на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Методика развития силовых качеств учащихся старших классов по национальным прыжкам
читывая это обстоятельство, сами спортсмены и тренеры должны уметь корректировать, уточнять и изменять длину своего разбега.

Чтобы не забыть длину разбега, многие прыгуны измеряют свой разбег ступнями, но для оптимальной рекомендуется все же измерять его рулеткой.

Третий этап начинать применять методику обучения якутским прыжкам лучше всего с использования специальных прыжковых упражнений. Такими специальными прыжковыми упражнениями являются сами якутские прыжки - скачки на одной ноге (кылыы), прыжковые упражнения с ноги на ногу (ыстанга), прыжки на двух ногах с одновременным отталкиванием двумя ногами (куобах). Эти упражнения нужно применять в различных вариантах и сочетаниях. Например: три скачка на одной ноге, затем три на другой. Или: тройные, пятерные прыжки. При выполнении этих прыжков оттачивается техника. Особенно нужно обратить внимание на способ отталкивания, ритм выполнения с последующих прыжков, способ приземления. Кроме указанных прыжков также: прыжки со скакалкой, прыжки в длину, тройной прыжок, прыжки через различные снаряды, прыжки с возвышенности, с предметом, прыжки с горки, на горку и т.д.

После освоения техники выполнения отдельных прыжков переходим к прыжкам с небольшого и среднего разбега (8-10 беговых шагов). Прыжки не следует совершать сразу полном количестве - одиннадцать, а по нарастающей - 5,7,9,11. Отталкивание можно проводить с любого места, т.е. не обязательно точно попасть на планку, но расстояние между началом разбега и местом отталкивания должно быть измерено. Это в дальнейшем поможет точному подбору длины разбега.

Заключительный этап. Обучение составляют прыжки с полного разбега, с начала в полсилы, затем в недельном цикле тренировки следует один или два раза давать возможность прыгать максимально - с измерением результатов. [12, с.80]

Изучение и совершенствование техники прыжков «кылыы» и «ыстанга»

1. Нужно научиться спринтерскому бегу и мощно отталкиваться ногами. Основные упражнения следующие:

а) прыжки с ноги на ногу, на одной и двух ногах, прыжки на протяжении 30--50, 100 м;

б) прыжки через барьеры, через мячи, расставленные близко друг от друга или другие предметы;

в) напрыгивание на предметы, прыжки в гору;

г) доставание высокого предмета с разбега или с места, отталкиваясь одной, другой или двумя ногами;

д) прыжки в высоту способом «перешагивания» или «флолом», прыжки в длину и с разбега.

Для овладения техникой бега и повышением скорости применяются следующие упражнения:

а) семенящий бег, бег с высоким подъемом бедра;

б) короткий спринт с хода и со старта на 20--60 м;

в) длинный спринт на 150--300 м.

2. Овладение целостной схемой прыжков в сочетании с разбегом. Освоению способствуют прыжки «кылыы» и «ыстанга», выполняемые с 2, 4, 6 беговых шагов разбега. Необходимо обратить внимание на отдельные элементы техники - на первое и загребающее отталкивания, рациональный ритм разбега. Конечно, возможны ошибки. Одна из них торопливость при первом и последующих отталкиваниях, особенно в «кылыы». Толчок, как мы уже говорили, должен выполняться с мощным проталкиванием вперед. Иначе в момент отталкивания спортсмен будет «натыкаться» на ноги, тормозя, продвижение вперед. Для исправления этих ошибок хорошо служат прыжки в длину с разбега в положении широкого шага, а также специальные имитационные упражнения. Их можно выполнить в начале и в конце тренировки.

Для овладения ритмом разбега используются:

а) повторные пробегания отрезков от 30 до 40 м с постепенным повышением скорости на последних шагах;

б) бег через барьеры (76,4 см) тремя беговыми шагами;

в) пробегание разбега под уклон с последующим выходом на горизонтальную поверхность (с обозначением толчка);

г) пробегание полного разбега по заровненной дорожке (с обозначением и без обозначения толчка) с переходом на свободный бег. По оставленным следам можно выяснить причину отклонения.

3. Дальнейшее совершенствование техники прыжков «кылыы» и «ыстанга» в сочетании с разбегом. Основными средствами подготовки являются сами прыжки, выполняемые с более длинного и быстрого разбега. Для совершенствования ритма разбега с толчком применяются выталкивания через 3-5 беговых шагов, тройные, пятерные и семерные прыжки с 8--12 шагов или с полного разбега.

