на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Использование особенностей физического развития при отборе в биатлоне
p align="left">Спортивные способности во многом зависят от наследствен-но обусловленных задатков, которые отличаются стабильнос-тью, консервативностью. Поэтому при прогнозировании спор-тивных способностей следует обращать внимание прежде всего на те относительно мало изменчивые признаки, которые обус-ловливают успешность будущей спортивной деятельности. По-скольку роль наследственно обусловленных признаков мак-симально раскрывается при предъявлении к организму занима-ющегося высоких требований, то при оценке деятельности юного спортсмена необходимо ориентироваться на уровень высших достижений.

Наряду с изучением консервативных признаков прогноз спортивных способностей предполагает выявление тех показате-лей, которые могут существенно изменяться под влиянием тре-нировки. При этом для повышения степени точности прогноза необходимо принимать во внимание как темпы роста показате-лей, так и их исходный уровень. В связи с гетерохронностью раз-вития отдельных функций и качественных особенностей имеют место определенные различия в структуре проявления способнос-тей спортсменов в разные возрастные периоды. Особенно отчет-ливо эти различия наблюдаются у занимающихся в технически сложных видах спорта, в которых высоких спортивных результа-тов достигают уже в детском и подростковом возрасте и в которых вся подготовка спортсмена, от новичка до мастера спорта между-народного класса, протекает на фоне сложных процессов форми-рования юного спортсмена.

Спортивный отбор начинается в детском возрасте и заверша-ется в сборных командах страны для участия в Олимпийских иг-рах. Он осуществляется в четыре этапа.

В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта. Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учи-теля физической культуры, данные медицинского обследования, ан-тропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы.

Спортивная практика свидетельствует о том, что на первом этапе далеко не всегда можно выявить идеальный тип детей, со-четающих морфологические, функциональные и психические ка-чества, необходимые для дальнейшей специализации в опреде-ленном виде спорта. Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих значительно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, сле-дует использовать как ориентировочные.

На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплекто-вания учебно-тренировочных групп и групп спортивного совер-шенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в те-чение последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполне-ние контрольно-переводных нормативов, разработанных для каж-дого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения; выявление темпов прироста фи-зических качеств и спортивных результатов.

В ходе второго этапа отбора осуществляется систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы с целью оконча-тельного определения его индивидуальной спортивной специали-зации. В это время проводятся педагогические наблюдения, конт-рольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и сла-бых сторон подготовленности занимающихся. На основе анализа результатов обследования окончательно решается вопрос об ин-дивидуальной спортивной ориентации занимающегося.

Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическому развитию и способностям спортсмена.

Основными методами отбора на данном этапе являются антропо-метрические обследования, медико-биологические исследования, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), пси-хологические и социологические обследования.

Антропометрические обследования позволяют определить, на сколько кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования спортивных школ со-ответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта. В спортивной практике вы-работались определенные представления о морфотипах спортсме-нов (рост, масса тела, тип телосложения и т.п.). Например, в бас-кетболе, легкоатлетических метаниях, академической гребле не-обходим высокий рост, в марафонском беге рост не имеет суще-ственного значения и т.п.

Медико-биологические исследования дают оценку состоянию здо-ровья, физическому развитию, физической подготовленности занимающихся. В процессе медико-биологических исследований особое внимание обращается на продолжительность и качество восстановительных процессов в организме детей после выполне-ния значительных тренировочных нагрузок. Врачебное обследова-ние необходимо и для того, чтобы в каждом случае уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются дети и подростки.

Педагогические контрольные испытания (тесты) позволяют су-дить о наличии необходимых физических качествах и способнос-тях индивида для успешной специализации в том или ином виде спорта. Среди физических качеств и способностей, определяющих достижение высоких спортивных результатов, существуют так на-зываемые консервативные, генетически обусловленные качества и способности, которые с большим трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. Эти физические качества и способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы спортивных школ. К их числу следует отнести быстроту, относи-тельную силу, некоторые антропометрические показатели (стро-ение и пропорции тела), способность к максимальному потребле-нию кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности личнос-ти спортсмена.

В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что уже умеет делать занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, т.е. выявить его способности к решению двигательных задач, про-явлению двигательного творчества, умению управлять своими дви-жениями. Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало о его перспективных возможностях. А потенциальный спор-тивный результат спортсмена зависит не столько от исходного Уровня физических качеств, сколько от темпов прироста этих ка-честв в процессе специальной тренировки. Именно темпы приро-ста свидетельствуют о способности или неспособности спортсме-на к обучению в том или ином виде деятельности.

Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований и т.п. Роль Психологических обследований за спортсменами возрастает на третьем и четвертом этапах отбора.

Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов яв-ляются в значительной мере природными свойствами централь-ной нервной системы человека. Они с большим трудом поддаются совершенствованию в процессе многолетней тренировки. Особое внимание обращается на проявление у спортсменов самостоятель-ности, решительности, целеустремленности, способности моби-лизовать себя на проявление максимальных усилий в соревнова-нии, реакцию на неудачное выступление в нем, активность и упор-ство в спортивной борьбе, способность максимально проявить свои волевые качества на финише и др. Учитывается также спортивное трудолюбие.

С целью выявления волевых качеств спортсмена целесообразно давать контрольные задания, лучше в соревновательной форме. Показателем интенсивности проявления волевых усилий спортсмена служит успешное выполнение упражнений с кратковременным напряжением, показателем настойчивости -- выполнение относи-тельно сложных в координационном отношении упражнений для освоения специальных упражнений и т.п. Следует подчеркнуть не-обходимость всестороннего изучения личности, а не отдельных его способностей. Поэтому их оценка должна даваться в процессе тре-нировки, соревнований, а также в лабораторных условиях.

Социологические обследования выявляют интересы детей и подростков к занятиям тем или иным видом спорта, эффектив-ные средства и методы формирования этих интересов, формы соответствующей разъяснительной и агитационной работы среди детей школьного возраста.

Окончательное решение о привлечении детей к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке всех перечисленных данных, а не на учете какого-либо одного или двух показателей. Особая важность комплексного под-хода на первых этапах отбора обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несет информации о перспектив-ности юного спортсмена. Процесс отбора тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями вида спорта (возраст начала занятий, возраст углубленной специализации в избранном виде спорта, классификационные нормативы и т.д.).

На третьем этапе отбора с целью поиска перспектив-ных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подго-товки, СДЮШОР и УОР проводится обследование соревнова-тельной деятельности спортсменов с экспертной оценкой и с по-следующим их тестированием в ходе республиканских соревнова-ний для младших юношеских групп, т.е. в том возрасте, когда комплектуются группы спортивного совершенствования.

На четвертом этапе отбора в каждом олимпийском виде спорта должны проводиться просмотровые учебно-трениро-вочные сборы. Отбор кандидатов осуществляется с учетом следу-ющих показателей:

1) спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки);

2) степень закрепления техники выполнения наиболее неус-тойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремаль-ных условиях;

3) степень технической готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятель-ности.

По итогам соревнований, а затем и комплексного обследова-ния тренерские советы определяют контингент спортсменов, ин-дивидуальные показатели которых соответствуют решению задач предолимпийской подготовки. Отбор кандидатов в основные со-ставы сборных команд областей, краев, России осуществляется на основе учета двигательного потенциала, дальнейшего разви-тия физических качеств, совершенствования функциональных возможностей организма спортсмена, освоения новых двигатель-ных навыков, способности к перенесению высоких тренировоч-ных нагрузок, психической устойчивости спортсмена в соревно-ваниях. В процессе этого этапа отбора кандидатов учитываются следующие компоненты: уровень специальной физической под-готовленности; уровень спортивно-технической подготовленнос-ти; уровень тактической подготовленности; уровень психической подготовленности; состояние здоровья.

Основной формой отбора кандидатов в сборные команды страны служат спортивные соревнования. При этом учитываются не толь-ко сегодняшние спортивные результаты, но и их динамика на протяжении двух-трех последних лет, динамика результатов в те-чение текущего года, стаж регулярных занятий спортом, соответ-ствие основных компонентов физической подготовленности и физического развития требованиям данного вида спорта на уров-не результатов мастера спорта международного класса.

Отбор и спортивная специализация

Спортивный "отбор" или "выбор"? Для приобщения к систематической спортивной деятельности нуж-ны, само собой разумеется, определенные предпо-сылки. К числу важнейших из них относятся, кро-ме прочих, индивидуальная предрасположенность к ней, личностные установки, потребности, интере-сы. Несомненно также, что их выявление, форми-рование и развитие происходят под воздействием естественных и социальных факторов, в том числе направленно воздействующих и стихийных. Веро-ятность того, что процесс спортивного совершен-ствования будет развертываться в оптимальном ва-рианте, во многом зависит от того, на каком из этапов индивидуального возрастного развития вы-является предрасположенность к прогрессированию в том или ином виде спорта и соответственно обеспечивается спортивная ориентация, то есть формирование магистральной нацеленности спор-тивной деятельности и целесообразный выбор пер-спективных путей ее развертывания, согласующихся с индиви-дуальной предрасположенностью.

