Использование особенностей физического развития при отборе в биатлоне
1 Национальный университет физического воспитания и спорта Украины
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему Использование особенностей физического развития при отборе в биатлоне. Студентки 32 группы Лымарь О.В. КИЕВ,2006 Содержание Введение Уровни отбора Методики спортивного отбора Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки Отбор и спортивная специализация Заключение Список литературы Введение Тема моей работы - "спортивный отбор". Спортивный отбор -- это комплекс мероприятий, позволяю-щих определить высокую степень предрасположенности (одарен-ность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта). Спортивный отбор -- длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена ком-плексная методика оценки его личности, предполагающая исполь-зование различных методов исследования (педагогических, меди-ко-биологических, психологических, социологических и др.). Другое определение спортивного отбора звучит так: Спортивный отбор -- это комплекс мероприятий по выявлению спортсме-нов, обладающих высоким уровнем способностей, отвечающих требованиям свецифики вида спорта. Качественно видоизменяясь, отбор входит в систему многолетней подготовки. А также… Спортивный отбор -- это основанный на научном прогнозе про-цесс принятия и реализации решения о включении или невклю-чении в спортивную деятельность ее возможного участника. Итак, из вышеприведенных определений уже можно сделать вывод о том, что спортивный отбор, являющийся комплексом мероприятий, применим как к детям, не занимающимся никаким спортом, так и к спортсменам. Спортивный отбор проходят все участники спортивной дея-тельности: спортсмены, тренеры, судьи, спортивные врачи, специа-листы из комплексной научной группы и т. д. Часто назначение определенного тренера сборной команды оказывает значительно большее влияние на спортивные достижения, чем включение в нее самого сильного спортсмена. Уровни отбора Вовлечение людей в систематические занятия спортом, их интерес и личные достижения зависят от соответствия индивидуальных особенностей специфике того или иного вида спорта. Выбор каждым человеком вида спорта, в наибольшей мере соответствующе-го его индивидуальным особенностям, составляет сущность спортивной ориен-тации. Спортивная ориентация связана прежде всего с детско-юношеским и массовым спортом. Хорошо поставленная спортивная ориентация повышает эффективность спортивного отбора. Технология ориентации и отбора едина, различие только в подходе: при ориентации выбирают вид спорта для кон-кретного человека, а при отборе -- человека для конкретного вида спорта. Первый уровень -- начальный отбор для выявления детей (в большинстве видов спорта это возраст 9--14 лет), обладающих потенциальными способно-стями к успешному овладению конкретным видом спорта. Организационно от-бор проводится в три этапа. На первом--агитационные мероприятия с целью вызвать интерес к занятиям; на втором -- тестирование и наблюдения для оп-ределения способностей детей к данному виду спорта; на третьем, самом про-должительном -- наблюдения в процессе обучения и развития физических спо-собностей с целью установления темпов осваивания учебного материала. Второй уровень -- углубленный отбор для выявления перспективных юно-шей и девушек (возраст 16--17 лет), обладающих высоким уровнем способно-стей к данному виду спорта и склонностями к определенной специализации (виду легкой атлетики, игровой функции и т. п.). Третий уровень--отбор для выявления спортсменов (возраст 18--20 лет) длк зачисления в коллективы спортсменов высокой квалификации. Отбор осу-ществляется на основе изучения тренировочной и соревновательной деятель-ности в детско-юношеском спортивном коллективе, тестирования и обследова-ния во время специально проводимых для этого учебно-тренировочных сборов. Четвертый уровень -- отбор для выявления спортсменов в различные сбор-ные команды (страны, регионов, ведомств и др.), для определения участников ответственных соревнований. С этой целью анализируется информация о трени-ровочной и соревновательной деятельности спортсмена в своем клубе, в сбор-ной команде, изучается соревновательная деятельность на национальных чем-пионатах, на учебно-тренировочных сборах. В отборе участвуют тренеры, работающие с данным контингентом, и груп-пы экспертов из числа ведущих специалистов данного региона. Конкретное содержание методики отбора обусловлено спецификой вида спорта. Она основывается на системе педагогических, медико-биологических и психических показателей, имеющих высокую прогностическую значимость (уро-вень физических качеств, специфичных для данного вида спорта, уровень спо-собностей, лежащих в основе технико-тактических действий, морфологические данные, функциональные особенности организма, свойства высшей нервной дея-тельности и др.). Учитываются исходный уровень, изменение показателей обсле-дования с возрастом и под влиянием тренировки, связь этих показателей со спортивными достижениями. Качество отбора служит важным условием успеш-ности многолетней подготовки спортивных резервов. В процессе многолетней подготовки комплекс методов отбора расширяется, сам отбор становится более углубленным, вследствие чего количество отсеиваемых увеличивается. Методики спортивного отбора Спортивный отбор проходят все участники спортивной дея-тельности: спортсмены, тренеры, судьи, спортивные врачи, специа-листы из комплексной научной группы и т. д. Часто назначение определенного тренера сборной команды оказывает значительно большее влияние на спортивные достижения, чем включение в нее самого сильного спортсмена. Для каждого кандидата отбор в конечном счете сводится к положительному или отрицательному результату. Положитель-ный результат отбора может, например, заключаться в зачисле-нии в группу и команду, включении в игру запасного спортсмена, назначении тренера, а отрицательный реализуется в виде отчис-ления, исключения, удаления, дисквалификации, перевода основ-ного спортсмена в число запасных и т. д. Спортивный отбор продолжается постоянно в процессе