p align="left">Первая книга по плаванию, написанная датчанином Н. Вапманом, вышла в 1538 г. В России первое описание техники плавания и методики обучения плаванию можно встретить в «Экономическом месяцеслове» за 1776 и 1792 гг. Неизвестный автор предлагает естественный метод целостного обучения способу брасс, который предусматривал вначале обучение лежанию на воде, а затем выполнение всех плавательных движений, т. е. воспроизведение способа плавания в целом. При этом автор обращает внимание на такие важные в обучении элементы, как наполнение воздухом легких, необходимость вытягиваться, сохраняя горизонтальное положение тела, и согласовывать движения рук и ног. Выдающийся немецкий теоретик и практик физического воспитания педагог Гутс-Мутс, хорошо понимая важность распространения плавания, издал в 1798 г. «Маленькое руководство по пларапию». В начале XIX в. плавание стало изучаться в военных учебных заведениях многих европейских стран. Кроме того, наряду с существовавшими общественными купальнями начали создаваться различные общества и кружки любителей плавания. В 1785 г. в Париже была основана первая школа любителей плавания. В России первая школа плавания открылась в 1827 г. на Неве. Журнал «Северная пчела» писал об этой школе следующее: «В Петербурге занимается фехтмейстер Гризье. Мы видели его учеников, мальчиков, которые три недели назад боялись войти в ванну, а ныне плавают и ныряют, как рыбы в просторных ваннах, в самой Неве в бурную погоду. Желательно, чтобы и другие молодые люди воспользовались его наставлениями». В этот же период было открыто еще несколько школ плавания: в 1834 г.-- на Большой Неве и в 1838 г.-- на Васильевском острове. Методика обучения, применявшаяся в этих школах, получила одобрение Общества русских врачей и стала применяться в 20 различных государственных и военных учебных заведениях. Одну из таких школ, занятия в которой проводились в небольшом бассейне при банях с 1912 г., посещали известные представители русской интеллигенции. Обучение плаванию в армии и появление школ плавания способствовали совершенствованию методики обучения. В первой половине XIX в. был разработан метод раздельного обучения плаванию: каждое плавательное движение изучалось отдельно, и только после такого освоения всех движений способ плавания воспроизводился целиком. Авторы пособий по плаванию того времени Гейнц, Паули рекомендовали сначала изучать плавательные движения на суше, а при выполнении упражнений в воде использовать различные поддерживающие средства (пробковые поплавки, надувные мешки, удочки, лямки и т.п.). Обучение проводилось способу брасс и другим способам. Например, саперов русской армии обучали плаванию на груди, на спине, плаванию в одежде, прыжкам в воду, нырянию, поднятию со дна тяжестей и приемам переправы вплавь. Искусным пловцом в то время считался человек, владеющий большим количеством разнообразных способов плавания. Описание можно встретить в книге Г. Тевенота, вышедшей в 1867 г. В ней приводятся: «Способ плавать вокруг, представляя колесо или компас; способ оборачиваться в воде совершенно прямо; способ плавать сложивши руки; способ плавать на животе без помощи рук; способ плавать держа одну ногу рукою; способ плавать по-песьему, пли наподобие собак; способ бить воду ногами; способ играть ногою своею, плавая; способ показывать обе ноги плавая; способ плавать поднявши ногу; способ плавать поднявши руки; способ плавать поднявши вверх подбородок; способ ползать в воде; способ садиться в воде; способ показывать четыре части своего тела вне воды: способ плавать на боку; способ плавать обративши глаза к небу; способ плыть вперед, лежа на спине; различные способы оборачиваться во время плавания». Автор не только описывает эти способы, но и дает рекомендации, как каждый из них использовать в определенных случаях: при судороге, при запутывании в водорослях или для совершенствования в искусстве плавания, Ко второй половине XIX в. был накоплен богатый опыт обучения плаванию. В России появился ряд книг по плаванию: Л. Брусилова, П. Плахова, Л. Конкина, Г. Тевенота, А. Ганике и др. Большое значение имело появление наиболее прогрессивного метода обучения плаванию -- целостно-раздельного. Его описание можно найти в книге А. Ганике «Самообучение плаванию», вышедшей в 1897 г. Сущность метода заключалась в изучении отдельных элементов техники плавания и в их последовательном сочетании в способе плавания. Упражнения выполнялись вначале в облегченных условиях (па суше, у неподвижной опоры в воде, в скольжении с задержкой дыхания), а потом в обычных условиях плавания. Впервые