на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Методика развития силовых качеств учащихся старших классов по национальным прыжкам
p align="left">Интересно отметить и особенность, связанную с количеством выполненных прыжков. С древних времен на состязаниях по прыжкам во время ысыаха (летний праздник якутов) их участники прыгали чаще на 5-7-9-12 отметок. У наших предков эти числа были связаны с ритмами движения луны и других небесных светил и, как считали древние, являлись счастливыми. Например, «5» - показывает процветание, «7» - семь ветвей притоков, «9» - девять сильных вихрей, девять лыж из крепкого дерева, «12» - циклы явления земли, месяцы. Такая количественная раскладка соответствует истине.

Так возникли и дошли до наших дней самые красивые и в то же время самые трудные в выполнении якутские прыжки.

Мы гордимся, что именно в нашей республике культивируются такие прекрасные зрелищные прыжки, требующие от молодежи большой физической силы, прыгучести, выносливости, силы воли, характера. Якутские прыжки являются сложными циклическими упражнениями. Весь полный цикл прыжка состоит из разбега. Отталкивания одиннадцати последовательных, безостановочных прыжков и приземления.

Как показывает практика, наилучших результатов добиваются прыгуны, которые имеют высокие скоростные качества в беге на короткие дистанции, а также обладающие хорошей прыгучестью и владеющие рациональной техникой.

У большинства атлетов, выполняющих норму мастера спорта Республики Саха (Якутия) и России. Скорость бега на 30м - примерно колеблется от 3,7-4,1 сек., 60м - 6,7-7,1 сек., 100м - 10,8-11,1 сек. Они же имеют высокие показатели в прыжках в длину от 6м50см - 7м10см, в тройном прыжке от 14м -14м50 см. [15, с. 9]

Кылыы - одиннадцать безостановочных прыжков с разбега на одной ноге. Техника прыжка состоит из энергичного разбега, отталкивания, одиннадцати последовательных скачков и приземления, т.е. прыгун в одном полном цикле одиннадцать раз находится в фазе полета и, наконец, на одиннадцатом скачке совершает свое приземление на обе ноги.

Согласно правилам, в тех случаях, когда прыгун приземляется на одну ногу или сделал меньше или больше одиннадцати прыжков, этот прыжок ему не засчитывается, и судья объявляет попытку неудачной.

Разбег - сугубо индивидуален и зависит от уровня физической и технической подготовленности прыгуна: чем выше его квалификация, тем длиннее разбег. У большинства прыгунов средняя длина разбега колеблется в пределах 25-35м, если разбег короче, он выполняется интенсивнее. Разбег выполняется с ускорением и достигает максимального уровня к моменту отталкивания.

Отталкивание - нога ставится на брусок для отталкивания на стопу очень быстрым движением. Туловище в этот момент несколько наклонено вперед, это положение обеспечивает наименьшую потерю горизонтальной скорости. Само отталкивание начинается с разгибания в коленных суставах и заканчивается полным выпрямлением толчковой ноги. Руки в момент отталкивания совершают одновременное маховое движение вперед, тем самым усиливают отталкивание и скачок.

Скачок - (полетная фаза) выполняется вперед - вверх. Маховая нога как бы продолжает бег: выносится согнутой в коленном и тазобедренном суставах. Толчковая нога, также согнутая в коленном и тазобедренном суставах, обгоняя маховую, выносится вперед, затем загребающим движением опускается на грунт - с носка на всю ступню. Отталкивание, фаза полета и постановка стопы на грунт составляют один скачок. Последующие скачки должны выполняться ритмично, невысоко, с акцентом направленности движения вперед, чем вверх. Туловище при этом слегка наклоняется также вперед, руки выполняют одновременное встречное маховое движение по отношению к ногам для сохранения равновесия и более энергичного продвижения вперед само прыгуна. В «кылыы» главной ошибкой прыгунов считается высокие скачки на первых двух-трех прыжках.

Приземление - начинается на одиннадцатом скачке «выбрасыванием» голени обеих ног далеко вперед.

Ыстанга - одиннадцать попеременных прыжков с разбега - с ноги на ногу.

Разбег - почти такой же, как для прыжков «кылыы».

Отталкивание - выполняется при более наклоненном положении туловища. Это способствует лучшему продвижению вперед. Толчковая нога в место отталкивания ставится на всю ступню. Отталкивание заканчивается полным выпрямлением толчковой ноги.

