p align="left">объяснить, в чем состоят основные технические особенности упраж-нения, задания. Ясно, что это объяснение лишь первично; в дальнейшем раз-ного рода разъяснения, анализы становятся постоянным рабочим фоном; опробовать упражнение или его доступную модификацию. Это опро-бование рассчитано не на немедленное буквальное исполнение нового упраж-нения, а на получение первой дозы конкретной чувственной информации, иллюстрирующей ранее увиденное и услышанное. Начиная с опробования, процесс формирования двигательного представления идет «по спирали», так как тренер и ученик (студент) вновь и вновь обращаются к показам, разъяснени-ям, повторным пробам, систематически корректируя ДП. В этой связи обычно говорят о необходимости уточнения двигательного представления. Процесс уточнения в дальнейшем продолжается в ходе разучивания упражнения и всего периода его исполнения в спортивной практике. Самые важные из двигательных представлений следующие: командно-двигательные, управляющие представления о действиях, «за-пускающих» и активно продолжающих движение; кинестезические представления об изменениях позы и напряжениях мышечного аппарата; тактильные представления о характере контакта со снарядом; зрительные представления об ориентации, вращении, пространствен-ном перемещении тела; вестибулярные представления о положении тела в пространстве, ха-рактере вращения; слуховые представления о силе, характере, ритме контактного взаи-модействия с опорой; временные, темпо-ритмические представления о движении; смысловые представления о физических, параметрических, систем-но-структурных свойствах движения и др. [13]. Наряду с представленными выше основными двигательными представлениями в экспериментальной части настоящего исследования нами использовались отдельные положения разучивания гимнастических упражнений, основанные на теории «планомерно-поэтапного формирования действий» предложенной профессором П.Я. Гальпериным [28]. Разработанная ученым теория хорошо поясняет некоторые особенности усвоения материала в гимнастике. Представляем рад этапов работы тренера и ученика над новым гимнастическим упражнением: 1-й этап - получение возможно более полной информации о технике и методике разучивания данного гимнастического упражнения или ему подобных (сбор «портфеля информации» о движении); 2-й этап - систематизация наиболее важных данных с выделением ведущих звеньев движения. ВЗ - это совокупность биомеханических эффектов, обеспечивающих выполнение программного движения в каждой его стадии. 3-й этап - определение необходимых операций. Под «операцией» в данном случае понимается та часть ВЗ, которая связана исключительно с произвольными факторами, в особенности мышечными действиями ученика (студента) (тогда как в состав ВЗ входят и непроизвольные факторы движения); 4-й этап - идеомоторная проработка движения, в ходе которой ученик (студент) обдумывает новое для него движение, мысленно представляя себе его собственное исполнение. Это касается как целостного движения, так и тех заданий, посредством которых целостное упражнение разучивается. 5-й этап - имитационная работа движения, когда посредством максимально доступных условий по форме и параметрам движений воссоздаются наиболее важные компоненты будущего движения. Имитация является как бы способом доступного «проявления» идеомоторных двигательных представлений ученика (студента); 6-й этап - углубленное разучивание движения, построенное на проработке каждой ранее выявленной операции. Для каждой операции ученик (студент) должен выбрать совершенно четкие чувственные представления, которыми можно руководствоваться в действии. Это так называемые основные опорные точки, совокупность которых составляет (по П.