.М. Зациорский и другие установили, что перенос выносливости возможен в различных циклических упражнениях и зависит во многом от мощности работы. Выносливость развивается и совершенствуется в течение многих лет жизни человека. По данным некоторых ученых, в тридцатилетнем возрасте человек достигает наивысшего уровня развития выносливости. У новичков выносливость изменяется довольно быстро. Так, установлено, что после 34 тренировок за 45 дней работоспособность мышечных групп увеличивается примерно в 6 раз. Мерой выносливости служит предельное время, в течение которого совершается упражнение определенной интенсивности. [2, c. 165]Хорошо развивается общая выносливость, если усилия во время выполнения упражнений достигают 40-- 60% максимальной мощности.В.С. Фарфель доказал, что работа различной интенсивности может лежать в разных зонах мощности, которые определяют специфику энергетических процессов, протекающих в организме. [26, с.85]Выносливость развивается при выполнении физических нагрузок, которые оказывают большее воздействие на организм занимающегося по сравнению с тем, которое он привык легко переносить. В результате организм адаптируется к небольшому утомлению, вызываемому постепенно увеличиваемым объемом работы, повышается способность бежать более продолжительное время и быстрее восстанавливать силы после физических нагрузок. [23, c.138]Специальная выносливость лыжника-гонщика характеризуется способностью выполнять работу, связанную с переключением с одного характера мышечной деятельности на другой, с определенной интенсивностью в зависимости от длины дистанции.Организм человека стремится приспособиться к специфическим нагрузкам, предъявляемым к нему, поэтому в развитии специальной выносливости следует учитывать характер рельефа дистанции, на которой предстоят наиболее ответственные соревнования. Для успешного развития специальной выносливости необходима высокая тренированность нервной системы и быстрая реакция различных систем, способность противостоять воздействию факторов внешней среды (мороза, ветра, различного состояния снега и т. п.). Кратковременные передышки на спусках вызывают необходимость быстрой мобилизации всех систем организма для продолжения дальнейшего интенсивного передвижения по дистанции. Необходимо учитывать и скорость, с которой спортсмен должен передвигаться по дистанции. [26, с.92]Тренировка, в которой большое внимание уделяется упражнениям, направленным на развитие выносливости, в рациональном сочетании с другими средствами общей физической подготовки способствует повышению уровня развития не только выносливости, но и быстроты, силы и скоростно-силовых качеств. Это объясняется тем, что между основными физическими качествами существует тесная функциональная связь и взаимообусловленность.Выносливость -- одно из важнейших физических качеств детей школьного возраста, развитие которого способствует повышению не только общей физической подготовленности и физической работоспособности детей и подростков, но и функциональных резервов растущего организма, расширяет его адаптационные возможности и повышает сопротивляемость к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.Все это позволяет говорить о необходимости развития в юношеском возрасте различных видов выносливости. [6, c. 65]Опыт показал, что на этом пути юный лыжник должен переходить от одного этапа развития выносливости к другому: а) развитие общей выносливости средствами ОФП (игры, эстафеты, различные виды спорта);б) развитие общей выносливости длительными упражнениями;в) совершенствование мышечной выносливости;г) постепенное повышение скорости передвижения по дистанции;д) усложнение рельефа дистанции;е) совершенствование выносливости на фоне утомления, предварительно создаваемого соответствующими упражнениями. [27, c. 86]Изучение опыта многолетней подготовки юных лыжников показало, что общий километраж в ходьбе на лыжах целесообразно увеличивать постепенно, из года в год. Для определения гигиенически оптимальных физических нагрузок школьников при занятиях физической культурой с целью повышения ее оздоровительной эффективности используют такие физические нагрузки, которые обеспечивают максимальное тренирующее и развивающее влияние. [11, c.401]Учитывается не только достигнутый в конкретном возрасте уровень развития физиологических функций (функциональная готовность), но и «зона ближайшего развития» с некоторым превышением оптимума и исключением чрезмерных, экстремальных нагрузок (Д.С. Выготский, А.А. Аршавский).Рекомендуется развивать выносливость детей начиная с 6 лет (Л.Г. Евсеев). Интенсивный рост выносливости у детей отмечается в период от 8 до 9 лет. Поэтому для развития выносливости наиболее благоприятен возраст 9 -- 11 лет.При изучении зависимости «скорость -- время» для детей 9--10 лет выделены 4 зоны мощности:1) максимальная мощность работы в течение 9 с;2) субмаксимальная мощность работы в течение 9 с -- 1,5 мин;3) большая мощность работы в течение 1,5 -- 25 мин;4) умеренная мощность работы в течение более 25 мин.При изучении максимальной работоспособности детей было установлено, что максимальная ЧСС не зависит от возраста, она практически одинакова у детей и взрослых, составляя 190 -- 200 уд/мин. [24, c.234]Предельные ее величины после работы максимальной мощности находятся в пределах 196 -- 202 уд/мин у юношей, 203 -- 206 уд/мин у Девушек. На стандартные нагрузки (одинаковые по величине) младшие дети отвечают большими функциональными сдвигами сердечнососудистой системы, одновременно у них отмечается более Короткий восстановительный период.