на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Методические рекомендации по обучению барьерному и гладкому бегу для учащихся 4-11 классов
p align="left">Рис. 10

В этот момент бегуны находятся друг от друга на расстоянии вытянутых рук 1 - 1,3 м. При передаче принимающий должен точно фиксировать свою кисть сзади туловища, а передающий точно вложить эстафетную палочку в раскрытую ладонь принимающего.

СРЕДСТВА:

1. Рассказ, показ техники передачи и приема эстафетной палочки.

2. Разъяснение основных правил проведения эстафетного бега.

3. Передача и прием эстафетной палочки из правой в левую (и наоборот) руку на месте, без предварительной имитации движений рук при беге.

4. То же по сигналу преподавателя "Хоп!" с имитацией движений рук при беге на месте.

5. Передача и прием эстафетной палочки по сигналу "Хоп!" передающего в ходьбе, медленном беге со средней скоростью.

6. Низкие старты с эстафетной палочкой на повороте.

7. Старт с опорой на одну руку на прямой и на повороте.

8. Старт принимающего в момент достижения передающим контрольной отметки.

9. Передача и прием эстафетной палочки на быстром ходу в начале и конце виража.

10. Передача и прием эстафетной палочки на полной скорости в пределах зоны.

11. Бег по всей дистанции; передача и прием эстафетной палочки по этапам на полной скорости в установленной правилами 30-метровой зоне.

12. Командный бег "на результат" в эстафете 4 х 100 м.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ

1. Бег в равномерном темпе 15 - 20 мин.

2. Повторный бег 2 х 400 - 600 м. Отдых 5 -7 мин.

3. Переменный бега 3 х 400 м. Отдых 5 мин.

4. Бег 2000 м на время или 3000 м без учета времени.

5. Кросс по пересеченной местности до 4 км, объем бега с максимальной скоростью в одном уроке - 250 - 280 м. недельный объем бега на выносливость 5 - 6 км.

Десятый класс

ЗАДАЧА I:

Обучить технике преодоления полосы препятствий (юноши).

Полоса препятствия: старт лежа, бег 10 м, барьер высотой 76 см, бег 10 м, ров 2,5 м, бревно 5 м, бег 10 м, забор (три жерди, высота верхней 2 м), бег 10 м, метание мяча (теннисного) с 15 м в цель (вертикальный габарит 1 х 1 м), лабиринт, вкопанные в шахматном порядке балки (имитация разрушенного моста) 6 шт. с высотой от 15 до 40 см последняя, бег 10 м.

ТЕХНИКА:

- Старт лежа. Исходной положение стартующего - лежа на животе, правая нога согнутая в колене, слегка отставлена в сторону. Ученик опирается на согнутую в локте левую руку и на кисть правой, голова и плечи приподняты. По команде учащийся, опираясь на руки и правую ногу, левую ставит на носок и, отталкиваясь руками и левой ногой, выполняет старт.

- Барьер преодолевается широким шагом. Перенос ноги через барьер совершают быстро. При переходе через барьер туловище немного наклоняют вперед. Не останавливаясь после приземления, сразу же делают следующей шаг вперед. Барьер можно преодолевать и наступая.

- Ров преодолевают широким прыжком "в шаге" с одной ноги на другую.

- Бревно преодолевают с ходу, набегая широким шагом. На бревне ступни ног ставят на его круглую поверхность носками наружу (примерно под углом 45 °). Соскок выполняют на обе ноги, мягко, небольшим сгибанием в коленях с последующим продолжением бега.

- Забор преодолевают, ставя ногу на нижнюю перекладину, затем, ухватившись за верхнюю двумя руками, переставляя ногу на следующую, а другую ногу ставят на верхнюю перекладину забора. Опираясь на руки, ученик проносит свободную ногу под перекладиной и, не выпрямляясь, слегка отталкиваясь ногой, спрыгивает вниз-вперед, мягко приземляясь на согнутые ноги, и сразу же продолжает бег.

- Метание мяча в цель выполняют с места способом "из-за головы через плечо". Метание в цель ученик проводит только один раз и независимо от попадания или промаха продолжает бег.

- Бег по лабиринту продолжают, не поворачивая туловище, а только наклоняя его в левую или правую сторону, делая в данном направлении небольшие приставные шаги, опираясь руками с поднятыми локтями о перекладины или столбы препятствия.

- Разрушенный мост "шесть столбиков" преодолевают. Не останавливаясь после лабиринту, перепрыгивая с одной опоры (столбика) на другую, не пропуская опор. Спрыгнув с последнего столбика, продолжают бег.

СРЕДСТВА:

1. Преодоление полосы препятствий по частям.

2. Преодоление полосы препятствий в целом.

3. Преодоление полосы препятствий на время.

4. Эстафетный бег на различных этапах полосы препятствий.

