на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Исследование влияния идеомоторной тренировки на качество выполнения гимнастических упражнений студентами факультета физической культуры
p align="left">Традиционно же двигательное умение рассматривается как форма реа-лизации двигательных возможностей человека, которая выражается в спо-собности осуществлять двигательное действие на основе неавтоматизиро-ванных целенаправленных операций; или же способностью выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) при условии концен-трированного внимания на каждом движении, входящем в изучаемое двига-тельное действие. Двигательный же навык характеризуется как форма реализации двигательных возможностей, которая возникает на основе авто-матизации двигательного умения.

По мнению Б.М. Ашмарина, двига-тельный навык - это способность выполнить двигательное действие, позво-ляющая акцентировать внимание на условиях и результате действия, а не на отдельных движениях, входящих в него [3].

Г.М. Соловьев утверждает, что двигательное действие усвоено на репродуктивном уровне умения, если учащийся справляется с заданием, в котором даны цель, условия и не-обходимые действия для ее решения, иначе способен действовать по извест-ному алгоритму, с необходимым контролем сознания и концентрацией вни-мания. Двигательное действие усвоено на продуктивном уровне навыка, если оно отличается автоматизмом, высокой точностью и надежностью, если при заданной цели, но нечетко определенных условиях (например, тактических или соревновательных и т.п.) занимающийся может уточнить и дополнить условия и применить ранее освоенные действия для решения нетиповой за-дачи; при заданной общей форме цели оперативно исследовать условия (си-туацию) и реализовать ее на творческом уровне, приводящем к достижению цели.

В такой трактовке двигательных умений и навыков просматривается не только рефлекторная их основа, но и предпосылка проявления интеллекту-альных способностей занимающихся (осознанность, способность к переносу, самостоятельность, импровизация) [24].

Таким образом, всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыс-лительной деятельности индивида, соотнесенную с условиями, которыми она задана. Направляясь на ту или иную цель, на решение определенной за-дачи, всякий реальный мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он все-гда направлен на разрешение какой-то задачи. Такое начало предполагает и определенный конец. Разрешение задачи является естественным завершени-ем мыслительного процесса. Всякое прекращение его, пока эта цель не дос-тигнута, будет испытываться субъектом как срыв или неудача. Весь процесс мышления в целом представляется сознательно регулируемой операцией.

Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением.

Поскольку мышление совершается в виде операций, направленных на разрешение определенных задач, мыслительный процесс является активным, целеустремленным, волевым актом. Разрешение задачи требует значительно-го волевого усилия для преодоления встающих перед мышлением трудно-стей. Волевые качества личности, настойчивость и целеустремленность имеют, поэтому существенное значение для успеха в интеллектуальной рабо-те.

Всякое мышление в той или иной мере совершается в понятиях. В ре-альном мыслительном процессе понятия всегда функционируют в единстве и взаимопроникновении с наглядными моментами представлений и со словом, которое, будучи формой существования понятия, является всегда вместе с тем и неким слуховым и зрительным образом.

Наглядные элементы включаются в мыслительный процесс: а) в виде образных представлений о вещах и свойствах; б) в виде схем; в) в виде слов, которыми оперирует понятийное мышление, поскольку оно всегда является мышлением словесным.

Наглядные образы и схемы не исчерпывают наглядно-чувственных компонентов мышления. Основное значение для мышления в понятиях име-ет речь, слово. Мышление в понятиях - преимущественно словесное мышле-ние. Слово является формой существования мысли, его непосредственной данностью. Мысль как бы обретает в слове необходимую материальную оболочку. Процесс мышления протекает в более или менее сложном соче-тании наглядно-образного содержания представлений, с выходящим за пре-делы непосредственной наглядности вербальным обозначением содержания мышления. Великое преимущество слова заключается в том, что чувственно-наглядный материал слова сам по себе не имеет никакого иного значения помимо своего семантического содержания; именно поэтому он может быть пластическим носителем содержания мысли в понятиях. Слова поэтому как бы прозрачны для значения: мы обычно начинаем замечать слова как звуко-вые образы только тогда, когда мы перестаем понимать их значение; в силу этого слово - наиболее пригодное средство обозначения интеллектуального содержания мысли. Но и слово - форма мысли - является не только отвле-ченным значением, а и наглядным чувственным представлением [22].

О.А. Конопкин рассматривает проектно-двигательное мышление как оперирование специфическими чувственно-понятийными образами, стиль мышления человека на базе понятий, выраженных словами (вербально), а также на основе «живого созерцания», представленного проприоцептивны-ми, зрительными, тактильными, слуховыми образами. В процессе проектно-двигательного мышления совокупность знаний и двигательных представле-ний человека об объекте формируется в целостное системное объединение «знание - проект - способ действия». Проектность в данном случае - это оп-ределяющая черта мыслительной и практической деятельности человека. Проектностью пронизаны наука, искусство, педагогика, психология челове-ка. Проектируемый объект (воспринимаемая, представляемая, мыслимая система движений) предстает как мой предмет, мое переживание. Смыслообраз отражает не только двигательное действие, о котором спортсмен дума-ет, но и сам характер «осмысления значений» и «означения смыслов» в ходе языкового моделирования.

Можно предположить, что эффективность проектно-двигательного мышления студента повысится, если он будет пользоваться некоторым «зер-калом», отображающим ход и результаты выработки двигательного решения. Чтобы человек мог сознательным и контролирующим образом анализиро-вать содержание своих мыслей и двигательных действий, он должен прежде всего иметь возможность вынести вовне (эксплицировать) это содержание, представить его в объективированной, языковой форме (устная или пись-менная речь, рисунки, схемы, и т.п.) [12].