Это обстоятельство, а также ускоренный прогресс совре-менного спорта и сильное обострение конкуренции на между-народной спортивной арене обусловили актуальность проблема-тики спортивного отбора в ее исследовательских и организаци-онно-практических аспектах. Проблемам отбора в последние несколько десятилетий посвящено достаточно много исследова-ний и публикаций. В ряде стран, развитых в спортивном от-ношении, сложилась и разветвленная практика спортивного от-бора. Тем не менее, само понятие "спортивный отбор" пока не получило вполне согласованного истолкования. Большинство специалистов так или иначе связывает его с заблаговременным распознаванием индивидуальной предрасположенности (задат-ки, способности, одаренность) к достижениям в каком-либо ви-де спорта, определением в зависимости от этого направленнос-ти спортивной специализации и выделением из общего числа приобщаемых или уже приобщенных к спорту тех, кто относи-тельно более способен к высоким спортивным результатам для того, чтобы создать им предпочтительные условия для спортив-ного совершенствования.

Практика внедрения отбора в этом смысле оказалась проти-воречивой. С одной стороны, она содействовала активизации по-иска талантливых спортсменов и формированию отлаженной системы их подготовки, с другой -- в своих утвердившихся фор-мах имеет и отрицательные свойства. Самое опасное из них для развертывания массового спортивного движения -- фактическое ограничение доступа к систематической спортивной деятельнос-ти тех, кто с первых же шагов отсеивается отбором как "мало-перспективные" или вовсе "бесперспективные" и на этом основа-нии не попадает в контингент спортсменов, охватываемых хоро-шо налаженными формами спортивной подготовки (в детско-юношеских спортивных школах и т.д.). В наших условиях такая практика, к сожалению, распространена. Это усугубляется тем, что в само понятие "спортивный отбор" зачастую фактически вкладывается смысл отбора для спорта, а не выбора спорта для человека. Тем самым это понятие как бы дегуманизируется, то есть приобретает в какой-то мере антигуманный смысл.

С гуманистической, общечеловеческой позиции все, что де-лается в процессе приобщения к спорту для определения спор-тивной предрасположенности и ориентации индивида, следует, конечно же, трактовать не как отбор для спорта, а именно как выбор предмета и перспектив спортивной специализации, кото-рые возможно полно соответствовали бы индивидуальным за-даткам и разумно сформированным личностным потребностям, интересам. При этом важно, разумеется, выявить индивидуаль-ные возможности достижения результатов в том или ином виде спорта, но суть дела вовсе не сводится к определению перспек-тивы лишь с позиции вероятной величины чисто спортивного результата. Гораздо важнее определить то, в каком конкретно направлении наиболее целесообразно ориентировать спортив-ную деятельность приобщаемых и приобщенных к спорту, что-бы с возможно большей эффективностью содействовать разви-тию их индивидуальных способностей, формированию и удов-летворению возвышающих личность потребностей и интересов. Ни о каком отборочном "отсеивании" кого-либо, сопряженном с ограничением доступа к систематической спортивной деятель-ности, особенно на стадии приобщения к спорту, и речи быть не должно (если, разумеется, нет противопоказаний со стороны здоровья) -- каждому в нормальных социальных условиях дол-жны быть предоставлены равные возможности для удовлетво-рения спортивных интересов.

Свой оправданный смысл спортивный отбор приобретает тогда, когда решаются проблемы конкурсного комплектования профессионально-ориентированных спортивных учреждений (специализированных школ-интернатов спортивного профиля и т.п.) и аналогичных групп спортсменов, подготавливаемых для пополнения рядов тех, кто посвящает себя спорту высших дос-тижений. Отбор спортсменов оправдан и тогда, когда на спор-тивно-конкурентной основе комплектуются сборные команды и регламентируется допуск к соревнованиям высокого ранга в прямой зависимости от наличного уровня индивидуальных спортивных достижений. Такой отбор закономерно обусловлен конкурентным характером спорта и, в принципе, не "отбраковы-вает" никого и не лишает спортивных перспектив, напротив, мо-жет стимулировать спортивные дерзания.

