История плавания
История плавания Введение История плавания, являясь частью истории физической культуры, повторяет основные этапы ее развития, одновременно конкретизируя их и раскрывая особенности данного вида физического упражнения. Будущему специалисту по физической культуре и спорту, изучающему предмет «Плавание», необходимо ознакомиться с его историей, поскольку, как писал Н.Г. Чернышевский, «без истории предмета нет теории предмета. Без теории нет и мысли о самом предмете». Знание особенностей развития плавания и отдельных его видов позволяет правильно понять специфику этого физического упражнения, оценить современное состояние плавания и лучше использовать опыт прошлого для совершенствования физического воспитания. Многие исторические факты и характерные эпизоды развития плавания могут быть использованы будущим педагогом в воспитательной работе со своими учениками, а также при ведении им агитационно-пропагандистской работы по физической культуре и спорту. 1. Плавание как жизненно необходимое, полезное физическое упражнение 1.1 Плавание с древнейших времен до XX века Со времени своего появления на Земле человек всегда был неизбежно связан с водой. Водоемы, около которых поселялись люди, были нужны им не только как источник необходимой для жизни воды, но и как место добывания пищи, и как преграда, защищавшая от неожиданных нападений, и как удобный путь сообщения и торговли. Огромное значение воды в жизни первобытного человека, необходимость производственного освоения этой непривычной среды потребовали от него умения плавать, чтобы не погибнуть в суровой борьбе за существование. С возникновением государственного строя умение плавать стало особенно необходимым в труде и военном деле. Только в дальнейшем, с развитием цивилизации, умение человека плавать стало применяться в целях физического воспитания. Наблюдения путешественников, изучавших быт народов, близких по своей культуре к первобытной стадии развития, свидетельствуют о том, что наши далекие предки приобретали умение плавать в самом раннем детстве. Е.А. Покровский указывает, что «в Нукагаве, например, дитя не более года уже одно плавает в воде. Полинезиец без опаски бросает в воду своего ребенка, еще не пробовавшего плавать; двух- и трехлетние дети туземцев Таити проворно плавают в прибрежных волнах; трехлетние дети хоносов в Южной Америке сами бросаются в воду, чтобы плавать, дети арабов в Южной Месопотамии уже в семи- и восьмилетнем возрасте переплывают реку без посторонней помощи». Умение плавать люди ценили всегда. Наиболее древние из найденных археологами изображений люден, плывущих способами, похожими на кроль и брасс, относятся к третьему тысячелетию до п. э. (см. фото). На гробнице правителя города Сиут Сети, жившего в Древнем Египте за 2,5 тысячи лет до н. э., сохранился текст, повествующий о его жизни, в котором, в частности, говорится; «Он давал мне уроки плавания вместе с царскими детьми». Из этого можно заключить, что умению плавать придавалось большое значение, а организованное обучение плаванию было привилегией знати. Целый ряд древних изображений свидетельствует о применении плавания в различных видах трудовой деятельности. Так, наскальные рисунки каменного века на полуострове Арнхсмленд (север Австралии) изображают людей, плывущих с копьями и связками рыб в руках. Весьма распространенным сюжетом древнеегипетских рельефов была охота вплавь па водоплавающих птиц и ныряние за рыбой. Во многих музеях есть художественно выполненные древнеегипетские туалетные коробочки и ложечки для жертвоприношений в виде плывущей девушки, держащей в вытянутых руках чашу или корзину,-- это сборщицы цветов лотоса, которые должны были уметь хорошо плавать с помощью движений ног. На древнеассирийских барельефах встречаются изображения людей, переплывающих реки. На одном из них плывущий человек, выполняя движения ногами как при способе на боку, транспортирует тростниковую лодку с людьми, а на другом плывущий направляет ход плота. На многих ассирийских изображениях в качестве средства, облегчающего плавание, фигурируют надутые воздухом кожаные мешки. Особенно большое значение умение плавать приобрело в связи с войнами. Достаточно ясное представление о применении в древние времена плавания в военных целях дает рельеф в гробнице Рамзеса II (1250 г. до и. э.) (см. фото). На нем изображена переправа хеттов, преследуемых египетскими воинами, через реку Оронт. Один из воинов плывет способом, похожим на кроль, а другой -- выполняя одновременный гребок двумя руками; многие бонны помогают своим, видимо, раненым