Изучение двигательной деятельности человека осложняется тем, что отражение в сознании процесса выполнения действия очень сложно по своей природе. Объективное содержание образа непосредственно связано с чело-веком, который формирует его и руководствуется им в своих действиях. Оно не может быть раскрыто непосредственно для другого человека и недоступ-но при наблюдении извне. Образ характеризует субъективную идеальную форму отражения в сознании человека совершенных и будущих действий. Отражение существенных связей между элементами в структуре действия зависит от уровня абстрактного мышления. Благодаря процессам мышления обеспечивается выяснение сущности и логики всего процесса выполнения двигательного акта.

Этот этап характеризуется переходом от чувственно воспринимаемых связей к связям внутренним, существенным, от менее полного к еще более пол-ному и глубокому познанию человеком собственных движений [23].

Рядом психологов отмечается благоприятное влияние мысленного вос-произведения предстоящей работы. Данный метод позволяет повысить кон-центрацию возбудительного процесса, формирование динамического стерео-типа двигательного акта.

Из практики спорта известно, что мысленные (идеомоторные) упраж-нения: проигрывание движений и действий в воображении, постоянно ис-пользуются в процессе подготовки и выступлений спортсменов на соревно-ваниях. Воображение в данном случае выступает как средство создания образов, не программирующих активную деятельность, а заменяющих ее. Воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает пси-хическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Воображение тесно связано с мышлением. Подобно

мышлению, оно позволяет предвидеть будущее.

Еще в 1899 году американский ученый Д. Андерсон пытался узнать, можно ли подготовить мышцы для выполнения гимнастических упражне-ний, если движения только воображаются, но практически не выполняются. Многочисленные опыты дали положительный результат. В последующие го-ды это положение экспериментально проверялось и подтверждалось боль-шим количеством исследований по психомоторике в разных странах (США, СССР, ЧССР, ГДР, ВНР, ФРГ, Австрия, Япония, Великобритания) [23].

Резюме

Именно с внедрением в спортивную практику приемов мысленной тренировки связывают современные тренеры свои надежды на решение та-ких проблем, как повышение психологической надежности спортсмена, подведение его к состоянию наивысшей результативности в момент ответствен-ного старта, реабилитации после неудачного выступления. Методы, использующиеся в идеомоторной тренировке, сущность которой заключает-ся в развитии способности спортсмена вызывать и анализировать мышечно-двигательные представления о движении, вносить в них коррективы и на ос-новании этого управлять движениями, хорошо зарекомендовали себя как на начальных этапах освоения сложных технических элементов, так и при восстановлении навыков, утраченных в результате длительного переры-ва в тренировках. Мысленные упражнения дают возможность спортсмену выйти за рамки непосредственного опыта и произвести анализ явлений на теоретическом уровне, обнаружить скрытые возможности, наметить пути их реализации.

В конечном счете, умение произвольно регулировать свои, казалось бы, непроизвольные функции приводит занимающихся к возможности самостоятельно управлять и тем самым улучшать собственное психосоматическое состояние организма.

Ниже представлены задачи и методы исследования, позволившие использовать методику идеомоторной тренировки для обучения гимнастическим упражнениям студентов, регулярно занимающихся спортом.

ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Задачи исследования

В настоящей главе представлены задачи, методы способствующие осуществлению запланированного в работе исследования, организация и проведение экспериментальной части.

1. На основании научной и научно-методической литературы обосновать возможность использования идеомоторной тренировки в процессе обучения двигательным действиям.

2. Провести сравнительный анализ технического выполнения опорного прыжка среди студентов традиционно обучающихся гимнастическим упражнениям и с использованием методики идеомоторной тренировки.

3. Выявить преимущества методики идеомоторной тренировки при обучении гимнастическим упражнениям.

2.2. Методы исследования

В процессе решения поставленных цели и задач, нами использовались следующие методы исследования:

1. Изучение и теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

2. Метод бальной оценки.

3. Метод самооценки.

4. Математическая обработка полученных результатов.

Изучение и теоретический анализ научно-методической

литературы по проблеме исследования

Для выяснения состояния исследовательской работы, ее значимости в современной подготовке специалиста по физической культуре и спорту, проведен анализ инновационной научно-педагогической и спортивной литературы. В процессе работы изучались сведения о профессиональной подготовленности студентов обучающихся по специальности физическая культура и спорт. Исследован материал, посвященный идеомоторной тренировке.

Всего в ходе исследования нами изучено 34 литературных источника, из которых 28 были непосредственно использованы при написании квалификационной работы, в том числе и информационные ресурсы Интернет.

Метод бальной оценки

Метод использовался в экспериментальной части работы для сравнительного анализа показателей в исследуемых группах. Суть метода заключается в выставлении оценки за технику выполнения опорного прыжка «ноги врозь через коня в длину» и осуществлялась по следующим критериям:

- наличие замаха, то есть движения ногами вверх и назад, после отталкивания от мостика выше уровня горизонтали плечевого пояса;

- полное разгибание тела после отталкивания руками (возможен прогиб);

- разведение ног не ранее момента отталкивания руками;

- устойчивое, обусловленное гимнастическим стилем, приземление.

Опорный прыжок не засчитывается, если: выполнен другой прыжок по форме; прыжок выполнен не одновременным толчком руками; толчок руками выполнен о ближнюю треть коня.

Оценка техники выполнения двигательных действий осуществлялась визуально. За основу брались типичные ошибки техники движений и их значимость. Для определения значимости ошибок использовались следующие критерии:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.