на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Исследование влияния туризма на уровень развития общей выносливости детей среднего школьного возраста
p align="left">В целях реализации задач по наглядному обучению, организации экскурсий, урегулированию приема школьников и помощи им, Народный Комиссариат Посвящения РСФСР по предложению Н.К. Крупской в декабре 1918года организовал в Москве Центральное бюро школьных экскурсий. Таким образом, было предложено начало создания государственной системы детско-юношеского туризма[13, с. 14].

Серьёзно использовав туризм в своей работе, известный советский педагог С.Т. Шацкий (1978-1934гг). В 1920-е годы по его инициативе была создана первая опытная станция по народному образованию, руководителем которой он и был назначен. Выделяя организационно-методическую сторону туристической работы, Н.К. Крупская писала: Экскурсии имеют громадное значение, но только в том случае, если они хорошо подготовлены... Надо научиться наблюдать жизнь и стараться из неё точно так же черпать всё, что возможно[13, с. 23].

Туристко-экскурсионная работа среди детей и подростков в практике многих советских педагогов того времени занимало значительное место. Интересен опыт А.С. Макаренко, который широко применял коллективные многодневные походы-путешествия в целях воспитания.

Земля и движение - вот наши добрые воспитатели и хранители жизни и поэтому у туризма всегда есть будущее.

Человек путешествующий всегда был. Сначала «путешествия» были вызваны необходимостью добывания пищи, да и сейчас мы «путешествуем» за грибами, за ягодами, за рыбой и звере. Затем в путешествиях стал преобладать научный характер - добывания знаний, открытие новых земель, всестороннее изучение Земли. Путешествия стали более длительными и сложными, доступными узкому кругу профессионалов[13, с. 6].

Суть туризма состоит в перемещениях человека (группы людей) в пространстве из места постоянного проживания в другие места. Без перемещений нет туризма. А сами эти перемещения характеризуются, по крайней мере, тремя обязательными элементами-признаками.

1. Перемещение (его маршрут, способ, сроки и цели) происходит добровольно, без принуждения, по самостоятельно принятому человеком решению, согласованному с компаньонами. Исключением является плановый туризм, при котором человек не полностью самостоятелен в определении основных параметров перемещения.

2. Перемещение происходит в свободное от служебных обязанностей и учёбы время. Исключение сделаем для работников сферы туризма, а так же для учителей, преподавателей-руководителей детских туристических и экскурсионных групп.

3. Перемещение всегда является временным, длиться определённый срок, по истечении которого человек возвращается к месту постоянного проживания.

Справедлив афоризм: «Туризм-это краеведение, но краеведение-это не туризм». В 1950-е годы появляется большое количество научных публикаций, отражающий лучший опыт - формы, метод, тематику и другие стороны многообразной туристско-краеведческой деятельности. Особенно следует выделить работы О.А. Архангельской, В.В. Добковича, В.А. Кравцова, А.Г. Комовского, А.Н. Прохорова и др. В них авторы дают ценные советы по организации и проведению экскурсий, походов и путешествий с учётом возрастных особенностей школьников, богатый материал по технике туризма и ориентированию на местности [15, с. 24].

Современный туризм по организации деятельности делиться на два направления: плановый (коммерческий) и самостоятельный (спортивно-оздоровительный). Плановый туризм предполагает организацию отдыха по туристическим путёвкам, а так же использование транспортных средств, для коллективных поездок в экскурсионных и оздоровительных целях. Самостоятельный туризм включает в себя различные формы: массовые походы выходного дня, многодневные путешествия, в том числе и спортивные походы, туристические слёты и соревнования и т.п. Отличительной чертой всех мероприятий самостоятельного туризма является то, что они организуются самими участниками[15, с. 24].