После отталкивания маховая нога бедром энергично выносится вперед-вверх. В фазе полета прыгун занимает положение длинного шага (и шаг скачущего оленя). Туловище в фазе полета более наклоняется вперед, руки совершают одновременное маховое движение вперед.

На одиннадцатом прыжке (шаге) весь цикл завершается приземлением на обе ноги с выбрасыванием голеней вперед.

В прыжках «ыстанга» важную роль играет ритмичность совершения последующих прыжков. Наиболее распространенными ошибками, совершаемыми начинающими прыгунами 3-2 разряда, является высокое выполнение первых двух-трех прыжков и неправильная постановка стопы (стопу ставят с носка). Это приводит к потере ритма у спортсмена, он как бы бежит и не успевает полноценно отталкиваться (бытырыйан ойуу).

Куобах - одиннадцать безостановочных прыжков, которые совершают, одновременно отталкиваясь двумя ногами с места или с одного-двух предварительных прыжков, или с небольшого (5-9-12 метров разбега).

Отталкивание в прыжках «куобах» совершается двумя ногами. Вместо отталкивания (на брусок) обе ноги ставятся на всю ступню, носки должны быть на одном уровне, разводить ступни ног на расстояние длины стопы не разрешается. В момент отталкивания прыгун занимает положение глубокого приседа. Его туловище наклонено вперед, обе руки отводятся назад до отказа. Отталкивание начинается с выпрямления ног. В полетной фазе ноги сгибаются в коленном и тазобедренном суставах, туловище наклонено вперед. Руки совершают маятникообразные движения в передне-заднем направлении.

Приземление в последующих прыжках совершается на полную ступню ног, согнутых в коленном и тазобедренном суставах, с наклоном туловища вперед.

Весь цикл заканчивается на одиннадцатом прыжке выбрасыванием обеих ног вперед.

Наиболее частыми ошибками при выполнении прыжков «куобах» является следующее:

1. Чрезмерный наклон туловища вперед, что приводит к «закручиванию» туловища;

2. Выполнение последующих прыжков с носка;

3. Постановка стоп ног на неодинаковом уровне при последующих отталкиваниях;

4. Несинхронная постановка стоп при последующих приземлениях;

5. Разведение ступней ног на расстояние длины стопы. [12, с.71].

1.2 Методика обучения национальным прыжкам

Основной формой организации физического развития якутских детей являются национальные виды спорта. К ним относятся якутские прыжки (кылыы, ыстана, куобах), борьба «хапсагай», перетягивание палки (мас тарды?ыыта). Национальные виды спорта -- проверка на ловкость, силу, смекалку, выносливость, они способствуют повышению работоспособности мышц, подвижности суставов, улучшению координации движений. В ходе спортивных игр вырабатывается целый комплекс взаимосвязанных физических качеств. Во время упражнений участники либо подготавливаются к разучиванию технических приемов, либо закрепляют изученное ранее. [26, с.70]

Якутские национальные прыжки для школьников 1-4-х классов вводятся в виде подвижных игр, в их число входят прыжки через скакалку, через набивные мячи, несколько безостановочных прыжков на одной, на двух ногах, с ноги на ногу, игра «прыжки с кочки на кочку», эстафеты с применением различных прыжков, «лошадиный галоп», танцевальные прыжки и т.п. Для учащихся среднего школьного возраста во время урока физкультуры проводится обучение технике якутских национальных прыжков, которые применяются также как средство для развития скоростно-силовых качеств. Кроме того, здесь дополнительно применяются такие упражнения, как прыжки через гимнастические скамейки, выпрыгивания из глубокого седа, многоскоки с продвижением, с гантелями в руках, спрыгивание с высоты с последующим отскоком вверх и др. Для старшеклассников наряду с совершенствованием техники национальных прыжков на уроках физкультуры применяются и чисто тренировочные элементы.