ЗАДАЧА II:

Совершенствовать технику преодоления вертикальных и горизонтальных препятствий (девушки).

СРЕДСТВА:

1. Бег с преодолением препятствий изученными способами.

2. Эстафетный бег с преодолением препятствий.

ЗАДАЧА III:

Совершенствование техники стартового разгона на этапах эстафетного бега
и эстафеты в целом.

СРЕДСТВА:

1. Применять упражнения 5 - 9 девятого класса.

2. Передача эстафеты в начале и в к4онце поворота на отрезке 50 - 70 м.

3. Передача с полным пробеганием своих этапов.

4. Пробегание эстафет 4 х 40, 4 х 50, 4 х 60 м.

5. Пробегание в полную силу эстафеты 4 х 100 м.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ

1. Бег в чередовании с ходьбой от 4 до 6 км.

2. Переменный бег 3 х 400 м; 2 х 600 м.

3. Повторный бег 3 - 4 х 100 м.

4. Бег 2000 м на время или 3000 м без учета времени (девушки).

5. Бег 800 м и 3000 м на время или 5000 м без учета времени (юноши).

6. Кросс по пересеченной местности (девушки до 4 км, юноши 5 - 6 км).

Объем бега на скорость до 300 м.

Объем бега на выносливость - 6 -7 км.

Одиннадцатый класс

ЗАДАЧА I:

Совершенствование техники финиширования в беге на различных дистанциях.

ТЕХНИКА:

Наиболее эффективным способом финиширования является низкий наклон туловища вперед на последнем шаге или наклон вперед с одновременным поворотом плеча в сторону плоскости финиша. Приближаясь к финишу, бегун должен постараться сохранить достигнутую на дистанции длину и частоту шагов, акцентируя внимание на энергичных движениях рук. При финишировании нельзя отбрасывать голову назад, высоко понимать руки, останавливаться сразу после финиширования. А также смотреть технику финиширования 4 класс.

СРЕДСТВА:

1. Использовать упражнения 2 - 5, 7, 9 - 12 для 4 класса.

2. Наклоны вперед с отведением рук назад на месте, в ходьбе, медленном беге.

3. То же, но наклоны выполняют по сигналу учителя.

4. Наклоны вперед с одновременным поворотом плеча в медленном беге.

5. Бег, не снижая скорости при пересечении линии финиша по одному, парами, группами (20, 30 ,40 м).

6. Финиширование при пробегании отрезков 200, 300, 400 м., финишное ускорение выполнять на отрезках 30 - 50 м.

ЗАДАЧА II:

Обучить технике преодоления вертикального, за которым следует горизонтальное препятствие.

ТЕХНИКА:

При приближении к такому препятствию нужно несколько ускорить бег. В момент отталкивания маховая нога активным движением выносится вперед. Стопа маховой ноги касается передней части препятствия с последующим перекатом на носок, таким образом, чтобы иметь хороший упор для выполнения последующего отталкивания. Во время входа на препятствие увеличивается наклон туловища. Маховая нога, сгибается в меньшей степени, чем при преодолении простых вертикальных препятствий. После отталкивания следует "полет в шаге" и подготовка к приземлению. В этой фазе важно сохранить равновесие. Малоподготовленные ученики могут приземляться на обе ноги.

СРЕДСТВА:

1. Рассказ, показ техники преодоления данного препятствия.

2. Бег с преодолением данного препятствия изученными способами.

3. Бег с преодолением различных препятствий изученными способами.

4. Эстафеты с преодолением препятствий.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ

1. Челночный бег 10 х 10 м

2. Равномерный бег 15 - 20 мин.

3. Переменный бег до 20 мин. (включать ускорения до 200, 400, 600 м). Девушки бег в сочетании с ходьбой до 20 мин.

4. Бег 2000 м на время или 3000 м без учета времени (девушки).

5. Бег 3000 м на время или 5000 м без учета времени (юноши).

6. Кросс 1000 м на время. (юноши).

7. Кросс 4 км (девушки), до 6 км (юноши).

Объем бега на скорость - 300 м.

Объем бега на выносливость на двух уроках 6 - 7 км (юноши); 5 - 6 км (девушки).

ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ МЕТАНИЮ МАЛОГО МЯЧА

Метания мяча для школьников технически более трудны в освоении, чем бег и прыжки. Это обусловлено тем, что на уроках физической культуры учащееся должны овладеть не только основами различных метаний, но и наиболее совершенными их способами. Достигнуть этого можно только при условии непрерывного совершенствования техники метаний и систематической работы над общим физическим развитием занимающихся на протяжении всего школьного обучения.

По характеру выполнения движений метание спортивных снарядов является скоростно-силовым упражнением с выраженной динамичностью и взрывной работой мышц. У спортсменов высокого класса скорость разгона системы "метатель - снаряд" на последних бросковых шагах достигает 7,5 - 8,5 м/сек, а скорость вылетающего снаряда - 33 м/сек и больше.

