на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Мотивационная обусловленность занятий массовой физической культурой среди учащейся молодежи
p align="left">Исследование ценностей в социальной психологии стали проводиться в 70-е годы и были направлены на изучение особенностей мотивации, регуляции социального поведения, социальное прогнозирование [24, 25, 45, 28].

Мотивационная структура личности образует «модель должного», образ поведения каждого конкретного человека. Ряд исследователей относят ее к одной из форм существования человеческих ценностей наряду с общественными идеалами и их предметным воплощением в деяниях или произведениях людей, как силу, побуждающую человека к этому воплощению [6, 9, 14].

Упрощенно схема взаимопереходов между формами существования ценностей выглядит так: общественные идеалы усваиваются личностью и начинают в качестве «моделей должного» побуждать ее активность, в процессе которой происходит предметное воплощение этих моделей; предметно воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формирования общественных идеалов и т.д. по бесконечной спирали [2, 4].

Ценности играют ведущую роль в выборе альтернативных способов действия [49]. А.Г. Здравомыслов классифицирует способы ценностно-смысловой ориентировки, выделяет их как важнейшие факторы, влияющие на выбор личности в значимых жизненных ситуациях. По его мнению, становление и формирование ценностно-смысловых образований происходит в основном в виде деятельности - в индивидуальном способе ценностно-смысловой ориентировки. С помощью этого способа в отдельных ориентировочных актах (выборе мотивов, целей, поступков) реализовываются личностные ценности, фиксируемые в притязаниях, мотивах, убеждениях.

Он выделяет три вида ценностно-смысловых ориентировок: ситуативный, конформный и мировоззренческий.

Мировоззренческий способ обеспечивает включение глубоких, смысло-жизненных ценностей в структуру внутреннего выбора.

Конформный способ затрудняет использование ценностей в актах внутреннего выбора, реализуя ценности, принятые окружающими даже если субъективно они не одобряются).

Ситуативный способ предполагает учет в актах внутреннего выбора признаков, задаваемых ситуацией. Здесь отчетливо проступает недостаточная готовность субъекта соотносить внешние признаки ситуации с личностными ценностями, система которых еще не сложилась (в ней слабо выражена иерархичность, упорядоченность, обобщенность) [12].

Таким образом, на формирование мотивационной структуры личности, как предметного воплощения его внутреннего выбора, непосредственно влияет система ценностей, а значит и то, на основе чего она формируется: мода, социальное научение, воспитание и т.д., т.е. тех ценностей, которые предлагает человеку общество [1, 29, 32].

Некоторые авторы различают собственно ценности и рефлексивные ценностные представления, присутствующие в сознании, которые не вполне соответствуют реально значимым ценностям [19, 22].

Ценности необходимо рассматривать как основу мотивов поведения. В человеке все едино, невозможно абсолютно развести чувства и мысли, волю и ценности [3].

Процесс образования ценностей можно представить следующим образом: у человека возникают потребности, в последствие преобразующиеся в интересы, мотивы, они образуют разветвленную мотивационную систему, которая затем «превращается» в ценности, которые в свою очередь влияют на дальнейшее формирование потребностей [16].

Они неразрывно связаны с жизненными целями личности и являются их интегративным показателем [7].

Физическая культура - особая область культуры, которая возникла и развивалась одновременно с общечеловеческой культурой и является ее органической частью. Она удовлетворяет социальным потребностям в общении, игре и развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально-активную, полезную деятельность.

Физическая культура является носителем ценностей и сферой образования жизненных ценностей с учетом специфики деятельности в этой сфере [67, 69, 58]. А также местом приложения таких жизненных ценностей как благополучие семьи, интересная жизнь, счастье, самоуважение и т.д. [41].

2.2 Мотивация в сфере физической культуры и спорта

Мотивация - процесс формирования и обоснования намерения что-либо сделать или не сделать.

