p align="left">Следует отметить влияние на отношение к занятиям физической культурой также возрастных факторов и индивидуальных особенностей личности и других факторов. Так, по данным Селецкой, наиболее ответственно к посещению занятий относятся студенты первого и второго курсов. В течение года прослеживается динамика изменения посещаемости: в осеннем семестре студенты посещают занятия охотнее; в весеннем происходит спад физической активности, что возможно связано с повышением умственной нагрузки к концу года, авитаминозом или какими-либо субъективными причинами. Стоит отметить, что у студентов творческих специальностей наблюдается самая низкая посещаемость, у студентов, занимающихся точными предметами - заметно выше [44]. Студенты отмечают, что, идя на занятие по физической культуре, они не задумываются о значении двигательной активности для их здоровья, о возможности применения полученных знаний, двигательных умений и навыков в самостоятельных занятиях вне ВУЗа. Многие студенты не воспринимают физическое воспитание как учебную дисциплину, которая имеет свое научно-практическое содержание, понятия, принципы, закономерности, методы, правила и способы деятельности. Они не приобретают опыта ее творческого использования. Для многих студентов физическая культура ассоциируется с деятельностью чисто механического характера [13]. Для привлечения студентов на занятия стоит обратить внимание на их предпочтения в выборе форм занятий и их содержания. Опрос и анкетирование, проведенные Карасем, показали, что построение учебного процесса в рамках нормативного подхода, где важны чисто внешние показатели, а не сами занимающиеся, вызывает нежелание заниматься физическим воспитанием и непонимание сущности занятий. Девушки отметили, что в ВУЗе хотели бы приобрести навыки выполнения упражнений наиболее, на их взгляд, для них полезных: упражнений для коррекции веса, укрепления мышц спины, брюшного пресса, работы над проблемными зонами. В школьной программе для них особую трудность представляли отжимания, опорные прыжки, подтягивания, кроссы. Большинство студенток хотят поправить свое здоровье, научиться технике массажа, освоить комплексы упражнений для самостоятельного использования в дальнейшем, также девушки высказывали пожелание, чтобы преподаватель не опирался на строгие требования выполнения нормативов, уделяя больше внимания здоровью молодежи [26]. По данным опроса девушки отдают предпочтения упражнениям для укрепления осанки, на растяжку и тому подобное, хотели бы заниматься шейпингом, фитнесом, стрейчингом, атлетической гимнастикой. Юноши предпочитают восточные единоборства, спортивные игры, плавание. Главной причиной нежелания девушек заниматься в бассейне являются комплексы из-за фигуры и отсутствие плавательных принадлежностей [26, 50]. Среди причин, препятствующих заниматься физической культурой, (по данным Хроминой) студентами были названы [50]: Рис. 11. Причины, препятствующие заниматься физической культурой студентам Она предлагает привлечь учащуюся молодежь к физической культуре и спорту классическим методом, наличием в программе ВУЗов трех основных аспектов: · образовательного, который подразумевает сообщение задач, распределение отдельных заданий, привлечение учащихся к анализу и исправлению ошибок при выполнении движений; · воспитательного, предполагающего решение задач общего воспитания и развития физических качеств. Это общие требования к любой сфере педагогической деятельности, усиливающиеся тем, что в двигательной деятельности индивида личностные качества проявляются особенно ярко; · оздоровительного, характеризующегося постепенным возрастанием нагрузки, плотности урока и самоконтроля за ней [50]. Старчеков на основе сопоставления результатов проведенных им опросов делает вывод о том, что для привлечения студентов к занятиям физической культурой рассчитывать на осознанную потребность студентов в физическом самосовершенствовании не приходится. В связи с тем, что основной мотив у студентов - актуальный, прежде всего необходима своевременная аттестация. Через этот мотив также возможно приступить к формированию оздоровительных мотивов. Однако стоит осторожно подходить к оцениванию успеваемости. Студенты со слабой физической подготовленностью испытывают психологическое напряжение, которое выражается в