Достижение высоких результатов в этом виде легкой атлетики зависит:

от умения метателя набрать оптимальную горизонтальную скорость во время разбега;

от его возможностей трансформировать эту скорость, т.е. передать её от нижних к верхним звеньям тела, путем овладения рациональным ритмом последних бросковых шагов. Обгона нижними звеньями тела снаряда и увеличения пути сопровождения снаряда для более продолжительного воздействия на него;

от способности метателя придать снаряду максимальную скорость при оптимальном угле вылета.

Специфические особенности техники метания требуют хорошей координации движений, эластичной мускулатуры, достаточной подвижности в суставах и гибкости, динамической и взрывной силы, умения управлять отдельными звеньями тела, чувства ритма и т. д.

Эти требования ставят перед педагогом комплекс задач, которые он должен решать последовательно, а чаще всего одновременно в процессе обучения. А так же должен, прежде всего, создать необходимые предпосылки и условия для овладения техникой, а затем приступить к непосредственному обучению.

Первая задача:

Ознакомить учащихся с техникой метания снаряда с разбега.

Средства:

1.
Показать технику метания мяча с разбега и кратко объяснить основы техники, демонстрируя наглядные пособия. Наблюдать за техникой лучших метателей мяча.

2.
Ознакомить со снарядом, местом для метания и правилами выполнения метания на соревнованиях.

Вторая задача:

Обучение правильному держанию мяча и изучение хлестообразного рывка метающей руки.

Средства:

1.
Показать и проверить правильность держания мяча.

Рис. 1

Мяч берется в правую (левую) руку так, чтобы он не соприкасался с ладонью и лежал на указательном и среднем пальцах, придерживался с боков безымянным и большим пальцами (рис. 1).

2. метание малого мяча с места.

Вариант А. - И. П. - стоя ноги на ширине 50 см, вес тела преимущественно на передней части стоп. Метающая рука над плечом, согнута в локтевом и плечевом суставах. Локоть на уровне лица, свободная рука опущена вниз.

Имитируется бросок последовательным и непрерывным выпрямлением руки вперед-вверх; затем рука продолжает движение вниз, в строну, назад и до исходного положения. Подготовка к броску имитируется в упражнении без перерыва 8 - 10 раз (рис 2).

Вариант Б. - из того же и.п. метание малого мяча (150 г) в стену. Метающая рука выпрямляется вперед-вверх. Мяч после отскока от стены ловится. Упражнение выполняется в 2 серии по 8 - 10 раз.

Целесообразно метать и из и.п. стоя ноги врозь, левым боком к направлению броска, чтобы лучше ощутить опору левой ногой (рис 3). В этом положении стопы параллельны, расстояние между ними - 30 см, вес перенесен на левую ногу.

Вариант В. - Из того же и.п. метание малого мяча в землю. Метающая правая рука вынесена перед грудью параллельно земле на высоту плеч и согнута под прямым углом в локтевом и плечевом суставах. В момент рывка левая рука придерживает правую руку под локоть. Выполняется в 2 серии по 8-10 раз (рис 4).

Вариант Г. - То же и.п., метающая рука вынесена над плечом уже известным образом. Рукой размахивают вперед-назад в плечевом суставе, не изменяя угла сгибания в локтевом суставе (рис 5). Выполняются в 2 серии по 8 - 10 раз. При выполнении упражнения метающая рука свободна и расслаблена. Левая рука опущена вниз или охватывает грудь и подмышку.

Рис. 4

Рис. 5

Третья задача:

Освоение финального усилия и совершенствование хлестообразного рывка

Метание малого мяча с места из и.п. финального усилия.

И. П. - стоя лицом вперед, левая нога впереди, метающая рука с мячом занесена назад-вверх, слегка согнута в локтевом суставе, грудь - в направлении броска. Вес тела преимущественно на правой ноге, стопы параллельны. Из этого исходного положения выполняются броски вперед-вверх - 2 серии по 10 - 12 бросков (рис 6).

Рис. 6

Рис. 7

Встать левым боком к направлению броска. Рука с мячом выпрямлена на высоте плеча. Вес тела на правой ноге, согнутой в колене. Стопы повернуты внутрь: правая нога - на 60?, левая - на 170?. Расстояние между стопами - 70 см. левая рука, согнутая в локте, вынесена перед грудью. Бросок выполняется вперед-вверх в стену 2 серии по 10 - 12 бросков (рис 7).

Четвертая задача

Освоение ритмической структуры бросковых шагов в сочетании с финальным усилием.

1.
Встать левым боком по направлению броска.

