на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Иcследование возрастно-половых особенностей физического развития и двигательной подготовленности детей 7-9 лет, занимающихся спортивной акробатикой
p align="left">Возраст от 7 до 10 лет характеризуется также высокими темпами развития ловкости движений. Этому помогают высокая пластичность центральной нервной системы, интенсивное развитие двигательного анализатора, выражающиеся, в частности, в совершенствовании пространственно- временных характеристик движения.

Использование в школьном уроке игр, требующих внезапного изменения действия в меняющихся игровых ситуациях, выполнение усложняющихся заданий, требующих координированных движений, а также упражнений с различными предметами совершенствуют ловкость детей.

В подростковом возрасте содержание средств воспитания физических качеств существенно изменяется. Увеличиваются упражнения, которые обеспечивают появление специфических для определенного вида спорта качеств. И все-таки основные методические направления в воспитании физических качеств сохраняются во всех возрастных группах.

Создатели учения о физическом развитии человека В.В. Бунак (1940) и П.Н. Башкиров (1962) трактуют физическое развитие как комплекс морфо - функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил. Применительно к детям физическое развитие определяется как процесс формирования структурно - функциональных свойств растущего организма. В.Г. Властовский (1976), один из наиболее авторитетных современных исследователей проблем, классифицирует физразвитие как комплекс морфо - функциональных признаков, характеризующих возрастной уровень биологического развития ребенка.

Таким образом, существует две основные трактовки термина «физическое развитие»: 1) как комплекса показателей, свидетельствующих об уровне, «крепости» здоровья индивида, «запасе его физических сил», 2) комплекса признаков, отражающих уровень (и процесс) возрастного развития. И та и другая оценки основаны на сравнении индивидуальных морфо - функциональных показателей средне статическими возрастными нормативами.

Если оценивать физическое развитие детей и подростков по стандартам прежних лет, можно убедиться, что доля детей с оценкой физического развития «чрезмерное» постепенно возрастает за счет уменьшения «нормы», в то же время по современным стандартам они попадают в границы этой «нормы». И это не столько результат акселерации роста и развития, сколько следствие повышения жирового компонента в массе тела. Именно у этой части подрастающего поколения значительно чаще, чем у их сверстников, отмечаются различные отклонения в состоянии здоровья.

Установлено также, что превышение показателей роста и массы тела в пределах статистической «нормы» даже на незначительную величину отрицательно сказывается на функциональных возможностях и работоспособности детей и подростков, что делает сомнительным возможность установления «нормы» по среднестатическим нормативам.

1.1.2. Особенности физического развития занимающихся гимнастическими видами спорта

Стремительный рост спортивных результатов в гимнастических видах спорта и « омоложение» высших спортивных достижений привели к тому, что занятия акробатикой начинают с 4-5 лет. Начало специализированных занятий акробатикой обычно приурочивается к 10-11 годам. Однако до этого возраста необходимо создать предпосылки для спортивной специализации. Этой цели служит этап предварительной подготовки, основная задача которого - укрепление здоровья и всестороннее гармоническое развитие.

Средства решения этих задач в принципе ничем не отличаются от средств других видов спортивной специализации. Это подвижные игры и игровые упражнения, общеразвивающие упражнения. Особое место на начальном этапе занимает хореографическая и физическая подготовка. Это и делает этап предварительной подготовки чрезвычайно важным для последующей специализации в акробатике с точки зрения формирования высокой культуры движения, своеобразного акробатического стиля. Эти виды упражнений занимают от 40 до 60% общего объема нагрузки ( Н.А.Фомин)

Обучение упражнениям на снарядах должно начинаться после создания достаточных предпосылок в развитии мышечного аппарата верхних конечностей, спины, плечевого пояса, нижних конечностей. Главное внимание должно быть обращено на совершенствование мышечных ощущений, развитие быстроты, ловкости и значительно позднее - силы.

Развитие тонкого мышечного чувства связано с совершенствованием аппарата проприоцепции. Оно достигается упражнениями с непредельным напряжением мышц, ограничением зрительного контроля и постепенным усложнением, выполняемых с различной амплитудой и скоростью. Точность выполнения упражнений является не только средством совершенствования аппарата проприорецепции, но и необходимой предпосылкой акробатической школы, без которой прогресс в более позднем возрасте становится невозможным.