Я. Гальперину) ориентировочную основу действий. Как только ученик (студент) вырабатывает в процессе упражнений ориентировочную основу действий, это означает, что он фактически владеет двигательным умением. 7-й этап - совершенствование движения с выработкой двигательного навыка. Оптимальная автоматизация двигательных действий, сопровождающаяся формированием двигательного навыка, означает, что ранее сформировавшаяся ориентировочная основа действий «сворачивается», т.е. в определенной степени перестает контролироваться сознанием и, тем самым, открывает для занимающегося возможность сознательно контролировать те компоненты управления движением, которые ранее ускользали от него и были ненадежными [28]. Выше приведенные основы идеомоторной тренировки и положения, касающиеся ее организации и проведения дают основания сделать логический частный вывод: тренер должен отчетливо представлять себе основные компоненты двигательных представлений, так как это прямо определяет методику его работы, конкретные направления воздействия на сознание и ощущения ученика, а в конечном итоге, выбор определенных заданий, указаний, задач исполнения движения. ВЫВОДЫ 1. Изучение и анализ вопросов психологической саморегуляции организма, как структурной единицы всесторонней подготовки специалиста по физической культуре и спорту, позволил определить, что именно с внедрением в спортивную практику приемов идеомоторной тренировки связывают современные тренеры свои надежды на решение та-ких проблем, как повышение технического мастерства и психологической надежности спортсмена, подведение его к состоянию наивысшей результативности в момент ответствен-ного старта, реабилитации после неудачного выступления. 2. Сравнительный анализ бальной оценки технического выполнения опорного прыжка «через коня ноги врозь в длину» позволил определить, что: у студентов обучающихся с использованием идеомоторной тренировки средний показатель составил 7.95±0,04 балла, у студентов обучающихся по традиционной программе 7,1±0,06 балла. Различия в полученных результатах достоверны и равны 0,85 балла. 3. Полученные экспериментальные данные использования методики идеомоторной тренировки при обучении гимнастическим упражнениям свидетельствуют о ее значимости. Преимущества заключаются в развитии способности студентов вызывать и анализировать мышечно-двигательные представления о движении, вносить коррективы и на ос-новании этого самостоятельно управлять движениями. ЛИТЕРАТУРА 1. Абрамова А.Н. Такая разная психология. - М.: Современник, 2002. 2. Алексеев. А.В. Психомышечная тренировка - метод психической саморегуляции. - М., 1979. - 27с. 3. Алексеев А.В. Себя преодолеть. /3-е изд., перераб., доп. - М.: Физическая культура и спорт, 1985. - 192с. 4. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры). - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 224с. 5. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Основные параметры прогноза качественных характеристик специалиста отрасли «физическая культура и спорт». В кн.: Довузовская подготовка как этап развития кадровой инфраструктуры. - М.: Спорт Академ Пресс, 2001. - 155с. 6. Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте. - М.: ФиС, 1983. - 128с. 7. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М.: Химия, 1993. - 400 с. 8. Боген М.М. Методологические основы теории обучения двигательным действиям: Учебное пособие. - М.: ПИОЛИФК, 1985. - 42с. 9. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. - М., Советский спорт, 1996. - 585с. 10. Гневушев В.В., Забельский С.Ю., Магин В.А., Краснов Ю.П. и др. Система биоэкономической психомоторной адаптивности цикла здоровья / Учебное пособие: изд-во Старопольсервисшкола. - Ставрополь, 2004. - 188с. 11. Гимнастика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений/Г 484 М.Л. Журавин, О.В. Заряцкая, Н.В. Казакевич и др.// Под ред. М.Л. Журавина. Н.