на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Использование особенностей физического развития при отборе в биатлоне

Использование особенностей физического развития при отборе в биатлоне

1

Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему

Использование особенностей физического развития

при отборе в биатлоне.

Студентки

32 группы

Лымарь О.В.

КИЕВ,2006

Содержание

Введение

Уровни отбора

Методики спортивного отбора

Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки

Отбор и спортивная специализация

Заключение

Список литературы

Введение

Тема моей работы - "спортивный отбор".

Спортивный отбор -- это комплекс мероприятий, позволяю-щих определить высокую степень предрасположенности (одарен-ность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).

Спортивный отбор -- длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена ком-плексная методика оценки его личности, предполагающая исполь-зование различных методов исследования (педагогических, меди-ко-биологических, психологических, социологических и др.).

Другое определение спортивного отбора звучит так:

Спортивный отбор -- это комплекс мероприятий по выявлению спортсме-нов, обладающих высоким уровнем способностей, отвечающих требованиям свецифики вида спорта. Качественно видоизменяясь, отбор входит в систему многолетней подготовки.

А также…

Спортивный отбор -- это основанный на научном прогнозе про-цесс принятия и реализации решения о включении или невклю-чении в спортивную деятельность ее возможного участника.

Итак, из вышеприведенных определений уже можно сделать вывод о том, что спортивный отбор, являющийся комплексом мероприятий, применим как к детям, не занимающимся никаким спортом, так и к спортсменам.

Спортивный отбор проходят все участники спортивной дея-тельности: спортсмены, тренеры, судьи, спортивные врачи, специа-листы из комплексной научной группы и т. д. Часто назначение определенного тренера сборной команды оказывает значительно большее влияние на спортивные достижения, чем включение в нее самого сильного спортсмена.

Уровни отбора

Вовлечение людей в систематические занятия спортом, их интерес и личные достижения зависят от соответствия индивидуальных особенностей специфике того или иного вида спорта.

Выбор каждым человеком вида спорта, в наибольшей мере соответствующе-го его индивидуальным особенностям, составляет сущность спортивной ориен-тации. Спортивная ориентация связана прежде всего с детско-юношеским и массовым спортом. Хорошо поставленная спортивная ориентация повышает эффективность спортивного отбора. Технология ориентации и отбора едина, различие только в подходе: при ориентации выбирают вид спорта для кон-кретного человека, а при отборе -- человека для конкретного вида спорта.

Первый уровень -- начальный отбор для выявления детей (в большинстве видов спорта это возраст 9--14 лет), обладающих потенциальными способно-стями к успешному овладению конкретным видом спорта. Организационно от-бор проводится в три этапа. На первом--агитационные мероприятия с целью вызвать интерес к занятиям; на втором -- тестирование и наблюдения для оп-ределения способностей детей к данному виду спорта; на третьем, самом про-должительном -- наблюдения в процессе обучения и развития физических спо-собностей с целью установления темпов осваивания учебного материала.

Второй уровень -- углубленный отбор для выявления перспективных юно-шей и девушек (возраст 16--17 лет), обладающих высоким уровнем способно-стей к данному виду спорта и склонностями к определенной специализации (виду легкой атлетики, игровой функции и т. п.).

Третий уровень--отбор для выявления спортсменов (возраст 18--20 лет) длк зачисления в коллективы спортсменов высокой квалификации. Отбор осу-ществляется на основе изучения тренировочной и соревновательной деятель-ности в детско-юношеском спортивном коллективе, тестирования и обследова-ния во время специально проводимых для этого учебно-тренировочных сборов.

Четвертый уровень -- отбор для выявления спортсменов в различные сбор-ные команды (страны, регионов, ведомств и др.), для определения участников ответственных соревнований. С этой целью анализируется информация о трени-ровочной и соревновательной деятельности спортсмена в своем клубе, в сбор-ной команде, изучается соревновательная деятельность на национальных чем-пионатах, на учебно-тренировочных сборах.

В отборе участвуют тренеры, работающие с данным контингентом, и груп-пы экспертов из числа ведущих специалистов данного региона.

Конкретное содержание методики отбора обусловлено спецификой вида спорта. Она основывается на системе педагогических, медико-биологических и психических показателей, имеющих высокую прогностическую значимость (уро-вень физических качеств, специфичных для данного вида спорта, уровень спо-собностей, лежащих в основе технико-тактических действий, морфологические данные, функциональные особенности организма, свойства высшей нервной дея-тельности и др.). Учитываются исходный уровень, изменение показателей обсле-дования с возрастом и под влиянием тренировки, связь этих показателей со спортивными достижениями. Качество отбора служит важным условием успеш-ности многолетней подготовки спортивных резервов. В процессе многолетней подготовки комплекс методов отбора расширяется, сам отбор становится более углубленным, вследствие чего количество отсеиваемых увеличивается.

Методики спортивного отбора

Спортивный отбор проходят все участники спортивной дея-тельности: спортсмены, тренеры, судьи, спортивные врачи, специа-листы из комплексной научной группы и т. д. Часто назначение определенного тренера сборной команды оказывает значительно большее влияние на спортивные достижения, чем включение в нее самого сильного спортсмена.