В определении туризма выделяется два его понятия - «поездка» и «поход», которые в практике туристического движения наряду с общими целями имеют существенные различия. «Поездка» - это путешествие по туристско-экскурсионному маршрут с использованием транспортных средств,

«Поход» понимается как путешествие по маршрутам с активными способами передвижения (пешком, на лыжах, на байдарке, плоту и т. д.). Походы различают по «плановым» и «самодеятельным» маршрутами. Походы по плановым маршрутам организуются специализированными туристско-экскурсионными учреждениями, обеспечивающими полное или частичное туристско-экскурсионное обслуживание. Походы по самодеятельным туристским маршрутам организуют сами его участники, которые с помощью специализированных туристических органов определяют маршрут, способ передвижения по нему, продолжительность, условия и порядок организации и проведения путешествия. Походы по самодеятельным маршрутам разделяются на «походы выходного дня» и «многодневные путешествия». «Походы выходного дня» организуются в субботние, воскресные и праздничные дни. «Многодневные путешествия» проводятся в период отпусков и каникул. По территориальному признаку походы по самодеятельным маршрутам делят на «местные» (по родному краю) и «дальние». По способу передвижения на маршруте походы выходного дня и многодневные путешествия делятся на пешеходные, горные, водные (на плотах, гребных или моторных судах), лыжные, велосипедные, мотоциклетные, автомобильные, спелеологические. Туристические путешествия различают по категориям технической сложности. Их классификация осуществляется на основе классификации маршрутов по видам туризма, построенных в определенной логической последовательности. Основные факторы, характеризующие категорию сложности маршрута, - его общая длина, протяженность участков с естественными препятствиями.

На пешеходных маршрутах к таким естественным препятствиям относятся участки с сильно пересеченной местностью, осыпи, стланики, скальные участки, горные перевалы, буреломы и завалы, заболоченные места и переправы через водные преграды.

На лыжных маршрутах к естественным препятствиям относятся -снежная целина, буреломы, сильнопересеченная местность, а также учитываются низкая температура, высокая влажность воздуха и сильные ветры, необходимость устройства биваков в полевых условиях, отсутствие дров. На водных маршрутах естественными препятствиями являются перекаты, пороги, быстрины, завалы, волоки и др. Кроме того, учитываются встречающейся на маршруте плотины, шлюзы, запани, молевые сплавы, движение против течения на бечеве или шестах, по открытым водным пространствам (озеро, водохранилище, море), на участках, равных дневному переходу или превышающих его, сложность подхода к началу водной части маршрута. На горных маршрутах категория сложности определяется количеством и трудностью преодоления перевалов, а также учитывается сложность и протяженность подходов к перевалам, средняя и максимальная высота маршрута, наличие топлива на маршруте, длительность пребывания на высоте. Самодеятельные туристические путешествия классифицируются на шесть категорий сложности (прил. 5). Самодеятельные туристические походы и путешествия по своим целям относятся к понятию «спортивный туризм» и являются одним из эффективных средств системы физического воспитания. Туристская деятельность способствует формированию активной жизненной позиции молодого человека. Туризм - исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе. В туристских походах учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания и др. Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию нравственных качеств личности: взаимоподдержки, взаимовыручки, организованности и дисциплины, принципиальности, чуткости и внимания к товарищам, смелости, стойкости и мужества, чувства долга и ответственности, высоких организаторских качеств.

1.3 Выносливость и способности её развития

Выносливость - это способность проявление совокупности таких свойств организма, которые обеспечивают длительное выполнение какой - либо деятельности без снижения её эффективности[16, с. 124].

Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности[18, с. 12].

Выносливость обозначают также и как способность противостоять утомлению.

Утомление - это состояние организма, возникающее вследствие длительной или напряженной деятельности и характеризующееся снижением работоспособности[14, с. 166].

Утомление возникает через определенный промежуток времени после начала работы и выражается в повышенной трудности или невозможности продолжить деятельность с прежней эффективностью. Развитие утомления проходит через 3 фазы:

1. Фазу компенсированного утомления, когда, не смотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое время сохранить прежнюю интенсивность работы за счет больших, чем прежде, волевых усилий и частичного изменения биомеханической структуры двигательных действий.