К. Меньшикова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 448с. 13. Динейка К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. - Изд. 3-е - перераб. и дополн. - М.: Физкультура и спорт, 1989. 14. Забельский С.Ю. Система биоэкономичного психомоторного здравоукрепления. Инновации в подготовке специалистов по физической культуре и спорту: Программа курса. - Ставрополь: Сервисшкола, 2005. - 24с. 15. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М.: Просвещение, 1987. - 287с. 16. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов физической культуры: 2-е изд. испр. и доп.- СПб: изд-во РГПУ им. А.П. Герцена, 2000. - 486с. 17. Журавлёв Д.В. Особенности психорегуляции педагогической деятельности учителя - мастера. Автореферат диссертации канд. психологических наук.- М.: 1999. 18. Климов Е.А. Психология профессионала. - Москва - Воронеж, 2003.- 456 с. 19. Кольтинова В.В. Организация содержания психолого-педагогических дисциплин для студентов АФК с учётом механизмов их профессионализации.// Теория и практика физической культуры. - 1998. - №11-12. 20. Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения // Психология личности в Социалистической обществе. - М., 1989.- с. 158-172. 21. Коренберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа. - М.: ФиС, 1979. - 209с. 22. Лин-Бей Н.П., Беляев А.А. Взаимосвязь теории и практики в подготовке будущего специалиста // Теория и практика физической культуры, 2003, № 9. 23. Лубышева Л.И., Магин В.А. Концепции модернизации процесс профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры, 2003, № 12. - с. 13-16. 24. Марков А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - 308с. 25. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. 26. Могендович М.Р. Физиологические основы взаиморегуляции моторики и вегетатики. Актовая речь. - Пермь, 1966. - 28с. 27. Неверкович С.Ф. Европейский взгляд на спортивную психологию // Теория и практика физической культуры, 1996, № 3. - с. 6-7. 28. Некрасов В.П. Психорегуляция в подготовке спортсменов. - М.: ФиС, 1985. - 89-91, 132с. 29. Никифоров Ю.Б. Психорегуляцию в практику физического воспитания школьников. //Физическая культура в школе. - 1991.- № 7-10. 30. Новиков П.М., Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование: Научно-практическое пособие. - М.: РГАТиЗ, 2000 - 266 с. 31.Общая психология: Учебник для студентов пед. институтов. Под ред. А.В. Покровского. - М.: Просвещение, 1986. - 464с. 32.Орлов А.А. Цели профессионально-педагогической подготовки учителя. Новые исследования в пед. науках. - М.: Педагогика. № 1, 1990. - с. 74-77. 33.Свищев И.Д., Ерегина С.В. Профессиональная подготовка и повышение квалификации специалистов в сфере физической культуры // Теория и практика физической культуры, 2001, № 12. 34. Сластенин В.А., Исаев И.С. Педагогика. - М., 2002. - 218с. 35. Смолевский В.М., Ивлиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики. М.: Просвещение, 1992. 36. Соловьев Г.М. Педагогические технологии в формировании физической культуры личности студента. Автореф. дисс. докт. пед. наук. - М., 1999. - 34с. 37.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. 38. Хохлов С.И., Лосавио О.В. Педагогическая техника и психорегуляция в учебном процессе // Советская педагогика. - М., 1989, № 9. - с. 47-50. 39. Чесноков А.В. Формирование профессиональных качеств педагога по физической культуре // Теория и практика физической культуры, 2001, № 10. 40.Якубовская А.Р. Методика психомышечной саморегуляции для снижения нервно-психического и мышечного утомления // Методические рекомендации. - М., 1987. - 25с. Приложение 1 Таблица 1 Индивидуальные показатели технической подготовленности студентов ФФК в опорном прыжке через коня ноги врозь в длину до эксперимента |