Неодномоментность и динамичность спортивной ориен-тации. Специалисты сходятся во мнении, что верно определить индивидуальную предрасположенность к спортивным достиже-ниям путем каких-либо одноразовых процедур (наблюдение, тестирование и т.п.) за короткое время невозможно. Невозмож-но по двум основным причинам:

во-первых, спортивная предрасположенность -- многослож-ный комплекс индивидуальных свойств (биофизических и личностно-психических), ряд которых созревает и проявляется не одновременно, а разновременно, в зависимости от возраста и стажа спортивной деятельности;

во-вторых, индивидуальные возможности спортивных дос-тижений и личностные установки на их реализацию динамичны, причем изменяются как в силу естественных особенностей ин-дивидуального развития, так и под воздействием социальных условий жизни. Отсюда следует, что диагностику (от "диагноз" -- распознание, определение) индивидуальной спортивной предрасположенности, а значит, и опирающуюся на нее спор-тивную ориентацию необходимо осуществлять не в качестве не-коего разового мероприятия, а в качестве поэтапно возобновля-емого процесса.

Многолетнюю спортивную деятельность принято подразде-лять с известной условностью на три большие стадии, каждая из которых охватывает ряд лет индивидуальной жизни, -- ста-дию базовой подготовки, стадию максимальной реализации спортивно-достиженческих возможностей и стадию "спортив-ного долголетия" [5]. Закономерности оптимального построе-ния системы подготовки спортсмена обязывают в пределах пер-вой стадии обеспечивать первичную спортивную ориентацию и уточнять ее к исходу этой стадии с относительно твердым вы-бором предмета углубленной спортивной специализации, нап-равления и параметров последующей спортивной деятельности.

Эта стадия и ее внутренние этапы не имеют единых для всех временных границ, поскольку они значительно колеблются в за-висимости от индивидуального возраста начала занятий спор-том, реально складывающихся особенностей содержания и пос-троения спортивной тренировки, характера соревновательной деятельности, индивидуальных особенностей развития спорт-смена, других факторов и обстоятельств. Приблизительно можно сказать, что с начала систематической спортивной дея-тельности в детском и подростковом возрасте во многих случа-ях бывает достаточно двух-трех лет, чтобы в первом приближе-нии корректно определить целесообразное направление спор-тивной специализации и спрогнозировать спортивные перспек-тивы. Однако эта первичная ориентация в дальнейшем подле-жит более или менее существенным коррекциям, особенно ког-да в реальных условиях жизни созревающего спортсмена нуж-но будет решать, идти ли ему в сферу спорта высших достиже-ний либо ограничиться сферой ординарного, общедоступного спорта.

Заключение

Для каждого кандидата отбор в конечном счете сводится к положительному или отрицательному результату. Положитель-ный результат отбора может, например, заключаться в зачисле-нии в группу и команду, включении в игру запасного спортсмена, назначении тренера, а отрицательный реализуется в виде отчис-ления, исключения, удаления, дисквалификации, перевода основ-ного спортсмена в число запасных и т. д.

Спортивный отбор продолжается постоянно в процессе спор-тивной деятельности. Так, если новичок зачисляется в спортив-ную группу, то затем работа с ним продолжается до тех пор, пока по каким-либо причинам не принимается решения о прекра-щении занятий. Отрезок времени, в течение которого осуществля-ется спортивный отбор, может иметь различную величину--от не-скольких секунд до нескольких лет. Так, например, начальный отбор юных спортсменов проводится в расчете на последующую многолетнюю спортивную деятельность. Напротив, замены спорт-сменов по ходу соревновательной деятельности, разрешенные пра-вилами некоторых видов спорта, нередко представляют собой отбор для последующей деятельности в течение нескольких секунд (как в случае замены гандбольного вратаря на время выполне-ния соперником семиметрового штрафного броска).

Процедура спортивного отбора включает в себя три этапа:

определение специфики требований, которые предъявит будущая деятельность;

прогнозирование возможностей конкретных канди-датов;

принятие положительного или отрицательного решения с его последующей реализацией.

Список литературы

Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с.

Основы теории и методики физической культуры: Учеб. Для техн. Физ. Культ. / Под ред. А. А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 352 с.

Теория и методики физического воспитания: Учеб. Для студентов фак. Физ. Культуры пед. Ин-тов по спец. 03.03 "Физ. Культура" / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.

Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.