Сформированное обоснование своего поступка, действия - мотив. Это внутреннее состояние личности, которое определяет и направляет ее действия в каждый момент времени.

Мотивация к физической активности - особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности [43].

Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом - это не одномоментный, а многоступенчатый процесс: от первых элементарных гигиенических знаний и навыков (в детском возрасте) до глубоких психофизиологических знаний теории и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом.

Мотивационно-ценностный компонент отражает активно-положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, волевых усилий, направленных на практическую и познавательную деятельность. Мотивация является главным компонентом для успешного выполнения любой деятельности, в том числе и физкультурно-спортивной [47].

Любой мотив является опредмеченной потребностью, возникает на ее основе.

59

Рис. 3. Структура мотивационной сферы человека [36]

В связи с этим необходимо детально рассмотреть основные потребности, вытекающие из мотивов к физической активности. Пуни рассматривает три группы подобных мотивов:

· Потребности в движении;

· Потребности в выполнении обязанностей учащегося;

· Потребности в выполнении спортивной деятельности. [42]

Крэтти обращается к классификации психогенных потребностей по Мюррею (см. приложение 1), которые могут отражаться в различных поведенческий моделях, характерных для спортивного контекста [30].

Сырвачева выделяет внутреннюю (активный интерес к занятиям физическими упражнениями) и внешнюю (по отношению к обучаемому) мотивацию деятельности, в том числе и физкультурно-спортивной.

Внешняя мотивация возникает при условии соответствия целей и мотивов возможностям занимающегося.

Внутренняя мотивация возникает при успешной реализации мотивов и целей, возникновении у обучаемых вдохновения, желания заниматься, интереса к самостоятельным занятиям, а также тогда, когда занимающийся испытывает удовлетворение от самого процесса, условий занятий (взаимоотношений) с педагогом, тренером, товарищами по группе.

Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом -- это не одномоментный, а многоступенчатый процесс: от первых элементарных гигиенических знаний и навыков (к детском возрасте) до глубоких психофизиологических знаний теории и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом.

Мотивационно-ценностный компонент отражает активно положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, волевых усилий, направленных на практическую и познавательную деятельность. Мотивация является главным компонентом для успешного выполнения любой деятельности, в том числе и физкультурно-спортивной.

Успешная реализация мотивов и целей вызывает у обучаемых вдохновение, желание заниматься, интерес к самостоятельным занятиям. Внутренняя мотивация возникает и тогда, когда занимающийся испытывает удовлетворение от самого процесса, условий занятий (взаимоотношения) с педагогом, тренером, товарищами по группе.

Однако внутренняя мотивация и интересы личности к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности зависят не только от теоретических знаний, двигательных умений и навыков, которыми можно овладеть в достаточном объеме, но и от многих биологических, антропометрических, психомоторных и психических особенностей личности, которые определены генетически и не поддаются воздействию.

Внешняя и внутренняя мотивация занятий физическими упражнениями существуют в единстве и особенное значение приобретают при организации самостоятельной физической тренировки. В данном случае, как правило, отсутствует воздействие внешних факторов (тренерские рекомендации и наставления, расписание занятий физической культурой и др.).

1. Укрепление здоровья и профилактика заболеваний. Наиболее сильной мотивацией самостоятельных занятий физическими упражнениями, безусловно, является возможность укрепления здоровья и профилактика заболеваний. Благотворное воздействие на организм физических упражнений известно очень давно и не вызывает сомнений, и в настоящее время его можно рассматривать по двум взаимосвязанным направлениям:

· формирование здорового образа жизни и уменьшение вероятности заболеваний, в том числе и профессиональных;

· лечебное воздействие физических упражнений при многих видах болезней.

2. Повышение работоспособности. Длительные психологические исследования поведения человека при выполнении работы показали, что снижение производительности труда происходит вследствие его монотонности, однообразия. Непрерывное выполнение умственной деятельности приводит к понижению процента восприятия информации, к большему числу профессиональных ошибок. Кратковременное выполнение специальных физических упражнений для мышц всего тела и зрительного аппарата значительное повышает эффективность релаксации, чем пассивный отдых.