Для каждого кандидата отбор в конечном счете сводится к положительному или отрицательному результату. Положитель-ный результат отбора может, например, заключаться в зачисле-нии в группу и команду, включении в игру запасного спортсмена, назначении тренера, а отрицательный реализуется в виде отчис-ления, исключения, удаления, дисквалификации, перевода основ-ного спортсмена в число запасных и т. д.

Спортивный отбор продолжается постоянно в процессе спор-тивной деятельности. Так, если новичок зачисляется в спортив-ную группу, то затем работа с ним продолжается до тех пор, пока по каким-либо причинам не принимается решения о прекра-щении занятий. Отрезок времени, в течение которого осуществля-ется спортивный отбор, может иметь различную величину--от не-скольких секунд до нескольких лет. Так, например, начальный отбор юных спортсменов проводится в расчете на последующую многолетнюю спортивную деятельность. Напротив, замены спорт-сменов по ходу соревновательной деятельности, разрешенные пра-вилами некоторых видов спорта, нередко представляют собой отбор для последующей деятельности в течение нескольких секунд (как в случае замены гандбольного вратаря на время выполне-ния соперником семиметрового штрафного броска).

Процедура спортивного отбора включает в себя три этапа:

определение специфики требований, которые предъявит будущая деятельность, прогнозирование возможностей конкретных канди-датов и принятие положительного или отрицательного решения с его последующей реализацией.

В современной теории спортивного отбора наибольшее внима-ние уделяется отбору спортсмена. При этом используются следующие термины и понятия:

спортивная ориентация -- определение такого вида спорта, в котором возможности спортсмена раскроются в наибольшей сте-пени;

селекция--отбор спортсменов по мере роста пх мастерства;

комплектование команд -- формирование коллектива для уча-стия в соревнованиях, в том числе непосредственное варьирование составом команды по ходу состязаний.

В процессе отбора спортсмена сначала путем прогнозирования возможно более точно определяются будущие требования к со-ревновательному потенциалу спортсмена. Эти требования могут основываться на ожидаемом через несколько лет уровне спортив-ных результатов, анализе направлений прогресса техники и так-тики ведущих спортсменов или даже на предвосхищении игровых ситуаций через несколько секунд после предлагаемой замены игрока. Иногда эти сведения представляют в виде подробных мо-дельных характеристик. Затем с помощью изучения соревнова-тельной деятельности, тестирования и т. д. делается прогноз со-ревновательного потенциала или перспектив его формирования у конкретных спортсменов (новичков), проходящих отбор. И на-конец, на основе сравнения данных, полученных на первых двух этапах, делается вывод о степени их соответствия и принимается решение о зачислении, отчислении, замене и т. д.

Даже такая обобщенная схема указывает на большие труд-ности безошибочного проведения отбора спортсмена. Особенную сложность представляет надежное прогнозирование возможностей юного спортсмена на несколько лет вперед.

Выявление стабильных показателей позволяет с уверенностью прогнозировать индивидуальное развитие юного спортсмена, по-скольку преимущество над сверстниками по таким показателям сохранится и в будущем. Например, длину тела спортсмена мож-но с достаточной надежностью предсказать уже в 9--11 лет. Напротив, прогноз массы тела будет значительно менее надеж-ным. Поэтому в каждом виде спорта определяется группа наи-более важных показателей, по которым осуществляется отбор в ходе многолетней подготовки. Например, в отборе легкоатлетов-спринтеров существенны оптимальное соотношение длины ног и гуловища, физическая подготовленность и темпы прироста двига-тельных способностей. В видах спорта со сложной координацией (гимнастика) особый интерес представляет способность спорт-смена обучаться новым движениям. По мере роста подготовлен-ности спортсмена все большее значение для отбора приобретают спортивные результаты.

Правильное осуществление спортивного отбора обеспечивает наиболее эффективное создание и реализацию соревновательного потенциала. Необходимо помнить и о гуманном аспекте отбора, позволяющем человеку найти тот вид деятельности, в котором его способности раскроются в наибольшей степени.

Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки

Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса -- это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов. Один из таких фак-торов -- отбор одаренных детей и подростков, их спортивная ори-ентация.

Педагогические методы позволяют оценивать уровень разви-тия физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На осно-ве медико-биологических методов выявляются морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние ана-лизаторных систем организма спортсмена и состояние его здоро-вья. С помощью психологических методов определяются особен-ности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борь-бы, а также оценивается психологическая совместимость спорт-сменов при решении задач, поставленных перед спортивной ко-мандой.

Социологические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.

Спортивная ориентация -- система организационно-методичес-ких мероприятий, позволяющих наметить направление специали-зации юного спортсмена в определенном виде спорта.

Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности.

Выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельно-сти -- задача спортивной ориентации; отобрать наиболее пригод-ных, исходя из требований вида спорта, -- задача спортивного отбора.

Большое разнообразие видов спорта расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной деятельности. Слабое проявление свойств личности и качествен-ных особенностей применительно к одному из видов спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способнос-тей. Малопредпочтительные признаки в одном виде спортив-ной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую результативность в другом виде. В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или группе видов, исходя при этом из общих положений, характер-ных для системы отбора.

Способности -- это совокупность качеств личности, соответ-ствующая объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение. В спорте имеют значение как общие способности (обеспечивающие отно-сительную легкость в овладении знаниями, умениями, навыками и продуктивность в различных видах деятельности), так и специ-альные способности (необходимые для достижения высоких ре-зультатов в конкретной деятельности, виде спорта).

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.