p align="left">Традиционно же двигательное умение рассматривается как форма реа-лизации двигательных возможностей человека, которая выражается в спо-собности осуществлять двигательное действие на основе неавтоматизиро-ванных целенаправленных операций; или же способностью выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) при условии концен-трированного внимания на каждом движении, входящем в изучаемое двига-тельное действие. Двигательный же навык характеризуется как форма реализации двигательных возможностей, которая возникает на основе авто-матизации двигательного умения. По мнению Б.М. Ашмарина, двига-тельный навык - это способность выполнить двигательное действие, позво-ляющая акцентировать внимание на условиях и результате действия, а не на отдельных движениях, входящих в него [3]. Г.М. Соловьев утверждает, что двигательное действие усвоено на репродуктивном уровне умения, если учащийся справляется с заданием, в котором даны цель, условия и не-обходимые действия для ее решения, иначе способен действовать по извест-ному алгоритму, с необходимым контролем сознания и концентрацией вни-мания. Двигательное действие усвоено на продуктивном уровне навыка, если оно отличается автоматизмом, высокой точностью и надежностью, если при заданной цели, но нечетко определенных условиях (например, тактических или соревновательных и т.п.) занимающийся может уточнить и дополнить условия и применить ранее освоенные действия для решения нетиповой за-дачи; при заданной общей форме цели оперативно исследовать условия (си-туацию) и реализовать ее на творческом уровне, приводящем к достижению цели. В такой трактовке двигательных умений и навыков просматривается не только рефлекторная их основа, но и предпосылка проявления интеллекту-альных способностей занимающихся (осознанность, способность к переносу, самостоятельность, импровизация) [24]. Таким образом, всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыс-лительной деятельности индивида, соотнесенную с условиями, которыми она задана. Направляясь на ту или иную цель, на решение определенной за-дачи, всякий реальный мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он все-гда направлен на разрешение какой-то задачи. Такое начало предполагает и определенный конец. Разрешение задачи является естественным завершени-ем мыслительного процесса. Всякое прекращение его, пока эта цель не дос-тигнута, будет испытываться субъектом как срыв или неудача. Весь процесс мышления в целом представляется сознательно регулируемой операцией. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Поскольку мышление совершается в виде операций, направленных на разрешение определенных задач, мыслительный процесс является активным, целеустремленным, волевым актом. Разрешение задачи требует значительно-го волевого усилия для преодоления встающих перед мышлением трудно-стей. Волевые качества личности, настойчивость и целеустремленность имеют, поэтому существенное значение для успеха в интеллектуальной рабо-те. Всякое мышление в той или иной мере совершается в понятиях. В ре-альном мыслительном процессе понятия всегда функционируют в единстве и взаимопроникновении с наглядными моментами представлений и со словом, которое, будучи формой существования понятия, является всегда вместе с тем и неким слуховым и зрительным образом. Наглядные элементы включаются в мыслительный процесс: а) в виде образных представлений о вещах и свойствах; б) в виде схем; в) в виде слов, которыми оперирует понятийное мышление, поскольку оно всегда является мышлением словесным. Наглядные образы и схемы не исчерпывают наглядно-чувственных компонентов мышления. Основное значение для мышления в понятиях име-ет речь, слово. Мышление в понятиях - преимущественно словесное мышле-ние. Слово является формой существования мысли, его непосредственной данностью. Мысль как бы обретает в слове необходимую материальную оболочку. Процесс мышления протекает в более или менее сложном соче-тании наглядно-образного содержания представлений, с выходящим за пре-делы непосредственной наглядности вербальным обозначением содержания мышления. Великое преимущество слова заключается в том, что чувственно-наглядный материал слова сам по себе не имеет никакого иного значения помимо своего семантического содержания; именно поэтому он может быть пластическим носителем содержания мысли в понятиях. Слова поэтому как бы прозрачны для значения: мы обычно начинаем замечать слова как звуко-вые образы только тогда, когда мы перестаем понимать их значение; в силу этого слово - наиболее пригодное средство обозначения интеллектуального содержания мысли. Но и слово - форма мысли - является не только отвле-ченным значением, а и наглядным чувственным представлением [22]. О.А. Конопкин рассматривает проектно-двигательное мышление как оперирование специфическими чувственно-понятийными образами, стиль мышления человека на базе понятий, выраженных словами (вербально), а также на основе «живого созерцания», представленного проприоцептивны-ми, зрительными, тактильными, слуховыми образами. В процессе проектно-двигательного мышления совокупность знаний и двигательных представле-ний человека об объекте формируется в целостное системное объединение «знание - проект - способ действия». Проектность в данном случае - это оп-ределяющая черта мыслительной и практической деятельности человека. Проектностью пронизаны наука, искусство, педагогика, психология челове-ка. Проектируемый объект (воспринимаемая, представляемая, мыслимая система движений) предстает как мой предмет, мое переживание. Смыслообраз отражает не только двигательное действие, о котором спортсмен дума-ет, но и сам характер «осмысления значений» и «означения смыслов» в ходе языкового моделирования. Можно предположить, что эффективность проектно-двигательного мышления студента повысится, если он будет пользоваться некоторым «зер-калом», отображающим ход и результаты выработки двигательного решения. Чтобы человек мог сознательным и контролирующим образом анализиро-вать содержание своих мыслей и двигательных действий, он должен прежде всего иметь возможность вынести вовне (эксплицировать) это содержание, представить его в объективированной, языковой форме (устная или пись-менная речь, рисунки, схемы, и т.