спор-тивной деятельности. Так, если новичок зачисляется в спортив-ную группу, то затем работа с ним продолжается до тех пор, пока по каким-либо причинам не принимается решения о прекра-щении занятий. Отрезок времени, в течение которого осуществля-ется спортивный отбор, может иметь различную величину--от не-скольких секунд до нескольких лет. Так, например, начальный отбор юных спортсменов проводится в расчете на последующую многолетнюю спортивную деятельность. Напротив, замены спорт-сменов по ходу соревновательной деятельности, разрешенные пра-вилами некоторых видов спорта, нередко представляют собой отбор для последующей деятельности в течение нескольких секунд (как в случае замены гандбольного вратаря на время выполне-ния соперником семиметрового штрафного броска). Процедура спортивного отбора включает в себя три этапа: определение специфики требований, которые предъявит будущая деятельность, прогнозирование возможностей конкретных канди-датов и принятие положительного или отрицательного решения с его последующей реализацией. В современной теории спортивного отбора наибольшее внима-ние уделяется отбору спортсмена. При этом используются следующие термины и понятия: спортивная ориентация -- определение такого вида спорта, в котором возможности спортсмена раскроются в наибольшей сте-пени; селекция--отбор спортсменов по мере роста пх мастерства; комплектование команд -- формирование коллектива для уча-стия в соревнованиях, в том числе непосредственное варьирование составом команды по ходу состязаний. В процессе отбора спортсмена сначала путем прогнозирования возможно более точно определяются будущие требования к со-ревновательному потенциалу спортсмена. Эти требования могут основываться на ожидаемом через несколько лет уровне спортив-ных результатов, анализе направлений прогресса техники и так-тики ведущих спортсменов или даже на предвосхищении игровых ситуаций через несколько секунд после предлагаемой замены игрока. Иногда эти сведения представляют в виде подробных мо-дельных характеристик. Затем с помощью изучения соревнова-тельной деятельности, тестирования и т. д. делается прогноз со-ревновательного потенциала или перспектив его формирования у конкретных спортсменов (новичков), проходящих отбор. И на-конец, на основе сравнения данных, полученных на первых двух этапах, делается вывод о степени их соответствия и принимается решение о зачислении, отчислении, замене и т. д. Даже такая обобщенная схема указывает на большие труд-ности безошибочного проведения отбора спортсмена. Особенную сложность представляет надежное прогнозирование возможностей юного спортсмена на несколько лет вперед. Выявление стабильных показателей позволяет с уверенностью прогнозировать индивидуальное развитие юного спортсмена, по-скольку преимущество над сверстниками по таким показателям сохранится и в будущем. Например, длину тела спортсмена мож-но с достаточной надежностью предсказать уже в 9--11 лет. Напротив, прогноз массы тела будет значительно менее надеж-ным. Поэтому в каждом виде спорта определяется группа наи-более важных показателей, по которым осуществляется отбор в ходе многолетней подготовки. Например, в отборе легкоатлетов-спринтеров существенны оптимальное соотношение длины ног и гуловища, физическая подготовленность и темпы прироста двига-тельных способностей. В видах спорта со сложной координацией (гимнастика) особый интерес представляет способность спорт-смена обучаться новым движениям. По мере роста подготовлен-ности спортсмена все большее значение для отбора приобретают спортивные результаты. Правильное осуществление спортивного отбора обеспечивает наиболее эффективное создание и реализацию соревновательного потенциала. Необходимо помнить и о гуманном аспекте отбора, позволяющем человеку найти тот вид деятельности, в котором его способности раскроются в наибольшей степени. Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса -- это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов. Один из таких фак-торов -- отбор одаренных детей и подростков, их спортивная ори-ентация. Педагогические методы позволяют оценивать уровень разви-тия физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На осно-ве медико-биологических методов выявляются морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние ана-лизаторных систем организма спортсмена и состояние его здоро-вья. С помощью психологических методов определяются особен-ности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борь-бы, а также оценивается психологическая совместимость спорт-сменов при решении задач, поставленных перед спортивной ко-мандой. Социологические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям. Спортивная ориентация -- система организационно-методичес-ких мероприятий, позволяющих наметить направление специали-зации юного спортсмена в определенном виде спорта. Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности. Выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельно-сти -- задача спортивной ориентации; отобрать наиболее пригод-ных, исходя из требований вида спорта, -- задача спортивного отбора. Большое разнообразие видов спорта расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной деятельности. Слабое проявление свойств личности и качествен-ных особенностей применительно к одному из видов спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способнос-тей. Малопредпочтительные признаки в одном виде спортив-ной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую результативность в другом виде. В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или группе видов, исходя при этом из общих положений, характер-ных для системы отбора. Способности -- это совокупность качеств личности, соответ-ствующая объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение. В спорте имеют значение как общие способности (обеспечивающие отно-сительную легкость в овладении знаниями, умениями, навыками и продуктивность в различных видах деятельности), так и специ-альные способности (необходимые для достижения высоких ре-зультатов в конкретной деятельности, виде спорта).
Страницы: 1, 2
|