пассивном отношении к занятиям, отчуждении от физической культуры вообще [46]. Барановская, прежде всего, указывает на отсутствие у учащейся молодежи специальных знаний о способах движений, физической нагрузке, особенностях воздействия определенных видов нагрузки на организм человека, которое тесно коррелирует с неумением планировать самостоятельные занятия физическими упражнениями и осуществлять самоконтроль в процессе их проведения. Физкультурные знания, по ее мнению, являются мощным средством педагогического воздействия на мотивационно-потребностную сферу студенчества. Знания составляют рациональную основу убеждения студентов, а общеобразовательная направленность занятий является способом воздействия на формирование у студентов потребности в занятиях физическими упражнениями в свободное время. Существует специфическая, убеждающая сторона знаний, которая обосновывает реальный личностный и социальный смысл занятий. Знания оказывают воздействие через такие компоненты мотивации, как убеждения и потребности, в совокупности с ними оно образует совместное когнитивно-мотивационное звено системы приобщения студенчества к занятиям физической культурой [8]. В процессе формирования потребности к занятиям она выделяет три фазы: 1. формирование знаний, применительно к конкретному явлению. Это вербальные знания, они не применяются в собственных занятиях, быстро исчезают; 2. формирование практических умений; 3. формирование культурной потребности. На данном этапе во многих учебных заведениях основное внимание уделяется не занятиям, а внешним количественным показателям уровня физической подготовленности, выполнению нормативов и требований, что ведет к образованию вредных мотивов, связанных с получением зачета (актуальных) [8]. Гаврилов и Гаврилова, опираясь на задачу воспитания у студентов сознательного отношения к сохранению и укреплению здоровья, разработали новые эффективные формы обучения в сфере физической культуры. К таким формам относятся проблемный, характеризующийся привлечением произвольного и непроизвольного внимания, постановкой учебной проблемы и вовлечением занимающихся в самостоятельный поиск и овладение практическими умениями, и поисковый методы. Применение поискового метода помогает превращению знаний в практические умения, необходимые для формирования потребности в физическом самосовершенствовании, и способствует формированию тех структур, которые составляют ядро самовоспитания [17]. Рабочая гипотеза. Предполагалось, что современная система физического воспитания в ВУЗе не удовлетворяет интересам и потребностям молодежи в сфере физической культуры, в связи с чем наблюдается весьма низкая мотивационная заинтересованность в занятиях. ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1 Задачи исследования Перед работой были поставлены следующие задачи: 1. изучить механизмы формирования мотивации, ее структуру и основные функции; 2. детально рассмотреть и проанализировать имеющиеся исследования, посвященные изучению мотивационной направленности студенческой молодежи в сфере физической культуры; 3. выявить основные проблемы, возникающие при формировании мотивации у студенческой молодежи и пути ее повышения; 4. выявить и проанализировать интересы и потребности в сфере физической культуры и спорта студентов неспортивной специализации. 2.3 Методы исследования Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: 1. анализ и обобщение научно-методической литературы по теме исследования; 2. социологическое исследование (анкетирование); 3. статистическая обработка полученных данных. Для изучения методической литературы использовать фонды библиотеки Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. Изучение научно-методической литературы позволило ответить на вопросы о природе мотивации, механизмах ее формирования, функциях, связи с потребностями и ценностными ориентациями личности, проблемах мотивации в спорте. Изучение работ, посвященных данному вопросу, дало представление о состоянии здоровья и самочувствия студенческой молодежи, о структуре мотивационной заинтересованности в сфере физической культуры, о причинах отказа от занятий, о пожеланиях и предпочтениях студентов. Данные, полученные в результате анкетирования, были обработаны статистическим методом определения показателей относительной доли. Он предполагает проведение анализа результатов исследования с целью определения процентного соотношения между частями и целым. Для расчета используется следующая формула: , где, - показатель относительной доли; m - число респондентов, выбравших тот или иной вариант ответа; n - количество выборки. Результаты проведенного исследования позволили изучить отношение студентов неспортивной специализации к занятиям физической культурой в ВУЗе и самостоятельно, оценить субъективное состояние здоровья студентов разных курсов, причины отказа от занятий, а также предпочтения и пожелания студентов в сфере физической культуры и спорта. 