Удовольствие от самого процесса занятий физическими упражнениями. В процессе занятий физическими упражнениями в организме человека происходят изменения деятельности всех систем, в первую очередь сердечнососудистой и дыхательной. Определенные виды физических упражнений являются незаменимым средством их разрядки и нейтрализации отрицательных эмоций. Удовольствие от тренировочной работы связано с выделением гормонов надпочечников -- адреналина и норадреналина.

3. Спортивная мотивация. Данный вид мотивации основывается на стремлении человека улучшить собственные спортивные достижения. Вся история человечества, процесс эволюции строились на духе соперничества, на соревновательном духе взаимоотношений. Стремление достичь определенного уровня, перегнать в своих спортивных достижениях соперника -- является одним из мощных регуляторов. Особенно это желание характерно для профессиональных спортсменов. Стремление быть лучшим среди себе подобных -- это мощнейшая мотивация для самостоятельных занятий физическими упражнениями.

4. Эстетическая мотивация. Суть эстетической мотивации заключается в следовании моде на здоровье, на красивое человеческое тело. Она довольно часто присутствует там, где занимаются аэробикой, атлетической гимнастикой, системой йога и др. Как правило, эстетическая мотивация не имеет долговременной направленности на конкретные направления и виды спорта. Приходит другая мода, и показатель эстетической направленности меняется. Но, когда эстетическая мотивация взаимодействует с модой на укрепление здоровья, красоту человеческого тела, она не исчезает и с изменением моды.

5. Стремление к общению. Самостоятельные занятия физическими упражнениями с группой подвижников, например, в клубах по интересам (оздоровительный бег, туризм, велоспорт), являлись одной из главных мотиваций в нашей стране более десятка лет назад и носили массовый характер. В настоящее время ситуация несколько изменилась, и эта мотивация не имеет столь действенного эффекта.

6. Стремление познать свой организм, свои возможности. Эта мотивация во многом близка к спортивной мотивации, но не полностью аналогична ей. Если спортивная мотивация -- это соперничество между спортсменами, то данный вид мотивации основан на желании победить себя, свою лень. Человек всегда стремился познать свой организм, свои возможности, а затем и улучшить их. Данная мотивация заключается в желании максимально использовать физические возможности своего организма, улучшить свое физическое состояние, повысить физическую подготовленность.

7. Мотивация творчества, воспитания и укрепления семьи. Следующая составляющая самостоятельных занятий физическими упражнениями представляет собой группу мотиваций. Физические упражнения дают практически неограниченные возможности для совершенствования в самых разных направлениях, в том числе и в укреплении семьи. Однако семья характерна тем, что её члены слишком различны по уровню развития вследствие большой разницы в годах. Занятия физическими упражнениями доступны для всех, начиная от детей и кончая людьми престарелого возраста -- конечно, при различных уровнях физической нагрузки. Именно поэтому они идеально подходят для общего интереса в семье. Они играют огромную роль в деле воспитания детей: фактически через них проходит передача жизненного опыта из поколения в поколение.

8. Случайные мотивации. К ним относятся все другие мотивации, имеющие узкую специфическую направленность. Во многом случайные мотивации являются производными от перечисленных ранее, часто они представляют собой комплексные «величины». Наиболее часто встречающейся случайной мотивацией заняться физическими упражнениями является желание сбросить лишний вес и похудеть.

Наряду с положительными, на физкультурной активности сказываются и «отрицательные» мотивации. Под отрицательными мотивами следует понимать мешающие факторы и определенные неудобства, осознанные личностью и препятствующие реализация определенных действий. Основными факторами являются: домашняя занятость, особенности характера, профессиональной деятельности, отсутствие компании для занятий, места занятий рядом с домом, плохое самочувствие и пр. [47]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.