В былые годы дети и подростки много занимались якутскими национальными прыжками. Состязания проходили во время каждой перемены и после уроков, зимой на снегу, летом на песке или на поляне. В настоящее время секционная работа практически не проводится. На соревнованиях по национальным прыжкам в основном выступают легкоатлеты. Как известно, якутские прыжки являются отличным средством общефизической и специальной подготовки для других, классических видов спорта. Прежде всего, они развивают необходимые скоростно-силовые качества. Во все времена люди, крепко стоящие на ногах, доминировали на различных соревнованиях. Одна из главных причин снижения результатов якутских спортсменов на современном этапе -- потеря национальных традиций в учебно-тренировочном процессе. Неудивительно, что в настоящее время многие начинающие спортсмены имеют довольно смутное представление о методике подготовки по якутским национальным прыжкам. [33, с. 126]

Методика обучения якутским прыжкам практически не отличается от методики обучения классическим видам прыжков, т. е. прыжкам в длину и тройному. Применяются все дидактические и педагогические принципы обучения. Сложность в процессе обучения представляет то, что в юношеском возрасте якутские дети заметно отстают в скоростно-силовой подготовке по сравнению со своими сверстниками средней полосы России. Это было выявлено путем научного исследования, проходившегося преподавателями кафедры физического воспитания Якутского госуниверситета в период с 1969 по 1975 гг. под руководством кандидата педагогических наук И.А. Гусевой: исследовался уровень физического развития и физической подготовленности школьников различных регионов Якутии (центральные районы, северные и группа вилюйских районов).

В дальнейшем в периоде с 1976 по 1980 годы, факт отставания подтвердился в процессе научного исследования уровня физического развития студентов Якутского Государственного университета, осуществленного под руководством доктора педагогических наук, профессора Н.К. Шамаева.

Поэтому обучение технике выполнение якутских прыжков начинается с обучения правильному (техническому) быстрому бегу.

Дальность прыжка в кылыы и ыстанга зависит от скорости набранного разбега, своевременности и правильности отталкивания, ритмичности выполнения последующих прыжков и приземления.

Последовательность обучения технике национальных прыжков.

1. Обучение технике бега на короткие дистанции. Выработка скорости и скоростной выносливости.

2. Создание у занимающихся представления о технике выполнения якутских национальных прыжков.

3. Ознакомление с понятиями «разбег», отталкивание», «фаза полета», «приземление».

4. Показ и объяснение отдельных элементов техники выполнения прыжков.

5. Показ техники выполнения якутских национальных прыжков целиком и их выполнение занимающимися.

6. Физическая и функциональная подготовка, создания необходимой координации движений у занимающихся.

7. Обучение технике выполнения прыжка по элементам: разбег, отталкивание, полет, приземление.

8. Обучение технике выполнения прыжка в целом совершенствовании этой техники, включении в соревнования.

Первый этап. Беговая подготовка. Как уже отмечалось выше, лучшие результаты по якутским прыжкам показывают спортсмены, имеющие высокие результаты в спринтерском беге (в беге на короткие дистанции), а именно на 30, 60 и 100 метров, поэтому главная задача в системе обучения - научить правильной технике быстрого бега.

Второй этап. В системе обучения якутским прыжкам - это показ технике их выполнения, объяснение элементов и выполнение самими занимающимися прыжков с небольшого и среднего разбега.

На этом этапе самым трудным является подбор длины разбега, т.е. выработка умения точно, без снижения скорости, подойти к месту отталкивания и своевременно оттолкнуться. Это достигается очень кропотливой, упорной работой путем многократных повторений.

Существует несколько способов определения длины разбега:

1. Самый простой и распространенный способ. Многие спортсмены начинают подбирать длину разбега с места отталкивания. Они ставят на брусок отталкивания толчковую ногу и начинают разбег в обратную сторону. Достигая наивысшей скорости, совершают отталкивание. Это место отмечается и становится линией начала разбега. Если у них стабильно хороший бег, эта длина может служить постоянным разбегом. Но для ее определения нужно проделать многократное повторения разбега, а также сделать уточнение, корректору.

2. Тренер должен дать возможность выполнить прыжок с полного разбега. При этом отталкивание можно совершить с любой линии. После многократного повторения разбега это расстояние измеряется рулеткой, и оно становится постоянной длиной разбега.

Ноги в исходном положении до начало разбега должны быть на одном уровне, руки на коленях, туловища слегка наклонено вперед, с его падающего движения вперед и начинается разбег.

При определении длины разбега следует ориентироваться на число беговых шагов. Если прыгун начинает разбег с маховой ноги, то число его беговых шагов будет нечетным (17-19-21), а если с толчковой ноги то - четным (18-20-22).

Подбор длины разбега - это очень тонкая, упорная и кропотливая работа тренера и спортсмена. На точность разбега может повлиять ветер, состояние погоды, грунта беговой дорожки, а также самочувствие самого спортсмена.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.