2. Фазу декомпенсированного утомления, когда человек, несмотря на все старания, не может сохранить необходимую интенсивность работы. Если продолжить работу в этом состоянии, то через некоторое время наступит отказ от её выполнения.

3. Фазу полного утомления[14, с. 166].

Выносливость одно из самых важных физических качеств туриста. В соревнованиях выносливость проявляется в способности туристов выдерживать большую по объему и высокую по интенсивности соревновательную нагрузку. Только всесторонние подготовленные выносливые туристы могут быстро преодолевать сложные и протяженный маршрут, насыщенный естественными препятствиями. Объем нагрузки в походе зависит от протяженности пути, веса рюкзака и других факторов: темпа передвижения, быстроты преодоления естественных препятствий, общей продолжительности путешествия[18, с. 10]. В результате такой длительное нагрузки, организм утомляется, что в свою очередь отражается на правильном выполнении технических приемов, применяемых туристами при прохождения сложных участков на маршруте, а все это вместе отражается и на безопасности похода в целом. Достигнуть больших успехов в воспитании выносливости туристы могут лишь при условиях всесторонней физической подготовки, те есть использовать на занятиях физические упражнения из различных видов спорта. Однако решающим здесь являются сердечно - сосудистая, дыхательная и центральная нервная системы[4, с. 20].

В основе проявления этого качества лежит единство взаимодействия практически всех органов и систем: обмена веществ в работающих органах, сердечно - сосудистой, пищеварительной, дыхательной, выделительной и центральной нервной систем.

Выносливым считается организм, удовлетворяющий трем условиям:

· должен располагать богатым запасом энергии;

· должен уметь в нужный момент расходовать её до конца;

· должен уметь тратить энергетические ресурсы с разумной расчетливостью, чтобы их хватило на выполнение как можно большего количества работы[16, с. 125].

В зависимости от конкретных условий предстоящей физической нагрузки выносливость разделяют на общую и специальную.

Общая выносливость - это способность к продолжительной работе умеренной интенсивности, осуществляемой при участии большей части мышечного аппарата[16, с. 125].

Общая выносливость - способность спортсмена продолжительное время выполнять различные по характеру виды физических упражнений сравнительно высокой интенсивности, вовлекающие в действие многие мышечные группы[2, с. 143].

По-другому её ещё называют аэробной выносливостью, так как она вырабатывается в условиях полного обеспечения работающего организма кислородом. Общая выносливость развивается посредством циклических движений. Циклические движения названы потому, что в основе их лежит повторение одного и того же цикла - круга движений. Основной принцип в воспитании общей выносливости заложен в постепенном увеличении длительности выполнения физических упражнений умеренной интенсивности[4, с. 21].

Основной метод воспитания выносливости - равномерность. Принцип его заключается в том, что на первых занятиях нагрузка увеличивается постепенно, главным образом, за счет длительности непрерывной работы при сохранении невысокой средней скорости.

Деятельность человека исключительно многообразна. Она требует и участия различного мышечного состава, и различной интенсивности. В соответствии с этим выделяют и различные виды выносливости, обеспечивающие все эти разнообразные виды деятельности, требующие проявления «специализированной» выносливости[16, с. 125].

Специальная выносливость - это способность эффективно выполнять работу, несмотря на возникающее утомление, в определенном виде спортивной деятельности[25, с. 76].

Специальная выносливость - это способность эффективно выполнять работу, несмотря на возникающее утомление, в определенном виде спортивной деятельности[25, с.76].

При невысокой физической нагрузке непрерывность работы в умеренном темпе может продолжаться в течении длительного времени. С увеличением нагрузки выполнение движений в высоком темпе снижается. Воспитание специальной выносливости успешно решается только тогда, когда туристы в совершенстве владеют техникой. В свою очередь специальная выносливость имеет свои разновидности:

- силовая выносливость;

- выносливость к статическим усилиям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.