товарищам переплыть реку или вылезти на берег, где спасают тонувшего, перевернув его вниз головой для освобождения от воды. Аналогичен и древний ассирийский барельеф, изображающий битву ассирийцев с арамеями. Славились своим мастерством переправ и ведением морских сражений воины Древней Греции п Древнего Рима. Сообщение о быстрых переправах через реки армий, насчитывавших до 10 тысяч легионеров, свидетельствует о поразительной выучке этих воинов. Римские императоры устраивали грандиозные учебные морские сражения, в которых участвовали воины, демонстрировавшие абордажные схватки, умение плавать и нырять, сражаться в воде, атаковать корабли, переправляться вплавь в полном вооружении. Известно, что в войсках персидского царя Ксеркса были пловцы-ныряльщики. Геродот (460 г. до н. э.) писал, как во время греко-персидской войны Ксеркс использовал известного греческого пловца Скиллиса для поднятия ценностей с затонувшего корабля. Когда Скиллис поднял ценности, Ксеркс не отпустил его. Тогда во время бури Скиллис прыгнул за борт своей плавучей тюрьмы, перерезал якорные канаты всех кораблей, и они разбились о прибрежные скалы. Спасаясь от врагов, Скнллис проплыл от Афет до острова Эвбея (около 14 км), часто ныряя, чтобы скрыться от глаз врагов. За этот подвиг греки поставили ему статую в Дельфах, Греческий общественный деятель Солон предписывал в процессе воспитания юношества наряду с чтением и письмом обращать особое внимание на плавание. Его изречение «он не умеет ни плавать, пи читать» применялось для характеристики невежественного человека, недостойного называться гражданином. Еще на заре человечества люди знали о целебных свойствах воды, мистически их осмысливая. Они верили, что омовения защищают от нечистой силы, происки которой вызывают болезни. Все религии предписывали необходимость очищения тела путем совершения омовений. Многие народы с древних времен использовали купание в гигиенических и закаливающих целях. Изречение древних индийских мудрецов гласит: «Десять преимуществ дает омовение: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин». Особенно высокого уровня достигла культура тела в Древней Элладе. Слово «гигиена» греческого происхождения. В Древней Греции и Древнем Риме существовал культ богини чистоты -- Гигип. «Римляне в течение шести столетий обходились без врачей благодаря плаванию и купанию» -- так утверждал римский писатель Плиний. Родоначальник медицины греческий врач Гиппократ преподавал естественные методы терапии и особенно рекомендовал водолечение. Его ученик Асклепнад основой выздоровления считал применение гимнастики, диеты и водных процедур. В Риме до наших дней сохранились развалины терм -- общественных бань, являвшихся также спортивными, культурными и увеселительными учреждениями. Некоторые термы могли одновременно вмещать до 2500 человек. В них были множество купален, несколько плавательных бассейнов, залы для гимнастики, библиотеки, аллеи для прогулок и картинные галереи. Купаться ежедневно, даже по нескольку раз, было обычаем. В Греции существовал государственный закон, обязывающий граждан регулярно ходить в баню. По свидетельству византийца Маврикия, древние славяне были «особенно способны переправляться через реки потому, что больше и лучше, чем остальные люди, умели держаться на воде». В старинной Ипатьевской летописи запечатлен замечательный патриотический подвиг русского отрока-пловца, спасшего Киев от разграбления и разрушения, а население от истребления и плена: несмотря на преследования врагов, он добрался из осажденного печенегами Киева до военного стана князя Святослава, переплыв Днепр, и сообщил о нашествии врага. В средние века физическая культура пришла в упадок. В это время плавание считалось греховным занятием. В ряде городов Европы купание было запрещено церковью. Однако воины-феодалы отлично понимали значение плавания. В «Зерцале рыцаря», где перечислялись главные качества, необходимые рыцарю, указывалось, что он «должен уметь плавать в броне на животе и на спине». Правда, многие рыцари плавать не умели. В «Песне о Роланде» описана печальная участь рыцарей, попасших в воду: Попрыгали в поток, но не спаслись: Доспехи увлекли на дно одних -- Те утонули раньше остальных; Других сперва снесло теченьем вниз; Кто разом захлебнулся -- тот счастлив. Простились с жизнью в муках все враги. Как известно, такая же судьба постигла и немецких «псов-рыцарей», разбитых русскими на льду Чудского озера. Отдельные знаменитые пловцы, конечно, были и в средние века. Так, иезуит Афанасий Кирхер сообщает об известном пловце-ныряльщике XIV в. некоем Николае из Сицилии, проводившем большую часть своей жизни в воде и прозванном за свое редкое по тем временам умение «Николаем-рыбой». Видные гуманисты эпохи Возрождения: педагог Витторио да Фельтре (1378--1446), писатель Франсуа Рабле (1494--1553), г.