экспериментальная группа | контрольная группа | | № | Ф И О | спортивная специализация | бал за технику | № | Ф И О | спортивная специализация | бал за технику | | 1. | Батнасунов М. | спортивные игры | 8 | 1. | Алфёров Д. | гимнастика | 9 | | 2. | Балаян Н. | единоборства | 6 | 2. | Бейдик С. | единоборства | 6 | | 3. | Гайдарь Е. | лёгкая атлетика | 9 | 3. | Баринов Д. | гимнастика | 10 | | 4. | Глебов Г. | спортивные игры | 8 | 4. | Выродов Ю. | спортивные игры | 7 | | 5. | Иванов А. | спортивные игры | 6 | 5. | Гиреев А. | единоборства | 7 | | 6. | Карев М. | спортивные игры | 9 | 6. | Давыдов В. | единоборства | 6 | | 7. | Коряченцев А. | единоборства | 7 | 7. | Денисенко М. | лёгкая атлетика | 7 | | 8. | Крюков Е. | лёгкая атлетика | 7 | 8. | Иванов С. | спортивные игры | 8 | | 9. | Куделин В. | лёгкая атлетика | 9 | 9. | Иванова А. | лёгкая атлетика | 8 | | 10. | Ларичев И. | спортивные игры | 8 | 10. | Карпенко С. | спортивные игры | 7 | | 11. | Маловичко И. | единоборства | 6 | 11. | Койбаев З. | спортивные игры | 6 | | 12. | Морозов Р. | спортивные игры | 7 | 12. | Кулакова Е. | гимнастика | 7 | | 13. | Нанай К. | лёгкая атлетика | 9 | 13. | Лаев И. | лёгкая атлетика | 6 | | 14. | Ососкова А. | гимнастика | 10 | 14. | Макеевич С. | спортивные игры | 6 | | 15. | Пастухов Е. | единоборства | 6 | 15. | Мнацаканян Д. | гимнастика | 7 | | 16. | Рагулина О. | спортивные игры | 7 | 16. | Мурченко М. | лёгкая атлетика | 7 | | 17. | Середа А. | гимнастика | 9 | 17. | Мустафаев А. | гимнастика | 9 | | 18. | Смогунов Е. | спортивные игры | 7 | 18. | Резеньков А. | лёгкая атлетика | 7 | | 19. | Ферафонтов А. | гимнастика | 9 | 19. | Филиппенко С. | спортивные игры | 7 | | 20. | Шевцов Ю. | единоборства | 7 | 20. | Шепелева М. | гимнастика | 8 | | n=20; М=7,3±0,04 | n=20; М=7,15±0,06 | | |
Таблица 2 Индивидуальные показатели технической подготовленности студентов ФФК в опорном прыжке через коня ноги врозь в длину после эксперимента |
экспериментальная группа | контрольная группа | | № | Ф И О | спортивная специализация | бал за технику | № | Ф И О | спортивная специализация | бал за технику | | 1. | Батнасунов М. | спортивные игры | 8 | 1. | Алфёров Д. | гимнастика | 9 | | 2. | Балаян Н. | единоборства | 6 | 2. | Бейдик С. | единоборства | 6 | | 3. | Гайдарь Е. | лёгкая атлетика | 9 | 3. | Баринов Д. | гимнастика | 10 | | 4. | Глебов Г. | спортивные игры | 8 | 4. | Выродов Ю. | спортивные игры | 7 | | 5. | Иванов А. | спортивные игры | 8 | 5. | Гиреев А. | единоборства | 8 | | 6. | Карев М. | спортивные игры | 9 | 6. | Давыдов В. | единоборства | 6 | | 7. | Коряченцев А. | единоборства | 8 | 7. | Денисенко М. | лёгкая атлетика | 8 | | 8. | Крюков Е. | лёгкая атлетика | 7 | 8. | Иванов С. | спортивные игры | 8 | | 9. | Куделин В. | лёгкая атлетика | 9 | 9. | Иванова А. | лёгкая атлетика | 8 | | 10. | Ларичев И. | спортивные игры | 8 | 10. | Карпенко С. | спортивные игры | 7 | | 11. | Маловичко И. | единоборства | 6 | 11. | Койбаев З. | спортивные игры | 6 | | 12. | Морозов Р. | спортивные игры | 8 | 12. | Кулакова Е. | гимнастика | 7 | | 13. | Нанай К. | лёгкая атлетика | 9 | 13. | Лаев И. | лёгкая атлетика | 6 | | 14. | Ососкова А. | гимнастика | 10 | 14. | Макеевич С. | спортивные игры | 6 | | 15. | Пастухов Е. | единоборства | 8 | 15. | Мнацаканян Д. | гимнастика | 8 | | 16. | Рагулина О. | спортивные игры | 8 | 16. | Мурченко М. | лёгкая атлетика | 8 | | 17. | Середа А. | гимнастика | 10 | 17. | Мустафаев А. | гимнастика | 9 | | 18. | Смогунов Е. | спортивные игры | 8 | 18. | Резеньков А. | лёгкая атлетика | 7 | | 19. | Ферафонтов А. | гимнастика | 10 | 19. | Филиппенко С. | спортивные игры | 8 | | 20. | Шевцов Ю. | единоборства | 7 | 20. | Шепелева М. | гимнастика | 8 | | n=20; М=8,2±0,04 | n=20; М=7,4±0,06 | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|