Вариант А. Рука с малым мячом, вытянутая назад, на уровне плеча, правая нога перед левой и скрещена с ней, расстояние между стопами - 35 - 50 см. Вес тела распределен на обе ноги, согнутые в коленях. Стопы полуобращены в направлении броска. Левая рука перед грудью (рис 8).

Выполняется следующее движение:

· левая нога ставится в положение шага для метания с места так, чтобы вызвать вслед за собой продвижение колена правой ноги, не поворачивая тела в направлении броска. Выполняется без броска - 2 серии по 6 - 7 раз.

· Имитируется поворачивание тела в направлении броска, и выполняются захват и "натянутый лук" (без броска) - 2 серии по 5 - 6 раз.

· То же упражнение сочетается с метанием малого мяча в стену и ловлей его после отскока - 2 серии по 8 бросков.

Рис. 8

Вариант Б. Из того же исходного положения выпрямленная рука с мячом отведена назад на высоте плеча. Вес тела на правой ноге, согнутой в колене. Левая нога выпрямлена и поставлена на опору внутренней частью стопы на расстоянии примерно 3 стоп от правой. Левая рука согнута и вынесена перед грудью.

· Выполняется скрестный вынос правой ноги перед левой, после чего нога возвращается в исходное положение - 2 - 3 раза по 6 - 8 повторений в каждой (рис 9).

· То же упражнение, но после скрестного выноса правой ноги левая ставится в положение шага для броска. Сначала без поворачивания, а потом и с поворачиванием тела в направлении броска со взятием снаряда "на себя" - 2 серии по 6 - 8 раз.

Рис. 9

Тоже упражнение сочетается с броском - 2 серии по 8 - 10 бросков.

2. Отведение метающей руки с последующим выполнением бросковых шагов.

Вариант А - И.П. - стоя, левая нога впереди, грудью в направлении броска, рука с мячом, согнутая в локте, над плечом. Правая нога, согнутая в клене, выносится вперед с одновременным поворачиванием туловища вправо, метающая рука полувыпрямлена, левая рука в "полузакрытии", после вынесения вперед нога возвращается в исходное положение.

Вариант Б - Из того же исходного положения выполняется шаг правой ногой, вперед, туловище полностью поворачивается вправо, правая рука полувыпрямлена, левая согнута и выносится перед грудью. Делается шаг левой ногой с одновременным полным выпрямлением правой руки. Упражнение выполняется без броска и в сочетании с броском в стену.

3. И.П. - стоя левым плечом в направлении броска, вес тела на правой ноге.

Из стойки боком выполняется несколько предварительных свободных шагов (обычно четыре) с последующим выполнением скрестного шага, включая и бросок (2 - 3 серии по 6 - 8 бросков).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ашмарин Б.Т. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М., 1978.

2. Богданова Г.П. Уроки физической культуры в средней школе. - М.; Просвещение, 1987.

3. Должиков И.И. Планирование содержания уроков физической культуры, 1-11 классы //Физическая культура в школе. № 4. 1997.

4. Легкая атлетика: Учеб. Для ин-тов физ. Культ. - Изд. 3-е, доп. и перераб. /Под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина. М.: Физкультура и спорт, 1979. - 597 с., с ил.

5. Легкая атлетика. 2-е изд., перераб. и доп. Под ред. Лутковского Е.М. и Филиппова А.А. М., "физическая культура и спорт", 1977.

6. Лазарев И.В., Кузнецов В.С., Орлов Г.А. Практикум по легкой атлетике. - М., 1999.

7. Малков Е.А. Подружись с "королевой спорта". - М., 1987.

8. Методика физического воспитания учащихся 5-11 классов. / Под ред. В.И. Ляха. - М., 1997.

9. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин- М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2002-864стр.; ил.- (Профессия-тренер).

10. Настольная книга учителя физической культуры / АВТ.- сост. Г.И. Погадаев; Предисл. В.В. Кузина, Н.Д. Никадрова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.; Физкультура и спорт, 2000.- 496с., ил.ISBN-5-278-00686-2.

11. Озолин Э.С. Спринтерский бег. - М.: физкультура и спорт, 1986. - 159 с., ил.

12. Попов В.Б., Суслов Ф.П., Германов Г.Н. Легкая атлетика для юношества: Учебное - методическое пособие для тренеров ДЮСШ, С ДЮШОР, УОР.- Москва - Воронеж, 1999.-220стр. Табл. 47; рис 35.

13. Программа "Физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений"" - М., 1996.

14. Техническая подготовка легкоатлетов-метателей; Пер. с болг./Предисл. Н.Г. Левицкого. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 135 с., ил

15. Физическое воспитание и спорт в школе в зарубежных странах: Учебное пособие. / Под ред. проф. С.И. Гуськов, КПН А.П. Зотов.- М.: "Полиграф сервис", 2002г. -217с.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.