п.) [12]. Изучение двигательной деятельности человека осложняется тем, что отражение в сознании процесса выполнения действия очень сложно по своей природе. Объективное содержание образа непосредственно связано с чело-веком, который формирует его и руководствуется им в своих действиях. Оно не может быть раскрыто непосредственно для другого человека и недоступ-но при наблюдении извне. Образ характеризует субъективную идеальную форму отражения в сознании человека совершенных и будущих действий. Отражение существенных связей между элементами в структуре действия зависит от уровня абстрактного мышления. Благодаря процессам мышления обеспечивается выяснение сущности и логики всего процесса выполнения двигательного акта. Этот этап характеризуется переходом от чувственно воспринимаемых связей к связям внутренним, существенным, от менее полного к еще более пол-ному и глубокому познанию человеком собственных движений [23]. Рядом психологов отмечается благоприятное влияние мысленного вос-произведения предстоящей работы. Данный метод позволяет повысить кон-центрацию возбудительного процесса, формирование динамического стерео-типа двигательного акта. Из практики спорта известно, что мысленные (идеомоторные) упраж-нения: проигрывание движений и действий в воображении, постоянно ис-пользуются в процессе подготовки и выступлений спортсменов на соревно-ваниях. Воображение в данном случае выступает как средство создания образов, не программирующих активную деятельность, а заменяющих ее. Воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает пси-хическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. Еще в 1899 году американский ученый Д. Андерсон пытался узнать, можно ли подготовить мышцы для выполнения гимнастических упражне-ний, если движения только воображаются, но практически не выполняются. Многочисленные опыты дали положительный результат. В последующие го-ды это положение экспериментально проверялось и подтверждалось боль-шим количеством исследований по психомоторике в разных странах (США, СССР, ЧССР, ГДР, ВНР, ФРГ, Австрия, Япония, Великобритания) [23]. Резюме Именно с внедрением в спортивную практику приемов мысленной тренировки связывают современные тренеры свои надежды на решение та-ких проблем, как повышение психологической надежности спортсмена, подведение его к состоянию наивысшей результативности в момент ответствен-ного старта, реабилитации после неудачного выступления. Методы, использующиеся в идеомоторной тренировке, сущность которой заключает-ся в развитии способности спортсмена вызывать и анализировать мышечно-двигательные представления о движении, вносить в них коррективы и на ос-новании этого управлять движениями, хорошо зарекомендовали себя как на начальных этапах освоения сложных технических элементов, так и при восстановлении навыков, утраченных в результате длительного переры-ва в тренировках. Мысленные упражнения дают возможность спортсмену выйти за рамки непосредственного опыта и произвести анализ явлений на теоретическом уровне, обнаружить скрытые возможности, наметить пути их реализации. В конечном счете, умение произвольно регулировать свои, казалось бы, непроизвольные функции приводит занимающихся к возможности самостоятельно управлять и тем самым улучшать собственное психосоматическое состояние организма. Ниже представлены задачи и методы исследования, позволившие использовать методику идеомоторной тренировки для обучения гимнастическим упражнениям студентов, регулярно занимающихся спортом. ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1. Задачи исследования В настоящей главе представлены задачи, методы способствующие осуществлению запланированного в работе исследования, организация и проведение экспериментальной части. 1. На основании научной и научно-методической литературы обосновать возможность использования идеомоторной тренировки в процессе обучения двигательным действиям. 2. Провести сравнительный анализ технического выполнения опорного прыжка среди студентов традиционно обучающихся гимнастическим упражнениям и с использованием методики идеомоторной тренировки. 3. Выявить преимущества методики идеомоторной тренировки при обучении гимнастическим упражнениям. 2.2. Методы исследования В процессе решения поставленных цели и задач, нами использовались следующие методы исследования: 1. Изучение и теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования. 2. Метод бальной оценки. 3. Метод самооценки. 4. Математическая обработка полученных результатов. Изучение и теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования Для выяснения состояния исследовательской работы, ее значимости в современной подготовке специалиста по физической культуре и спорту, проведен анализ инновационной научно-педагогической и спортивной литературы. В процессе работы изучались сведения о профессиональной подготовленности студентов обучающихся по специальности физическая культура и спорт. Исследован материал, посвященный идеомоторной тренировке. Всего в ходе исследования нами изучено 34 литературных источника, из которых 28 были непосредственно использованы при написании квалификационной работы, в том числе и информационные ресурсы Интернет. Метод бальной оценки Метод использовался в экспериментальной части работы для сравнительного анализа показателей в исследуемых группах. Суть метода заключается в выставлении оценки за технику выполнения опорного прыжка «ноги врозь через коня в длину» и осуществлялась по следующим критериям: - наличие замаха, то есть движения ногами вверх и назад, после отталкивания от мостика выше уровня горизонтали плечевого пояса; - полное разгибание тела после отталкивания руками (возможен прогиб); - разведение ног не ранее момента отталкивания руками; - устойчивое, обусловленное гимнастическим стилем, приземление. Опорный прыжок не засчитывается, если: выполнен другой прыжок по форме; прыжок выполнен не одновременным толчком руками; толчок руками выполнен о ближнюю треть коня. Оценка техники выполнения двигательных действий осуществлялась визуально. За основу брались типичные ошибки техники движений и их значимость. Для определения значимости ошибок использовались следующие критерии:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|