Изучение и совершенствование техники прыжка «куобах»

Можно выделить два этапа:

1. Овладение навыками отталкивания. Для этого рекомендуются следующие упражнения:

а) доставание руками предмета, подвешенного над головой с разбега или с места, отталкнувшись ногами.

б) прыжки на двух ногах через мячи, расставленные на 2 м.

в) прыжки на двух ногах через барьеры (76,4 см), расставленные на 1,5 м. Сначала можно прыгать маленьким подскоком между барьерами, дальше уже без остановки.

г) прыжки через маты, отталкиваясь двумя ногами.

д) «чехарда» - при проведении групповой тренировки. Можно прыгать и двоим.

е) прыжки на месте, отталкнувшись ногами с последующим подтягиванием бедер к груди.

2. Овладение ритмом разбега и совершенствование техники. К этому времени спортсмен в какой-то мере уже познал целостную схему прыжка. Основными упражнениями будут сами прыжки с более мощным отталкиванием и длинной полетной фазой. Для изучения ритма разбега надо выполнять эти упражнения, но с разбега. Полезны также тройные, пятерные прыжки с разбега. Для совершенствования техники выполняются специальные имитационные упражнения: прыжки в длину с места, отталкивание под большим углом вперед с места, с подготовительным прыжком, раскачивание на кольцах, имитируя маховые движения ног. Хороший эффект дают выполнения прыжка «куобах» с резиновым амортизатором, один конец которого привязывается за пояс, а другой поддерживается партнером. Упражнения можно, делать на отрезках от 40 до 50 м. Для достижения необходимого наклона выполняются прыжки куобах в гору. [29, с. 17]

В деле обучения якутским прыжкам нет готовых рецептов. Каждый преподаватель должен иметь свой почерк, свой метод и свою методику обучения. Только при таком условии он сможет достичь большого успеха и результата.

Подготовка спортсменов, особенно прыгунов, - сложный и длительный и воспитательный процесс. Он включает в себя техническую, тактическую, физическую (общую и специальную), психологическую, моральную и теоретическую подготовку. Все эти виды подготовки между собой тесно между собой взаимосвязаны, едины, обеспечивают рост спортивно- технических результатов. Процесс подготовки должен носить строго индивидуальный характер в зависимости от возможностей каждого занимающегося. Основным средством спортивной подготовки являются физические упражнения. Все упражнения должны быть направлены на развитие определенных физических качеств. Например: силы, быстроту, выносливость, координации и т.д. Физическая подготовка прыгунов делится на общую и специальную.

Общая физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, укрепление опорно-двигательного аппарата, улучшение подвижности в суставах, и эластичности мышц, на улучшение таких качеств как ловкость и координация движений, на развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышение работоспособности и т. д. Для решения этой задачи используются разнообразные общеразвивающие упражнения, выполняемые в различных положениях на месте, в движении, с наклонами, поворотами, с предметом и без предмета, с партнером или группами и т. д. Все эти упражнения могут быть как общего воздействия, так и направленного на развитие отдельных групп мышц.

Перечень общеразвивающих упражнений очень широк и разнообразен. К ним еще относятся спортивные игры, баскетбол, волейбол, медленный бег на выносливость и т.д. При только умелом использовании таких упражнений, хорошем их сочетании и дозировка можно добиться желаемых результатов.

Специальная физическая подготовка, эти упражнения применяются для развития физических качеств, необходимых для избранного вида прыжков. Упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали характеру выполнения прыжков. Например: для прыжков «кылыы» следует давать больше упражнений со скачками подряд сначала на одной затем на другой ноге. Для «ыстанга» - с прыжками попеременно ноги на ногу , для «куобаха» - на двух ногах. Методика применения специальных упражнений и их дозировка зависят от уровня физической и технической подготовленности прыгунов и должны быть строго индивидуальными в зависимости от их физического развития, состояния здоровья.[12, с. 87]

Скоростно-силовая подготовка по якутским прыжкам занимает большую часть тренировочной работы, т.к. и при выполнении одного цикла прыжков спортсмены нужно совершить одиннадцать безостановочных прыжков в максимально быстром темпе, преодолевая при этом значительное внешнее сопротивление.

Скоростно-силовая подготовка прыгунов должна обеспечить развитие качеств быстроты и силы в трех основных направлениях:

1. Скоростное. Решаются задача повышения абсолютной скорости.

Применяются: бег на короткие отрезки, бег по ветру, бег под гору, на горку.

Выполнение в максимальном темпе беговых упражнений на месте и в движении, бег в упоре в максимальном темпе, бег на время по 30,40,50 м с низкого старта или с ходу и т.д.

