p align="left">Логическим итогом анализа проблемы теоретической и практической реализации вербального ауто- и гетеровоздействия, а также результатов констатирующего педагогического эксперимента, явилась разработка трех методик ППВ в структуре тренировочного занятия с целью повышения эффективности методики воспитания волевых и физических качеств, исходя из особенностей предстоящей мышечной деятельности и необходимости создания предпосылок для совершенствования вышеназванного процесса. При разработке целевых (мотивационно-мобилизационной, активационно-поддерживающей и комплексной) методик ППВ в бодрствующем состоянии была сделана ориентация на то, чтобы их использование согласовывалось с основным содержанием и логикой построения тренировочных занятий различной направленности и отвечало принципам доступности и безопасности для здоровья. Из всего арсенала мотивирующих, мобилизующих, активирующих и поддерживающих вербальных ауто- и гетеровоздействий были выбраны формулы внушения, применение которых в спортивной практике наиболее эффективно в формировании и поддерживании у обучающихся психофизического состояния, обеспечивающего максимальное или адекватное проявление волевых и физических качеств в процессе их воспитания у обучающихся. Экспериментальное обоснование эффективности этих методик осуществлялось в сравнительном педагогическом эксперименте. С целью апробации и определения эффективности экспериментальных методик ППВ был проведен сравнительный педагогический эксперимент, в котором приняли участие две группы - одна экспериментальная и одна контрольная. В первой ЭГ использовалась методика ППВ. В контрольной группе (КГ) методика ППВ не применялась. Эффективность использования методики ППВ оценивалась сравнением показателей контрольных упражнений, данных педагогических наблюдений, результатов логического и математического анализа до и после эксперимента. После первого месяца тренировочных занятий в ЭГ значимые изменения в сравнении с показателями КГ имелись лишь в уровне развития скоростных качеств (р < 0,05). В контрольных упражнениях в проявлении скоростно-силовых качеств, гибкости и координационных способностей значимых изменений нет. В КГ не выявлено значимых различий по сравнению с фоновыми данными в проявлении физических качеств. После второго месяца педагогического эксперимента в ЭГ значимые различия выявлены в показателях уровня развития силы (p < 0,05); скоростно-силовых способностей (р < 0,05); быстроты (p < 0,01); координационных способностей (p < 0,05), волевых качеств (р < 0,05). Значимых различий не обнаружено в показателях уровня развития гибкости и выносливости. И если после первого месяца педагогического эксперимента в ЭГ значимые различия были отмечены только в проявлении скоростных качеств, то после второго месяца они обнаружены в показателях силы, скоростно-силовых качеств и координационных способностей и волевых качеств (выносливости, например). В КГ после второго месяца эксперимента значимых различий в уровне прироста показателей волевых и физических качеств не обнаружено, хотя, согласно статистической информации, наблюдались положительные изменения этих показателей. Количество достоверных различий в показателях уровня развития физических качеств значительно возрастает после второго месяца тренировочных занятий в ЭГ в силе и скоростно-силовых и волевых качествах. После третьего месяца основного педагогического эксперимента в ЭГ по сравнению с КГ во всех показателях двигательных качеств выявлены значимые различия в силе (р < 0,05; р < 0,01); скоростно-силовых качествах (р < 0,01); скоростных способностях (р < 0,01); гибкости (р < 0,05); выносливости (р < 0,05); координационных способностях (р < 0,05). Анализ влияния ППВ в бодрствующем состоянии на воспитание у обучающихся волевых и физических качеств в подготовительном периоде позволяет сделать некоторые выводы. Эффективность целенаправленной методики ППВ в процессе воспитания волевых и физических качеств зависит от продолжительности их применения в подготовительном периоде и особенностей самой методики. Выявлено положительное влияние методики ППВ на темпы прироста как волевых, так и физических качеств. Так, после первого месяца педагогического эксперимента при использовании методики ППВ улучшились скоростные способности. После второго месяца тренировок соответственно улучшились: скоростно-силовые качества, скоростные способности - при использовании методики ППВ. После третьего месяца использования методики ППВ оказали положительное влияние на уровень развития изучаемых всего комплекса волевых и физических качеств. Установлено, что использование экспериментальных методик ППВ в тренировочном процессе приводит к эффективному воспитанию волевых и физических качеств у обучающихся. ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализ проблематики показал, что восточные боевые искусства - явление очень сложное, многоликое и оценки его неоднозначны. Очевидна однако, жизнестойкость традиции, ее необыкновенная приспособленность к разным социально-историческим и культурным условиям, при неизменной притягательности для современной цивилизации. Проникая в другие страны, утрачивают изначальную ценность и обособляются три главных направления: лечебно-оздоровительная гимнастика, спортивные единоборства и рукопашный бой. Имея в виду эту глубинную культурологическую предпосылку жизнеспособности восточных боевых искусств, можно выделить наиболее уникальные черты традиции. Как род военной профессии и системы рукопашного боя, эти искусства не являются чем-то исключительным. Множество аналогов мы находим в истории разных народов - у древних египтян, скифов, славян, скандинавов и других. А вот то, что целое семейство боевых искусств в средние века было поднято от уровня просто боевой техники до уровня «воинского пути», сыграло в развитии восточных боевых искусств решающую роль, и определило ее общекультурную ценность. Ключевую, «культурообразующую» роль, сыграли в этой метаморфозе даосизм, чань-буддизм и дзэн. Их влияние оказалось всепроникающим и проявилось не только в мировоззренческих установках, но и в методах психологической подготовки, в конкретных методиках обучения технике и тактике рукопашного боя Школы боевых искусств исторически складываются как общности, объединения, возглавляемые мастерами-учителями. Там существует определенная иерархия, определяемая уровнем мастерства и духовной зрелости членов школы - мастер, старшие и младшие ученики. Истоки этой иерархии лежат в семейно-родовых устоях организации профессиональных средневековых объединений. Личностная основа обучения в школах боевых искусств, их внутренняя сплоченность и внешняя автономность требовали разработки особой разветвленной системы личностно-профессионального отбора учеников, контроля за процессом обучения и оценки его результатов. Размышляя сегодня об аспектах жизнеспособности восточных боевых искусств, обсуждая перспективы развития этой традиции, мы не можем не задумываться и о том, что именно и в каком отношении приемлемо для наших современников и соотечественников. Совершенно очевидно, что нормы и принципы средневековой, да еще и инонациональной культуры не могут сохраниться без изменений. Достаточно обратиться для этого к опыту ассимиляции восточных единоборств на Западе. В тоже время любое культурное наследие требует бережного к себе отношения. Важно, отвергая преходящее, внешнее, не упустить вечное, сущностное, имеющее общечеловеческую ценность.Итогом дипломного исследования стала разработка авторской методики тренировочного процесса. В связи с выявленными противоречиями и недостаточной разработанностью проблемы использования системы методов вербального гетеровоздействия в процессе воспитания моральных и физических качеств обучающихся была разработана рациональная целенаправленная методика Прямого преднамеренного внушения (ППВ) в бодрствующем состоянии, способствующая совершенствованию процесса воспитания волевых и физических качеств на основе оценки психического состояния, проявления и динамики волевых и физических качеств обучающихся в группах начальной подготовки у-шу.Началу тренировочного процесса должны предшествовать: личная беседа, сочинение (с целью выявления мотива, целей и задач обучения) и вводное занятие. Тренировочный процесс в восточных единоборствах должен строиться на следующих основных принципах:Высокая мотивированность.Непрерывность и систематичность.Постепенность.Единство ОФП и СФП.Волнообразность нагрузки.Цикличность.Индивидуализация тренировочного процесса.Сознательность. Медитативность.Важнейшим принципом является индивидуализация тренировочного процесса, предполагающая учет личностных и психофизиологических качеств обучающегося. В ходе апробации Методики были сделаны следующие выводы. Эффективность целенаправленной методики ППВ в процессе воспитания волевых и физических качеств зависит от продолжительности их применения в подготовительном периоде и особенностей самой методики. Выявлено положительное влияние методики ППВ на темпы прироста как волевых, так и физических качеств. Так, после первого месяца педагогического эксперимента при использовании методики ППВ улучшились скоростные способности.