Второй этап подготовки начинается с 10-11 лет у девочек и с 11-12 лет у мальчиков. Физиологически и педагогически оправданы такие начальные сроки спортивной специализации, которые создают условия для достижения высокого спортивного мастерства в акробатике к 18-20 годам у мужчин и к 15-16 годам у женщин.

На этапе специализированных занятий спортом уменьшается объем общеразвивающих упражнений. Он составляет 20-30% от общего объема нагрузки. Этот этап продолжается от 4 до 5 лет. На этом этапе специализированной подготовки создаются благоприятные предпосылки для развития прыгучести ( 9-13 лет), гибкости (10-12 лет). Точность движений, пространственно - временная координация у мальчиков интенсивно развивается до 13 лет. Двигательные способности у девочек достигают высокой степени совершенства к 12 годам. После 12 лет девочки с большим, чем до этого возраста, трудом овладевают технически сложными акробатическими упражнениями.

Использование небольших отягощений при выполнении упражнений на снарядах является эффективным средством развития специфических для акробатов скоростно-силовых качеств. Силовые упражнения и статистические позы в подростковом возрасте следует использовать осторожно, начиная с кратковременной фиксации отдельных положений, избегая задержки дыхания и натуживания.

В юношеском возрасте для развития силы применяются специальные упражнения с дополнительным отягощением - гантелями, штангой, мешочками с песком. Общеразвивающие упражнения на снарядах оказываются менее эффективными, чем упражнения с отягощениями. Высокий эффект дают специальные упражнения с отягощениями. Для юношей 17-18 лет отягощения должны составлять 50-60% максимального груза, поднимаемого спортсменом.

Современная спортивная акробатика отличается не только высочайшей сложностью упражнений, но и большими объёмами тренировочных нагрузок. В настоящее время акробаты международного класса тренируются по 9-10 раз в неделю, а в отдельные дни проводят до трёх тренировок в день. За одно занятие они выполняют в среднем от 2 до 2,5 тысяч элементов в неделю. Большую часть элементов они выполняют в целостных комбинациях, число которых колеблется в одном занятии от 20 до 35.

Интенсивность тренировочных занятий в акробатике относительно невысока. Она колеблется в пределах от 3-4 до 10%. Это означает, что время, затраченное на выполнение упражнений, меньше общего времени занятий в 10-30 раз. Низкая интенсивность обусловлена большой сложностью упражнений. Для отработки таких упражнений требуется много времени.

Следствием небольшой интенсивности тренировочных занятий в акробатике является относительно низкая работоспособность акробатов в мышечной работе, требующей выносливости. Рост спортивного мастерства в акробатике не всегда сопровождается параллельным совершенствованием вегетативных функций. Одним из возможных средств повышения функциональных возможностей вегетативной сферы следует считать длительный малоинтенсивный, а также кроссовый бег, спортивные игры, плавание, лыжи.

Некоторые качества 19 - летнего юноши могут оказаться хуже, чем у 8 - летнего. В то же время несколько меньше лабильность нервной системы юноши потребует у него большого времени для формирования специальных навыков. Это значит, что программа их подготовки будет различна в плане развития именно этих качеств и формирования определенных навыков.

В связи с этим для гимнастов - новичков разных возрастов продолжительность периода подготовки и содержание его могут оказаться разными. Но именно в зависимости от уровня их физического развития определяется возможность и целесообразность постановки задачи физической подготовки.

Работами ряда исследователей выяснены возрастные особенности физического развития. Например, известно, что мышцы детей эластичнее, чем у взрослых, потому что в их составе больше воды и меньше неорганических солей. Они больше предрасположены к растягиванию, и этим пользуются в практике. Такие мышцы не способны к значительным напряжениям. Но развивать такие способности необходимо.

Мальчики успешно справляются со своим весом, особенно если им в этом помочь. А помощь в данном случае должна заключаться в первую очередь в активизации тех мышечных способностей, которыми эти новички обладают т.е. в совершенствовании координации работы мышц, а не в накачке мышц с целью их гипертрофии.

