Практика административной работы в школе. - 2006.-№1.-С.25-28. 13. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М.: Медицина, 1989. - 128 с. 14. Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. 1993, № 9, с. 23-25. 15. Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник // Дошкольное воспитание. 1995, № 6, с. 11-17. 16. Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // «Начальная школа», 2005. - № 1. С. 91. 17. Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4. С. 68. 18. Казин Э.М., Касаткина Н.Э. Научно-методологические и организационные подходы к созданию региональной программы «Образование и здоровье» // Валеология.-2004.-№4.-С.6-10. 19. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75. 20. Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя // Естествознание в школе.-2005.-№5.-С.50-55. 21. Кучкин С.Н. Биоуправление в медицине и физической культуре. - Волгоград: ВГАФК, 1998. - 155 с. 22. Лукьянова В.С., Остапенко А.А., Гузенко В.В. Сохранение и восстановление здоровья учащихся в условиях педагогического лицея // Школьные технологии.-2004.-№1.-С.76-84. 23. Лысых О.Б. Комплексная оценка результатов здоровьесберегающей деятельноси в образовательных учреждениях сельского района// Валеология.-2004.-№4.-С.11-116. 24. Львова ИМ. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86. 25. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56. 26. Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 105. 27. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44. 28. Науменко Ю.В. Здоровьеформирующая деятельность детского дома и школы-интерната // Методист.-2005.-№2.-С.45-49. 29. Недоспасова Н.П. Использование здоровьесберегающих подходов при создании муниципальной образовательной сети предпрофильного образования/ / Валеология.-2004.-№4.-С.43-45. 30. Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 78. 31. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187. 32. Опыт реализации комплексной стратегии образования, формирующего здоровье школьников: сб. статей и научно-методических разработок/ Под ред. Ю.В. Науменко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО,2005.-236с.- (Приложение к журналу «Учебный год», №8. Серия «Здоровьесбережение». Вып.2). 33. Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 90. 34. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22. 35. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с. 36. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ, 2003.-270с. 37. Смирнов Н.К. Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе // Практика административной работы в школе.-2006.-№1.-С.30-38. 38. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков.- М.: Медицина, 1991. - 270 с. 39. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика // Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44. 40. Теория и практика обеспечения психологического здоровья детей в образовании (на примере проекта «Здоровьесберегающие и психотерапевтические технологии как средство развития предпосылок к саморегуляции психических состояний у детей 4-9 лет» «Психологическое здоровье учащихся в условиях модернизации образования»)/А.В.Шувалов.- М.:АПКиПРО,2004.-36с. 41. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении // Методист.-2005.-№4.-С.61-65. 42. Халемский Г.А. Школа - территория здоровья // Педагогика.-2005.-№3.-C.42-46. 43. Чурекова Т.М., Блинова Н.Г., Сапего А.В. Содержание здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.67-70. 44. Шевченко ЛЛ. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 89. 45. Школа здоровья: пособие для учителей и родителей: Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование».-2006.-№1.-(Серия «Педагогические советы»).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|