После второго месяца тренировок соответственно улучшились: скоростно-силовые качества, скоростные способности - при использовании методики ППВ. После третьего месяца использования методики ППВ оказали положительное влияние на уровень развития изучаемых всего комплекса волевых и физических качеств. Установлено, что использование экспериментальных методик ППВ в тренировочном процессе приводит к эффективному воспитанию волевых и физических качеств у обучающихся.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбаев Н.В., Лепехов С.Ю. Методы регуляции социального поведения в тайных религиозных объединениях старого Китая (на материале буддийских объединений)// Источниковедение и историография истории буддизма.- Новосибирск, «Наука», 1986.Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае.- Новосибирск. 1989.Абдульханова-Славская К.С. Деятельность и психология личности.-М., 1980.Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1998. - 216 с.Алексеев А.В. Себя преодолеть! - М.: ФиС, 1985. - 192 с.Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. - Омск: ОГИФК, 1990. - 186 с.Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения //Вопросы психологии.-1983.-№ 4.Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Изд. «Теория и практика физической культуры». 2000. - 274 с.Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теор. и практ. физ. культ. 1995, № 4.Быховская И.М. Восточные единоборства в системе ценностей и досуговой деятельности современной молодежной субкультуры / Быховская И.М., Скороходов В.В. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 2.Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогической специальности. - М.: Высшая школа, 1989Воронов И. А. Китайская классическая концепция военного обучения.: Автореферат. ...канд. пед. наук. Военный Университет. - М., 1996. - 26 с.Воронов И.А. Древние и современные аспекты китайской классической концепции военного обучения. -СПб, 1996.Воронов И.А. Секретные боевые искусства Китая. - СПб.: Б&К, 2000. - 242 с.Воронов И.А. Психомоторные упражнения «72 воинских искусства Древнего Китая». Методическое пособие. -СПб.; ЛНПС ЦСМ, 1996. - 1.0 п.л.Воронов И.А. Четыре психомоторных упражнения. Методическое пособие. -СПб.; ЛНПС ЦСМ, 1996. (в соавторстве). - 0.5 п.л.Во исполнение Закона об образовании // Физическая культура в школе. 1993, № 6, с. 2 - 4.Временный государственный образовательный стандарт // Физ. культура в школе. 1993, № 6, с. 4 - 9.Гаськов А.В., Психофизические аспекты укрепления здоровья детей 7-14 лет средствами ушу // Физическая культура-2001-№ 4.Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: ФиС, 1986. - 208 с.Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. - М.: ФиС, 1981. - 375 с.Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо - традиция воинских искусств. М., «Наука», 1990.Захаров Е.Н. и др. Рукопашный бой. Самоучитель.- М.:Культура и традиции, 1994.Захарова О.В. Профессиональная ориентация школьников-спортсменов на специальность «Физическая культура и спорт»: Автореф. канд. дис. - Омск: ОГИФК, 1989. - 22 с.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.-СПб.:Питер, 2002.Ковалев А.Г. Психология личности.-М., 1969.Козин А.П. Психогигиена спортивной деятельности. - Киев: Здоровья, 1985. - 128 с.Концепция учебно-тренировочной специализации физкультурного образования старших школьников: Метод. пос. /Авторы-сост.: В.Г.Хромин, В.Н.Потапов, Е.В. Хромин, И.И. Сулейманов. - Омск: СибГАФК, 1998. - 14 с.Корецкий В.М. Профессионально-педагогическая подготовка студентов физкультурных вузов в системе дисциплин «специализаций»: Автореф. докт. дис. М.,1989.Коротаева Н.В., Мильштейн О.А., Тышлер Д.А. Взаимоотношения тренера и спортсмена в единоборствах: Метод. разраб. для студ., слушат. ВШТ и ФПК РГАФК. М., 1997. - 20 с.Костяева А.С. Тайные общества Китая в первой четверти XX века. -М., РАН, 1995.Кречмер Э. Строение тела и характер.- М.: Педагогика-Пресс, 1995.Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции.- М., 1971.Литманович А.В., Штучная Е.Б. Структура профессиональной подготовленности специалиста по восточным единобртсвам // Теория и практика физической культуры-2000.-№ 12.Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 6.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|