2. Скоростно-силовое. Решается задача увеличение силы мышц и скорости движений. Применяются различные прыжковые упражнения с отягощением и без отягощения, с подъема - спуском на гору, по склону, на предметы, с предметов.

3. Силовое. Решается задача развития силы мышц, участвующих при выполнении отдельных прыжков. Все три вида якутских прыжков - это силовые прыжки.

Кроме уже перечисленных средств и методов подготовки прыгунов, важную роль играет также психологическая, морально - волевая и теоретическая подготовка спортсменов. Выработка всех необходимых качеств подобного плана проводиться во время тренировочных занятий.

Процесс тренировки требует огромных затрат физических и моральных сил. Поэтому каждый спортсмен должен готовиться преодолевать эти трудности, должен верить в свои силы для достижения высоких спортивных результатов. Психологическая морально-волевая и теоретическая подготовка должна проводиться на каждом занятии.

При проведении тренировок по якутским национальным прыжкам важное значение имеет использование приемов и видов легкой атлетики: прыжки в длину с разбега, тройной прыжок и бег на короткие дистанции.[12. с. 100]

1.3 Средства тренировки у прыгунов, специализирующихся по якутским национальным прыжкам

Главным средством тренировки служат различные физические упражнения. Их систематическое и целенаправленное выполнение обеспечивает физическое и функциональное совершенствование ответа и рост его спортивных достижений. Помимо основного упражнения прыгуны принимают большой арсенал других разнообразных упражнений. Обычно их принято классифицировать на общеразвивающие и специальные. Общеразвивающие упражнения предназначены в первую очередь для всестороннего физического развития прыгунов. К ним относятся разнообразные гимнастические упражнения, упражнения с тяжестями, спортивные игры и др.

К специальным упражнениям относят те, которые содержат элементы основного упражнения и направлены на совершенствование техники его выполнения или служат для повышения уровня физической и функциональной подготовки в избранном виде спорта. Специальные упражнения в свою очередь можно подразделить на две группы. К первой группе относятся упражнения, направленные преимущественно на развитие тех мышечных групп и их двигательных качеств, которые имеют наибольшее значение в том или ином виде прыжка. Ко второй группе - упражнения облегчающие обучение и совершенствование техники.

Такими упражнениями тренер постепенно подводит своего воспитанника от простого к сложному, от отдельных элементов спортивной техники к усвоению трех видов национальных прыжков в целом. Поэтому эти упражнения принято часто называть подводящими. [8, с. 41]

Подобное подразделение специальных упражнений является условным, но оно помогает более целеустремленно строить учебно-тренировочный процесс. Одно и то же упражнение может быть, в зависимости от целенаправленности его применения, и специальным и подводящим либо служит для развития двигательных качеств спортсмена. Например, такое упражнение, как перенос толчковой ноги с боку через барьер, может иметь различное назначение. При обучении техники и ее совершенствовании упражнение является подводящим и служит главным образом для овладения правильной структурой движения. В процессе дальнейшей тренировки это же упражнение, выполняемое с большим количеством повторений или с отягощением, используется для развития силы мышц и подвижностей тазобедренных суставов. При ином выполнении это же упражнение может служить и для развития быстроты.

Различные специальные упражнения, таким образом, многосторонне воздействуют на организм спортсмена, но в каждом отдельном случае они должны иметь определенную преимущественную направленность. Это и определяет различные особенности в выполнении того или иного упражнения и его место в учебно-тренировочном процессе.

На занятиях с начинающими прыгунами основное внимание должно уделяться разностороннему физическому развитию. Общий объем упражнений, направленных на решение данной задачи, достигает 50 процентов времени затрачиваемого на тренировку. [9, с. 14]

По мере роста спортивного мастерства физическая подготовка совершенствуется главным образом специальными упражнениями. Целесообразность применения какого-либо упражнения определяется, прежде всего, той пользой, которую оно может принести для роста спортивных достижений в избранном виде спорта. Для правильного подбора упражнений важное значение имеет определение рабочей фазы движения на основе анализа техники. Нередко, например, заглавное финальное разгибание ноги при отталкивании в прыжках, в занятия включает много силовых упражнений, сходный по структуре с заключительной фазой отталкивания. В то же время активное разгибание ноги при отталкивании является следствием мощной работы мышечных групп в предшествующей фазе. На развитие этих мышечных и должны быть направлены специальные упражнения. [17,с.31]

Существенное значение имеет и характер выполнения специальных упражнений. В ряде случаев важно достигнуть не только структурного сходства с основным упражнением, но и добиться совершенствования его динамических параметров, соответствия с ритмическим рисунком, акцентов наиболее важных фаз и т.д. Количество специальных упражнений и их дозировка на занятиях во многом определяются индивидуальными особенностями организма спортсмена, а также уровнем его технической подготовки. [4, с. 26]

