на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Исследование влияния идеомоторной тренировки на качество выполнения гимнастических упражнений студентами факультета физической культуры
p align="left">объяснить, в чем состоят основные технические особенности упраж-нения, задания. Ясно, что это объяснение лишь первично; в дальнейшем раз-ного рода разъяснения, анализы становятся постоянным рабочим фоном;

опробовать упражнение или его доступную модификацию. Это опро-бование рассчитано не на немедленное буквальное исполнение нового упраж-нения, а на получение первой дозы конкретной чувственной информации, иллюстрирующей ранее увиденное и услышанное.

Начиная с опробования, процесс формирования двигательного представления идет «по спирали», так как тренер и ученик (студент) вновь и вновь обращаются к показам, разъяснени-ям, повторным пробам, систематически корректируя ДП. В этой связи обычно говорят о необходимости уточнения двигательного представления. Процесс уточнения в дальнейшем продолжается в ходе разучивания упражнения и всего периода его исполнения в спортивной практике. Самые важные из двигательных представлений следующие:

командно-двигательные, управляющие представления о действиях, «за-пускающих» и активно продолжающих движение;

кинестезические представления об изменениях позы и напряжениях мышечного аппарата;

тактильные представления о характере контакта со снарядом;

зрительные представления об ориентации, вращении, пространствен-ном перемещении тела;

вестибулярные представления о положении тела в пространстве, ха-рактере вращения;

слуховые представления о силе, характере, ритме контактного взаи-модействия с опорой;

временные, темпо-ритмические представления о движении;

смысловые представления о физических, параметрических, систем-но-структурных свойствах движения и др. [13].

Наряду с представленными выше основными двигательными представлениями в экспериментальной части настоящего исследования нами использовались отдельные положения разучивания гимнастических упражнений, основанные на теории «планомерно-поэтапного формирования действий» предложенной профессором П.Я. Гальпериным [28]. Разработанная ученым теория хорошо поясняет некоторые особенности усвоения материала в гимнастике.

Представляем рад этапов работы тренера и ученика над новым гимнастическим упражнением:

1-й этап - получение возможно более полной информации о технике и методике разучивания данного гимнастического упражнения или ему подобных (сбор «портфеля информации» о движении);

2-й этап - систематизация наиболее важных данных с выделением ведущих звеньев движения. ВЗ - это совокупность биомеханических эффектов, обеспечивающих выполнение программного движения в каждой его стадии.

3-й этап - определение необходимых операций. Под «операцией» в данном случае понимается та часть ВЗ, которая связана исключительно с произвольными факторами, в особенности мышечными действиями ученика (студента) (тогда как в состав ВЗ входят и непроизвольные факторы движения);

4-й этап - идеомоторная проработка движения, в ходе которой ученик (студент) обдумывает новое для него движение, мысленно представляя себе его собственное исполнение. Это касается как целостного движения, так и тех заданий, посредством которых целостное упражнение разучивается.

5-й этап - имитационная работа движения, когда посредством максимально доступных условий по форме и параметрам движений воссоздаются наиболее важные компоненты будущего движения. Имитация является как бы способом доступного «проявления» идеомоторных двигательных представлений ученика (студента);

6-й этап - углубленное разучивание движения, построенное на проработке каждой ранее выявленной операции. Для каждой операции ученик (студент) должен выбрать совершенно четкие чувственные представления, которыми можно руководствоваться в действии. Это так называемые основные опорные точки, совокупность которых составляет (по П.Я. Гальперину) ориентировочную основу действий. Как только ученик (студент) вырабатывает в процессе упражнений ориентировочную основу действий, это означает, что он фактически владеет двигательным умением.

7-й этап - совершенствование движения с выработкой двигательного навыка. Оптимальная автоматизация двигательных действий, сопровождающаяся формированием двигательного навыка, означает, что ранее сформировавшаяся ориентировочная основа действий «сворачивается», т.е. в определенной степени перестает контролироваться сознанием и, тем самым, открывает для занимающегося возможность сознательно контролировать те компоненты управления движением, которые ранее ускользали от него и были ненадежными [28].

