на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Исследование форм организации физкультурно-массовой работы в детском оздоровительном лагере (на примере туризма)
p align="left">Конечно, в туристский лагерь могут быть зачислены дети, не имеющие медицинских противопоказаний.

Для наиболее успешного взаимодействия в условиях относительно автономного существования в природной среде при полном самообслуживании, детям необходим предварительный опыт совместной туристской деятельности. Поэтому основными требованиями к участникам станут предварительное обучение и опыт совместных одно - трёхдневных походов [8,с.7].

Требования к квалификации педагогов определяются спецификой вида деятельности и потенциалом детского коллектива.

Необходимы:

- педагогическое образование, опыт педагогической деятельности в детских

коллективах,

- спортивно - туристская квалификация (желателен опыт участия в категорийных походах),

- опыт судейства туристских соревнований.

В соответствии с «Инструкцией о порядке организации и проведении туристских мероприятий со школьниками» в каждой группе должен быть руководитель и заместитель руководителя. При участии во время одной смены трёх и более групп для координации усилий педагогов появляется потребность включить в штатное расписание должность начальника лагеря (старшего руководителя).

Для наиболее успешной реализации педагогических функций и обеспечения единства требований все педагоги должны быть хорошо знакомы с Программой лагеря, методиками работы и иметь предварительный опыт совместной туристской деятельности с данным детским и педагогическим коллективами, возможно при подготовке лагеря [8, с. 8].

Фактически туристский лагерь является завершающим этапом реализации программы, которая использовалась для обучения детей в течение всего учебного года. Это могут быть программы «Юные туристы» [Крайман М.И. -М.,1982,- C.5-18] . Можно использовать и программу для учащихся 8 -9 классов «Основы туристской деятельности».

Для успешной реализации программы лагеря предварительная туристская подготовка участников обязательна. Комплектование лагеря начинается уже в начале учебного года.

Образовательно - оздоровительная программа, без условно, может и должна разрабатываться педагогами для каждого лагеря индивидуально. Приведённые ниже подходы к разработке образовательно-оздоровительной программы не могут претендовать на универсальность. Мы преследовали лишь цель показать возможный алгоритм рассуждений от постановки педагогических целей до методики отслеживания результатов.

По глубокому убеждению авторов, образовательный процесс в условия полевого быта непрерывен. И учителем попеременно становятся и педагог, и детский коллектив, и даже… погодные условия, и естественные препятствия на маршруте [8,с. 9].

Образовательно-оздоровительные задачи лагеря ставятся в зависимости от потребностей данного коллектива и возможностей педагогов. Как правило, я группировала задачи в три взаимосвязанных блока (области):

1. жизнь в коллективе, лидерство

2. выживание в природной среде

3. комплексное

краеведение

В соответствии с данной структурой и будут распределены частные задачи.

1. Жизнь в коллективе, лидерство (задачи развития коммуникативных и лидерских качеств).

1.1. Создание и поддержание комфортного социально - психологического климата в туристской группе.

1.2. Задачи социализации ребёнка посредством её самореализации в выполнении туристских обязанностей (определённого функционала) в естественных и искусственно созданных микрогруппах (отделение, бригада, «проблемная» группа).

1.3. Накопление опыта лидерства в малых группах (командир бригады, командир отделения, лидер «дела»).

2. Выживание в природной среде (задачи овладения навыками выживания в природной среде).

2.1.Задачи физического оздоровления школьников средствами туризма.

2.1.1. Формирование двигательных навыков, силы, ловкости, выносливости,

быстроты реакции посредством ходьбы пешком с нагрузкой и без неё, бега, ежедневных физкультурных упражнений, спортивных игр.

2.1.2. Закаливание, купание.

2.1.3. Оздоровительно - рекреационные задачи - проживание детей из экологически неблагополучных городских условий в экологически чистой природной среде, вдали от проезжих дорог и промышленных предприятий.

2.1.4. Задачи по организации чёткого режима физических нагрузок, отдыха и питания.

2.2. Формирование прикладных туристских умений и навыков.

2.2.1. Навыки организации и поддержания туристского быта.

2.2.2. Навыки ориентирования.

2.2.3. Навыки преодоления простейших естественных препятствий.

3. Комплексное краеведение.

3.1. Задачи ознакомления с природными и культурно - историческими особенностями родного края, района проведения лагеря.

3.2. Обучение умению вести простейшие метеорологические наблюдения.

3.3. Обучение умению творчески фиксировать собственные впечатления, результаты наблюдений [8, с.10].

Для реализации поставленных целей, образовательных и оздоровительных задач, возможно использовать следующие формы и методы работы [8, с.11-14]:

-учебно-теоретические и практические.

- учебные походы.

- трудовая, общественно-полезная деятельность в лесу.

- соревнования по ориентированию.

- топографическая съёмка местности.

- экологические экскурсии.

2.2 Характеристика форм организации спортивного туризма в детском оздоровительном лагере и их эффективность

Факторы, влияющие на организацию спортивного туризма в детском оздоровительном лагере. К факторам, влияющим на организацию спортивного туризма относятся следующие:

1) Материально-техническая база (приложение 1);

2) Кадровое обеспечение туристского лагеря. Наличие у педагогов туристско-спортивных опыта (участие в соревнованиях по туристскому многоборью и спортивному ориентированию областного и Российского масштаба, проведение походов различных категорий и видов туризма, опыт судейства соревнований различного уровня, рисовки и составления карт);

3) Необходимое финансирование туристско - спортивных мероприятий;

4) Обеспечение наполняемости лагеря в соответствии с программой, стабильность контингента;

5) Системность и логическое проведение занятий: практические занятия - итог теоретической подготовки, а так же системное проведение походов, учебно-тренировочных сборов, практических занятий;

6) Социально-политическая стабильность в стране;

7) Возможность взаимодействия с организациями и учреждениями, занимающимися туристско-краеведческой деятельностью, экологией, спортивным ориентированием; взаимодействие с различными педагогическими и образовательными учреждениями, академия повышения квалификации, учреждениями дополнительного образования.