Помимо главного средства тренировки - различных упражнений с ростом их объема и интенсивности - все большее значение приобретают средства направленные на восстановление работоспособности нервно-мышечного аппарата, основных органов и систем легкоатлета после выполнения высоких нагрузок. Такими средствами являются: парная баня (сауна), различные виды местного и общего массажа (ручной, вибрационный и подводный), электро- и светопроцедуры, барокамеры, локальные температурные воздействия и водные процедуры. [24,с.8]

Эффективность средств восстановления работоспособности во многом определяется предшествующей нагрузкой. В конце тренировочного, цикла или после большой по объему тренировки применяются главным образом средства общего воздействия: баня, контрастные ванны, общий массаж. Восстановление после нагрузок локального характера протекает успешнее при применении местного массажа, электропроцедур, баровоздействий. В период максимальных тренировочных нагрузок особенно необходимо комплексное применение восстановительных средств. [10, с. 14]

Положительные результаты в подготовке спортсменов были получены в результате применения аутогенной тренировки. Один из примеров такой тренировки, заключается в следующем: приняв позу, облегчающую расслаблению мускулатуры, спортсмен дает себе самоприказы, способствующие мышечному расслаблению.

В процессе аутогенной тренировки вырабатывается способность полного расслабления необходимых мышечных групп, что в свою очередь, ускоряет восстановление их работоспособности.

Необходимое внимание должно уделяться гигиеническим факторам, режиму питания, распорядку дня. Использование естественных средств природы и закаливания позволяют избежать простудных и инфекционных заболеваний, которые в ряде случаев приводят к длительным перерывам в тренировке. [10,с.71]

В деле достижения высоких спортивных результатов главный упор делается на разностороннюю физическую подготовку. Основным средством спортивной подготовки являются физические упражнения. Все упражнения должны быть направлены на развитие определенных физических качеств. Например, силы, быстроты, выносливости, координации и т.д. Причем каждому виду спорта свойственно доминирование определенных физических качеств: у прыгунов развиты скорость, сила, прыгучесть, у бегунов на короткие дистанции - быстрота, сила, скоростная выносливость и т.д. Физическая подготовка прыгунов делится на общую и специальную.

Общая физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, укрепление опорно-двигательного аппарата, улучшение подвижности в суставах и эластичности мышц, на улучшение таких качеств, как ловкость и координация движений, на развитие сердечнососудистой и дыхательной систем, повышение работоспособности и т.д.

Для решения этой задачи используются разнообразные общеразвивающие физические упражнения, выполняемые в различных положениях (стоя, сидя, лежа), на месте, в движении, с наклонами, поворотами, с предметом и без предмета, с партнером или группами и т.д.

Все эти упражнения могут быть как общего воздействия, так и направленного на развитие отдельных групп мышц. Наиболее типичными общеразвивающими упражнениями являются:

1. Наклоны головой вперед, назад, в стороны, повороты головой, круговые движения.

2. Движения руками стоя на месте или в ходьбе, рывки руками, круговые движения вперед, назад, попеременные рывки вверх и т.д.

3. Упражнения для туловища: повороты, вращения, наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения, вращение тазом и т.д.

4. Для мышц ног: размахивание ногами, вперед, назад, в стороны, приседания, прыжки из положения глубокого приседа вверх, прыжки в длину, с места и т.д.

5. Гимнастика коленного сустава: круговые движения коленами вправо, влево, движения коленами вперед, назад, движение голеностопным суставом влево, вправо и т.д.

6. Упражнения на растягивание: выпады вперед левой и правой ногой, выпады в стороны, влево, вправо.

7. Упражнения с различными гимнастическими снарядами.

8. Акробатические упражнения на матах.

9. Упражнения в парах, на сопротивление, на гибкость, на силу.

10. Упражнения со скакалкой, различные прыжки с вращением скакалки, упражнения на количество прыжков, на скорость, выносливость и т.д.

11. Упражнения на развитие силы (гантели, гири, штанга).

12. Упражнения в тренажерном зале с преимущественным уклоном на развитие отдельных групп мышц. [10, с. 56]

Перечень общеразвивающих упражнений очень широк и разнообразен. К ним еще относятся ходьба на лыжах, спортивные игры, волейбол, баскетбол, футбол, плавание, медленный бег на выносливость и т.д. Только при умелом использовании таких упражнений, хорошем их сочетании и дозировке можно добиться желаемых результатов.

Специальные физические упражнения применяются для развития физических качеств, необходимых для избранного вида прыжков.

Упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали характеру выполнения прыжков. Например, для прыжков "кылыы" следует больше давать упражнений, связанных со скачками подряд сначала на одной, затем на другой ноге. Для "ыстанга" - с прыжками попеременно с ноги на ногу, для "куобаха" - на двух ногах.[12, 74]

Методика применения специальных упражнений и их дозировка зависят от уровня физической и технической подготовленности прыгунов и должны быть строго индивидуальными в зависимости от их физического развития, состояния здоровья, способностей и возможностей. Специальная физическая подготовка прыгунов направлена преимущественно на развитие быстроты, прыгучести, силы, гибкости, координации, ловкости и овладение техникой прыжков.

При развитии силовых способностей пользуются упражнениями с повышенным сопротивлением -- силовыми упражнениями. В зависимости от природы сопротивления они подразделяются на три группы:

1. Упражнения с внешним сопротивлением.

2. Упражнения с преодолением веса собственного тела.

3. Изометрические упражнения.

К упражнениям с внешним сопротивлением относятся:

- упражнения с тяжестями (штангой, гантелями, набивными мячами, гирями), в том числе и на тренажерах, которые удобны своей универсальностью и избирательностью, упражнения с партнером;

- упражнения с сопротивлением упругих предметов (резиновых амортизаторов, жгутов, различных эспандеров, блочных устройств и т.п.);

- упражнения в преодолении сопротивления внешней среды -- бег в гору, по песку, снегу, воде, против ветра и т.п.

Упражнения с внешним сопротивлением являются одним из эффективных средств развития силы. Смело подбирая их, правильно дозируя нагрузку, можно развить абсолютно все мышечные группы и мышцы. При выборе упражнений следует знать, что эффект совершенствования силы связан с режимом работы мышц. Наибольший эффект в развитии способности мышц проявлять силу, можно достичь при уступающем и преодолевающем режимах.

Упражнения с преодолением веса собственного тела, применяют в тренировках людей различного возраста, пола, подготовленности и во всех формах занятий. Выделяют следующие их разновидности:

- гимнастические силовые упражнения, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, на брусьях и в висе, лазанье по канату, поднимание ног к перекладине и др.);

- легкоатлетические прыжковые упражнения (однократные и многократные прыжки на одной или двух ногах, прыжки через барьеры, прыжки в «глубину» с возвышения с последующим отталкиванием вверх);

- упражнения в преодолении препятствий.

Изометрические упражнения, как никакие другие, способствуют одновременному напряжению максимально возможного количества двигательных единиц работающих мышц. Они подразделяются на:

- упражнения в пассивном напряжении мышц (удержание груза на предплечьях рук, плечах, спине и т.п.);

- упражнения в активном напряжении мышц в течение определенного времени и определенной позе (выпрямление полусогнутых ног, упираясь плечами в закрепленную перекладину, попытка оторвать от пола штангу чрезмерного веса и др.). [10, с. 76]

1.4 Силовая подготовка прыгунов занимающихся якутскими национальными прыжками

Во всех видах спорта в последние годы большое внимание в тренировочном процессе уделяется развитию силы, ведется систематический контроль с использованием биомеханических комплексов. [16, с.216]

В процессе силовой подготовки школьников педагог должен решить задачи:

1. Гармонически развить все мышечные группы.

2. Научить школьников осуществлять основные виды силовых усилий (динамические, статические, преодолевающие, уступающие)

3. Развить способность учеников рационально пользоваться своей силой в различных условиях. [34, с. 23]

Итак, процессу методики силовой подготовки предшествует проникновение в двигательный механизм спортивного упражнения. Это привело в свое время к открытию, сформулированному в ставшем уже общепризнанно утверждении, что решение проблемы силовой подготовки должно исходить, прежде всего, из реального движения спортсмена и конкретного уровня его физической подготовленности. Оно дало возможность понять, как надо разрабатывать новые средства и что не всегда следует легко отказываться от того, что завоевано ценой кропотливого труда многих поколений энтузиастов в угоду чему-то новому, модному, но подчас не содержащему в себе ничего, кроме сенсации.

Таким образом, положение о необходимости подбора средств тренировки (в частности, для развития силы) исходя из двигательной специфики конкретного спортивного упражнения явилось одним из ценнейших завоеваний методической мысли в спорте. Это был поворот от оправдавшего себя в свое время, но быстро пережившего фазу прогрессивности, курса на общую физическую подготовку.[23,с.74]

Прежде чем говорить об эффективных методах развития взрывной силы и реактивной способности мышц, следует рассмотреть, как они совершенствуются в процессе применения традиционных методов скоростно-силовой подготовки.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.