При физических нагрузках, не соответствующих возрастному уровню развития двигательных качеств, восстановительный период у детей длительнее, чем у взрослых. [3, c. 45]Состояние аэробного обмена во многом определяет выносливость ребенка. Для детей оптимальны нагрузки умеренной интенсивности, выполняемые при благоприятном соотношении величин кислорода, поступившего в легкие, транспортируемого кровью и потребляемого тканями. Поглощение каждого литра кислорода у детей обеспечивается меньшими в сравнении со взрослыми объемами вентилируемого воздуха и циркулирующей крови. [19, c. 349]Чем выше МПК (максимальное потребление кислорода) человека. Возрастные изменения энергетического обмена связаны с перераспределением относительных величин в суммарный обмен теплопродукции органов и тканей, имеющих разную метаболическую активность. С возрастом уменьшается относительный вес высокоактивных внутренних органов и повышается относительный вес малоактивной жировой мышечной ткани. Увеличение вклада скелетных мышц в суммарный обмен -- причина снижения интенсивности обмена в покое.У девочек 13--15 лет после бега на дистанции со скоростью 3 м/с отмечалось значительное, а при беге со скоростью 3,5 м/с чрезмерное напряжение сердечнососудистой системы, что свидетельствует о неадекватности таких нагрузок для школьниц этого возраста. Известно, что сдвиги систолического и диастолического артериального давления под влиянием дозированной физической нагрузки у девочек во всех возрастных группах выражены в большей степени, чем у мальчиков, особенно в 14--15 лет. Это выражается в больших сдвигах в функциональном состоянии сердечнососудистой системы, в основном за счет резкого падения диастолического артериального давления и более медленного его восстановления. Причем у школьниц 13 -- 15 лет по сравнению с младшими школьницами эта реакция значительно более выражена: у них медленнее восстанавливается пульсовое давление. [25, c.160]При оценке физических нагрузок школьников во время уроков физкультуры учитываются следующие показатели: энерготраты, кратность повышения обмена, средняя ЧСС. В то же время взаимосвязь ЧСС сердечных сокращений с интенсивностью физических нагрузок у детей носит еще менее линейный характер, увеличиваясь непропорционально быстро по сравнению с ростом мощности нагрузки. В связи с этим определение объема выполненной работы по энерготратам у детей более предпочтительно, чем по ЧСС.При расчете энерготрат следует учитывать еще одну их особенность. Расход энергии на открытом воздухе у 9-летних школьников при беге на тредбане со скоростью 2,5 м/с на 25% ниже, чем на стадионе (бег с лидером). Величина МПК отражает не только уровень физической работоспособности, но и функциональное состояние организма.[26, c. 138]Об уровне МПК можно судить по результатам бега на 1000 м. Основные показатели и критерии адекватности двигательного режима для школьников:· соответствие основных показателей сердечнососудистой и дыхательной систем возрастно-половым нормативам;· благоприятная реакция сердечнососудистой системы (по сдвигам ЧСС и артериального давления на пробу Мартине);· кислородный пульс при велоэргометрических нагрузках должен находиться в пределах 7-8 мл/уд, коэффициент использования кислорода - 5,3-5,5%, МПК - 45-50 мл/кг;· низкая заболеваемость школьников - в среднем не более 5-7 дней, пропущенных по болезни, за учебный год;· уровень лизоцима слюны, характеризующий состояние неспецифической резистентности организма, должен составлять 40-60 мкг/л.Оптимальный двигательный режим школьников должен соответствовать следующим показателям и критериям:· суточные энерготраты у мальчиков в 6 лет - 1640 ккал и 450 ккал у девочек, в 7 лет - соответственно 1830 и 1630, в 8 лет -000 и 1790, в 9 лет - 2270 и 2020, в 10 лет - 2490 и 2250 ккал. Эти· величины соответствуют 18-20% максимальных энерготрат ребенка;· на организованный двигательный режим школьников должно приходиться 8-10% их общих суточных энерготрат;· объем организованных занятий физкультурой - 6-12 ч в неделю (1-2 ч ежедневно: уроки физкультуры, час здоровья,· спортивный час, ритмика, занятия детским спортом и др.);· моторная плотностью занятий - не менее 70 % со средними энерготратами 0,08-0,09 ккал/мин/кг и частотой пульса 145-155 уд/мин. [6, c. 45]При физическом воспитании школьников уже в этом возрасте необходимо в большей мере учитывать их возрастные и половые особенности. Так, для девочек в занятия физической культуре предпочтительнее включать прыжки, пластические упражнения гимнастику, для мальчиков -- спортивные игры (футбол, баскетбол, элементы борьбы), при этом обязательно учитывая энергетическую стоимость упражнений и время выполнения движений.1.2 Развитие общей выносливости у баскетболистов и лыжниковВыносливость - это способность организма противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Выносливость -- одно из важнейших физических качеств детей школьного возраста, развитие которого способствует повышению не только общей физической подготовленности и физической работоспособности детей и подростков, но и функциональных резервов растущего организма, расширяет его адаптационные возможности и повышает сопротивляемость к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. [23, c. 320]Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия.Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость ~ это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация. Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости. Специальная выносливость -- это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.). [11, c.340]Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей. Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью. Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды и др. [23, c. 167]Выносливость характеризует способность спортсмена в течение максимально длительного времени выполнять динамическую работу заданного характера и интенсивности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|