Выше приведенные основы идеомоторной тренировки и положения, касающиеся ее организации и проведения дают основания сделать логический частный вывод: тренер должен отчетливо представлять себе основные компоненты двигательных представлений, так как это прямо определяет методику его работы, конкретные направления воздействия на сознание и ощущения ученика, а в конечном итоге, выбор определенных заданий, указаний, задач исполнения движения.

ВЫВОДЫ

1. Изучение и анализ вопросов психологической саморегуляции организма, как структурной единицы всесторонней подготовки специалиста по физической культуре и спорту, позволил определить, что именно с внедрением в спортивную практику приемов идеомоторной тренировки связывают современные тренеры свои надежды на решение та-ких проблем, как повышение технического мастерства и психологической надежности спортсмена, подведение его к состоянию наивысшей результативности в момент ответствен-ного старта, реабилитации после неудачного выступления.

2. Сравнительный анализ бальной оценки технического выполнения опорного прыжка «через коня ноги врозь в длину» позволил определить, что: у студентов обучающихся с использованием идеомоторной тренировки средний показатель составил 7.95±0,04 балла, у студентов обучающихся по традиционной программе 7,1±0,06 балла. Различия в полученных результатах достоверны и равны 0,85 балла.

3. Полученные экспериментальные данные использования методики идеомоторной тренировки при обучении гимнастическим упражнениям свидетельствуют о ее значимости. Преимущества заключаются в развитии способности студентов вызывать и анализировать мышечно-двигательные представления о движении, вносить коррективы и на ос-новании этого самостоятельно управлять движениями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова А.Н. Такая разная психология. - М.: Современник, 2002.

2. Алексеев. А.В. Психомышечная тренировка - метод психической саморегуляции. - М., 1979. - 27с.

3. Алексеев А.В. Себя преодолеть. /3-е изд., перераб., доп. - М.: Физическая культура и спорт, 1985. - 192с.

4. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры). - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 224с.

5. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Основные параметры прогноза качественных характеристик специалиста отрасли «физическая культура и спорт». В кн.: Довузовская подготовка как этап развития кадровой инфраструктуры. - М.: Спорт Академ Пресс, 2001. - 155с.

6. Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте. - М.: ФиС, 1983. - 128с.

7. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М.: Химия, 1993. - 400 с.

8. Боген М.М. Методологические основы теории обучения двигательным действиям: Учебное пособие. - М.: ПИОЛИФК, 1985. - 42с.

9. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. - М., Советский спорт, 1996. - 585с.

10. Гневушев В.В., Забельский С.Ю., Магин В.А., Краснов Ю.П. и др. Система биоэкономической психомоторной адаптивности цикла здоровья / Учебное пособие: изд-во Старопольсервисшкола. - Ставрополь, 2004. - 188с.

11. Гимнастика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений/Г 484 М.Л. Журавин, О.В. Заряцкая, Н.В. Казакевич и др.// Под ред. М.Л. Журавина. Н.К. Меньшикова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 448с.

13. Динейка К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. - Изд. 3-е - перераб. и дополн. - М.: Физкультура и спорт, 1989.

14. Забельский С.Ю. Система биоэкономичного психомоторного здравоукрепления. Инновации в подготовке специалистов по физической культуре и спорту: Программа курса. - Ставрополь: Сервисшкола, 2005. - 24с.

15. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М.: Просвещение, 1987. - 287с.

16. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов физической культуры: 2-е изд. испр. и доп.- СПб: изд-во РГПУ им. А.П. Герцена, 2000. - 486с.

17. Журавлёв Д.В. Особенности психорегуляции педагогической деятельности учителя - мастера. Автореферат диссертации канд. психологических наук.- М.: 1999.