автор рекомендует в начале обучения применять упражнения по освоению с водой -- передвижения на мелком месте, погружения, всплывания и, что особенно ценно, упражнение в скольжении. Этот метод позволял эффективно проводить групповое обучение плаванию, поэтому он стал основным методом обучения с начала XX в. во всех школах плавания России и за рубежом. Несмотря на развитие методики обучения, плавание не стало массовым. Многие люди плавать не умели, и количество несчастных случаев на воде все время возрастало. В связи с этим предпринимались первые шаги по организации спасательной службы на воде. Одно из первых обществ, ставящих перед собой задачи спасания тонущих и обучения населения методам оживления тонувших, было основано в 1767 г. в Амстердаме; в 1772 г. в Париже был издан устав о спасании тонущих; в 1774 г. создано наиболее крупное общество по спасанию -- «Английское королевское общество для спасания утопающих». В России в 1866 г. кронштадтскими моряками было основано общество организации помощи при кораблекрушениях, преобразованное в 1871 г. в «Российское общество спасания на водах». Вначале оживлять тонувших пытались поворачивая их с живота на спину и обратно, катая их на бочке, покачивая на простынях и т.п. В дальнейшем стали применять более действенные методы. Так, в «Краткой для народа книжке», изданной в России в 1799 г., рекомендовалось «стараться, чтобы впустить ему в легкие опять воздух посредством вдыхания изо рта в рот или с помощью разду-вательного мешка». В середине XIX в. в практику были введены различные ручные способы искусственного дыхания: Шефера, Холла, Сильвестра и др. С начала XX в. во многих капиталистических странах начинает бурно развиваться спортивное плавание. Это связано с тем, что в период перерастания «свободного» капитализма в империализм буржуазия усиливает использование физической культуры и спорта не только для военно-физической подготовки молодежи, но и для отвлечения трудящихся от классовой борьбы. При этом интересы оздоровления и физического воспитания людей подменяются гонкой за рекордами, подавляющее большинство населения не имеет возможности заниматься физической культурой и спортом. В России большую роль в развитии как массового, так и спортивного плавания сыграла школа плавания, основанная в 1908 г. в Шувалове (недалеко от Петербурга). Она была организована на общественных началах по инициативе морского врача В.Н. Пескова. В течение летнего сезона в ней обучалось плаванию до 400 человек. Занимавшиеся ежегодно участвовали в соревнованиях и могли получить звание магистров и кандидатов плавания при условии выполнения 12 следующих упражнений: 1) проплыть 3000 м; 2) проплыть па спине 1500 м; 3) проплыть 1500 м в одежде и обуви способом брасс; 4) проплыть 450 м па спине с помощью движений одними руками; 5) проплыть 450 м с помощью движений одними ногами; 6) проплыть 30 м на спине, держа камень весом 2 кг в одной руке; 7) проплыть 30 м под водой; 8) нырнуть па глубину 4--5 м за камнем 5 раз подряд с отдыхом 2--3 с; 9) раздеться в воде; 10) выполнить спасательное плавание на 75 м; прыгнуть со старта, проплыть 50 м, захватить «утопающего» и проплыть с ним 25 м, 11) оказать первую помощь «утонувшему»; 12) сделать с 7-метровой вышки три прыжка с места и три с разбега. Очевидная сложность этих норм свидетельствует об отличной подготовке русских пловцов. Понимая, что для развития спортивного плавания в России необходимо развивать и массовое плавание, выпускники Шуваловской школы организовали школы плавания в Феодосии, Баку и Ораниенбауме, а несколько позже также в Киеве, Чернигове, Батуми, Николаеве, Ростове-на-Дону, Самаре и Москве. В 1912 г. в Москве было создано «Московское общество любителей плавания», проводившее занятия как летом, так и зимой в Сандуновских банях. Несмотря на это, к началу войны 1914--1918 гг. во всей России насчитывалось всего 12 школ плавания. В войсках плаванию обучали только специальные рода войск: понтонные, саперные и морские. Во время войны вынужденные переправы через реки вызывали большие людские потери. Война показала все несовершенство организации обучения плаванию в царской России. Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало развитию советской физической культуры и спорта как составной части социалистической культуры и всестороннего воспитания человека. С первых же дней установления Советской власти уделялось огромное внимание вопросам укрепления здоровья и физического воспитания молодежи. В связи с гражданской войной и борьбой с иностранными интервентами особое внимание было обращено на военно-физическую подготовку молодежи. В 1918 г. VII съезд партии принял решение об организации всеобщего военного обучения трудящихся, составной частью которого была физическая подготовка. Всевобуч в 1918 и 1919 гг. организовал массовое обучение плаванию и переправам вплавь в ряде крупных городов СССР. В 1922 г, при его поддержке было образовано общество плавания «Дельфин», явившееся преемником традиций Шуваловской школы и ставшее вскоре своеобразным центром спортивного плавания в стране. Под руководством профсоюзных организаций начинается учебно-спортивная работа по плаванию. Открываются спортивные школы плавания, организуются соревнования. Например, с 1921 г. стали ежегодно проводиться крупные соревнования в Москве. Открытые в Москве и Петрограде институты физкультуры начали готовить преподавателей и тренеров по плаванию. Дальнейшее развитие в стране плавания, как и других видов спорта, было определено постановлением ЦК ВКП(б) от 13 июля 1925 г. «О задачах партии в области физической культуры». Постановление сыграло большую роль в привлечении партийных и государственных организаций, а также армии и флота к руководству спортивной работой. Реализация данного постановления привела к значительному улучшению всей работы по плаванию: расширилось строительство водных баз и бассейнов, во всех республиках возросло число занимающихся плаванием, увеличилось количество и разнообразие спортивных соревнований по плаванию. В 1925--1934 гг. издается ряд учебных пособий по плаванию: «Теория и практика спортивного плавания» (Л.В. Геркап), «Водный спорт» (А.А. Жемчужников), «Плавание, прыжки в воду и водное поло» (Н.А. Бутович). В это же время совершенствуется методика обучения и спортивной тренировки по плаванию. Заметным шагом вперед был «комплексный метод обучения», предложенный в 1926 г. преподавателями Ленинградского института физкультуры. Этот метод после обязательного этапа освоения с водой предусматривал параллельное изучение нескольких способов плавания. В 1931 г. в Ленинграде был разработан так называемый метод трех ступеней, который представлял собой методически обоснованную систему перехода от начального обучения к совершенствованию техники, а затем к спортивной тренировке, причем каждый из этапов был связан с подготовкой и сдачей норм соответствующей ступени комплекса ГТО. В 1928 г. в Москве состоялась Всесоюзная спартакиада, которая способствовала дальнейшему распространению и развитию плавания в нашей стране. В период 1926--1929 гг. советские спортсмены проводят свои первые международные соревнования по плаванию. В 1929 г. ЦК ВКП(б) вынес постановление «О физкультурном движении», в котором обращалось внимание на необходимость развития массового физкультурного движения и улучшения плановости и организованности физкультурной работы. Большое значение в формировании всей советской системы физического воспитания и развитии массового плавания имело введение в 1931 --1932 гг. комплекса ГТО и в 1934 г. комплекса БГТО, Развитию массового плавания способствовало созданное в 1931 г. «Общество содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях СССР» (Союзосвод). Оно проводило большую работу не только по охране жизни трудящихся, но и по обучению населения плаванию и его популяризации. Плавание развивается во всех советских республиках. В сравнительно короткий срок в пашей стране был заложен прочный фундамент развития массового плавания. В 1941 г. гитлеровская Германия вероломно напала па нашу Родину. Развитие спорта, в том числе плавания, в стране затормозилось. Физкультурные организации перестроили свою работ)" в интересах фронта. В годы войны проводилась большая работа по военно-физической подготовке. Только в 1943 г. было обучено плаванию и переправам вплавь около 500 тыс. человек. В боевых операциях на море, при высадке десантов и переправах умение плавать и держаться на воде в обмундировании и с оружием способствовало победе наших воинов и спасению их жизней. Форсирование нашими войсками таких многоводных рек, как Днепр, Дон, Висла, Одер и др., являлось выдающимся образцом военного искусства. Умение советских воинов плавать сыграло при этом большую роль. Много подвигов, связанных с применением плавания в боевой обстановке, было совершено советскими людьми в Великую Отечественную войну. Среди них было немало советских спортсменов. Например, чемпионы по плаванию довоенных лет И. Дурейко, А. Заикип, Н. Корниенко, Ю. Курило, Г. Мазуров, Л. Мешков и др. за выполнение ответственных боевых заданий были награждены правительственными наградами.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|