2.3 Организация исследования Исследование проводилось в четыре этапа: Первый этап исследования продолжался с апреля по май 2007 года. На этом этапе была сформулирована цель будущего исследования, поставлены задачи, определены методы. Второй этап: сентябрь 2007 - май 2008 года. На этом этапе был проведен анализ научно-методической литературы по теме исследования. Третий этап: сентябрь 2008 - февраль 2009 года. На этом этапе было проведено социологическое исследование. Исследование проводилось в форме прямого сплошного опроса (раздаточное анкетирование), генеральной совокупностью для которого были студенты специализации «экономика, спортивный менеджмент и физкультурно-оздоровительные технологии» СГАФКСиТ, было опрошено 54 студента I-VI курсов. Анкета (см. приложение 3) содержит 11 вопросов открытого типа и альтернативных, предполагалась возможность как одного, так и нескольких вариантов ответа. На четвертом этапе проводилась обработка полученных данных и оформление работы. ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ В анкетировании приняли участие 54 студента специализации «экономика, спортивный менеджмент и физкультурно-оздоровительные технологии» СГАФКСиТ. Из них 6 человек - студенты первого курса, 9 - второго, 7 - третьего, 19 - четвертого и 6 магистров, в том числе молодых людей - 28, девушек - 19. В процессе заполнения было испорчено 7 анкет. 51% респондентов проживают в общежитии, 40% живут дома, а 9% - снимают квартиру. Большинство студентов первого курса субъективно оценивают состояние своего здоровья как хорошее - 67%, остальные считают свое здоровье нормальным. Среди студентов второго курса картина обратная - 33% считают свое здоровье хорошим, остальные - нормальным. 14% третьекурсников оценили свое здоровье как плохое, 57% как нормальное и 29% как хорошее. На четвертом курсе по 32% приходится на ответы «нормальное» и «хорошее» и 36% оценивают состояние своего здоровья как отличное. Ответы магистрантов совпали с мнением студентов-первокурсников: 33% считают свое здоровье нормальным, 67% хорошим. Рис. 12. Субъективная оценка студентами состояния своего здоровья При этом заболеваемость за 2008 год, по данным медицинских карточек, имеет следующий вид: на первом курсе - 2,1 обращения в санитарную часть на студента, на втором курсе - 2,3 обращения, на третьем - 1,5, на четвертом - 3,5, в магистратуре - 0,7 обращения. Можно заметить, что данные изучения медицинских карт не соответствуют субъективной оценке респондентами своего здоровья. Это может быть связано с тем, что субъективная оценка проводится студентами на момент проведения опроса, а не в целом за календарный год, также с тем, что оценка здоровья проводится по критерию самочувствия, а не объективного наличия травм, болезней. Кроме того, большинство обращений поступает по поводу ОРЗ, которые носят временный характер, имеют место также обращения в связи с внеочередной диспансеризацией спортсменов. На вопрос «Имеете ли Вы вредные привычки?» отрицательно ответили 33% первокурсников, 67% второкурсников, 57% третьекурсников53% четверокурсников и 67% магистров. Остальные дали ответ «да, курю/выпиваю». На мой взгляд, возрастание отрицательных ответов по отношению к первому курсу связано с тем, что студенты начинают осознавать важность здорового образа жизни, больше узнают о значении отказа от вредных привычек. Следующим был задан вопрос о питании. Он предполагал возможность выбора нескольких вариантов ответа (или, возможно, ни одного). Полноценным свое питание назвали 34% респондентов, сбалансированным - 19%. Регулярно питаются 32%; 47% считают, что питаются рационально.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|