18. Климов Е.А. Психология профессионала. - Москва - Воронеж, 2003.- 456 с.

19. Кольтинова В.В. Организация содержания психолого-педагогических дисциплин для студентов АФК с учётом механизмов их профессионализации.// Теория и практика физической культуры. - 1998. - №11-12.

20. Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности

и поведения // Психология личности в Социалистической обществе. - М., 1989.- с. 158-172.

21. Коренберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа. - М.: ФиС, 1979. - 209с.

22. Лин-Бей Н.П., Беляев А.А. Взаимосвязь теории и практики в подготовке будущего специалиста // Теория и практика физической культуры, 2003, № 9.

23. Лубышева Л.И., Магин В.А. Концепции модернизации процесс профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры, 2003, № 12. - с. 13-16.

24. Марков А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - 308с.

25. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.

26. Могендович М.Р. Физиологические основы взаиморегуляции моторики и вегетатики. Актовая речь. - Пермь, 1966. - 28с.

27. Неверкович С.Ф. Европейский взгляд на спортивную психологию // Теория и практика физической культуры, 1996, № 3. - с. 6-7.

28. Некрасов В.П. Психорегуляция в подготовке спортсменов. - М.: ФиС, 1985. - 89-91, 132с.

29. Никифоров Ю.Б. Психорегуляцию в практику физического воспитания школьников. //Физическая культура в школе. - 1991.- № 7-10.

30. Новиков П.М., Зуев В.М. Опережающее  профессиональное образование: Научно-практическое пособие. - М.: РГАТиЗ, 2000 - 266 с.

31.Общая психология: Учебник для студентов пед. институтов. Под ред. А.В. Покровского. - М.: Просвещение, 1986. - 464с.

32.Орлов А.А. Цели профессионально-педагогической подготовки учителя. Новые исследования в пед. науках. - М.: Педагогика. № 1, 1990. - с. 74-77.

33.Свищев И.Д., Ерегина С.В. Профессиональная подготовка и повышение квалификации специалистов в сфере физической культуры // Теория и практика физической культуры, 2001, № 12.

34. Сластенин В.А., Исаев И.С. Педагогика. - М., 2002. - 218с.

35. Смолевский В.М., Ивлиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики. М.: Просвещение, 1992.

36. Соловьев Г.М. Педагогические технологии в формировании физической культуры личности студента. Автореф. дисс. докт. пед. наук. - М., 1999. - 34с.

37.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

38. Хохлов С.И., Лосавио О.В. Педагогическая техника и психорегуляция в учебном процессе // Советская педагогика. - М., 1989, № 9. - с. 47-50.

39. Чесноков А.В. Формирование профессиональных качеств педагога по физической культуре // Теория и практика физической культуры, 2001, № 10.

40.Якубовская А.Р. Методика психомышечной саморегуляции для снижения нервно-психического и мышечного утомления // Методические рекомендации. - М., 1987. - 25с.

Приложение 1

Таблица 1

Индивидуальные показатели технической подготовленности студентов ФФК в опорном прыжке через коня ноги врозь в длину до эксперимента

экспериментальная группа

контрольная группа

Ф И О

спортивная

специализация

бал за технику

Ф И О

спортивная

специализация

бал за технику

1.

Батнасунов М.

спортивные игры

8

1.

Алфёров Д.

гимнастика

9

2.

Балаян Н.

единоборства

6

2.

Бейдик С.

единоборства

6

3.

Гайдарь Е.

лёгкая атлетика

9

3.

Баринов Д.

гимнастика

10

4.

Глебов Г.

спортивные игры

8

4.

Выродов Ю.

спортивные игры

7

5.

Иванов А.

спортивные игры

6

5.

Гиреев А.

единоборства

7

6.

Карев М.

спортивные игры

9

6.

Давыдов В.

единоборства

6

7.

Коряченцев А.

единоборства

7

7.