Следует учитывать и то, что кости малышей содержат большое количество хрящевой ткани, а поэтому не надо нагружать иного гимнаста большими отягощениями и упражнениями ударного характера. И в то же время задача развития скоростно-силового потенциала здесь вполне адекватна.

Интересно, что по ряду функциональных показателей организм 8 - 9 - летнего ребенка оказывается в более выгодном положении для занятий физическими упражнениями. У него, например, большая, чем у взрослых, пропускная способность сердечно - сосудистой системы: больший минутный объем крови в покое и при мышечной работе, большая поверхность легких, большая величина минутного объема дыхания при большей поверхности легких. А это - факторы, непосредственно обусловливающие функциональную выносливость организма. Значит, и упражнения на выносливость детям такого возраста не противопоказаны. И больше того. Применяя упражнения в соответствии с их возможностями, можно и нужно добиваться повышения уровня этих возможностей, совершенствования всех функций организма.

С новичками 15 - 16 лет и старше работу в этом направлении проводить значительно труднее. К этому времени естественного развития функций организма начинают спадать. Растущий организм требует соответствующего энергетического обеспечения. Однако оказывается, что он содержит мало переносчиков кислорода - гемоглобина в крови и миоглобина в мышцах, а значит кислородная емкость организма подростка меньше, чем у взрослого и даже ребенка. Особенно проявляется несоответствие между веса и изменением силы мышц.

В 16 - 18 лет отмечается наибольший рост «максимальной силы». Эта сила, с помощью которой можно справиться с посторонним предметом, например, сдвинуть штангу. В этом возрасте такая сила действительно оказывается большей. Но обладатель ее, так успешно выполняющий роль «грузчика», как правило, не показывает хороших результатов в движениях, которые требуется выполнить толом в положениях висов или упоров. Оказывается, что относительной силы, т.е. силы в пересчете на 1 кг веса тела, у таких «богатырей» мало.

Важно и другое: перестройка функционально - анатомической структуры мышц, необходимая при развитии физических качеств, оказывается весьма затрудненной, поскольку структурный биохимический состав мышц и их элементов становится более стабильным и костным. В целом же наблюдается довольно четкое несоответствие между двигательными и функциональными возможностями.

1.2. Физическая подготовленность

1.2.1. Характеристика основных физических качеств

Теория физического воспитания выделяет пять основных физических качеств: силу, быстроту, гибкость, выносливость, ловкость.

Каждому качеству присущи свои черты, которые в целом характеризуют двигательные способности человека. Основой каждого качества, а точнее - его сущностью является анатомо - физиологическая структура нервно - мышечного аппарата и управление его деятельностью центральной нервной системой.

Силовые качества. В теории и практики спорта сила рассматривается как способность мышц преодолевать сопротивления. При этом меры силы принята та величина максимального напряжения, которую мышца может развить при возбуждении. В основе этой способности лежит свойство мышечной ткани сокращаться на какое- либо раздражение. Вообще же сила есть интегральное свойство целостного организма, а не одной только мышечной системы. Действительно. Ведь сила мышц зависит и от их строения, и от их химических реакций, происходящих в них, и от питания, осуществляемого под строгим контролем нервной системы, и от пусковых импульсов, приходящих из центральной нервной системы, и от целого ряда других факторов.

Один из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу, - р е ж и м работы мышц.

Несмотря на то, что существует только две реакции мышц на раздражение - сокращение с уменьшением длинны и напряжение, - результаты проявленной силы оказываются различными в зависимости от того, в каком режиме работают мышцы.

Наибольшую силу мышцы проявляют в статическом режиме деятельности, хотя в целом для организма этот режим оказывается самым «трудным» и неблагоприятным в связи с тем, что возбуждение нервных центров, испытывающих очень высокую нагрузку, быстро сменяются тормозным охранительным процессом.

Наименьшую, чем в статистическом режиме, силу мышцы показывают при сокращении. Причем при средних скоростях сокращения показатели динамической силы оказываются самыми большими.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.