рач Иероним Меркуриалис (1530--1606), социалисты-утописты Томас Мор (1478--1535) и Томмазо Кампанелла (1568--1639), педагог Гутс-Мутс (1759--1839) в противовес средневековой схоластической педагогике, игнорировавшей физическое воспитание, выдвигали идею соединения умственного и физического воспитания, причем важным средством физического воспитания они считали плавание. Так, итальянский педагог Витторио да Фельтре не только призывал обращать внимание на физическое воспитание, по и организовал в 1424 г. в Мантуе школу «Дом радости», где наряду со многими физическими упражнениями на лоне природы обучал своих учеников плаванию. Ф. Рабле в своей знаменитой книге «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1532 г.), описывая физическое воспитание своего героя великана Гаргантюа, обращает особое внимание на его умение плавать разнообразными способами: «Плавал в глубоких местах на груди, на спине, на боку, двигая всеми членами или одними ногами. Сохранились эскизы приспособлений для плавания (перчатки в виде плавников и ласты для ног, очевидно изготовляемые из кожи), выполненные Леонардо да Винчи (XVI в.). С древних времен известны и приспособления, улучшающие видимость под водой. Марокканский путешественник Ибн Батута, посетивший в 1331 г. Персидский залив, писал о собирателях жемчуга: «Прежде чем нырнуть, ловец надевал на лицо нечто вроде маски из черепахового панциря, а на нос -- черепаховый зажим». В Японии профессиональные собирательницы жемчуга -- ама -- ныряли в очках. На французской гравюре XVI в. сборщики кораллов также изображены в защитных очках. В XVII в. в русских войсках было введено обучение плаванию. «Научение, как солдатам оружием владети» подчеркивает важность умения плавать для каждого воина и наставляет предпринимать меры по организации обучения плаванию. При Петре I плавание было включено в число учебных дисциплин в Морской академии и Императорском сухопутном кадетском корпусе. Приказ Петра I гласил: «... всем новым солдатам без изъятия должно учиться плавать, не всегда есть мосты». Обучение плаванию в кадетском корпусе проводилось и после Петра I. Так, через 40 лет после его приказа периодически издаваемый «Экономический месяцеслов» сообщал, что «при знаменитом воспитательном училище в здешнем сухопутном кадетском корпусе... держат особого учителя для обучения кадетов с самых юношеских лет плаванию, которое и продолжается во всё лето по дважды в неделю». А по свидетельству Я. Грота (1777 г.), воспитанники корпуса публично демонстрировал!! иностранным гостим, посетившим столицу, свою выучку в прыжках через рвы, вольтижировке и плавании. В России еще задолго до начала развития плавания на Западе успешно проводилось организованное обучение плаванию, причем имелись достаточно многочисленные кадры профессионалов-преподавателей, среди которых были не только военнослужащие, но и специалисты, работавшие по вольному найму. Например, в «Санкт-Петербургских ведомостях» за 1782 г. было напечатано: «...желающие обучать в Морском шляхетском кадетском корпусе кадет плаванию явились бы для договора о цене». Купание в летнее время продолжает оставаться популярным гигиеническим средством и физическим упражнением в России. Один из иностранцев, посетивших Россию в 1794 г., писал, что «купание у русских является одновременно потребностью и удовольствием и среди европейских народов они, вероятно, единственные, у которых еще достаточно сохранился этот полезный и столь благоприятный обычай». Поражала иностранцев и закалка русских. Например, камер-юнкер Берхольц, находившийся при дворе Петра I, с удивлением отмечал: «Русские бросаются совершенно нагие из самых жарких бань в самую холодную воду и чувствуют себя очень хорошо, потому что с детства привыкли к этому». Большое значение умению плавать и закаливанию придавал А.В. Суворов. Имеется свидетельство, что «в Ладоге он учил своих солдат перепрыгивать через рвы, что люди обучались у ил о плаванию, потому нередко, кончив строевое учение, он подводил полк к берегу Волхова, приказывал всем раздеться, раздевался сам и затем производил переправу вброд и вплавь». Такая боевая суворовская учеба сыграла важную роль во всех победоносных походах Суворова, и особенно при взятии им ряда крепостей на Дунае.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|