Денисенко М.

лёгкая атлетика

7

8.

Крюков Е.

лёгкая атлетика

7

8.

Иванов С.

спортивные игры

8

9.

Куделин В.

лёгкая атлетика

9

9.

Иванова А.

лёгкая атлетика

8

10.

Ларичев И.

спортивные игры

8

10.

Карпенко С.

спортивные игры

7

11.

Маловичко И.

единоборства

6

11.

Койбаев З.

спортивные игры

6

12.

Морозов Р.

спортивные игры

7

12.

Кулакова Е.

гимнастика

7

13.

Нанай К.

лёгкая атлетика

9

13.

Лаев И.

лёгкая атлетика

6

14.

Ососкова А.

гимнастика

10

14.

Макеевич С.

спортивные игры

6

15.

Пастухов Е.

единоборства

6

15.

Мнацаканян Д.

гимнастика

7

16.

Рагулина О.

спортивные игры

7

16.

Мурченко М.

лёгкая атлетика

7

17.

Середа А.

гимнастика

9

17.

Мустафаев А.

гимнастика

9

18.

Смогунов Е.

спортивные игры

7

18.

Резеньков А.

лёгкая атлетика

7

19.

Ферафонтов А.

гимнастика

9

19.

Филиппенко С.

спортивные игры

7

20.

Шевцов Ю.

единоборства

7

20.

Шепелева М.

гимнастика

8

n=20; М=7,3±0,04

n=20; М=7,15±0,06

Таблица 2

Индивидуальные показатели технической подготовленности студентов ФФК

в опорном прыжке через коня ноги врозь в длину после эксперимента

экспериментальная группа

контрольная группа

Ф И О

спортивная

специализация

бал за технику

Ф И О

спортивная

специализация

бал за технику

1.

Батнасунов М.

спортивные игры

8

1.

Алфёров Д.

гимнастика

9

2.

Балаян Н.

единоборства

6

2.

Бейдик С.

единоборства

6

3.

Гайдарь Е.

лёгкая атлетика

9

3.

Баринов Д.

гимнастика

10

4.

Глебов Г.

спортивные игры

8

4.

Выродов Ю.

спортивные игры

7

5.

Иванов А.

спортивные игры

8

5.

Гиреев А.

единоборства

8

6.

Карев М.

спортивные игры

9

6.

Давыдов В.

единоборства

6

7.

Коряченцев А.

единоборства

8

7.

Денисенко М.

лёгкая атлетика

8

8.

Крюков Е.

лёгкая атлетика

7

8.

Иванов С.

спортивные игры

8

9.

Куделин В.

лёгкая атлетика

9

9.

Иванова А.

лёгкая атлетика

8

10.

Ларичев И.

спортивные игры

8

10.

Карпенко С.

спортивные игры

7

11.

Маловичко И.

единоборства

6

11.

Койбаев З.

спортивные игры

6

12.

Морозов Р.

спортивные игры

8

12.

Кулакова Е.

гимнастика

7

13.

Нанай К.

лёгкая атлетика

9

13.

Лаев И.

лёгкая атлетика

6

14.

Ососкова А.

гимнастика

10

14.

Макеевич С.

спортивные игры

6

15.

Пастухов Е.

единоборства

8

15.

Мнацаканян Д.

гимнастика

8

16.

Рагулина О.

спортивные игры

8

16.

Мурченко М.

лёгкая атлетика

8

17.

Середа А.

гимнастика

10

17.

Мустафаев А.

гимнастика

9

18.

Смогунов Е.

спортивные игры

8

18.

Резеньков А.

лёгкая атлетика

7

19.

Ферафонтов А.

гимнастика

10

19.

Филиппенко С.

спортивные игры

8

20.

Шевцов Ю.

единоборства

7

20.

Шепелева М.

гимнастика

8

n=20; М=8,2±0,04

n=20; М=7,4±0,06

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.