Далее рассмотрим более подробно влияние некоторых факторов на развитие спортивного туризма в детском оздоровительном лагере:

1. Программно-техническое обеспечение. Оно включает:

-наличие методического и дидактического материала по туризму, ориентированию и т. д. (программы и методические рекомендации);

-наличие правил и руководств для проведения различных соревнований;

-компьютерное обеспечение (программы для судейства, рисовки карт);

-учебная и художественная литература, журналы.

2. Кадровое обеспечение туристского лагеря.

Кадровое обеспечение - решающий фактор успешного проведения лагеря. Вся ответственность за проведением лагеря ложится на его начальника, поэтому вопрос о его кандидатуре является одним из основных. Подбор начальника лагеря решается одновременно с подготовкой положения и условий проведения, также с выбором района [16,с.12].

Конечно самый хороший вариант, если начальником лагеря назначается работник, проводящей организации - станции юных туристов или Дома творчества, но иногда по тем или иным причинам этого сделать нельзя. Тогда можно привлечь специалистов со стороны, но, прежде всего, это должен быть педагог, имеющий опыт работы с детьми. К сожалению, знание мастера спорта по туризму не означает, что данный человек может работать с детьми, знает специфику этой деятельности. Пусть начальник мне обладает большими туристскими навыками, но он должен хорошо знать детскую психологию, а главное - обладать организаторским опытом, что практически присуще большинству работников детского туризма.

Начальник лагеря сам подбирает кадры для работы в лагере, исходя из целей и задач, которые перед ним поставлены. Это могут быть педагоги, не обладающие большим туристским опытом, но при этом педколлектив должен дополняться специалистами по туризму или краеведению, которые могут не иметь педагогического опыта, но способны решать вопросы технического плана. Обязательно надо провести с педагогическим и инструкторским составом лагеря два - три совещания - семинара, на которых проработать вопросы программы лагеря, разработать должностные инструкции и подробно их обсудить, рассмотреть предложения по организации и проведению занятий по туризму и краеведению, ориентированию, организации досуга частников.

Начальник лагеря подбирает и медицинского работника, который, в силу специфики лагеря, должен быть сам «лёгок на подъём», т. е. способен в любой момент выйти на маршрут, уметь оказать помощь в условиях природной среды. Очень часто для этого привлекаются медицинские работники, имеющие среднее специальное образование и большой практический опыт, или студенты старших курсов мединститутов из числа, которые хотя бы немного знакомы с туризмом.

Начальник лагеря совместно с проводящей организацией решает вопрос и о месте проведения лагеря [16,с.13].

Педагоги лагеря. Требования к квалификации педагогов определяются спецификой вида деятельности и потенциалом детского коллектива.

Необходимы:

-педагогическое образование, опыт педагогической деятельности в детских коллективах

-спортивно- туристская квалификация (желателен опыт участия в категорийных походах)

-опыт судейства туристских соревнований.

В соответствии с инструкцией «О порядке организации и проведении туристских мероприятий со школьниками» в каждой группе должен быть руководитель и заместитель руководителя.

При участии во время одной смены трех и более групп для координации усилий педагогов появляется потребность включить в штатное расписание должность начальника лагеря (старшего руководителя).

Для наиболее успешной реализации педагогических функций и обеспечения единства требований все педагоги должны быть хорошо знакомы с Программой лагеря, методиками работы и иметь предварительный опыт совместно туристско-краеведческой деятельности с данными детским и педагогическим коллективами, возможно при подготовке лагеря [2,с.8].

В процессе исследования туристских форм физкультурно-массовой работы в базовом учреждении было выяснено, что в нем используются следующие формы:

1. Туристские кружки;

2. Туристские соревнования;

3. Туристские слеты;

4. Археологические экспедиции;

5. Туристические походы;

6. Экскурсии;

7. Краеведческие конкурсы;

8. Итоговые краеведческие игры по краткосрочным программам;

9. Профильный туристский лагерь (водный поход, спортивное ориентирование);

10. Краеведческие викторины;

11. Конкурсы: эмблем, художественной самодеятельности, поваров, «боевых листков», газет о походе и др;

12. Конкурс художественной самодеятельности и туристской песни.

Туристские кружки. В оздоровительном лагере при районной станции юных туристов проводятся следующие туристские кружки: «Юный турист», «Юный турист-пешеходник», «Водный туризм». Обычно каждый кружок включает в себя около 12-24 учебных часов. Кружки организуются во второй половине дня и продолжительность учебного часа составляет около 30-40 минут. Одно занятие состоит из двух частей по 45 минут с перерывом между ними 10 минут в соответствии с требованиями СанПиН. Практические навыки туристы отрабатывают в полевых условиях. Туристские кружки имеют свое продолжение в туристских пешеходных и водных походах.

Туристские соревнования. Могут быть однодневные, двухдневные (т.е. с ночёвкой). Чаще всего они организуются в конце рабочей недели, включая выходной день. На соревнованиях проверяется степень овладения практическими навыками и степень овладения теоретическим материалом по изучаемым программам. Целью проведения соревнований является повышение мастерства обучающихся и развитию интереса к данному виду деятельности.

Туристские слёты. Могут быть однодневные, двухдневные (т.е. с ночёвкой). На слётах проверяется степень овладения практическими навыками и степень овладения теоретическим материалом по изучаемым программам. Целью слётов является обмен опытом в практической деятельности между участниками. Постановка целей на дальнейшую деятульность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.